Йога и питание
Это тематическое занятие на тему «Йога и питание».
Рис. 1. Йога и питание.
Тема занятия не такая уж простая и очевидная, как кажется на первый взгляд. Виной тому многочисленные книги, интерес к этой теме, в результате чего тема стала попсовой. Термин «попса» означает то, что постоянно печатается в желтой прессе, постоянно показывается по телевизору, то, в отношении чего высказываются многочисленные мнения. Но на самом деле, тема очень сложная.
И начнём мы с аксиоматики этого вопроса. Согласно учению йоги, у нас есть наше Высшее Я, которое проявляется в этом мире, в этой Вселенной через своё проявление – прану. В свою очередь это проявление разделяется на две составляющие: Энергию и Сознание. Мы, к сожалению, находимся в состоянии неведения и считаем себя не тем, чем мы являемся на самом деле: мы не считаем себя своим Высшим Я, а считаем себя своими проявлениями: энергией и сознанием.Процесс отождествления себя не с тем, чем мы являемся, пошёл дальше – мы начинаем отождествлять себя с внешними потоками многочисленных энергий и сознаний. Мы имеем тела, и, согласно учению йоги, у нас есть причинное тело, тонкое тело и грубое физическое тело. Эти тела представляют собой некий «домик» для нашей души, для того, чтобы проявилось наше Высшее Я. Этот «домик» из причинного, тонкого и грубого тел сделан из многочисленных энергий и сознаний других Высших Я. Каждая клеточка нашего грубого тела имеет своё Высшее Я, имеет свою энергию и сознание. Потоки других энергий и сознаний – это потоки извне. Мы как бы берём в аренду их работу и строим из этих внешних потоков себе «домик». Это касается не только грубого тела, но и тонкого и причинного тел.
Так как темой нашего занятия является питание, то в большей степени мы будем рассматривать грубое физическое тело. Мы начинаем себя отождествлять не только со своей энергией и сознанием, но и с внешними потоками энергий и сознаний, из которых сделано наше тело. Чтобы было понятней, приведу пример. Наше тело состоит из различных элементов, таких как жиры, белки, углеводы, микроэлементы. Все эти элементы находятся во внешней Вселенной, во внешнем мире. Все те элементы, которые находятся внутри нас, вы можете встретить во внешней Вселенной. Чтобы поддержать эту грубую структуру, состоящую из внешних потоков, нам нужно извне постоянно обновлять эти потоки энергий и сознаний, из которых состоит наше тело. Поэтому так необходимы все те элементы, которые находятся вовне, – для поддержания этих структур, для поддержания нашего физического тела.
Итак, мы переходим к понятию потока, через который получаем питательные элементы и вещества для поддержания нашего существования. Эти потоки очень древние, там, в основном, присутствуют инстинкты. В свое время было оправдано, что разум не вмешивается в эти процессы, в этот поток, через который мы получаем все необходимые нам элементы. Но по прошествии времени мы эволюционируем, и эти потоки нужно уже осознавать в большей степени, контролировать, понимать, что приходит к нам извне, нужно ли это для наших структур, в каком объёме это необходимо. Здесь очень важна такая составляющая, как логика, здравый смысл.
Например, когда мы были в телах животных, мы охотились, получали пищу и были рады любой возможности напитать наши структуры, чтобы получить необходимые элементы. Мы боролись за своё существование, еды не было в избытке, поэтому мы кушали то, что было доступно для нас. Сейчас, будучи в теле человека, нам нужно пересмотреть тот поток, по которому приходят силы для поддержания нашего тела. Возможно, нелогично употреблять эту пищу и целесообразно употреблять другую пищу. Нужно полностью пересмотреть весь процесс.
