Родовая йога
Сегодня мы продолжим с вами рассматривать эту грандиозную тему. И в добрых традициях Открытого Йога Университета мы пытаемся самые сложные вещи излагать простым способом, но в то же самое время, с сохранением некой систематичности. Систематичность необходима, дабы какие-то моменты в йоге отслеживались, чтобы логично выстраивалась вертикаль от каких-то практических рекомендаций до высочайших высот теории. Но также мы стараемся делать некую горизонталь, или связывать разные виды йоги вот этими переходами или объясняющими пояснениями, когда с точки зрения одной йоги можно взглянуть на другую йогу. Когда с точки зрения одного положения, определения или теоретического взгляда можно было бы посмотреть на то же самое, но уже другими глазами с точки зрения другой йоги.
И вот поэтому на сегодняшней лекции я хочу пойти по тому же пути и сделать такую параллель. Предполагается, что все, кто изучает Родовую йогу, познакомился или в будущем познакомится с таким разделом йоги, который называется «аксиоматика йоги». Аксиоматика йоги – это, по сути дела, выжимка того логического знания, на котором основывается все здание йоги. Иногда считается, что это суть ведического знания. Если взять Веды, если взять все философские положения древних мудрецов, донесших до нас в том числе и йогу и их сжать, то получится аксиоматика йоги.
Сегодня я хочу прочертить небольшую параллель в разъяснении одного из самых трудно понимаемых моментов в аксиоматике йоги, а именно момента быстрых методов в йоге. Согласно аксиоматике йоги, всю йогу можно разбить на две части: это классическая йога и так называемые быстрые методы в йоге. Классическая йога предполагает постепенное, шаг за шагом, приближение к поставленной цели – обретению свободы, достижению высот самопознания, или, в терминах йоги, достижению состояния самадхи. И в то же самое время йога дает совсем другой подход, который значительно ускоряет достижение тех же самых высот. Если в классической йоге все рассчитано на жизни постепенного приближения и на годы личной тренировки в течение одной жизни, то быстрые методы иногда оперируют сроками иной раз меньше, чем год. И уж практически все рассчитывают, что это будет в течение одной жизни. То есть достижение результата в течение одной жизни за срок иной раз меньше, чем год. Иногда, правда, это несколько лет, иногда даже несколько десятилетий. Но скажите, друзья, ведь есть разница: несколько лет осуществлять ту или иную практику, или несколько жизней.
Очень тяжело обосновывать быстрые методы – это высший пилотаж в йоге. Классические тяжело обосновывать, а быстрые – тем более. Но, тем не менее, это составная часть йоги, и выбрасывать ее никак нельзя. И Родовая йога где-то нам дает возможность понять, ухватить в том числе и логику быстрых методов. Точнее, дать те логические положения, которые должны подтолкнуть наш разум к осмыслению сверхлогичности тех механизмов, которые срабатывают в быстрых методах. И сводится все, опять же, к анализу понятия нашего долга перед родителями, которые нам дали жизнь, перед нашими предками.
Как вы помните из предыдущей лекции, наше существование настоящее в теле человека – это некий подарок, это нечто большее, чем просто результат нашей кармы. У всех нас есть наша карма, положительная или отрицательная. И мы, действительно, согласно своей карме имеем такую благую возможность рождаться после предыдущей смерти в каких-то новых телах или в каких-то новых условиях в этих телах. Но тот факт, друзья, что мы с вами родились в телах людей, как утверждает Родовая йога, это несколько больше, чем наша карма. Или тот факт, что мы родились в телах людей и живем в определенных условиях – это тоже наша карма. Наша карма, может быть, тоже позволяла нам родиться в телах людей, но в более ужасных условиях, или в другой атмосфере, или испытывать другой опыт.
Получается такая вещь. Наши предки, которые подарили нам тела людей, заплатили за обладание телами людей по полной программе. Наши высочайшие предки, как вы помните, из высшей категории дали толчок распространению человечества. В том числе, они честно прошли из жизни в жизнь, оттачивая тела, развивая разум, и заплатили хорошую цену за это. Более того, накопили достаточно большую позитивную карму от этого долгого пути развития наших физических тел. А затем они достигли состояния просветления и так, образно говоря, не взяли с собой эту позитивную карму, а подарили ее другим живым существам. То есть наши тела – это некий подарок в виде положительной кармы, который передается от родителей к детям и так далее, и мы имеем больше, чем заслуживаем. И, фактически, мы в явочном порядке заняли статус больший, чем тот, на который мы бы вообще имели право претендовать. Или, по-другому, кто-то нам делегировал полномочия как-то жить в этом мире, обладать какой-то властью, способностью что-то сделать в этом мире большей, чем мы того заслуживаем.
Для примера – образный случай. Представьте, что вы были простым человеком, но в течение долгой жизни приобрели положение царя или великого раджи. У вас есть власть, богатство, слоны, жены, опахалом вас, знаете, как на картинках, обмахивают, слуги вокруг вас бегают. И вы на своем месте, вы правите, вы управляете, вы делаете все, как надо, ваша страна процветает, народ вас любит, вы мудрый и справедливый правитель, вы видите наперед все проблемы той страны, которой вы управляете. И в это же время этот мудрый правитель занимается самопознанием и достигает таких высот самопознания, что достигает состояния свободы. Но осталась эта положительная карма в виде его статуса, что он царь, что вокруг него слуги, они все бегают. И вот этот раджа снимает с себя одежду правителя, переодевается в простое незаметное платье странствующего садху и отправляется бродить в никуда, а свое место уступает самому достойному своему министру. Тому, кто действительно был с ним рядом, кто внушает доверие, то есть тому, кому он доверяет.
