Родовая йога

Родовая йога

Мы продолжаем знакомиться с Родовой йогой. Давайте еще раз подытожим основные мысли. Физические тела людей, несмотря на различия по принципу рас или национальности, совершенны. Потенциал проявиться через тело у любого человека в духовном плане гигантский.

Беда заключается в следующем: исторически так сложилось, что те или иные представители народов, рас или национальностей пользуются возможностью этих тел узконаправленно. Кто-то в большей степени в сторону физических проявлений, кто-то в большей степени в сторону обострения тех или иных чувств.

Европейцы пошли по пути задействования интеллекта. Совсем не многие пошли по пути использования человеческих тел для своего духовного развития. Поэтому мы видим такую, так сказать, несколько разношерстную картину. Но сам факт наличия человеческого тела – это уже само по себе доказательство пользования этим подарком Учителей и Учительниц человечества очень, очень древних времен.

Несмотря на то, что тела людей вот таким образом разнятся, они также разнятся ещё по фактору, какие души их населяют. Подобно тому, какой человек живет в том или ином доме. В хижине африканской может жить и профессор философии, и величайший духовный учитель, и просто какой-то человек неграмотный, какой-нибудь криминал местных джунглей – а домик один и тот же.

Точно так же, в каком-то другом доме, скажем, в европейском, который выглядит по-другому, может жить и профессор философии, и духовный учитель, и пройдоха, и просто среднестатистический человек. Всё определяется степенью самоосознанности той души, которая населяет тело.

Мы с вами коснулись того факта, что человеческие тела – это подарок. Люди, живущие в человеческих телах, во многом получили этот подарок от высочайших учителей, а до этого могли жить в телах животных, поэтому в телах людей мы видим разницу по самоосознаности душ.

Кто-то очень недалеко ушел от состояния животного, и это мы называли состоянием «Пашу». Кто-то уже делает серьезные шаги в проявлении своей человеческой природы и удаление от состояния животного – это состояние, соответственно, «Вира». Кто-то достиг в этом определенных высот или абсолютных высот – это состояние «Дивья».

Но ту же самую градацию можно провести по другому фактору. Этот фактор называется в йоге «гуны» или некие свойства, которые демонстрируются человеком, явлением, какими-то событиями или предметами.

Известно три гуны: это гуна тамаса (гуна инертности, тупости, можно её характеризовать, как гуну чего-то такого неясного, затемняющего); гуна раджаса (это гуна активности, когда те или иные желания или стремления уже начинают бороться с этой тупостью или неповоротливостью тамаса); и, наконец, так называемая гуна саттвы или гуна ясности, такой предельной осмысленности, которая также выше, чем какие-то активные действия, потому как активные действия могут быть как приводящие к ясности, так и уводящие в некую суетность.

В йоге достаточно часто приводится классификация всего согласно этим трём гунам. Надо всегда помнить, что когда мы говорим о гунах – это не есть какое-то вещество или какое-то качество того или иного предмета или человека. Это когда наблюдатель характеризует то, что он наблюдает, согласно той или иной гуне. Скажем, нет эссенции тупости, нет эссенции активности, нет эссенции саттвы, светлости и духовности. Это то, как проявляет себя то или иное явление или предмет, по своим, в том числе, и последующим эффектам.

Таким образом, можно характеризовать еду, которую вы покушали. Скажем, вам стало плохо, мозги затуманились, вы в сонливость тупую провалились. И можно характеризовать эту еду как еду с гуной тамаса. Но это не какой-то химический ингредиент или какая-то невидимая субстанция. Это просто лично ваше взаимодействие с этим объектом. Для другого человека или в других условиях та же самая еда к вам придёт уже не в гуне тамаса, а скажем в гуне раджаса, а иногда и в гуне саттвы.

Такой пример: человек на юге, восточный человек, в большинстве своём вегетарианец. Это определяется в том числе климатом. Если вы питаетесь тяжёлой мясной пищей, то у вас моментально сон разума наступает. А если вы живёте где-нибудь в Сибири, где морозы под сорок, то ваш организм требует гораздо большего количества питания. И тот же самый продукт у вас переваривается абсолютно незаметно, не затемняя ваше сознание.

Эти характеристики: тамас, раджас и саттва – это до определенной степени также такие характерные свойства, которые мы видим у людей в состоянии Пашу, Вира и Дивья. То есть, у человека в состоянии Пашу преобладает гуна тамаса, у Виры – гуна раджаса, у Дивья – гуна саттвы.

Это также характеризует все поступки людей. Чтобы определить, на какой степени самопознания или самоневедения находится человек, с которым вы общаетесь, есть только лишь один стопроцентный метод – это личный опыт общения, потому что все другие косвенные могут врать.

Человек, скажем, в Индии может быть из касты брахманов, но душа его ещё очень недалеко ушла от животного, так кармически получилось. Выяснить вы это можете только лишь по анализу этого человека: как он живёт, какие у него интересы, какие его предпочтения, какое поведение. Это будет более однозначная характеристика, потому что всё остальное может быть перемешано.