К сожалению, мы в большей степени существа нелогичные, и, как заявляет йога, следующий наш шаг – это предельно отточить свой разум и логический аппарат. Мы должны в своей жизни руководствоваться уже не инстинктами и сиюминутными желаниями, а анализировать, рассуждать логически, полезно нам это или неполезно. Нам нужны многочисленные микроэлементы, витамины, жиры, белки, углеводы. И важно соблюдать целесообразность и уместность приходящих веществ, что определяется с помощью логики и здравого смысла. И, может быть, действительно, нам необходимо в какой-то период употреблять белки, для того чтобы поддерживать наши грубые структуры. Мы должны постоянно анализировать, что нужно нам в конкретный момент, учитывать специфику своего возраста, климата, традиций страны, в которой мы живём, и прочее.
Получатся, что каждому из нас нужна своя диета. Причём эта диета будет постоянно меняться: в один сезон нам нужны одни микроэлементы, а в другой сезон – совершенно другие. Когда мы болеем, нам стоит отказаться от одного и, наоборот, сделать акцент на других веществах. Поэтому сказать, что есть универсальная диета для всех людей – это большое заблуждение. Не существует универсальной диеты для всех.
Что нужно для того, чтобы понять, что действительно нам необходимо? Как понять, в чём нуждается наш организм? Для этого мы должны пользоваться разумом и здравым смыслом, научиться различать свои потребности и свои желания, инстинкты, привычки. Конечно, мы можем врать себе и убедить себя, что мы нуждаемся, например, в гамбургерах, и организм жить без этого не может. Но мы должны чётко отсечь эти сиюминутные желания, инстинкты, привычки и поразмыслить, а принесут ли нам гамбургеры пользу. Подумать, какие последствия будут от приема такой пищи, не будет ли на следующий день плохо, не будет ли болеть живот, не впаду ли я в состояние тамаса, отупения. И сделать вывод, а стоит ли мне кушать эту пищу, тем более, если у вас до этого был определенный опыт.
Стоит ли мне кушать на ночь? Желание-инстинкт говорит мне: «Ты голодный! Съешь этот кусок мяса, и не один, потому что ты голодный». И нам очень сложно контролировать эту реакцию, потому что затронут глубочайший канал. Здесь играют глубинные инстинкты, глубинные желания, которые мы не контролируем, а если и контролируем, то нам это очень плохо удаётся.
Мы должны хотя бы на несколько секунд остановиться и поразмыслить, к чему это приведёт, если я съем несколько полноценных блюд. Логика мне подсказывает, что на утро мне будет плохо, меня будет тошнить. Может быть, я даже просплю, потому что на переваривание пищи требуется много энергии, и я буду разбит, ничего не сделаю из того, чем собирался заняться, не позанимаюсь йогой, ещё чем-то не займусь. Логика будет говорить вам, что этого делать не следует, лучше съесть яблоко. Если съесть яблоко, то никаких последствий, разумеется, не будет. Мы должны в свою жизнь внедрять логику.
Всем нам кажется, что мы существа логичные, мы уверены в этом. Но если проанализировать все наши поступки и реакции, то ситуация не такая уж радостная. Мы очень нелогичные существа и, как правило, ведём себя нелогично. Все болячки, которые мы имеем, из-за нашей нелогичности. Мы понимаем, что не надо съедать пуд сахара, переедать, но почему-то это делаем и получаем все болячки. Это очень важный аспект – аспект здравого смысла. Отсюда следует, что целесообразность, уместность и нахождение своей диеты в любой момент или период жизни это не такая простая задача.
Йога предлагает постепенно подходить к решению этой задачи. Даже если вам сложно контролировать эти процессы, просто анализируйте их, осознавайте в большей степени. Поможет нам в этом наша чувствительность, то, насколько мы чувствуем потребности своего тела, в чём нуждается наш организм: в белках, жирах, углеводах, в витаминах. Мы хотим увидеть Центральный канал, ощутить чакры, другие тонкие структуры, но мы даже не ощущаем своё физическое тело. О каком Центральном канале и чакрах может идти речь, если мы даже более грубое не можем почувствовать и осознать? Поэтому мы должны в большей степени доверять себе и развивать чувствительность по отношению к потребностям своего тела. Развивается эта чувствительность очищением своих структур, занятиями йогой. Рано или поздно мы выйдем на тот уровень, когда будем чётко осознавать, когда, что и в каком объеме нам требуется. Мы идём к этому, занимаясь йогой.
