Семинар “Родовая йога”

Родовая йога

 

 

Сегодня у нас вторая лекция из цикла Родовой йоги. Это абсолютно необходимая тема для всех серьезно интересующихся йогой. Если вы когда-нибудь решите копнуть йогу по-настоящему, серьезно, не на уровне моды, не на уровне заигрывания с эзотерикой, не на уровне крайностей: то ли одна крайность – маргинализм, или сектантство, или еще что-то, то ли другая крайность – совершенно несерьезное, поверхностное отношение. Так вот, если вы серьезно решите изучать йогу, этой темы вам не миновать. Нет других путей, друзья, я на прошлом занятии касался этого – есть вещи базовые, фундаментальные, есть основа всего. Любое здание можете построить только лишь на фундаменте. Фундамента нет – все рушится. Фундамента этого не видно, но это не значит, что его нет. Родовая йога является как раз таким фундаментом для всех остальных йог.

 

 

 

Итак, продолжим. Мы остановились с вами на той теме, что было время, когда мы не знали слово «йога». Было время, когда мы вообще не могли осмысленно принять для себя решение, чем заняться, к чему стремиться, мы не ставили себе никаких целей, в том числе и самых высоких – достижение высших состояний в йоге, просветление, самадхи. Но мы были. И вот это понятие, что «мы были», является неким фоном или как раз этим фундаментом. А почему мы с вами были? Потому что мы и есть олицетворение жизни. Если есть жизнь, если есть наше проявление, если есть наше бытие, то можно говорить о йоге, можно говорить о целях, можно говорить о путях по достижению этих целей. Можно еще очень много чего говорить, с чем-то соглашаться или с чем-то не соглашаться, но главное – этот холст, на котором вы будете писать всю свою жизнь, все бытие. Если жизни нет, не о чем и говорить. И вот вне зависимости от того, в каком вы состоянии (сколько вам лет, во младенчестве вы или в зрелом возрасте) есть одна вещь, которая неотъемлемо присутствует – это ваше бытие. Есть что-то, что остается абсолютно одинаковым и в состоянии вашего младенчества, и в состоянии вашего зрелого возраста. Это останется в состоянии вашей старости, это будет с вами присутствовать, когда вы будете умирать, это останется, когда вы умрете, это потом появится в тот момент, когда вы вновь будете рождены. То есть основа, фундамент, нечто невыразимое. И если это есть – есть йога. Если этого нет, ни о какой йоге смысла нет говорить.

 

Попытайтесь прямо сейчас сделать мысленный эксперимент: постарайтесь вспомнить свое самое раннее детство. Вспомните какие-нибудь переживания из детства, вспомните игрушки, которыми вы играли. Может случится так, что в этот момент, когда вы играли в игрушки, вы не думали ни о какой йоге, вы вообще ни о чем не думали. Но в вас что-то было. И вот вы в сегодняшний день пришли, ваше состояние исчезло, вы уже тех игрушек не помните. Но нечто, что было с вами тогда, есть и сейчас. Это очень сложная концепция, это концепция жизни, это концепция того, чем вы являетесь на самом деле. Без нее дальше нельзя, без нее все повисает, все превращается в психотехники, в психотренинги, без нее все становится бездушным.

 

Итак, согласно учению йоги вообще, а Родовая йога заостряет на этом наше внимание, есть какие-то вещи, которые рано или поздно, даже не зная слово «йога», мы переоткрываем сами. Одна из таких вещей – это знание о том, что у вас было множество жизней до этого. То есть прежде, чем жить в сегодняшнем своем теле, у вас, по всей видимости, было огромное количество других тел. Это концепция перерождения. Обратите внимание, эта концепция совершенно не свойственна западному менталитету. Во всяком случае, для стран Запада последних полутора тысяч лет. Она была когда-то распространена на Западе, об этом нам говорят, в частности, такие учения, как учения пифагорейцев, которые также признавали эти моменты рождения, жизни, смерти, следующего воплощения.

 

На Востоке буквально все пронизано этой идеей, что есть рождение, есть жизнь, есть смерть, и за этой смертью идет рождение. Западный же человек несколько настороженно воспринимает эту идею. С одной стороны, западный человек вообще боится думать про такую категорию, как смерть, он старается лучше вообще лишний раз не затрагивать эту тему. С другой стороны, совершенно естественное влияние сложившихся мировоззренческих установок во многом обуславливают в том числе и наше представление о жизни, о самом себе. Так или иначе, когда западный человек слышит учение о реинкарнациях или о возможности родиться после очередной смерти, это вызывает у него удивление. Вспомните хотя бы знаменитую песню Владимира Высоцкого. Да и вообще достаточно часто приходится слышать, как западные люди даже несколько удивляются этой идее, многие из них считают этот факт очень даже положительным, несмотря на нашу науку, на наши прорывы в технологии, на наше могущество (людей в космос уже запускаем). Идея того, что человек живет несколько жизней, очень большим трудом пробивает себе дорогу в западном менталитете.