Если мы с вами в Родовой йоге занимаемся вопросом: «Кого себе выбирать в мужья или жены?», то этот фактор – определяющий. Правило здесь примерно следующее: если у вашего будущего супруга или супруги (вне зависимости от того, к какой расе, национальности он принадлежит) есть элементы Дивья или элементы Саттвы, то ваш брак будет счастливым. Если же нет, то, скорее всего, вы встретитесь с проблемой.

Причём, проблемы внутри одного народа или внутри одной расы с представителями людей, находящимися на разной степени самоосознанности, проявляют себя в меньшей степени, чем при браке, между представителями разных этносов, с разной культурной исторической предысторией, с разным образом жизни. Когда представитель одной расы или национальности находит себе мужа или жену другой расы или национальности, то, если оба они находятся в состоянии Саттвы или Дивья, им беспокоиться не о чем. А вот если не хватает этого, то рано или поздно приходят проблемы.

Придётся как-то сосуществовать с одной стороны с представителями рода, с другой стороны, разные обычаи, разные понятия: что допустимо, что недопустимо. Даже пристрастия к еде могут быть разные и, как правило, начинаются очень большие проблемы. Особенно, когда это чужой социум, чужая культурная среда.

Есть такое фундаментальное положение, что для людей, находящихся в своей массе в состоянии Пашу, наиболее оптимальна очень жёсткая регламентация жизни: кого брать себе в жёны – кого не брать, потому что если дать этим людям вольницу, то они сами себе сделают хуже.

Есть души неискушённые, они ещё в степени неведения, поэтому им нужны более жёсткие рамки, регламентирующие их поведение, иначе они сделают вред и себе, и роду. Это выливается в многочисленных установках в том или ином роду. В каждом народе, в каждой национальности есть какие-то такие правила писаные или неписаные, как себя должен вести тот или иной член общества.

Скажем, если вы окажетесь в Индии, то до сих пор общее правило, касающееся заключения брака там следующее: брак за молодожёнов, в той или иной степени участия, заключают родители. Среднестатистический европеец может возмутиться: «Как же так!?». А это оправдано для большого количества мужчин и женщин в Индии, которые стиснуты кармическими рамками, экономическими, культурными и так далее. Более того, дай им свободу или вольницу, которую мы видим на Западе, они перестанут ориентироваться в мире, начнут делать какие-то глупости и сделают хуже и себе, и роду.

Таким образом, если по той или иной причине кармическая ситуация тяжёлая, то для людей в состоянии Пашу крайне необходимы жёсткие ограничивающие рамки, которые называются заповедями, системами табу, регламентациями всех сторон жизни: начиная от рождения, заканчивая похоронами.

Связано это с тем, что тело человека даёт громадные возможности. Если душа в этом теле ещё не знает, как воспользоваться этими возможностями, то может причинить себе вред, скажем, подрастеряться через многочисленные нерегулярные сексуальные связи. Потерять потенциал через сексуальность или частую смену партнеров, или не очень заботливое отношение к родителям, детям и так далее.

Жизнь человека в состоянии Пашу в совершенном теле человека – это как езда на большой скорости человека, который до этого ездил только на лошади. Любое неправильное движение, и он может не справиться с управлением. Может и справиться, но это уже вопрос риска. А если кармические условия тяжёлые, ни один род себе этого риска позволить не может. И мы читаем многочисленные табу: жену должен выбрать, только лишь из нашей национальности, нашей религиозной принадлежности.

В Индии есть так называемая система варн. По сути дела, это система каст. Эти касты делятся на более мелкие образования – подкасты, и в рамках той или иной подкасты существуют очень чёткие правила. Скажем, дочку надо выдавать за жениха только лишь этой же подкасты, иначе начнутся трения, противоречия. Так как уклад патриархальный, то они будут подрывать, в том числе, и экономическое положение, а этого они себе позволить не могут. Эта система регламентирующих правил для людей в состоянии Пашу крайне необходима. Если вы дадите им свободу, будет плохо всем.

Но в том же самом роду, нации или сообществе могут быть люди в состоянии Вира. То, что для состояния Пашу очень хорошо и необходимо, для состояния Вира будет восприниматься как смерть заживо. Просто станет очень душно от этих традиций, обычаев, от этих предписаний многочисленных, потому что душа чувствует в себе силы противостоять каким-то экономическим или каким-то другим кармическим трудностям.

В продолжение этого импульса рода, соответственно, для этих душ, для этих людей, мы видим совершенно другие правила жизни. И какую бы вы страну не взяли, какой бы вы не взяли народ, расу, национальность, всегда есть это негласное разделение.