Здесь в немалой степени присутствуют элементы Раджа йоги. У нас в течение жизни выработались какие-то привычки, ассоциативные связи. Эти привычки довлеют над нами, и нам кажется, что это потребность, а не привычка. Тогда нам помогает Раджа йога: мы с помощью воли отсекаем ненужные ассоциативные связи и выстраиваем нужные ассоциативные связи. К примеру, у нас была привычка кушать сладкое в больших количествах, и мы понимаем, что никакой пользы от этого мы не получаем. Но эта ассоциативная связь настолько прочная, что нам очень сложно её контролировать, хотя логика, разум говорит нам, что это вредно для нас. И с помощью воли мы должны отсечь эту ассоциативную связь, выстроить другую ассоциативную связь. Например, съедать не по килограмму конфет, а по одной конфетке в день. Это требует, конечно же, значительных усилий от нас, но если мы занимаемся йогой, занимаемся самопознанием, то это естественный шаг – контролировать глубинные процессы, которые происходят внутри нас.
Вопрос: Развитию чувствительности тела способствуют, например, какие-то ограничения в еде, периоды сыроедения, недолгая аскеза?
Когда мы с чем-то себя отождествляем, нам это очень сложно контролировать. По сути, голодание, отказ от чего-либо – это работа с ассоциативными связями, когда мы убираем ненужные ассоциативные связи, контролируем их, прана по этим ассоциативным связям не течёт, и мы в меньшей степени начинаем себя отождествлять с этими грубыми структурами и с внешними потоками энергий и сознаний. Это помогает нам немного выйти из этих структур, вытянуть свои энергию и сознание и понять, что мы этим не являемся. И нам гораздо легче это контролировать. Чем больше мы осознаём своё Высшее Я, разотождествляемся с чем-то, тем в большей степени мы начинаем контролировать это другое, ставить его под контроль своего Высшего Я.
Вопрос: А если подобная диета приносит негативные эмоции, в том числе проявляющиеся на физическом уровне, то есть плохое самочувствие? Решил поголодать день, а в конце дня понимаешь, что лучше бы этого не делал.
Здесь речь о здравом смысле. Прежде чем начать такую диету, ты должен поразмыслить, принесёт ли она тебе пользу. Возможно, ты не в том состоянии, чтобы голодать: ты много работаешь, тебе необходимы какие-то питательные вещества, и сейчас голодание будет крайне неуместно – это логика. Мы все нуждаемся во всех элементах, только это вопрос уместности. Кому-то на каком-то этапе очень полезно отказаться от мяса, рыбы, других животных белков. Пусть это временно будет, но для кого-то это будет крайне полезно, а для кого-то это будет, действительно, равносильно смерти: человек будет мучиться, у него будут какие-то фобии, страхи возникать – ни к чему хорошему это не приведёт. Всему своё время.
Вы должны понять, что и вегетарианство, и всевозможные диеты, и голодовки должны присутствовать в нашей жизни, потому что здесь проявляется элемент Раджа йоги: работа над собой, работа с ассоциативными связями, познание себя, познание устройства своего тела. Но всему своё время. Если вы чувствуете, что не готовы пока перейти на сыроедение и питаться только сырой пищей, вам этого пока делать не нужно. Всему своё время должно прийти, и вы это почувствуете.
Здесь появляется принцип постепенности, умеренности. Например, вы прочитали какую-то книгу по питанию, в которой сказано, что ты не йог, если кушаешь белок животного происхождения. У вас возникает страх: «Нет, я же йог, как же так!» И вы резко начинаете менять свой образ жизни. Это очень негативно сказывается на работе всех ваших структур, это огромный стресс. Может быть, вы и протяните несколько дней на такой диете, но ни к чему хорошему это не приведёт. И уже через несколько дней вы накинетесь на свою обычную еду, причём в больших количествах. Эти процессы крайне глубинны.