Но в то же самое время это может быть министр, который по каким-то моментам не дотягивает до уровня, чтобы быть этим правителем. В каком плане? В кармическом плане, в плане того, что он не прошел эту долгую-долгую дорогу возвышения к власти, он просто ее взял, перенял. И представьте, что этот министр бывшего раджи сел на этот трон, стал сам править страной и столкнулся со многими трудностями, которых он не понимал, решал множество задач, которые надо было решать для поддержания царства в порядке. И эта работа на посту раджи быстрее привела его к осознанию всех нюансов, которые надо в себе исправить, как исправить характер, как выработать в себе привычки. За время жизни на троне раджи он ускорил свою духовную эволюцию и также достиг состояния глубочайшего самопознания, и в том числе кармических заслуг, чтобы быть уже 100% властителем этого трона. Но так же, как и предыдущий раджа, в определенное время точно так же снял с себя платье царя, облачился в одежду саньясина и также ушел по тропам бродить.
И это был идеал ведического правителя: когда на определенном этапе жизни, накопив свою личную гигантскую положительную карму, за которую заплатил, он в явочном порядке дарил тому, кто еще не дошел до этого состояния. Попадая в эти условия, следующий ускорял свой духовный путь.
Получается некое делегирование полномочий. Когда-то наши предки нам именно так делегировали тела людей, хотя мы заслуживали тела животных. И мы, в свою очередь, давая тела другим людям, точно так же поступали. И возможно эта жизнь, которую мы, может быть, занимаем не по заслугам, а на основании положительной кармы того, кто нам подарил, резко ускоряет наш духовный прогресс. И на этом же принципе работают быстрые методы в йоге. Но только лишь этот принцип заточен на более узкие задачи, скажем, достижение тех или иных сверхспособностей или обретение тех или иных йогических состояний.
Получается так, что ученик приходит к Учителю, и Учитель дает ему авансом прожить жизнь и пользоваться теми сверхспособностями, которые он пока еще сам не выработал, но которыми ему дали попользоваться. И если такой человек очень серьезно относится к этому шансу, то он очень быстро перерабатывает свою негативную карму, нарабатывает еще больше позитивной кармы и передает эту возможность по эстафете. Это называется «посвящение», «толчок передачи практики», или все то, что резко ускоряет духовный путь человека – делегирование полномочий, которых он, в общем-то, не заслужил.
Но если ты правильно вступил в эту должность и правильно выполняешь эти полномочия, то ты сам резко ускоряешь свою духовную эволюцию, ты резко ускоряешь свое поднятие по духовной лестнице и быстро достигаешь состояния самадхи. А после того, как ты быстро достигаешь состояния самадхи, ты точно так же поступаешь и с другим человеком. Ты как бы отдаешь ему полномочия пользоваться своими силами. Вот на этом, друзья, построены быстрые методы йоги. Как вы видите, все очень понятно, даже если взглянуть с этой позиции.
Поэтому что такое быстрые методы йоги, мы знаем, друзья, каждый из нас знает. Собственно говоря, мы сейчас пользуемся быстрыми методами йоги тем фактом, что мы сейчас здесь сидим, у нас тела людей, мы знаем про йогу, у нас есть возможность двинуться сильнее в духовном плане, мы пользуемся этим шансом. И если мы прожили жизнь, воспользовались этим шансом, а если еще воспользовались не так, что просто сохранили свой статус или на нейтральном уровне оставили свою карму, а воспользовались так, чтобы максимально уменьшить свою отрицательную карму, максимально накопить положительную карму, сделать предпосылки для того, чтобы потом выйти из кармы положительной и отрицательной, то про таких людей говорят, что они святые.
Если же, наоборот, вы получили этот статус человека и вместо того, чтобы воспользоваться этим и быстро-быстро свою негативную карму переработать и еще заработать позитивную, вы вместо этого прожигаете жизнь, считаете, что «ну, человек я – и хорошо, делать ничего не надо, стремиться ни к чему не надо», и скучаете, не знаете, чем заняться по жизни, то вы этот капитал проматываете и оказываетесь в худшем положении, чем даже были в начале. И про такого человека говорят, что он грешник и плохо жизнь прожил. Помните, всем дается аванс, и это суть быстрых методов.
Точно так же и в йоге есть методы, которые вы берете авансом, пользуетесь, приумножаете их. И точно так же, как вам они достались бесплатно, без всяких условий, так и вы их передаете сами, то есть внекармично. Не потому, что отдавая, вы пытаетесь что-то получить от того, кому даете, нет, это уже момент причины и следствия, момент кармы. А просто так, вы дарите, как цветок красивой девушке, просто так. Не потому, что вы хотите завоевать ее расположение, а просто потому, что она красивая.
Вот это идея внекармичности импульса жизни, внекармичности импульса передачи жизни от поколения к поколению. Над этой темой следует поразмышлять, когда вы будете изучать аксиоматику йоги и раздел, касающийся быстрых методов. Наши мама и папа физические уже в этой жизни, фактически, поступают так, как Учителя и Учительницы йоги в момент, когда они дают то или иное знание ученику. По сути дела, процесс один и тот же. Это подарок ни почему: ни потому, что вы такой хороший или что от вас что-то пытаются получить, а внекармичный. Потому, что так есть, потому, что суть нашего мира внекармична. Карма – это жалкая тень реальности. Это очень необходимая тень, она помогает отточить и развить разум. И на определенном этапе нужно обязательно через это пройти. Но вообще, строго говоря, это всего лишь переходный момент.