 

Если мы рассмотрим страны Востока, откуда пришла йога, то там даже самый необразованный крестьянин полностью придерживается этой идеи. Так, эта идея там пронизывает буквально все слои общества вне зависимости от образования, статуса, от каких-то других различиях во взглядах. Она кажется совершенно естественной и очевидной. Для нас на Западе это кажется чем-то интересным и привлекательным. Дело в том, что такая ситуация сложилась под многовековым влиянием высшего знания йоги. Там (на Востоке) оно считается самоочевидным, там оно не нуждается в доказательствах.

 

 Чтобы вы поняли несколько эмоционально, о чем я здесь говорю, приведу следующий пример. Еще совсем недавно считалось, что Земля плоская. И идея о том, что наша Земля шар, вызывала крайнее удивление у большого количества людей. Ведь действительно, куда мы ни посмотрим, все ровное, какой же это шар? И поэтому объяснить движение небесных светил на небе было чрезвычайно сложно – почему они именно таким образом двигаются, иногда уходят за горизонт с одной стороны, а появляются с другой стороны. Но вот прошло какое-то время, и эта идея, что наша Земля представляет из себя шар, постепенно проникла в умы. Как вы помните, первым практическим следствием из проникновения этой идеи в умы западных людей было открытие Америки. До этого никому бы и в голову не пришло плыть в прямо противоположную сторону от Индии, дабы попасть в Индию. Напомню, что Америку открыли случайно – искали Индию.

 

 Но как только эта идея дошла до осознания людей, она сразу стала самоочевидной, и любой ребенок, даже очень маленький, скажет вам, что как будто бы это так и было. Вот такая же ситуация происходит и с этой возможностью для нас рождаться и умирать. Сейчас пока эта идея кажется для нас фантастической. На Востоке она уже давно естественная. И как следствие от осознания этой идеи возникает много других вытекающих выводов и положений самого разного характера, в том числе и положения, а как же нужно проживать жизнь. Если одной жизнью ничего не ограничивается, если есть череда жизней, то горизонт или рамки нашего видения резко начинают расширяться.

 

 Но как вы помните, йога свято соблюдает принцип здравого смысла или, очень красивое высказывание, «экономии мысли». Мало ли каких идей нет, должны быть подтверждения этим идеям, или хотя бы те или иные методы, чтобы убедиться в правоте той или иной теории. И вот в отношении того, что мы с вами живем, умираем, еще раз рождаемся, опять живем, умираем и так далее, в йоге приводятся разные вспомогательные упражнения, дабы натолкнуть вас на эту мысль, если все-таки она для вас не самоочевидна.

 

 До тех пор, пока эта мысль не станет для вас такой же ясной, как божий день, ваше продвижение в йоге будет несколько заторможено. В йоге существует несколько методов, которые позволяют нам несколько приблизиться к осмыслению того факта, что мы жили до этого и будем жить, даже если умрем. И все основано на фундаментальной идее, основной идее йоги – на самопознании. Дело в том, что все знание находится в нас же самих. То есть знание о том, что мы проживали другие жизни, находится в Я каждого из нас. И это только лишь вопрос времени, когда мы сбросим покрывало с этого знания и оно предстанет перед нами в своей самоочевидности.

 

Некоторые упражнения в йоге позволяют быстрее сбросить это покрывало незнания. В частности, методы медитации, методы вичары, методы размышления, методы анализа. Все будут вас приводить к однозначному выводу, что вы рождались много раз. Вы можете с самых разных сторон подходить к этой проблеме. Например, вы можете, как мы сделали это на сегодняшней лекции, попытаться вспоминать свое детство и уходить тем самым все дальше, дальше. И рано или поздно вы мысленно дойдете до некой границы, когда для окружающих вас людей вас еще не было, вы не родились, а у вас внутри нет какого-то резкого скачка в вашем существовании, нет такого момента, когда вдруг что-то, что является фоном всей вашей жизни, исчезло бы. Ваши концепции с течением жизни менялись, ваше тело менялось, ваши ощущения менялись, ваши предпочтения менялись. Более того, ваша память менялась. В детстве мы меньше думаем о том, что такое память, во младенчестве это для нас что-то абстрактное. В более зрелом возрасте мы больше уделяем этому внимание. Но при самоисследовании вы обнаруживаете, что даже память опирается на некий фундаментальный пласт, или на некий фундаментальный фон, или на некую фундаментальную основу. И эта основа – ваше бытие.