Знаете, это как у римлян: патриции и плебеи. То есть, основная масса людей, которые должны очень чётко и жёстко жить по суровым нормам, и другая прослойка, у которых вроде как образ жизни совершенно другой. Эта прослойка в состоянии Вира может справиться со свободой, переварить её, в то время как душу в состоянии Пашу эта же свобода развратит.

Мы касались уже на лекциях этих многочисленных примеров. Приезжает, скажем, из страны третьего мира студент учиться на Запад. Да, даже не надо на Запад, куда-нибудь в Россию, в Москву. А здесь вольница во всех смыслах этого слова, по сравнению с укладом, который был в его стране, его роду, его социуме. Во многих странах добрачные сексуальные связи для мужчины и женщины (в первую очередь для женщины) – это страшнейший позор, который ставит крест на всей её дальнейшей жизни. Здесь, в странах Запада, это нормально всё проходит.

Представьте человека, который попал из одних условий в другие. Эта мнимая свобода. Конечно же, он начинает копировать, и, конечно же, это его развращает. В результате он ещё не готов к этой свободе, но, вкусив её, начинает забывать какие-то основополагающие моменты, не справляется с этой свободой и растрачивает. Это, как правило, трагедии очень большие. Поэтому все эти патриархальные общества, весьма настороженно относятся к странам Запада. Они считают, что там сплошной разврат и разгул.

Возникает сразу же вопрос: чем же люди Запада отличаются от людей Востока? Неужели здесь людей в состоянии Пашу меньше, чем там? Это сложный вопрос, какое процентное отношение душ в той или иной стране, нации, этносе.

Это, вероятно, вопрос неоднозначный, потому что бывают моменты, когда концентрация великих душ очень большая, бывает наоборот, волнами меняется. Приходит плеяда одних душ, допустим род, народ, страну поднимают, потом так же уходят, умирают. На смену приходят другие души, которые могут развалить, в общем-то всё, что их деды и отцы построили.

Это сложный вопрос с одной стороны, но как бы то ни было, в западных цивилизациях появился фактор, который позволил душам в состоянии Пашу вести себя, как Вира, безнаказанно с формальной точки зрения. Этот фактор пришёл с развитием науки. О каком факторе я говорю. В первую очередь, друзья, это фактор секса. Та вольница, которую мы наблюдаем на Западе, когда совершенно нормально относятся к внебрачным сексуальным связям юношей и девушек. Она безобидной стала после широкого распространения контрацептивов вообще, а в частности, после распространения контрацептивов, которые позволяют избегать незапланированной беременности уже после: всякого рода таблетки и прочее.

Получается, что за всё отвечает среднестатистическая девушка, потому что основной фактор беременности, в общем-то, всегда лежит на женщинах. Мужчина по-другому природой сделан. И он часто не задумывается ни о чём. В этом смысле он беспечен.

Для девушки еще несколько столетий, десятилетий назад каждый сексуальный контакт – это была вероятность того, что будет незапланированная беременность со всеми вытекающими последствиями: рождение детей. И проблема уже с тем, чтобы выйти замуж или чтобы как-то вписаться в другую ситуацию: экономическую, социальную.

А тут вдруг появился этот фактор (контрацептивы), и фактически девушка сейчас живет так же, как много тысячелетий назад жила йогиня. Но в отличие от современных девушек йогиня усилием практики, усилием мысли, усилием воли полностью контролировала вопрос контрацепции. Вопрос: «Будет ли беременность или не будет беременности?» на определенных этапах занятия йогой у женщин такой же контролируемый. То есть не бывает беременности, которую бы она не запланировала. Как вы понимаете, женщина, которая находится на этой стадии йоговского самосознания – это как минимум уровень Вира.

И вот йогини в древности могли себе позволить образ жизни, включающий и самые разнообразные варианты с вступлением в сексуальные контакты или нет. А вот обычные женщины, в те же старые добрые времена, так не умели, и каждый такой контакт был чреват. Это большая проблема для рода, для семейства. Что делать с этими отпрысками, которые не понятно, откуда, от кого, от какого мужчины родились?

Эта вольница, которую мы сейчас наблюдаем на Западе, не столько говорит, что здесь больше высокопродвинутых душ в состоянии Вира, сколько то, что технические и медицинские средства позволили современной женщине жить, как если бы она уже была уже в состоянии Вира. Соответственно, возникает совсем другой уклад жизни.

Да, современная женщина может попробовать очень большое количество партнеров прежде, чем выбрать себе мужа. А вот, скажем, среднестатистической индуске это в голову никогда не придёт даже, просто в голову не придёт.

Мы должны понимать, что эти уклады, табу, запреты абсолютно необходимы для людей в состоянии Пашу, но совершенно не уместны для йогов или йогинь в состоянии Вира. Если вы попадёте в такое общество, оно вас будет душить.

Но на Западе мы сейчас видим, как говорится, «псевдовиры», то есть люди, находящиеся на псевдоположении Вира. Многие, безусловно, еще не дотягивают по уровню самоосознанности до состояния Вира. И мы видим эту сексуальную революцию, мы видим эти революции в семейных отношениях, и то, что просто в ужас приводит страны третьего мира и тот же Восток.