Поэтому быстрые методы в йоге могут открыться вам совсем с другой стороны. Не как какая-то заумь индийская или восточная, не как что-то непонятно невменяемое, а как что-то родное и близкое, что вы можете понять, если начнете просто анализировать свое отношение к родителям или предкам, или своим детям. До вас, как ни странно, начнет доходить этот невербальный смысл устройства Вселенной. И поняв его, вы начнете понимать быстрые методы. А если вы начнете их понимать, вы будете ими пользоваться, а если вы будете ими пользоваться, вы быстрее достигнете своей цели в йоге.
Дальше следующий момент, который мы должны рассмотреть. Итак, Родовая йога призывает нас рассмотреть свое место во Вселенной не в рамках одной жизни, а в перспективе множества жизней, которые мы прожили, и жизней, которые впереди. Если мы увидим свое место на этой карте духовного пути, которая простирается из жизни в жизнь, то, конечно, у нас меньше шансов совершить критические ошибки, или потеряться, или ходить по кругу в каких-то своих духовных стремлениях.
Осознание знаний Родовой йоги приведет вас к умиротворению и спокойствию, какая-то суетность должна исчезнуть, должна исчезнуть зависть. Зависть, допустим, к людям, которые живут в других странах и у которых лучше образ жизни. Или, наоборот, отвращение к другим людям, которые живут в других странах и у них ниже уровень жизни. Знаете, все приходит в гармонию, и уже не надо так лихорадочно биться за место под солнцем, расталкивая локтями окружающих, чтобы урвать каких-то материальных благ именно в этой жизни, именно в этом месте. Вы начнете спокойнее к этому относиться.
Вы начнете понимать: что толку, если я получу миллионы, но не отдам кармический долг. Я воспользуюсь ими 20-30 лет, потом я умру, и эти миллионы вполне могут не перейти ко мне в следующей жизни, да и вообще я могу не перейти в тело человека. Это до известной степени умиротворяет. И поэтому понимание происходящего иногда лечит самые запущенные неврозы и психозы лучше всяких медикаментов, докторов и прочих искусственных методов.
Это, конечно же, не значит, что нужно быть пассивным, не пытаться изменить жизнь к лучшему у себя и своих родных и близких. Нет, друзья, надо, но не любой ценой. И иногда получается, что даже скромная жизнь у человека, у которого есть муж, жена, дети, у которого, может быть, среднее состояние благополучия, в кармическом отношении более выигрышное, чем яркая жизнь какой-нибудь голливудской звезды, которая вспыхнула, выгорела и исчезла после передозировки наркотиков, которая еще и потомства не оставила, и еще потом неизвестно, в каком теле будет рождаться.
Это «выравнивание пути» пронизывает весь восточный менталитет, где никто никуда не торопится, где впереди вечность и позади вечность, где никто никому не завидует – зачем завидовать, если все, что захочу, и так будет. А если имею то, что не нравится, так и так получил больше, чем должен. Это настраивает на очень хороший рабочий лад. Но, опять же, рабочий лад, а не самоуспокоение. Самоуспокоение сыграло отрицательную роль в странах Востока, где это высшее знание превратилось в демагогию. И попытаться изменить жизнь к лучшему в определенных районах той же Индии практически невозможно, потому что они не восприимчивы ни к чему новому.
Идем дальше. Возникает вопрос: а сколько нужно иметь детей, чтобы предки были довольны? Ну, давайте, друзья, начнем по порядку. Йога, даже Родовая йога – это не система предписаний, запретов, это система рекомендаций. Как вы проживете свою личную жизнь – это вопрос, касающийся лично вас, и йога в него не вмешивается. Все знания Родовой йоги нужны для того, что если вы вдруг станете перед выбором и не будете знать, как поступать, то это знание Родовой йоги позволит вам не сделать ошибку. Вы должны это четко понимать. Йога не плодит зомби-машин, запрограммированных роботов, где «делай, как я».
Поэтому как у вас будет развиваться жизненная ситуация согласно вашей карме, как вы считаете нужным прожить свою жизнь, как складываются обстоятельства вокруг вас – все это обстоятельства принятия вашего конкретного решения. Но теперь еще добавился фактор знания о том долге перед предками, который мы несем. Это всего лишь один из факторов, весьма весомый, один из многих, которые вы должны анализировать, прежде чем делать какой-то следующий шаг в жизни.
Может сложиться так у вас судьба, что у вас может быть много детей, может случиться так, что у вас будет мало детей. Молодого человека могут послать на какую-то войну, и он погибнет, защищая родину, и у него вообще не будет детей. Все это, безусловно, игра, в том числе, и нашей кармы. Но здесь следует помнить такой очень важный момент, что для каждого человека в каждый период времени существует своя оптимальная линия поведения или то, что называется «дхарма». И может случится так, что в одной жизни или в одних обстоятельствах дхарма у одного человека – иметь как можно больше детей. В других обстоятельствах нет – количество детей должно быть не очень большим. В третьих обстоятельствах, если вы вдруг чувствуете, ваша дхарма – поддерживать чужих детей. Есть много людей, которые усыновляют или удочеряют детей бездомных, беспризорных, это может быть совсем по-другому.