Возможно, многие из вас голодали. И когда это было неуместно, то после голодания человек набрасывался на пищу с такой силой и съедал её в таких количествах, что вместо того, чтобы очистить свой организм, похудеть и сбросить лишний вес, человек, наоборот, набирал вес еще больше, и никаких очистительных процессов не происходило. Если это делается негармонично, неуместно, то организм потом за это заплатит. Контролировать эти процессы крайне сложно. Часто люди садятся не на свою диету, а на диету, о которой прочитали в книге для какой-то узкой категории людей. Или автор книги описал свой личный опыт, а человек это на себя перетягивает. И после такой диеты организм отплатит ему чёрной монетой: человек потом опять набрасывается на те же продукты, от которых отказывался во время этой диеты. Опять же, очень сложно проконтролировать, что происходит с нами во время этого периода.
Рис.2. Во время интенсивных практик рекомендуется употреблять в пищу большего сладостей природного происхождения.
Вопрос: Каков показатель того, что диета твоя, и ты на своём пути?
Мы помним, что нужно всё судить по результату. Когда ты уже более или менее чувствуешь, в чём нуждается твоё тело, твой организм, ты для себя вывел некую формулу, что в данный момент тебе можно кушать, что нельзя, когда от этой диеты у тебя хорошее самочувствие, прилив сил, никаких негативных последствий, – это говорит о том, что ты действительно нашёл свою диету. Хотя вопрос сложный. Потому что люди склонны уходить в крайности и прислушиваться в данном вопросе к чужому мнению, а не к себе. Это главная ошибка. Книг по этому вопросу много, и кто только ни пишет, но, как правило, описывают свой личный опыт, и этот личный опыт подходит только для автора, но не для вас. Вы можете взять какие-то необходимые для вас рекомендации, но составлять свою диету вы будете сами, и только сами. И опять же, в какой-то период вам надо сидеть на диете и отказаться от мяса, а в какой-то период вам просто необходимы эти элементы.
Люди скатываются в крайности или от всего отказываются. Например, вегетарианцы. Есть такие вегетарианцы, которые отказываются и от молочных продуктов, буквально от всего. У них достаточно скудный рацион, и, может быть, вначале они чувствуют прилив сил. Когда это уместно, человек чувствует прилив сил, и ему очень легко даётся диета отказа от всего: минимум пищи, минимум каких-то элементов. Это тянется несколько лет, человек на подъёме, но в один прекрасный день организм даёт сигнал о том, что он нуждается в определённых элементах, и требует белок животного происхождения, но у человека возникает страх, он боится довериться своему организму. Организм говорит ему: «Я хочу! Я вижу эту рыбу, это мясо», – у человека слюнки текут. «Но нет, стоп, ты вегетарианец. Если ты съешь, тебе будет плохо!» – и разум начинает отговаривать человека употребить необходимый продукт. В итоге получается противоречие между тем, что надо, и тем, что хочется. Например, организму надо получить определённые элементы, а человек говорит: «Нет, мне хочется быть вегетарианцем. Я не хочу это кушать».
Бывают случаи, когда это приводит к отклонениям на психическом уровне, потому что мы знаем о неразрывности грубого, тонкого и тончайшего тел. Состояние нашего физического тела, конечно же, отражается на тонком и тончайшем уровнях. Когда у человека возникают внутренние противоречия, ему уже нерадостно, он склонен быть раздражительным, злым, причиняет вред живым существам, но не позволяет себе получить необходимые элементы, вещества – вот здесь как раз-таки встает вопрос здравого смысла, потому что человек ведёт себя крайне нелогично. Логично будет, если организм требует, съесть этот кусочек мяса. Съешь, и появится радость на душе, и тело будет веселиться, что ему дали то, что требовалось. А человек из-за страха, из-за нелогичности себе отказывает в этом. Поэтому применение здравого смысла является краеугольным камнем в вопросе питания.