В восточном менталитете, скажем, для индуски развод – это катастрофа. Там муж один и на всю жизнь. И если даже она разводится, то есть ей позволяет жизнь как-то экономически не зависеть от того, чтобы жить в семье, то, как правило, выйти повторно замуж чрезвычайно тяжело.

Опять же в Европе можно хоть по пять раз, что называется, это всё делать и нормально. Такой момент вы должны очень четко осознать: это не значит что в тех или иных традициях запреты на добрачные сексуальные связи какие-то архаичные и неуместные. Нет, друзья, они очень даже уместные, они очень нужны. Но в условиях именно той культурной среды, тех людей.

А если вы уже живете на уровне Вира либо с помощью йоги, либо с помощью медикаментозных чудес современной цивилизации, даже находясь в состоянии Пашу можете безнаказанно делать то, что делать в общем-то эти обычаи запрещают, то, как говорится, с одной стороны возникает гигантский шанс использовать это действительно на свой духовный рост, подобно йогам и йогиням, а с другой стороны – ухудшить своё кармическое положение.

Действительно, если человек в состоянии Пашу, склонный к такой беспорядочной жизни, подрастеряется на сексе, прожигает жизнь в каких-то уместных и неуместных увеселениях или ещё в чём-нибудь, то понятно, что возникает опасность. А оставит ли он потомство, а будет ли он в состоянии заботиться об этом потомстве надлежащим образом?

Возникает целый клубок проблем, которые уже нечем компенсировать, и ни у кого нет понимания, как надо жить. Сейчас спросите какого-нибудь среднестатистического юношу или какую-нибудь девушку: «Как надо жить?». Они толком ничего не знают, потому что по телевизору показывают одно, жизнь другая, что там получается – третье.

Но идём дальше. Вы должны понимать одну вещь, что тела людей совершенны, но в зависимости от того, какая душа там находится, правила игры разные. И опять же в отношении вопроса выбора себе мужа или жены. Запад даёт возможность делать эти эксперименты перебора мужа или жены без таких относительно ужасающих последствий как Восток, но проблема-то не решается, друзья.

Логика жизни одна, что есть священный долг. Это вовсе не значит, что отдача священного долга делает тебя автоматически счастливым. Очень часто случаются такие моменты, что у человека есть, вроде, и муж любимый, и жена желанная, а в душе пустота, нереализованность, тоска. В особенности, когда и муж начинает поднадоедать, и дети уже становятся, вроде как, самодостаточными.

Такой человек пытается, как бы переложить вину за своё плохое состояние на тех, кто рядом. Понятно, возникает соблазн поменять мужа или ещё сделать какое-то резкое телодвижение. А вопрос-то, по большому счету, не меняется. Вы остаетесь один на один со своим духовным путём, как если бы вы ушли в монастырь, но только лишь в отличие от людей, которые убежали от социума (им еще предстоит некоторым отдавать этот священный долг), вы его отдали.

И вот вы все остались перед возможностью идти туда, куда вы захотите. Возникает очень острый вопрос своего предназначения: «А для чего мы живём? А чем надо заниматься? Чем не надо заниматься?» Тут открывается простор, а как вообще жить эту жизнь, какие выстраивать взаимоотношения со своим мужем, со своей женой, детьми.

Надо сказать, в зависимости от того, какие социальные, экономические условия, эти модели могут быть разные. Не существует какого-то жёсткого сценария, что у всех должно быть так, а не иначе. Просто не существует. Это всё зависит от вашей кармы, от того места и времени, где вы живёте.

Дальше могут начинаться очень интересные вещи, которые, пытаются сказать: «А что же делать?». Священный долг вроде как отдан, а дальше что? Как выстраивать свои взаимоотношения?

Во-первых, ещё одна небольшая пикантная подробность. Так как у нас предков было очень много и очень разных, ситуация, приведшая нас в это наше рождение, тоже опирающаяся на всю эту предысторию. Бывает так, что у нас вспыхивает чувство к другому человеку, помимо мужа или жены. Как быть в этом случае? Стоит ли, что называется, менять партнёров, или стоит придерживаться тех, кто был до этого?

Здесь надо очень чётко для себя уяснить такой момент, что мужем или женой являются только лишь те люди, от которых вы рожаете детей. Все остальные, строго говоря, попадают под другие категории. То есть определение мужа или жены исходит из понятия ребенка, а если у вас есть совместное проживание без этого фактора – это, строго говоря, ваша личная свобода, как вы хотите прожить в этом мире.

Вы должны себя очень чётко спросить: «А хотите ли вы детей от этого другого человека или нет?». Если нет, то вероятно, лучше сохранять союз с тем, с кем вы были до этого и с кем у вас были дети, потому что вы фактор уютного гнездышка для детей сохраняете.