 

И когда вы начинаете пытаться самоосознать, что же вы самоосознаете, вы абсолютно однозначно приходите к такому открытию – это и мысль, и ощущение, и логический вывод, и что угодно в одном флаконе. Это как некое интуитивное прозрение, которое даже глубже, чем мысль, глубже, чем эмоции, глубже, чем память, глубже, чем что бы то ни было. Или по-другому, это как раз и есть тот некий источник того, что вы есть. И для вас станет это все совершенно очевидно.

 

Вы можете пойти другим путем – вы можете исследовать окружающую вас жизнь, исследовать те или иные явления, которые с вами происходят. И рано или поздно, пользуясь своей способностью интеллекта, вы, как ученые, еще раз переоткроете второй принцип йоги или некий принцип логичности, что у каждого следствия была своя причина. Вы научитесь детальнейшим образом понимать, почему вы сейчас в том или ином состоянии, или почему с вами происходят те или иные вещи, а не какие-то другие, исходя из анализа предпосылок. И вы на своей жизни начнете понимать фундаментальность закона причины и следствия, он же закон кармы – что посеешь, то и пожнешь. 

 

И в то же самое время, вы вдруг начнете в себе обнаруживать какие-то моменты, которые вы в принципе не сможете объяснить впечатлениями, поступками или действиями, которые вы сделали в этой жизни, о которых вы помните или помнят ваши родные, близкие, когда вы были во младенчестве. Вы вдруг обнаружите в себе какой-то пласт, как будто бы он был привнесен откуда-то. Как правило, он проявляется в неких неосознанных движениях или некоторых неосознанных симпатиях или антипатиях, притяжениях или отталкиваниях. Что-то вам интересно, что-то вызывает отвращение, к чему-то вы тянетесь, а к чему-то безразличны. 

 

И обладая совершенно отточенным разумом, как предписывает йога, вы вдруг начинаете анализировать эти факты. И делая аналогичную ретроспективу тех причин, которые могли бы послужить следствием этих ваших необъяснимых эмоций, предпочтений, ваш разум придет к этой гипотезе или догадке о предыдущих жизнях. Вы можете подходить к анализу совершенно с другой стороны – чисто эмоционально. Скажем, получая удар от жизни, вы начинаете себя спрашивать: «За что?» Или наоборот, вы видите, как в окружающем вас мире какие-то люди делают неблаговидные поступки, но умирают в почете и уважении. Другие же люди, несмотря на все попытки сделать что-то хорошее, все равно не признаются современниками. И рано или поздно вы будете спрашивать себя: «А есть ли справедливость в этом мире? Есть ли какой-то закон справедливости для всех, или же его, может быть, нет, или стоит уподобляться всем преступным криминалам или другим представителям рода людского, которые живут сегодняшним днем, не заботясь ни о ком, причиняют вокруг себя массу страданий?»

 

Это будут для вас мучительные вопросы. Вы работаете с утра до ночи, получаете свою зарплату, как вам кажется, маленькую. Вы включаете телевизор, и вам показывают людей вальяжных, иногда даже наглых, развязных, которые купаются в роскоши и вообще не знают, что такое работа. Безусловно, у вас начинают возникать самые естественные эмоции. Вы не можете понять, почему кто-то хапнул и радуется, а вы не можете себе заработать на самое необходимое. Этот вопрос, как раскаленный гвоздь, будет у вас торчать в вашем мозгу и не давать вам успокоиться потому, что все лишается смысла. Кто-то ничего не делает и получает все, кто-то работает и ничего не получает. И вы будете (даже если не будете хотеть этого делать) лихорадочно осмыслять, почему такое положение вещей, почему расходятся такие моменты. И ответить на этот вопрос вы не сможете никаким образом, кроме одного: если вы не придете к идее, что рассматривать нужно не одну жизнь, а несколько жизней, череду жизней. Что закон справедливости абсолютно выполняется. Только иногда для его реализации нужно более продолжительное время.

 

И так я могу перечислять эти методы очень долго, их сколько угодно, они буквально пронизывают всю йогу: чем бы вы не начали заниматься (хатха йогой, медитацией, пранаямой), вы рано или поздно будете сталкиваться с какими-то моментами, с какими-то вопросами, на которые вам придется отвечать. Вы просто будете неудовлетворены, вся ваша жизнь потеряет смысл. И она заставит ваш разум над этим задумываться, и вы рано или поздно подойдете к этому выводу.

 

 Более того, как только вы придете к этому выводу, все станет на свои места. А как только это все станет на свои места, вы измените взгляд на жизнь и стратегию своего личного поведения. Мы сейчас смотрим на олигархов, которые, как нам кажется, сказочно обогатились буквально за несколько лет. Как мы понимаем, заработать миллиарды долларов за несколько лет невозможно, если человек не супермен какой-нибудь, не гений, не величайший провидец или первой величины ум финансовый или в области управления. Мы видим, что люди эти разные, но ничего ни в теоретическом плане, ни в практическом они из себя не представляют. «Откуда, – вы начинаете себя спрашивать, – у них все эти деньги? Почему они по городу Москве разъезжают на дорогих автомобилях? Почему они во власти? Почему они иногда выглядят, как откровенный криминал, и при этом правоохранительные органы отвешивают им поклон?»