Если же вы чувствуете, что у вас лишний вес, что организм не справляется с переработкой веществ, которые вы принимаете внутрь, если вы занимаетесь больше умственным трудом, а не физическим, но потребляете столько пищи, как если бы вы занимались физическим трудом, и пища не успевает переработаться и не выходит из вашего тела, в результате чего нормальный обмен веществ нарушается, и человек заболевает: то печень, то почки, то сердце, – в этом случае логично будет отказаться от определённых продуктов или уменьшить объём потребляемой пищи.
Другая крайность, когда человек вообще ничего не ест или ест очень мало, а сам 30 килограммов веса. Здесь уместно и логично позволить себе поесть жирного, сладкого, мучного, но чтобы это было целесообразно, умеренно и в необходимом количестве. Везде должен присутствовать здравый смысл.
Вопрос: А почему прозвучал вопрос про сыроедение?
Вопрос о сыроедении. Если вы почувствовали, что в какой-то период это будет необходимо для вашего организма, то вы можете сесть и на такую диету. Диет огромное количество. Что такое диета? Это определённый подбор продуктов питания. И на определённый период это будет своя диета. Вы не должны под кальку копировать образ жизни, образ питания других людей. Если вы приняли решение поменять свой образ жизни, то пусть это будет нерезко, не будет шоком для всех ваших структур.
Конечно, сыроедение кому-то будет крайне полезно. А человеку, который занимается физическим трудом, живёт в горах, где постоянный холод, не до сыроедения, ему бы что-нибудь горячее, вареное, и, может быть, действительно, нужны белки в больших количествах. Нужно учесть особенности страны, климата, в котором мы находимся. То, что уместно и целесообразно для жителей Индии, то совершенно неуместно будет для жителей нашей страны и так далее. Эскимосам просто нечего есть, кроме рыбы и мяса. Кто-то живёт в жарких странах, у них только одни бананы, а за животными надо охотиться время от времени. Это же не свиньи, которые выращиваются у нас на фермах. Мясо для этих людей – целое событие, поймать очередное животное и всем сообществом его съесть. Поэтому они в основном питаются растительной пищей, и это уместно.
Мы же, как в анекдоте: «Мышь ела кактус, давилась, кололась, плакала, но продолжала есть кактус». Абсолютная нелогичность. Мы ведём малоподвижный образ жизни, неправильно питаемся, нам от этого плохо, мы постоянно болеем, у нас плохое самочувствие, нет ясности в голове, только негатив получаем от нашего образа жизни, но мы почему-то продолжаем так жить. Почему? Потому что мы нелогичные существа. Мы больше поддаёмся своим сиюминутным желаниям, инстинктам: запахло вкусно, и мы, как животные, тут же хотим съесть это.
Мы знаем, что продаются одноразовые супы, которые вкусно пахнут, потому что в них добавлены ароматизаторы, которые действуют на наши глубинные структуры. Мы не задумываемся, принесёт ли нам пользу такая пища, и съедаем ее. Это касается любой пищи и продуктов. Мы должны изменить свои привычки. Если в детстве мы получили из-за своей кармы дурные пристрастия, то, занимаясь йогой, мы понимаем, что что-то в нашей жизни не так, и надо перестраивать свою жизнь, то есть менять плохие привычки на хорошие, положительные.
Вопрос: Какие рекомендации по питанию даёт йога? Какую пищу надо кушать?
Пища должна быть здоровой, свежей. Но для кого-то лучше пища с «душком». Есть племена, у которых усваивается пища, только если она немножко подпорченная. Здесь вопрос уместности. Сказать, что абсолютно всем необходима свежая пища, будет ошибкой, потому что мы все разные, у нас у всех разная карма, разная предыстория, разные ферменты, которые переваривают эту пищу. Для тех, кто живёт на территории России, нужна пища как можно более натуральная, свежая.