Может быть совсем другой сценарий, что вы просто вовлечены в какую-то очень активную деятельность, в том числе и для блага всех живых существ. Вы какой-нибудь выдающийся профессор медицины, и готовите какую-нибудь сыворотку, которая спасет миллионы и миллионы, в том числе и детей. То есть будут у вас дети, не будет у вас детей – для того мира, который вас окружает, вы все равно ценный представитель рода, и они всегда вас родят, даже если у вас нет детей. Та же ситуация, если вы пошли на войну защищать своих родных и близких и вас убили, вне зависимости от того, есть ли у вас дети или нет у вас детей, вы пошли воевать во имя людей, окружающих вас. Поэтому вы всегда вправе рассчитывать на то, что они вас родят. Однозначного ответа здесь нет в принципе, как его может и не быть по подходу в йоге. Йога – это не система зомбирования и программирования. Йога – это система рекомендаций, чтобы вы приняли к сведению.
Это же касается и количества детей. Общемировая тенденция следующая, и это уже вещь, которая пришла не из йоги, а из анализа событий, которые есть на земном шаре. Есть очень жесткая корреляция между уровнем жизни, уровнем культуры, уровнем образования и количеством детей. Грубо говоря, если в старину брали количеством, то по мере того, как человечество пользуется потенциалом тел человека, в том числе и разумом человека, появляется возможность брать не количеством, а качеством.
Если еще несколько столетий назад в средней семье было, может быть, за 5 детей в европейской стране. И семьи по 10 и по 12 детей были не редкость. И здесь мы видим очень явную тенденцию. Как только тот или иной народ делает прогресс в культуре, в науке, в образовании, в медицине, в первую очередь, то имеется такая тенденция, чтобы детей было меньше, но больше на них тратить ресурс, или грубо говоря – больше ласки им, больше внимания, больше заботы давать.
Если в древности это было обусловлено в том числе и высокой смертностью, процент смертности был ужасающ, друзья. Мы сейчас ругаем нашу медицину, вот какие они все плохие, типа залечили. Да это ни в какое сравнение не идет с тем, сколько людей просто не доживало, не то, чтобы залечили, просто от каких-то элементарных вещей умирали. Поэтому медикам поклон. Я иногда слышу, что сейчас йога придет, она медицину заменит. Не заменит, дополнит, но не заменит. Так вот, тенденция такая явно выраженная, что если уровень культуры, достатка, образования растет, то включаются какие-то механизмы, которые заставляют более качественным образом подходить к жизни каждого ребенка. И с общекармической точки зрения этот фактор сбалансирован. И мы, действительно, наблюдаем в европейских странах падение рождаемости.
В то же самое время, в странах третьего мира, где сложилась парадоксальная и, на самом деле, ужасная ситуация, где уровень культуры, медицинского образования, какие-то технические новшества приходят с Запада, а люди живут по канонам прошлого. И мы наблюдаем взрывоопасный рост численности населения в странах так называемого третьего мира. Что это за страны? Например, скоро, может быть, мы заговорим о Нигерии как одной из растущих стран. Та же ситуация наблюдается в Индии, где уже сейчас за миллиард и продолжает расти. Китай исторически считался локомотивом в росте численности населения, но сейчас в результате последовательной политики перевода количества в качество, снижает до определенной степени количество людей рождающихся. Есть другие страны, где непонятно, как. Есть очевидный фактор наличия увязки уровня жизни в той или иной стране и количества детей, которое склонны рождать родители.
По всей видимости, как только жизнь выйдет на определенный уровень в странах третьего мира, они сами должны будут отказаться от политики брать числом. Ну, действительно, какие факторы сдерживают численность населения? Я не открою вам истину, есть очень хороший сдерживающий фактор – это голод. Больше определенного количества людей просто не может родиться вне зависимости от того, довольны тобой предки или недовольны. Это факт эпидемий и всяческих болезней. То есть лимит живого материала. Была очень интересная идея академика Вернадского – померить количество живой биомассы. Совершенно не тривиальная задача, ведь фактически получается так, что за эти миллиарды лет у нас не должно было бы остаться ни одного клочка не используемого материала для тел микроорганизмов. Все бы разъели: и пласты угля бы съели, и нефть переболтали. Вся бы земля превратилась в такое живое месиво из примитивных и более организованных существ. Но мы такого не наблюдаем. Мы видим, что биомасса растет то ли скачками, то ли какой-то лимитирующий фактор есть. Наличие физических тел – это не то, что может бесконечно расти, оно упирается во что-то еще. Но нас интересует этот вопрос с чисто практической точки зрения.
И здесь возникает следующий момент, который абсолютно не очевиден – это количество душ, достойных, чтобы родится в теле человека. Да, у нас есть предки, перед которыми мы в долгу. Да, если прошла война и численность населения одного народа, этноса резко снизилась, то это количество душ, погибших в этой войне, начинают оказывать влияние на всех оставшихся, чтобы они родили по новой. И этот фактор заставляет немножко прирастать количество людей, восполнять эту демографическую картину до прежнего уровня.