 

И безусловно, у вас возникает чувство зависти, с одной стороны. С другой стороны, желание также приобщиться к этой кормушке. И как следствие, у вас напрочь отпадает желание честно работать. Зачем мне честно работать в стране, где все воруют, и где честно человек ничего заработать не может. И вот мы начинаем жить по такой схеме, гнаться за этими дурными примерами, и в результате жизнь наша становится все хуже и хуже. Почему? Потому что мы пока еще не дошли до этой идеи, что за все придется расплачиваться всем. Мы под влиянием неправильных идей начинаем неправильные шаги в жизни делать. Мы увольняемся с работы, мы тунеядствуем, мы думаем, как бы нам что-нибудь выхитрить или кого-то обмануть.

 

Я помню, у меня был ученик в славные 90-е годы, когда все на курсы бухгалтеров пошли учиться, и он пошел. Его поражало, что основной идеей у будущих бухгалтеров было не изучить бухучет, а найти лазейку, как бы там какую-то схему провернуть, как это красивым словом называется на Западе. То есть у них, практически у всех без исключения, мозги были заточены в совершенно ином направлении. Эти люди уже наперед видят свою жизнь как попытку приобщиться к этой халяве. Но кармическая ситуация у них самая разная, не позволяет им судьба что-то украсть. И вот они, вместо того чтобы честно работать и хоть что-то себе заработать, глядя на этот дурной пример, перестают что-либо делать, и в результате еще больше ухудшают свое положение.

 

Любой анализ так или иначе приведет вас к тому, что вы начнете сперва смутно, затем все более и более осознанно подходить к этой идее, что вы уже до этого жили много раз и, вероятно, будете жить еще много раз и после. Это сначала неявно, потом все более и более отчетливо, но это знание заложено в нас самих. Поэтому вопрос реинкарнации или вопрос того, что мы живем много жизней, в некотором смысле даже оторван от культур Востока, от учения йоги. Он является такой вещью, которая в общем-то нейтральна и которую вы можете переоткрыть, это знание заложено в вас. Теперь возникает вопрос: а почему же возникли такие предпосылки, что в странах Запада не распространено это общее положение, что мы живем несколько жизней?

 

Ответ состоит из многих составляющих. Это, безусловно, очень скоротечная жизнь – продолжительность жизни маленькая, Европа – это вечные войны. Еще несколько столетий назад возраст 40 лет был возрастом старика. Возраст 16 лет – это возраст расцвета сил, 20 лет – это уже бывалый человек, и это было совсем недавно. Быстрая жизнь в этих суровых условиях не позволяла отдавать себе отчет в происходящем.

 

 Кроме того, некоторые положения религий. Хотя йога полностью дистанцируется от религий, и любой человек вне зависимости от того, придерживается ли он каких-то религиозных взглядов или полностью свободен от них (атеист), может заниматься йогой, и йога очень уважительно относится к другим религиям, но все-таки йога старается дистанцироваться от них. Религии – это личное дело каждого человека. Но раз уж мы заговорили об этом, здесь несколько слов об этом сказать можно. В доминирующих на сегодняшний момент религиях (иногда они называются авраамические: иудаизм, христианство, ислам) вы не встретите в явном виде положения о перерождении. Есть моменты в священных писаниях любой из этих религий, где косвенно создается впечатление, что пытались сказать именно эту мысль. Но религии – это всегда дело тонкое, и интерпретировать эти места могут безусловно лишь представители самих этих религий, но никак никто извне. И йога никогда не будет выступать в такой роли интерпретатора, открывать глаза истины верующим людям. Йога чрезвычайно уважительна к верующим людям. Йога считает, что самая большая глупость – это ставить под сомнение веру других людей вне зависимости, нравится ли она вам или не нравится, считаете ли вы ее оптимальной или не оптимальной. Но это другой разговор.

 

Итак, в этих религиях мы не встретим прямого упоминания о наличии реинкарнаций, хотя к фундаментальным основам этих религий это не имеет отношения, так как это не является для таких религий каким-то вызывающим краеугольным камнем. Эти религии построены на более фундаментальных, более гуманистических общечеловеческих принципах, которые работают и без этого знания. И это ключевое положение. Дело в том, что любая религия претендовала на то, чтобы дать человеку высшее состояние в течение одной жизни. Поэтому не было смысла в этих религиях вдаваться в эти философствования в отношении рождений и смертей. Считалось, что если ты придерживался тех методов внутри каждой из религий, то можно за одну жизнь достичь очень большого состояния. Вероятно, так оно и было в момент, когда эти религии древности распространялись. Но ситуация всегда была очень сложная. И может быть, если в ранние века все достигали высшего состояния, то уже в более поздние времена так жили, вероятно, далеко не все. А вот эта установка косвенно начала распространяться и стала доминирующей по умолчанию. То есть ничего не сказано, значит, этого нет.