Вопрос сводится к тому, с чего я начала занятие – с необходимых для нас элементов. Если наше тело состоит из элементов, которые находятся во внешнем пространстве, то нам необходимы такие же элементы, хорошие и здоровые, не искусственная пища, которая непонятно из чего сделана, а полноценные белки, микроэлементы в нужном количестве. Например, цинк. Его организму нужно небольшое количество. Если мы слишком много будем потреблять продуктов с цинком, то возникнет перекос в негативную сторону, и это принесёт нам только вред. А если потреблять в нужном количестве, то цинк принесёт пользу. Если мы совсем откажемся от белков, то это не приведёт ни к чему хорошему. Если мы будем употреблять слишком много белков – тоже плохо. Мало или много – это крайности. А наша цель – избегать крайностей.
Помним наш любимый принцип гармонии – где надо, себя заставить, где можно, себе позволить. Очень сложно почувствовать, когда и что уместно, когда себе позволить, а когда себя заставить. Шаг за шагом мы должны приближаться к этому, чувствовать себя, понять, где привычки, а где истинные потребности. И тогда не будет проблем, тогда болеть просто не будем. У нас всё будет работать в организме в необходимом режиме, и будет поступать столько пищи, сколько необходимо, и эта пища будет выводиться. Если мы потребляем слишком много пищи, то она просто не выводится из организма полностью, зашлаковывает организм. Вопрос гармонии, умеренности, целесообразности – самый важный в теме питания.
Рис. 3. Надо учиться разделять свои истинные потребности и сиюминутные желания.
Вопрос: Существует мнение, что разные продукты содержат энергии разных типов. Овощи и фрукты, например, больше саттвические, а мясо – больше раджас или тамас. Это так?
Вопрос касается гун саттвы, раджаса и тамаса. В двух словах про эти гуны. Саттва — это тончайшая гуна, это состояние предельной ясности, радости, могущества, силы и в тоже время состояние спокойствия. Гуна раджас — это состояние активности. Гуна тамас — это состояние пассивности, отупения, лени, нежелание что-либо делать, никакой ясности.
Продукты, которые влияют на наше модусное состояние и которые приводят к этим состояниям (саттвы, раджаса, тамаса), – для каждого свои. Для кого-то определённые продукты будут вызывать состояние тамаса, но эти же продукты для другого будут вызывать другое модусное состояние. Для человека, который занимается физическим трудом, постоянно на свежем воздухе, кусок мяса, плотная, тяжёлая пища будет вызывать состояние раджаса. А для человека, занимающегося умственным трудом, тяжёлая пища будет вызывать состояние тамаса. Для кого-то фрукты и овощи будут способствовать состоянию раджаса, для кого-то – состоянию тамаса.
Мы должны учесть, что большое количество пищи, съеденное за один приём, вызывает в нас состояние тамаса. Если человек съел очень большую порцию, даже если это будут только овощи и фрукты, то он склонен впадать в состояние тамаса. Вопрос очень сложный.
Если мы рассматриваем не людей, а животных, то возможно, что большое количество еды не вызовет в них состояние тамаса. Вопрос неоднозначный. Невозможно разделить все продукты и сказать, что это – саттвические, это – раджастические, а это – тамасичные. Всё индивидуально. Если мы знаем, что определённые продукты вызывают в нас состояние раджаса, и нам от этого хорошо, нам хочется куда-то бежать, у нас приподнятое настроение, то нужно сделать вывод, что стоит в свой рацион добавлять эти продукты. И, наоборот, потребление каких-то продуктов вызывает в нас состояние тамаса.
Но в разные периоды жизни эти же продукты могут вызывать другую реакцию. К примеру, летом, если вы скушаете тяжёлую пищу, вы впадёте в состояние тамаса, а в холодное время года этот продукт вызовет в вас состояние раджаса, может быть, даже на грани саттвы. Всё неоднозначно, и нельзя загнать всё в конкретику. Всё очень сложно. Нужно следить, обращать внимание на реакцию, какая она будет: саттвическая, раджастическая или тамасическая.
Вопрос: Опыт йогов и йогинь показывает нам, что человек, гармонично занимающийся йогой, так или иначе приходит к вегетарианству. Это так?