Но приходит такое время, когда все предки, перед которыми мы были в долгу наиболее остро, что называется, обеспечены. А если мы предоставляем тела, то в них начинают входить следующие по очереди. И это такой непонятный и очень странный момент. Я хочу, чтобы вы обратили на него внимание. Ведь вопрос для нас с вами, чтобы в качестве детей к нам приходили высокопродвинутые души. В идеале – для нас самый хороший вариант, если у нас будут рождаться Учителя и Учительницы человечества, которые уже вне кармы. Если они у нас родятся, то своим присутствием, что они у нас родятся, они изменят жизнь колоссально к лучшему. Или, по-другому, богатство любой страны – это не количество газа, нефти, долларов, каких-то валютных накоплений, даже не технологий, которые разработаны. Богатство любой страны – это то количество высокопродвинутых душ, которые живут в этой стране. Чем более высокопродвинута душа, тем больше она в состоянии принести сюда праны. Прана, по сути дела, это эквивалент богатства, эквивалент развития, эквивалент хорошей жизни, это эквивалент денег до определенной степени, который может генерировать та или иная страна.
Поэтому в Родовой йоге делается следующий очень серьезный акцент. Мало того, что мы отдаем священный долг, как это еще называется, «даем предкам родиться», но мы еще и призываем в наш мир высокопродвинутые души. Если в нашу команду людей придут эти высокопродвинутые души, то мы справимся с любой проблемой. Вопрос возрождения любого рода после катаклизмов или войны для решения задачи – это во многом вопрос того, какие души будут рождаться в среде этого народа.
Опять же, если изучать Веды, то чего хотели достичь наши предки этими практиками в те времена ведические? Желания, как вы понимаете, вполне близкие к нам: все хотели процветания, все хотели счастья, но практически везде все просили высокопродвинутых душ в виде потомства, чтобы они пришли. Характерным для Вед является то, что там был сделан акцент на мужчин. Почему? Потому что их чаще всего убивали. Но как просьба в виде ритуала к высшим силам, она же может в некоторых случаях интерпретироваться как обращение к предкам по той причине, что есть некая иерархия. Абсолют, который сделал все на свете и всех живых существ, это как наши мама и папа космического масштаба. А наши предки, которые достигли высочайшего состояния в йоге и стали Учителями человечества – это те, кто уже сравнялся с этим уровнем. Так вот, у них просили, их задабривали не для количества потомства, а качества потомства. Точнее, и количества и качества. То есть просили: «Сильных, смелых, преуспевающих мужей пошли нам». Это такое завершение в виде ритуалов или мантр (там в виде ритуалов все).
Призывали в свой род именно сильные души. Если родится сильная душа или душа Учителя или Учительницы в том или ином роде, то все могут быть спокойны. Это величайшее счастье. Богатство любой страны – это люди. А, точнее, высокопродвинутые люди. Если они будут рождаться, можно быть абсолютно спокойным за эту страну. Если же они рождаться не будут, то ни нефть, ни газ, ни технологии – ничего не спасет, ничего абсолютно не спасет, и мы забудем про эту страну. Поэтому это очень важно. Количество людей, которое мы призываем, – это количество предков, которым мы должны были дать возможность родиться. И в то же время, мы призываем всегда тех наших предков, которые достигли космических высот и подарили нам эти тела.
Время от времени они рождаются среди нас для поддержания нас же. Отсюда очень важный момент – отношение к детям, друзья. Отношение к каждому ребенку, друзья, должно быть как к высочайшему Учителю или Учительнице человечества, которые родились лично у вас в семье, чтобы помочь вам, помочь своей стране и всему земному шару. Очень четкое отношение.
Ожидая рождения, вы не должны вынашивать никаких планов: вот мой ребенок будет тем-то, тем-то. Нет, это свободная душа, изначально свободная душа Учителя или Учительницы. Они будут вам рассказывать, чем они будут заниматься, может, еще и вас самих научат. А не вы будете своим скудным умишкой какие-то планы строить, совершенно глупые, может быть, даже с точки зрения выживания. Вот это отношение очень важное. И, безусловно, важным является количество ваших детей, которое соответствует тому моменту времени и условиям, в которых вы живете. Чтобы не происходила иной раз ситуация, что вы даете родиться в телах людей душе, в общем-то, вчерашних животных, как это бывает иногда при бесконтрольном размножении, как в некоторых развивающихся странах. Построили школу, провели водопровод, гуманитарная помощь снабжает продовольствием огромное количество людей, скажем, миллион, в надежде, что те воспользуются этим случаем и начнут сами качественно менять свою жизнь. А эти люди качественно ничего не меняют, они вообще ничего не делают. Но при этом численность населения растет. Их уже не один миллион, а два миллиона. Организация Объединенных Наций хватается за голову: значит, надо уже на два миллиона рассчитывать.
Здесь очень скользкий момент. Сама эволюция от нас требует брать не количеством, а качеством. И если количество на определенном этапе развития не переходит в качество, то мы распугаем все высокоразвитые души. Представьте, зачем вам, высокоразвитой душе, рождаться в семье, где кроме вас еще двадцать отпрысков, все голодают, никто ничего делать не хочет, контрацепцией все принципиально не пользуются? Это вызов. Предлагали чуть ли не презервативы сбрасывать над Африкой. Но кто же ими пользуется, друзья? А потом численность населения растет. Приезжает репортер, снимает ужасающие кадры изнеможденных голодных людей. Конечно же, на такое посмотришь, потом в столовую не хочется идти, кусок хлеба в горло не лезет – ты здесь жируешь, а половина умирает. Но это всего лишь половина правды, большая половина правды сложнее.