 

 Еще раз хочу подчеркнуть, никакого противоречия с религиями у йоги нет. Йога не является религией совершенно. Это наука самопознания, йога очень уважительно относится к религии и дистанцируется от нее. Но все равно очень часто люди разных вероисповеданий спрашивают: «Ну, а как же мне быть? Вот йога мне нравится, какие-то вещи дает. А вот я придерживаюсь такого-то, такого-то религиозного принципа. Как мне свою чистую совесть соединить с какими-то действиями, которые якобы не подходят под это определение?». Если вы более глубинно начнете разбираться в основах религий, а не в той части любой религии, которая закономерно иногда вызывает протест. Вы наверняка помните, какие протесты были в истории практически всех религий. А если вы возьмете основу любой религии, ее движущую силу – никакого противоречия с высшими фундаментальными принципами самопознания йоги нет.

 

Но можно иногда встретить и какого-нибудь фанатика с горящими глазами, который ничего не хочет слушать, у которого два мнения – его и неправильное. Он может быть один на многих людей, которым открылось что-то высшее. Но поскольку их характер или интеллект не достигли такого уровня, чтобы проявлять терпимость, толерантность или больше раскрыть кругозор, они начинают воевать со всеми, как говорят, «кто против них». То есть любой ценой стремятся обратить в свою религию или свое учение остальных. Безусловно, с такими людьми не о чем говорить не только представителю другой религии (что его «Я» более высшее или низшее), но иной раз очень тяжело что-либо обсуждать, так как у человека есть какая-то жесткая предустановка.

 

Есть еще другая крайность, которая пошла сейчас на волне такого расцвета религий в большой прослойке людей, в том числе и интеллигенции, – абсолютное отторжение. Сейчас это идет с навязыванием. Если брать еще нашу страну в советские годы – вообще не было религии, то сейчас она начинает навязываться. И часто наблюдается тотальное отторжение, просто неприятие очень большого количества людей. И это тоже крайность. Особенно если вы занимаетесь йогой. Перекосы разные бывают, вы должны быть свободны от крайностей. Если вам нравится религия, найдите первоисточник этой силы. Если вам что-то не нравится, какое вы имеете право кого-то обвинять? Оставьте этих людей в покое.

 

 К сожалению, влияние традиционных для Запада религий, где ничего не сказано про перевоплощение, заложило некую основу, которая по умолчанию вертится, и ее бояться трогать. Аналогичная ситуация, если мы будем рассматривать историю западной цивилизации, когда-то была с учением Аристотеля. Дело в том, что на заре учение Аристотеля воспринималось многими религиозными кругами как еретическое. А затем, наоборот, было вплетено в миросозерцание тех или иных религиозных мыслителей.И на какой-то определенный период времени это был очень прогрессивный взгляд на мир. Действительно, Аристотель – это наследие Древней Греции. Вы помните, что Аристотель был учителем Александра Македонского.

 

Но затем учение Аристотеля сыграло очень дурную шутку опять же с представителями религий. Взгляды Аристотеля пришли в явное противоречие с его величеством опытом, то есть теория может быть какая угодно, а вы делаете опыт и не подтверждаете. Аристотель говорил, что траектория полета камня должна быть такая. Вы можете не вникать в теорию камня, вы берете камень, кидаете и видите, что она другая. Но оно было как бы канонизировано. И получилось, что оно очень дурную службу сыграло для многих религий. Вы помните, что масса людей была убита, уничтожена. Сейчас это звучит как дикость, но в свое время был сожжен заживо Джордано Бруно. Величайшего основоположника западной цивилизации Галилея заставили отречься от своих взглядов. Это тоже очень болезненная философская дилемма. Стоит ли ученому человеку до последнего отстаивать свои взгляды или не стоит воевать с ветряными мельницами и притворяться, что он такой же, как и все.

 

 По этому поводу были очень интересные диспуты, в которых участвовали Эйнштейн, Бор. Точка зрения Эйнштейна была такова, что достаточно просто дать знание людям, оно все равно рано или поздно станет очевидным. И эти люди, которые пытаются сопротивляться этому знанию, обречены. Другие говорят: «Нет, нужно во что бы то ни стало, даже рискуя жизнью, отстаивать свое знание, дабы оно как можно быстрее проникло в массы людей». И вот этот спор, как себя должен вести ученый или вообще йог или йогиня, открыт до сих пор. Это очень сложная тема.