Не только к этому приходит человек, занимающийся йогой. Он может вообще отказаться от любой пищи в принципе. Почему бы и нет? Конечная цель йоги – разотождествиться со своими грубыми и тонкими структурами. Если мы не считаем себя ими, то в большей степени они начинают питаться не за счёт внешних потоков энергий и сознаний, а за счёт нашего Высшего Я. В конце концов, все эти клеточки питаются за счёт света нашего Я. Каждая клеточка пронизывается потоком света от Я, и уже не требуется внешних потоков энергий питания. В таком случае тело йогина называется телом света.
Мы можем, действительно, выйти на высочайший уровень, где появляется такая сверхспособность, как бессмертие, когда грубые, тонкие и тончайшие структуры не зависят от внешних потоков питания, а источником является только наше Высшее Я. В таком случае тело становится бессмертным, либо появляется такая способность, как плодить себе множество тел, переселяться в другие тела, делать всё, что угодно.
Пока что наши структуры – это «домик». Каждый живет в квартире либо в доме и является хозяином этого дома. Но дом построен из кирпичей или из дерева, и вы постоянно должны обновлять этот домик: то уборку сделать, то крышу починить, окна поставить или вообще обновить. Так же надо рассматривать и наше тело. Мы как бы взяли в аренду у других маленьких Высших Я и построили своё тело. Наше Высшее Я поддерживает все структуры, все маленькие Высшие Я, которые приходят извне. Наше Я сохраняет форму этого тела и отчасти управляет им, иначе оно бы развалилось.
Рано или поздно мы будем разотождествляться с тем, чем мы не являемся, с этими структурами. В конце концов наши истинные энергия и сознание будут проникать в каждую клеточку, и эта каждая клеточка будет питаться от внутреннего источника, от нашего Высшего Я. К этому мы приходим постепенно: сначала нам нужно меньше грубой пищи, потом мы еще от чего-то отказываемся. Это должно прийти естественно, всех загнать в рай невозможно.
Если пришла необходимость отказаться от какой-то тяжёлой пищи, то откажитесь. Но если вдруг через пять лет организм скажет: «Хочу кусок мяса», – возьмите и съешьте его, потому что, может быть, это необходимо сделать на данный момент, и потом, возможно, вы много лет не будете употреблять мясо.
Вопрос: У нас есть строительный материал для нашего тела – растительный и животный белок. Я так понимаю, что для того, чтобы перестроить тело, необходимо постепенно перейти к растительному белку. Мы должны сначала уменьшать количество потребляемого животного белка и замещать его растительным белком, отказываться сначала от животных, которые выше разумом, (например, коровы, олени) и потихоньку переходить на рыбу и так далее. Может существовать постепенный отказ от животного белка?
Переход на вегетарианство не должен быть целью вашей жизни. Если вы усиленно занимаетесь йогой, к вам придёт естественное ощущение, что не захочется тяжёлой пищи, потому что тяжёлая пища требует очень много праны на переваривание. Если вы свою прану направляете на духовное развитие, на самопознание, то у вас не будет хватать праны на переваривание грубой, тяжёлой пищи, потому что вся прана будет уходить на перестройку более сложных духовных структур. Если это происходит, то вы смотрите на какую-то пищу безразлично, она не вызывает никаких эмоций, ни отрицательных, ни положительных – просто пища. А если пока ещё сильная тяга к тяжелой пище, то вы должны разобраться: привычка это или потребность. Чтобы проверить, может быть, стоит поэкспериментировать и отказаться от такой пищи на некоторое время, и действительно понять, что это: привычка (потому что вас с детства кормили этими продуктами) или потребность вашего организма. Стоит поработать с этой ассоциативной связью и со временем понять, нужен вам этот продукт или нет.
Встречаются люди, которые зациклены на вегетарианстве, на правильном питании. У них вся жизнь проходит в том, что они постоянно готовят себе свежую еду, питаются в определённое время, думают лишь о том, что бы им такое приготовить, рассуждают и читают книги только о вегетарианской пище, и довольны, гордятся собой, что они такие хорошие и не едят мясо. Да, они вегетарианцы, они посвятили этому много сил и времени, так проходит вся их жизнь. Человек ничего не сделал хорошего ни для себя в познании своего Высшего Я, ни в помощи живым существам. Стоит ли жить, если целью всей жизни ставить вегетарианство, отказ от белка, а человек хочет мяса, но, нет – я вегетарианец, это моя цель, и я буду отказываться от животного белка. Все мысли только об этом.