Но если вы находитесь на уровне Вира, вам может в один прекрасный день стать тошно. Вы, скажем, хорошая домохозяйка или хозяйка, жена такая самая расчудесная, мужа любите и детей любите, и порядок у вас в доме, и всё на свете, а у вас тоска. Просто уже не знаете, куда от этой «бытовухи» деться. И муж милый, замечательный, чудесный, но скучный, и не знаешь, куда от него деться. Он заботливый, тоже хорошо к тебе относится, а тебе хочется праздника жизни. И как быть тогда в этом случае?

Понятно (мы об этом говорили), что йога – это не система предписаний, запретов или разрешений, а система рекомендаций. И поэтому прежде, чем принимать решение то или иное, посмотрите на тот уровень, на котором вы живёте.

Понятно, что в странах Востока, где девушек выдают замуж, иной раз они знакомятся на свадебной церемонии. Они в очень жесткие тиски попадают социальных условий. Там не рыпнешься. Там со стороны мужа семейство, со стороны жены семейство. Они как в тисках держат молодожёнов. Любишь, не любишь – полюбишь. Стерпится, слюбится. Там практически нет варианта, допустим, развода и повторного брака, а вот на Западе сколь угодно много.

Но тот же Запад показывает, что среднестатистическая семья на Западе менее счастливая. Хотя все выходят по такому импульсу, порыву, в сравнении со среднестатистической индусской семьей. Почему? Потому что там с самого начала правильная установка.

Эта правильная установка очень хорошо описана в Йоге Влюбленности. Это так называемая стадия Йоги Влюбленности. Это когда ваш муж или ваша жена, те люди, от которых вы рожаете детей, становятся самыми близкими для вас партнёрами, единомышленниками по жизни. Причём всё остальное – это ваше личное дело, в том числе какие-то ваши связи, включая и сексуальные уже с кем-то другим.

Как ни странно, этот сценарий мы находим именно в Индии, славящейся своей ортодоксальностью. Почитайте тексты школ Каула (Кула) – это там основная тема. Если есть порыв, любой порыв, и есть осознание, что долг перед предками отдан, то это возможность использовать энергию порыва для духовных целей или в совместных практиках с другим партнером или партнершей. Но при одном условии, что не будут страдать другие, в том числе для женщины её муж, для мужа, соответственно, его жена. И это допускалось.

Как ни странно, мы видим тот же самый сценарий, который начинает так или иначе прорисовываться на Западе. Очень часто сейчас на Западе по тому же самому сценарию идет, что муж и жена долго прожили, у них есть дети. Но не заводят они друг друга, как это было, скажем, в первые дни их знакомства.

Они не разрывают семейные отношения во имя детей, более того, становятся самыми близкими друзьями. Они как бы оставляют часть своего пространства совместного. А всю свою реализацию как свободный человек направляют, уже идут каким-то другим путем.

Понятно, что для кого-то это приемлемый путь, для кого-то он неприемлемый. Кто-то выбирает способ духовной сублимации, то есть полностью прекращает какие-то сексуальные контакты и трансформируют энергию секса во что-то более духовное. Самые разные, друзья, сценарии.

Какой сценарий будет у вас в жизни, никто не знает. Он определяется огромным количеством факторов. Единственное, на чём настаивает йога – это соблюдение принципов йоги, чтобы не было страдающих. Чтобы дети не страдали, чтобы ваш муж или жена не страдали. Потому что если есть страдающие, каждый ваш поступок не будет приводить к духовному росту. Страдание, как бомба замедленного действия, которая закладывается в любой поступок. Это будет определяться вами.

Еще раз, друзья, в среде йогов и йогинь, где муж и жена были ближе, чем муж и жена, они ближе, чем брат и сестра, они были люди одного духовного устремления, там совершенно спокойно смотрели на самые разные проявления интереса женщины к другим мужчинам, мужчины к другим женщинам. Но это были люди высокого духовного уровня Вира, приближающиеся к Дивья.

На Западе, та же самая ситуация стала складываться благодаря достижениям науки. Сейчас такой образ жизни, как у древних йогов и йогинь, может позволить себе среднестатистический американец, не особо заботясь о своей репутации. Но он может проиграть в чём-то другом: в нарушении первого принципа йоги (кто-то будет страдать), в нарушении второго принципа йоги (можно на многочисленных сексуальных контактах, если вы делаете их не так, как предписывает, скажем, та же Йога Союза, подрастерять свой потенциал, и вам будет уже труднее духовные практики реализовывать.

Там, где заканчивается Родовая йога, тут же начинается Йога Триады, которая как раз и говорит: «Хорошо, вот ты мужчина или ты женщина, ты отдал все свои кармические долги, но у тебя есть часть своей свободы просто потому, что ты родился на этой Земле. Можешь прожить как угодно. Только чтобы проживал так, чтобы не было страдающих».