Вообще, друзья, мир очень сложный, лозунгами не решить. По всей видимости, такая тенденция, что количество должно перейти в качество. В первую очередь, мы должны качественно создать хорошую жизнь для наших отпрысков. В той же Индии родители не могут восьмерых детей прокормить, уже через какое-то время их двенадцать. Они не дают им образования. Эта жизнь, с одной стороны, – это шанс. Но с другой стороны, это такой же тупик, точнее, такое же размывание.
У меня товарищ был, как-то он пригласил меня прокатиться на американских горках. Кстати, в Америке они называются «русские горки». Я никогда не катался на них, это было давно, они только начали появляться. А он был там совладельцем всего этого аттракциона. Ну, я сел, думаю: «Посмотрим, что это такое». И, если честно, не ожидал, потому что меня то в одну сторону прижало, и я уже думаю: «Сейчас вывалюсь и меня будут там собирать». Потом через какие-то доли секунды тебя бросает совсем в противоположную сторону, и ты думаешь: «Не, не, надо было туда, туда». Когда начинаешь изучать сложные йоги, такие, как Родовая йога, иногда бросает из жара в холод. Отсутствие детей – очень плохо, когда это бесконтрольная рождаемость – тоже очень плохо. Друзья, обе крайности плохие. И есть где-то эта дорожка, если ее ухватить, если ее понять, то тогда мы идем по эволюционному пути. Если же ее не понять, нас то в одну крайность кидает, то в другую.
С математической точки зрения количество населения должно поддерживаться на каком-то уровне. Говорят, что есть некий коэффициент размножения. Или, во всяком случае, численность населения должна расти плавно, дабы обеспечить надлежащие условия для тех высокопродвинутых душ, которых мы ожидаем. Мы ожидаем, что родится Учитель или Учительница человечества. Мы должны сделать все от себя зависящее, чтобы их достойно встретить. Если у нас уже пятнадцать детей, все голодные, голоногие бегают, а мы хотим шестнадцатого, семнадцатого строгаем, это уже не йога Родовая, это уже безответственность. Поэтому фактор, какие души войдут, не менее важный, чем фактор предоставления тела. Следует помнить, что если войдут, действительно, высокопродвинутые души, на каком бы этапе вашего йоговского развития вы не находились, они вас вытащат.
Но никогда не следует строить никаких планов или таких схем: вот в йоге у меня ничего не получилось, дай-ка я за счет этого молоднячка подниматься буду. Иногда наблюдается такая вещь, она тоже очень печальна, это когда начинают оправдывать свою жизнь наличием детей. Это в большей степени встречается у женщин, чем у мужчин, когда у женщин определенное количество детей, и она, как ей кажется, целиком и полностью сконцентрировалась на них, но на самом деле прячет за этим свою нереализованность в жизни. Это какая-то попытка найти смысл своего существования за счет детей. И тем самым это какое-то кармическое ожидание. Что я на вас, отпрысков, всю свою жизнь потратила, карьеры не сделала, не занималась тем, чем хотела заниматься, детей воспитывала, воспитывала, воспитывала. И это как предъявление счета детям. А вы помните отношение Родовой йоги, что если вы что-то делаете, то вы должны это подарить, вы должны дать максимальную свободу детям и не перекладывать свою нереализовавшуюся жизнь на плечи своих детей в качестве такого комплекса вины. Представьте, как ребенок будет себя чувствовать, что «вот из-за меня родители и сами не жили». Это тоже очень важный момент. Конечно же, есть матери, которой от природы написано, что она воспитывает детей.
Вы помните, что до революции во многих семьях были, если можно так назвать, профессиональные воспитательницы детей, особенно если детей было много. Вспомните мать Ленина, других представителей. Это одна ситуация. И она чувствовала себя как в своей тарелке, она не попрекнет детей, все замечательно и чудесно. Но сплошь и рядом другие ситуации, которые также видны. Когда мать начинает прикрываться детьми, а внутри у нее нереализованность. И вот эту нереализованность она начинает срывать на детей. Даже при внешней улыбчивости и внешней ласке чувствуется, что внутри она зажата. Это тоже очень серьезный фактор – не поддаваться самообману. Но мы еще об этом поговорим.
Итак, есть какое-то количество детей, которое должно присутствовать в роду. После каких-то серьезных потрясений может резко численность увеличиться. Если, наоборот, численность становится плавной, нормальной и хорошей, то пусть этот скачок будет не резкий, а плавный, дабы этот ресурс потратить на то, чтобы дети в будущем в хороших условиях жили. На самом деле, так оно сейчас и наблюдается во всех развитых странах. И когда говорят, что демографическая катастрофа наблюдается, я не думаю, что все так плохо. Единственное, что может быть ужасного, это следующий фактор, который тоже нельзя сбрасывать со счетов. Это когда старый уклад жизни плюс это изобилие западных технологий, медицины, создает опасный диссонанс, когда вдруг начинают очень много-много в странах третьего мира рождаться детей, они не востребованы. Они пытаются что-то сделать и натыкаются на барьер. Это очень хорошая среда для всякого рода войн. Это отсутствие осмысленности в каждом своем шаге приводит к тому, что две страны начинают враждовать на пустом месте иногда, начинаются какие-то ужасные войны. И после того, как одна страна уничтожила массу людей, начинает потихонечку доходить мироосмысление. Но это такие переходные и очень опасные моменты. Это не тема Родовой йоги их анализировать.