 

Так вот, на разных этапах канонизация тех или иных взглядов, иногда случайно принятых, и их какая-то консервация и закостенелость безусловно проникает в общественное сознание и до определенной степени формирует менталитет со всеми положительными моментами и со всеми отрицательными моментами. Положительный момент, что западный человек, действительно, больше рассчитывает на свою текущую жизнь. Недаром такая поговорка среди западных людей, что живем один раз, что нужно себе всего по максимуму достичь, это как призыв к активной позиции в жизни. И это сыграло очень положительную роль в развитии науки, предпринимательства, вообще всего. В то время как у этой концепции многих жизней бывает и негативный аспект, который мы видим на Востоке. Скажем, концепция множества жизней приводит иногда людей неразобравшихся к некой пассивности. То есть, если моя сегодняшняя жизнь определяется прошлой, а будущая сегодняшней, то куда торопиться? И в результате эта пассивность заставляет человека больше проигрывать. Там, где нужно активно шевелиться, он уж слишком благостен.

 

Но вернемся мы опять к основной ветке наших размышлений. Итак, знание о том, что мы проживаем множество жизней, на самом деле заложено в нас. И рано или поздно каждый из нас может его переоткрыть, даже если не занимается йогой и не интересуется йогой. Кстати сказать, в странах Востока – это общее положение иногда для самых противоречивых религиозных или философских воззрений. В Индии, скажем, учение буддизма Нагараджуны на дух не переносит какие-нибудь моменты брахманизма. Правоверный брахман просто видеть не может буддиста, ему просто плохо становится в плане идейных расхождений. Не в плане ненависти человеческой – как раз в этом отношении в Индии все в порядке – а вот в плане непринятия идей. Некоторые представители других течений противопоставляют себя и первым, и другим. И вообще Индия, как еще иногда называется, это страна 300 миллионов богов или, по-другому, 300 миллионов религий и учений самых разных. Иногда абсолютно маргинальных в своих крайностях и противоречивых по сравнению друг с другом. Но вот интересная вещь: момент, что мы живем много жизней, умирая и рождаясь, в равной мере присутствует и в буддизме, и в брахманизме, и в еще огромном количестве других ортодоксальных, полуортодоксальных учений. Только лишь по той простой причине, что это некая данность, которая все равно доходит до каждого точно так же, как и идея о том, что земля круглая.

 

 Кстати сказать, я тут прочитал, кто впервые измерил диаметр Земли. До нас дошли сведения, что впервые это сделали греки. Один греческий философ обратил внимание, что в полдень в одно и то же время в разных городах солнечный свет, который наблюдается над глубоким колодцем, по-разному себя ведет. Если в одном городе строго над колодцем, то в другом городе – под углом 15 градусов. И, казалось бы, ну и что из этого такого? А очень просто. Если вы знаете расстояние между этими городами (а это можно было сделать и в Древней Греции), и самое главное, у вас есть идея о том, что Земля – это шар, то, соответственно, 15 градусов расхождения в солнечных лучах, которые идут параллельно, говорят о градусе разницы в отношении земного шара. Это два радиуса, между которыми 15 градусов. И таким образом был прокалькулирован радиус и диаметр Земли. Так вот он с точностью совпадает с самыми хорошими измерениями при помощи современных спутников, навигации.

 

Но разница, безусловно, есть. Вы знаете, что наша Земля не шар, а несколько сплюснутый шар, поэтому там есть кое-какая погрешность. Но это измерение с точностью попало вовнутрь этой погрешности. Греки с помощью примитивнейших инструментов достигли такого высочайшего знания, как диаметр земного шара, соответственно, и протяженность экватора или окружности по Земле, если они обладают правильным знанием. Та же самая аналогия и здесь. Если вы обладаете правильным знанием о том, что, рождаясь, вы вновь умираете, а умирая, вы вновь рождаетесь, то даже самые подручные вещи или подручные моменты позволяют вам вырабатывать правильную стратегию в жизни, получать правильный результат и, как следствие, доминировать – то есть все очень честно.

 

 Идем дальше. Итак, мы с вами рождаемся и умираем. И рано или поздно возникает вопрос: а собственно говоря, что рождается и что умирает? И тут мы вплотную подходим к концепции нашего Я, на санскрите это звучит как «Атма». Что именно Атма рождается и умирает. Но понятие Атмы – это слишком большое понятие, слишком абстрактное. И прежде чем к нему прийти, философская мысль йога или йогини, даже если он живет в одиночестве и пытается переоткрыть йогу, проходит некую промежуточную стадию. Итак, из жизни в жизнь единым остается только то, что называется в йоге «проявления» или «прана». Это что-то такое, что, с одной стороны, позволяет нам воспринимать, с другой стороны, позволяет нам влиять на то, что мы воспринимали. Получается некая универсальная вещь, которая присутствует и в ребенке, и во взрослом, и в старике, и в момент смерти, и в момент рождения. Или, по-другому, человек приходит к тому, что есть его проявление и что именно оно скользит из одного тела в другое, именно оно заставляет тело младенца развиваться в тело зрелого человека. Именно оно является воплощением того, что мы называем «жизнью». Или по-другому, как сказано в древних текстах, дыхание жизни. На санскрите это называется «прана».