Следующее такое очень интересное положение – это неравенство в союзе. Скажем, если духовный уровень мужа по степени самоосознанности выше, или ниже, чем жены. Безусловно, самые надёжные союзы – это когда есть человек с доминирующим качеством Дивья. Тогда он может, грубо говоря, вытянуть и человека в состоянии Пашу, и человека в состоянии Вира до своего уровня.

Если идет взаимодействие между Пашу, то, как правило, чем больше они будут попадать под нормы поведения того или иного рода, той или иной страны, или социума, тем лучше будет для всех: и для самой этой пары, и для окружающих людей, роду и детям, которые родятся потом от этого союза.

Сложнее, когда вариант Вира и Пашу, потому что у человека, находящегося в состоянии Вира, может иной раз не хватить сил вытаскивать человека в состоянии Пашу. Здесь идут спорные моменты. Огромное количество случаев известно в истории, когда юноша и девушка говорят: «Вот, мы полюбили друг друга». А они явно на разных уровнях степени самоосознанности.

Как правило, их союз держится на том подарке Вселенной, о котором мы говорили на предыдущей лекции, с его ярко выраженным фактором секса, вне зависимости от того, на каком уровне «Я» – тела-то от предков достались совершенные, как если бы это были Дивья. Поэтому на уровне секса всё совершенно замечательно.

Вот потом, когда острота от секса проходит, очень жёсткие противоречия всплывают. Во-первых, ментальные: одному ставится скучно с другим. У одного интересы одни, у другого – другие. Ну и наконец, более утончённые и менее очевидные – это духовные. Кто-то стремится к самопознанию, а кто-то даже не может понять, о чём идет речь, причем искренне не может понять. Вы понимаете, что нельзя требовать невозможного.

Есть ли способ, облегчающий «вытягивание» человека с уровня Пашу хотя бы до уровня Вира?

Как ни странно, в этом вопросе мы вплотную приходим, к тому, что называется, друзья, обучение. Обучение в Международном Открытом Йога Университете. Этот путь сложный, неоднозначный, непонятный. Все ждут прямых указаний, все ждут каких-то: делай раз, делай два, делай три, а там совсем с другой стороны подходят к этому процессу. И многие бывают, как говорится, в недоумении. Ну, собственно, почему не структурировать, регламентировать и сделать всё так жёстко? А нельзя сделать, друзья, по одной простой причине: принципиальным трудностям, которые возникают в процессе обучения.

Вот представьте, муж или жена, скажем, жена находится на уровне Вира, а муж на уровне Пашу. Или такой образ: Высшее «Я» мужа или жены одинаковые, яркие как 10 миллионов тысяч Солнц. Но оболочка, покрывающая это Высшее «Я» разная. Скажем у жены, потоньше и уже духовность светит, а у мужа потолще и что-то не особо видно духовности. А жена искренне любит мужа, и она искренне хочет ему помочь, она хочет довести его до своего же уровня. Каким образом?

Передать всё то, что она чувствует, всё то, что она знает, передать своё какое-то виденье мира. И как правило, все начинают делать это с таким нахрапом. Все ещё воодушевлены этим первым подарком того, как они познакомились, как у них всё было замечательно в сексе и во всём остальном. Почему? Потому, что это в хорошем смысле слова Майя. Нельзя сказать, что это даже иллюзия. Опять же, всех интересующихся отправляю к Триаде: Йога Союза, Тантра-йога, Йога Влюбленности.

А дальше начинает срабатывать момент, что женщина пытается переделать мужчину, а он ни в какую. Она сперва его по-хорошему уговаривает – ни в какую, по-плохому – ни в какую. Она начинает все способы применять, в том числе, выкручивание рук: «Ты уж там займись йогой». А он, бедный человек, не знает, за что его вообще так истязают, что от него вообще хотят? На самом деле, это трагедия, друзья. Семейные трагедии, как правило, когда явный дискомфорт, и друг друга никто не слышит.

И вы должны понимать, что это не случайно, что это не какой-то особо тупой муж этой девушке достался, а это вопрос, как бы вам сказать, космический. Дело в том, что Высшее «Я» каждого из нас обладает абсолютной свободой, даже если не догадывается об этом. И уменьшать или утолщать свою степень неведения каждое «Я», по большому счету, должно волеизъявить само.

Не существует никаких запатентованных методик, никаких психотренингов, никаких университетов, ашрамов, величайших Учителей человечества, которые смогли бы подменить свободу воли человека и заставить его уменьшить эту степень неведения, преодолеть своё неведение и подняться с уровня Пашу до уровня Вира.

Вы в принципе не можете это сделать, друзья. Какие бы ни были методики, самые хитроумные поучения, рекомендации, вот такенные книжки по педагогике, ещё по чему-нибудь, вот знаете, детей в школе учат, всё это, друзья, будет как мертвому припарка. По одной простой причине: до тех пор, пока тот другой человек не волеизъявит подняться с уровня Пашу на уровень Вира, ничего вы не сделаете.