Давайте мы еще раз коснемся этого вопроса, еще одну схему себе нарисуем, чтобы лучше понять хотя бы в первом грубом приближении, какие процессы наблюдаются с этими рождениями. Итак, конечно же, мы хотим привлечь в этот мир в качестве своих детей или детей своих родственников, знакомых, души высокопродвинутые. Конечно, очень печально, если в вашем социуме, у ваших соседей начнут рождаться дети, которые едва-едва достигают кармы, чтобы вообще в телах людей рождаться. Это, по сути дела, души с багажом звериным, который они переносят в тела людей. И мы очень часто видим деградацию, очень часто видим преступность, очень часто видим какие-то тёмные стороны жизни, хотя, в общем-то, рождаются новые дети. Тело – это подарок, который мы передаем из поколения в поколение. И когда маленький ребенок вдруг превращается в преступника или в какой-нибудь асоциальный элемент, нам просто страшно становится, ну как же так, среди нас родился монстр, убийца какой-нибудь кровавый.
И это фактор печальный – мы ведь не можем контролировать, какие души входят, мы можем только предоставить тела. А вопрос, какие души войдут сюда, с какой предысторией – это открытый вопрос. Если начнут приходить души высокопродвинутые, все изменится к лучшему моментально. А вот если не очень хорошие души или души с печальной предысторией, вот тогда будет очень плохо. И вы должны понимать такую вещь, мы здесь очень часто об этом говорим: если вы будете знать Родовую йогу, то у вас будет прививка от любой формы фашизма, от любой формы национализма и ксенофобии.
Вся хвалёная голливудская политкорректность, все программы, которые пытаются так или иначе устранить национальную, расовую рознь абсолютно беззубые и практически не работают. Декларацией ничего не достигнуть. И поэтому всегда остаётся опасность интерпретировать те или иные провалы в той или иной политике, в том числе и Организацию Объединённых Наций, и другие программы как непреложный факт этих звериных законов фашизма, что есть сверхлюди и есть недочеловеки. И уже дело десятое, по какому признаку их распределять: по расовому, национальному или ещё по какому-то другому. Это уже будет вопрос только лишь той ситуации, где вспыхнет в очередной раз тот или иной конфликт. И надо понимать, что без конфликтов никогда не бывает. Что да, действительно, как правило, этот конфликт между душами, находящимися на разной стадии своей самоосознанности. И он не имеет никакого отношения к расе, национальности. Но все равно наблюдается такой эффект, который можно интерпретировать, что представитель такой-то расы или национальности плохой. Почему?
Вот именно по этой причине, что есть фактор, который до известной степени определяет, какие души и где будут рождаться. Каким образом? Если вы сделаете условия своей жизни очень духовными, светлыми, на принципах гуманизма, равенства, самопознания, эта яркая, светлая атмосфера сама по себе будет отпугивать все те души, которые пытаются войти в наш мир в виде детей, которые из-за своей предыдущей жизни стремятся к криминалу, к чему-то тёмному, к каким-то, знаете, таким неприятным вещам. Почему? Им просто здесь неуютно. Просто если вам приятнее сидеть где-то в подворотне и распивать очередную бутылку водки в темноте, то вы можете себя очень неуютно чувствовать в консерватории: вы не туда попали. И наоборот, человек, который очень уютно чувствует себя в музее, может лишний раз избегать всего остального.
Такая же ситуация наблюдается, когда душа та или иная может войти в то или иное место. Если вы своей жизнью, а также условиями, которые есть у вас, сеете радость, свет, свободу, то к вам такие же души и тянутся. Если же вы склонны общаться с криминалом, если вы склонны бредить всей этой тематикой… Если с утра до ночи крутится криминальный шансон, то какие вы души привлечёте? Такие, которым это тоже нравится. Потому что, когда та душа умерла и рождается в следующей жизни, то она рождается согласно своей карме. А что такое карма? По большому счету, карма – это предпочтение. В каких условиях жила душа в предыдущей жизни, в таких же условиях она желает продолжить с того момента, где завершила. Вот убили душу этого неудачника в какой-нибудь криминальной разборке и, понятно, ему тоже лучше родиться в какой-нибудь берлоге, где такие же, как и он, он себя будет там уютнее чувствовать. Вот это единственное такое профилактическое средство от того, чтобы привлечь нужные души и показать ненужным душам, что здесь другая публика собралась. Иногда в тех или иных местах локально получается такое кучкование, что одна такая душа с криминальным прошлым притягивает другую, третью.
И, конечно же, если он рождается в каком-то одном месте, то их отделяет какая-то принадлежность к расе, к национальности, к деревне. Знаете, на Руси говорят, были целые деревни, деревня целая воров-карманников, по специализации они так селились. У них бизнес был, из поколения в поколение передавался. Или деревня целая профессиональных нищих. У них стратегия целая была, как одеваться, как слезу выдавить из прохожего. И, знаете, можно всегда сказать: «А, он из этой деревни Гадюкино, ну гад». Точно таким же образом возникает иллюзия приписать свойство души нации или расе.
Но, друзья, вы помните положение Родовой йоги: тела-то у нас вышли из единого источника. Генетически мы фактически идентичны. Во всяком случае, может быть потомство от представителей разных рас и национальностей. Это говорит о едином импульсе. Как с точки зрения рас или национальностей объяснить кучкование «тёмных» душ (если мы их так можем назвать, точнее, души-то у всех светлые, вот только оболочка грязи, оболочка неведения у каждой души может быть разная)? Когда они начинают кучковаться, создаётся иллюзия, что этот народ, эта раса или представители этой деревни Гадюкино – гады по определению. На этом рождается фашизм, друзья, всех видов. На этом, кстати, друзья, рождается бытовой национализм, самый неистребимый, на этом вообще рождается все отрицательное. И в Римской империи пытались с этим биться, и в современных религиях пытаются с этим биться, и современная политкорректность призывает. Но что-то не особо видно, чтобы за эти тысячелетия что-то изменилось. Почему? Потому что этот фактор присутствует. Но фактор тел – это даже не фактор Высшего Я, Высшее Я у всех одинаково. А фактор степени самоосознанности.