 

И в своем самопознании йог или йогиня обнаруживает, что то, что переходит сквозь жизнь или жизни, является неким источником праны. И если прана, этот источник, бьет очень хорошо, то мы сильны, мы жизнерадостны, мы проявляемся. Если с источником этой праны вдруг по какой-то причине что-то не так, то наступают болезни, старость, смерть. Но вот очень интересная особенность у этой праны. Она предстает то как Сознание, то как Энергия. Или по-другому, в младенчестве наша прана больше в состоянии Энергии, мы больше поглощены ощущениями, мы больше поглощены тем, что воспринимают наши органы чувств. Но там же присутствует и наблюдатель – Сознание. Затем же, по мере нашего взросления, та же самая прана, с которой мы родились, начинает больше смещаться в сторону Сознания, и мы больше забываем об Энергии, мы забываем об ощущениях.

 

По сути дела, в этом разница между восприятием жизни для вас, когда вы были маленькими детьми во младенчестве, и тем восприятием жизни, которое вы наблюдаете сейчас, сидя в этом зале. Вы ушли больше в Сознание. Была единая прана, единое ваше проявление или единое проявление жизни, которое в детстве было больше в сторону ощущения Энергии, в зрелости – больше Сознания, а потом, когда вы начинаете стареть, опять начинает возвращаться из Сознания в Энергию, в ощущения, в эмоции. И вот это то, о чем мы говорили с вами на предыдущей лекции. Есть некое цикличное перетекание нашего единого проявления, или этой единой первопричины, или этого единого холста той фундаментальной основы, на котором все остальное есть. И если, грубо говоря, вы проявляетесь через прану или вы живете, только в этом случае имеет смысл говорить о йоге. А если нет, то и говорить не о чем.

 

Теперь основная тема сегодняшней лекции, ее акцент. Мы рано или поздно вырастаем, и вдруг кого-то из нас начинает тянуть к йоге. Некоторых – начиная с самого раннего детства, кто-то приходит в более зрелом возрасте, кто-то приходит к старости. Очень удивительно, когда люди к этому чувствуют тягу в самом раннем детстве. Ведь не было, может быть, никаких оснований для этого. Это, возможно, является подтверждением того, что в предыдущих жизнях человек чем-то подобным интересовался. Поэтому в этой жизни у него все быстрее идет.

 

Кто-то наоборот, проживая долгую и трудную жизнь, приходит к важности науки самопознания. Это бывает по-разному, но так или иначе, человек рано или поздно начинает интересоваться йогой как системой самопознания. И дальше он начинает интересоваться теми наработками или теми знаниями, которые достались или дошли до нас с древности, и рано или поздно приходит к учению йоги, к системе самопознания, где йоги и йогини древности говорят, что на самом деле цель йоги – это раскрыть тот потенциал, который заложен в каждом из нас. С помощью самопознания познать свое Высшее Я, обрести высшую свободу, достичь высшего состояния экстаза, могущества и сверхмогущества, которое называется «самадхи».

 

И это наследие древних. Мы, собственно говоря, не знаем, как они этого достигли и справедливо они нам говорят или нет. Но они нам указали цель, к которой следует стремиться. Почему? Потому что сами они уже этот путь прошли, достигли этой высочайшей цели, и уже, по всей видимости, перешли в какое-то иное бытие. В том плане, что они не исчезли. Очень сложно сказать, что с ними произошло, но после себя они оставили путь, по которому и нам предлагают пройти. 

 

И йоги и йогини древности говорят, что эта цель на самом деле невыразимая. Это всего лишь слова: «самадхи», «высшая свобода», «достижение высшего счастья», «достижение высшего экстаза». На самом деле, когда вы будете это переживать, вы поймете, что слов для описания этого нет, это выше, чем слова. И все слова – это всего лишь блеклая тень тех состояний. Но вам нужен какой-то маяк. И вам этот маяк дается в виде слов, в виде поучений, в виде этого импульса мыслей. А в дальнейшем вас призывают идти по этому пути. И вот вы начинаете по этому пути идти и замечаете, что идете по этому пути не так быстро, как бы хотелось, медленно идете, как вам иногда кажется. И будучи людьми интересующимися йогой, крайне самокритично относящиеся ко всему происходящему, вы понимаете, что не знаете, сколько жизней подряд вы шли, может быть, в прямо противоположную сторону. Поэтому вы не знаете, как быстро вы дойдете до желанной цели. Это может случиться в течение одной жизни, но может случиться и в течение нескольких жизней.