И поэтому вместо того чтобы кого-то заставлять, выкручивать руки, или применять какие-то другие методы, вы должны подойти к этому вопросу совершенно с другой стороны. Ваш любимый муж – отдельная Вселенная, вы сами – отдельная Вселенная. Общая Вселенная позволяет двум вашим Вселенным взаимодействовать и позволяет ущемлять свободу каждой из этих Вселенных ровно настолько, насколько вы готовы это принять. Вот ту степень воздействия на себя, скажем, муж может принять только лишь ту, которую волеизъявит принять. Если он на каком-то этапе волеизъявит больше ничего не принимать, вы не вторгнетесь в его Вселенную. Вы просто не пройдете через этот кокон его Вселенной.

И друзья, это та же самая проблема, с которой встречаются Учителя йоги при передаче высшего знания йоги. Как донести ученику те сокровенные знания, опираясь на которые он бы преодолел свою степень неведения и сравнялся бы с Учителем? Как вы помните, история человечества дарила нам с известной щедростью огромное количество Учителей с большой буквы. Не обязательно в Индии – в странах Запада, в Европе, целый ряд великих философов, великих святых, великих Учителей человечества. Но не особо видно, чтобы все вокруг того или иного учителя сразу же достигли состояния, скажем, равного Учителю.

Есть такие учителя как Будда. Десятилетия ходил-бродил и учил своих последователей чему-то. Но не особо видно, что все вдруг достигли того же состояния просветления, как сам Будда. Что уж говорить о нас с вами, которые пытаются научить других людей, не обладая той высотой, как скажем Будда, как тот же Шанкара, как те же древнейшие Риши Вед. Еще раз, друзья, нахрапом навязывание принципиально невозможно. Что же остается?

И вот тут начинается магия, по-другому не назовешь. Магия преподавания. Это самая сложная в мире задача – быть преподавателем. Мы всегда наших студентов поздравляем, что ребята, есть в мире профессии, много трудных. Некоторые считают, что профессия ученого тяжела. Да нет, вот профессия какого-то маклера, брокера или бизнесмена тяжела. Профессия консультанта в каких-то там технологиях тяжела и так далее. Друзья, все профессии отдыхают по сравнению с профессией учителя. Просто на Западе имидж учителя – это, как правило, начальные классы школы, множество детишек и такая юная выпускница педагогического ВУЗа, которую саму еще учить и учить надо, а она уже уму разуму других учит.

По логике профессия учителя должна представлять венец профессий, потому что задача учителя – сквозь двойное покрывало Майи (а всего лишь одного покрывала Майи достаточно, чтобы сделать микрокосм человека), из одной Вселенной в другую донести знания без искажений. И если кто-то это умеет делать, то это высший пилотаж. Но, как вы понимаете, методы здесь совершенно другие, и методы здесь какие-то очень странные, не поддающиеся формализации.

Что мы читаем в древних трактатах по йоге? Мы читаем, что только лишь если бхаву (есть такой термин в йоге – бхава – в очень грубом переводе можно передать как вдохновение) вы в состоянии перенести из одной Вселенной в другую, вот только лишь это может подвигнуть другого человека волеизъявить что-то делать.

В древних Ведах Риши просили вдохновения, всё остальное у них и так было. Если есть это вдохновение, то человек мог делать мантры-гимны, решающие буквально все вопросы. В поле этого Риши род, семья, общество – все были под защитой от самых страшных катаклизмов, потому что они пронизывались самой сутью жизни. Но, как вы понимаете, друзья, бхава или вдохновение, – это такой неуловимый товар, его нельзя формализовать.

И получается, что если юноша почувствует запредельную бхаву своей жены, примет её, то это может натолкнуть его на волеизъявление достичь того же самого. Если же нет, ничего больше не сработает.Вообще ничего.

Поэтому профессия учителя – это профессия вдохновлять. Все остальное у людей и так уже есть. Понимаете? Высшее «Я» любого человека – всемогуще. Оно щелчком пальца устранит всё свое неведенье, если волеизъявит двигаться в этом направлении. Только вот беда: не волеизъявляет. По какой причине? По разным причинам. По причине неведения, конечно же. А причина неведения откуда? От свободы.

Просто такой человек живет и считает, что так и должно быть. Наоборот, всякая попытка на него надавить – это покушение на его свободу. И поэтому остается только лишь уже в преподавании йоги, поставить человека перед выбором и сказать: вот у тебя твой мир, совершенно замечательный, ты свободен, ты находишься в той или иной степени неведения или осознанности, а вот мой мир. Посмотри и сравни. Хочешь, выберешь такой же, как у меня, хочешь, останешься при своем. Я все равно буду счастлив, я ничего тебе навязывать не буду. То есть предельное ненавязывание. Предельное ненавязывание – это и есть обучение.