Я еще такой пример приведу. Каждый человек, как дом. В доме может жить хороший хозяин, сознательный или менее сознательный. Какой-то род или какие-то люди, которые его окружают – это квартал. Весь народ – это город, дома везде одинаковые. Но в любом мегаполисе, на Западе в особенности, есть так называемые районы. Район, где живут рабочие, район, где живут банкиры, район, где живут юристы, учёные. Все поделено. И, понятно, что дома одинаковые, но люди кучкуются по разным районам. Понятно, что есть районы с тёмной репутацией, есть районы со светлой репутацией. Но вы можете в три дня всех переселить: этого туда, этого сюда. И все, перестанет срабатывать любой национализм.
Такая ситуация произошла у нас после революции, когда у нас были графы, князья, аристократия, крестьяне, простолюдины, все подряд, деклассированные элементы, как их называли. Раз – революция их всех перемешала. И вот мы имеем город Москву. Чем она отличается от городов Запада? А здесь все перемешано. Здесь в центре Москвы в коммуналке может жить душа и откровенного бомжа, и академика. Опять же в какой-нибудь новостройке может быть целое гетто и тут же высоко продвинутые души. Все перемешано. В нашей стране все перемешалось. И поэтому определить, где, в каком месте, в какой семье родится душа с каким уровнем самосознания, мы не можем, все перемешалось.
А в таких обществах, как Индия, где на определённом этапе, периоде времени все устаканилось, там было достаточно однозначная корреляция, что в семье брахманов рождается человек, склонный к науке, к изучению чего-то. В семье кшатрия рождается политик, военный деятель. В семье вайшья – торговец какой-нибудь. Было удобно рождаться, ты чувствовал себя в своей тарелке. Так родились касты. На тот момент это была достаточно хорошая идея, но потом начались смешанные браки. И вот когда идёт смешанный брак, вопрос «какая душа войдет?» – это открытый вопрос.
Здесь мы имеем второй очень важный фактор, друзья. Первый фактор по тому, какие души мы призываем. Первый фактор – это вы должны в гигиене ментальной поддерживать то место, где живёте. Второй фактор – это те, с кем вы вступаете в сексуальную связь для того, чтобы подарить тело человека. Почему? У вас одни предки, у неё другие. У вас одна кармическая предыстория, у него другая. Что родится от этого фактора смешения, вопрос открытый. Особенно, если на разном уровне находятся люди. Если, скажем, вы европеец, а ваш супруг или супруга из дикого племени, из джунглей. Вы понимаете, по какой социальной ветке душа будет, этих соплеменников или европейца – вопрос открытый. Рано или поздно все приходит в смешение. И поэтому следующее такое жёсткое положение Родовой йоги, что даже если ваш опыт вам каждый день будет говорить, что представители из этой деревни обязательно плохие, а представители другой деревни обязательно хорошие, то последнее слово должно всегда оставаться за вами при общении с тем или иным человеком.
Вы должны сами превратиться, согласно Родовой йоге, в анализатор степени осознанности той души или того человека, с которым вы общаетесь. Ни раса, ни национальность, ни репутация не должны быть 100% определяющим фактором. Они, безусловно, будут влиять, если вы получите один и тот же результат, мала вероятность, что 21 раз все пойдет по-другому. Но если вы хотите придерживаться Родовой йоги, вот этот момент, что 21 раз будет совсем другой результат, всегда должен оставаться.
Речь не может идти ни о каком национализме, фашизме, делении людей по национальному, расовому признаку, на более мелкие, как бы сказали в Индии – варны или подкасты – многочисленные группы людей, на которых там всех делят. Там основных четыре группы, а подкаст там великое множество, они сами не знают. Подкаст врачей, которые занимаются именно этим ремеслом, или ремесленников, которые делают именно этот предмет. Так вот, вы не должны на это покупаться, но и сбрасывать со счетов вы тоже не должны.
Наконец, фактор «кто к нам придет», безусловно, играет роль и со стороны мамы, и со стороны папы. И поэтому, друзья, появилась ещё такая тенденция, о которой мы на следующих занятиях еще поговорим уже несколько в другом ключе – это выбор будущего мужа или будущей жены. Вы должны понять, что тот факт, что в странах Востока и в других странах иногда за детей этот выбор делался родителями, а в Индии, говорят, делается чуть ли не в 100% случаев, не кажется уж таким бесчеловечным и таким неуместным. Для их условий жизни, для цели и иногда для просто самого выживания народа, этноса, рода, иногда это бывает единственный способ не раствориться или вызывать приток нужных душ. Но, друзья, Боже вас упаси начинать это все экспортировать, скажем, на страны Запада, где мы пользуемся в этом отношении несравненной свободой по выбору своего будущего мужа или жены. Поэтому ни ругать эту систему, когда браки заключаются родителями для детей, ни хвалить, с позиции Родовой йоги, мы не можем. Мы должны понимать, что жизнь намного сложнее. И что вещи, которые для нас неприемлемы, в каких-то других условиях – единственная способность выжить.