 

И вот тут рано или поздно каждому йогу или йогине приходит мысль, что путь может растянуться на несколько жизней. Собственно говоря, с этого и начинается один из краеугольных моментов Родовой йоги. Если вы понимаете, что за эту жизнь вы не успеете, что это дорога, которую, может быть, придется идти очень много жизней подряд, поэтому вы свою стратегию движения выстраиваете так, что мало того, чтобы сделать максимум от себя зависящего в этой жизни, но также обеспечить себе достойное рождение в следующей жизни. Вы можете заниматься йогой и не думать о следующем рождении. Но тогда, когда вы умрете, где гарантия, что вы родитесь в подходящем месте, в подходящей семье, а и вообще в теле человека? Поэтому разумнее позаботиться об этом уже сегодня. Тогда вы видите путь намного больше, и он становится безопаснее. Если же вы не думаете об этом, это риск, нарушение второго принципа йоги – вы пренебрегаете совершенно очевидным здравым смыслом. Не достиг просветления в одной жизни – вынужден родиться снова.

 

Следующее очень важное положение – это поиск единомышленников, которые бы помогали вам, когда вы умрете. Если этот механизм или цепочка будут выстроены, вы точно знаете, что умираете в окружении людей, занимающихся йогой, и когда вы родитесь, то, безусловно, вас будут ждать с распростертыми объятиями. Предоставят вам тело, чтобы вы родились, и вы попадете сразу же в дружественную обстановку, и этот путь ускоряется. И вам потребуются не миллиарды и миллиарды жизней, а меньшее количество. Вы не будете тратить время зря. Вы сократите до минимума все превратности своего будущего рождения, насколько вы только сможете. Это предельная логика. И вы должны сами подумать о том, чтобы кому-то дать рождение. Вот как только формируется такое общество людей, практикующих духовное знание, где одни люди могут всегда подарить рождение другим, а другие – им же, возникают вот эти, если угодно, всплески просветления. Древность сохранила до нас скупые свидетельства о таких местах. Но они были в истории человечества. И все то знание, включая Родовую йогу, которую я вам излагаю, это наследие тех групп людей, которые так образовались. Они совместно шли, несколько жизней меняясь таким образом. Учителя приходили к ученикам, как их дети. Ученики – к Учителям, как их родители. И вот они менялись друг с другом.

 

Потом эти общества накапливали некую критическую массу членов этого общества, стоящем на очень высоком уровне. И затем вдруг возникала возможность резко ускорить духовное развитие для каждого члена общества вне зависимости от его предыдущей кармы, от всего остального. Главное, что он поддерживал эту команду. И вдруг такая масса людей мгновенно распространяется, знаете, как волна просветления, и они уходят из этого мира. Кто-то остается, небольшая часть их окружающих все-таки остается: родственники, родные и близкие, которые не так уж были близки к ним, и они продолжают нести это знание дальше. И вот те, кто остается, как правило, являются основателями новых этносов. Это те, кто породил народы. Если вы начнете интересоваться этой темой, вы узнаете, что у каждого народа был толчок перед тем, как он образовался. Но наиболее интересны те древние толчки, о которых мы даже не знаем. И вот в среде этих народов, во-первых, осталось знание от тех людей, которые воспользовались этим методом и ушли. Во-вторых, это очень духовные образования, и в них сохраняется традиция.

 

Такие вспышки случались в истории человечества достаточно часто. Самая последняя, насколько мы можем судить в хронологическом порядке, хорошо описана в тантрическом буддизме под именем страны Одья. Это тоже спорная тема, но говорят, что территориально она была, как ни странно, в районе Афганистана, Таджикистана или Пакистана, так называемая страна Дакинь. Почему я об этом говорю? В Тибете сохранились тексты об этом, и влияние последующих событий на них было оказано не столь сильно за последние лет 700. Поэтому мы об этом можем судить даже со стороны Тибета. И, скажем, в одном трактате сказано, что там был народ, а потом в один день все растворились в радуге. И после этого идет толчок.

 

Собственно говоря, традиция тантрического буддизма, а по сути дела, это йога Тибета, она так или иначе восходит к гуру Падмасабхаве, который как раз и пришел из этого места. То есть был всплеск, была масса йогов и йогинь, они достигли некой критической массы, мгновенно все достигли просветления и ушли, оставив нам планету, кроме того, оставив очаги знания.

 

Это была одна из многих вспышек, которую мы наблюдаем до этого в истории человечества. Самая древняя, о которой нам следует упомянуть, вероятно, была связана с самым первым всплеском, в результате которого родились так называемые ведические знания, или Веды. Но это другой цикл лекций.

 

 

 

Поделиться Тантра Йогой:

Добавить комментарий