И если вы будете производить вокруг себя Бхаву – это единственное, что вы сможете сделать для того, чтобы вытащить людей на новый уровень самоосознаности. Все остальные моменты, как то: знания, формальные знания той же йоги, умения, какой-то энергетический потенциал тела, психики – это дело второстепенное или даже третьестепенное. По той простой причине, что это и так уже есть в любом человеке, только в таком потенциальном виде и ждёт, чтобы проснуться, если этого сам человек захочет.

И как вы понимаете, вы сталкиваетесь с ситуацией, что рассчитывать на то, что переделаете своего мужа, если вы вот такого рода жена, вы не можете. Никаких гарантий. А на сколько долго у вас хватит сил поддерживать в совместной жизни бхаву – это вопрос открытый для вас, потому что, когда вы в бхаве, но наталкиваетесь на стену непонимания – это очень тяжело бывает. Очень тяжело.

Вы как светлячок живой, а вокруг – темнота. И если вы в этом состоянии воспользуетесь тем, что называется третий принцип йоги (исключите время) и скажете: «А вот всё равно, я предана своему мужу, примет он мой образ жизни, не примет. Я всё равно буду проявлять по отношению к нему бхаву, потому что мы с ним живём, потому что у нас есть дети», мы говорим про Родовую йогу. То есть вы исключаете понятие времени. Вы ни на что не рассчитываете. Вы понимаете, что рассчитывать вы не имеете права.

Другой человек, даже если он вам кажется на низком уровне самоосознанности, свободен. Он может воспользоваться, а может не воспользоваться. И вещь следующая, что с одной стороны вы можете положить всю свою жизнь на человека. Но с другой стороны, если хоть немножко этой бхавы дойдёт, если хоть немножко ученик или муж этой девушки растворит степень неведения и поднимется в духовном плане, то жена, которая способствовала этому, поднимется неимоверно ввысь и достигнет состояния Дивья. Если даже до этого она была просто в состоянии Вира.

Это называется, друзья, преданность. То есть когда жена предана мужу. И эта преданность может её очень высоко поднять, вытащить мужа и в долгосрочной перспективе – это самый быстрый метод продвижения в совместной жизни.

Принцип тот же самый, как в поговорке: «Учитель не тот, кто учит. Учитель – это тот, у кого учатся». И если есть ученики, значит ты учитель, если учеников у тебя нет, значит ты и не учитель. И вот время от времени к нам приходят и говорят: «Вот, у вас здесь в Открытом Йога Университете учителя». Да не учителя мы – преподаватели. Учитель – это слишком высоко. И знаете, такая есть фраза, по-моему, французская: «Короля свита делает». Здесь та же логика.

Друзья, если вы, проявляя свою Бхаву, хоть в одном живом существе, в одном единственном, даже пусть он будет папуас, но пробудили что-то светлое, сделали это чудо без насилия, донесли смысл его потенциала, и этот папуас хоть чуть-чуть расширил вот это самосознание, то знаете, он поднялся на немного, а вы поднялись на несравненно большую высоту. И лучше сначала подумать, а потянете ли вы такие взаимоотношения перед тем, как вы соответственно начнете жить вместе. Собственно говоря, по этой причине вводились эти нормы, регламентирующие браки, нормы, регламентирующие взаимоотношение мужчин и женщин.

Еще раз, если вы находитесь на стадиях Вира или больше к стадии Дивья, то ваши взаимоотношения, конечно же, уйдут совсем по другому сценарию. Понимаете, если у вас бхава, а скажем, у вашего партнера в этот момент волна Пашу, мы говорили об этом, что не бывает в чистом виде. Или с другой стороны вы находитесь в стадии саттвы, а у вашего партнера волны тамаса и вы его вытаскиваете.

Потом у вас какая-то кармическая ситуация. На вас уже навалилось и вы уже потеряли бхаву, вы потеряли вдохновение, но рядом с вами близкий человек, который пребывает в состоянии бхавы, в состоянии вдохновения, он вытаскивает вас. Это очень быстрый духовный путь.

Именно поэтому, после того как кармический долг отдан вы живете со своим мужем или женой. Да, уже нет остроты чувств, да, иногда бывает ощущение, что жизнь не удалась. Но с другой стороны это очень мощный момент для начала практики, совместной практики по вытаскиванию друг друга.

Конечно, как учит Триада, все иногда не так просто. Будут вспышки увлечения к особям противоположного пола, помимо мужа или жены. И если это все в рамках практики, то вы можете практиковать даже сексуальные практики с другими мужчинами или женщинами с одобрения мужа или жены. Об этом говорит нам Триада. Либо наоборот, уйти в полнейшую сублимацию и тратить всё на своего мужа или жену. Каждый выбирает, конечно же, свой путь. Это, конечно, всё сложно, не так просто. Но вот этот смысл, друзья, не просто гуманизм, а сверхгуманизм, он обязательно есть во всей йоге.

 

Поделиться Тантра Йогой:

Добавить комментарий