Мне кажется, что не целесообразно так жить и ставить своей целью быть вегетарианцем. Если это пришло, и вам захотелось в большей степени белка растительного происхождения, ну и замечательно. Значит, потребляйте белок растительного происхождения. Если вдруг появилась потребность в белке животного происхождения, тоже можете употреблять. Опять же, чтобы это было умеренно, гармонично, целесообразно и уместно.
Если вы будете кушать не обычное мясо, а соевое, а желание съесть настоящий кусок мяса остается, то это самообман, и рано или поздно он вскроется в вас. Если у вас такой путь – постепенный отказ от белков животного происхождения с заменой на белок растительного происхождения, если это параллельно на заднем плане вашей жизни – хорошо, но если эта тема выходит на передний план, а на второй план – помощь живым существам и практика йоги, то нужно пересмотреть свою жизненную позицию.
Хочется – кушаете, не хочется – не кушаете. Есть масса людей, которые ведут правильный образ жизни, являются вегетарианцами, но злые, жестокие, ничего хорошего не делают обществу и себе. И какой толк от такого человека? Человек на самом деле мучается, потому что таким образом ему сложно реализовать себя, свой потенциал только через то, что он правильно питается. И масса примеров, когда люди употребляют любую пищу, какую только возможно, и занимаются самопознанием, и помогают живым существам, творят. Понятно, что от таких людей гораздо больше пользы этому миру, этой Вселенной.
Если человек, действительно, успешно занимается йогой, продвинулся в своей практике, то приходит такая способность – отпадает желание более тяжёлой, грубой пищи. Есть ритуалы в Тантра йоге, где необходимо есть мясо и рыбу. Тибетцы питаются только мясом, потому что живут в горах. Это их основная пища, но они не становятся менее духовными, если тем более они живут в социуме. Если человек ушёл в пещеру и переключился на свой внутренний источник, где черпает прану, то понятно, что он больше начинает разотождествляться с внешними грубыми структурами, и ему не нужны внешние потоки. Наши структуры начинают питаться от Высшего Я. Человек сидит в пещере, и для него открывается канал к Высшему Я. Он уже не нуждается ни в какой пище: ни в растительных белках, ни в животных.
Можно встретить многочисленных Лам, Учителей, которые передают знания в социуме, не сидят годами в пещерах. Они понимают: чтобы здесь существовать, двигаться, разговаривать, совершать ещё какие-то телодвижения, питать структуры, просто необходимы какие-то элементы из внешней Вселенной. И они помогают живым существам и кушают мясо, но так, чтобы это было уместно и по потребностям тела. Но если это неуместно и нецелесообразно – это перекос, это болезни, это масса неприятностей.
Всё зависит от того, какой образ жизни вы ведёте. Если вы только медитируете, то понятно, что нужно есть, когда вы ничего физического не делаете. Если ваше тело сильно задействовано в этой Вселенной, то грубой пищи нужно значительно больше. Всем, кто работает, кто живёт социуме, а не медитирует, конечно, нужна масса различных элементов, которые мы должны получать извне, но не забывать о внутреннем источнике своего Высшего Я. Если мы переключимся только на внешние потоки (получение пищи, необходимых веществ), то всё равно пойдут сбои, перекосы. А нам нужно гармонично сочетать и внешние потоки, и внутренний поток от нашего Высшего Я.
Например, плохо обычному человеку, пошёл перекос на физическом, тонком и причинном теле, и уже возникли какие-то психические факторы, мешающие нормальной жизни. И если человек верующий, он идёт в церковь, молится Богу – это он обращается к своему внутреннему источнику. Сходил в церковь, помолился – и на душе хорошо стало, и жизнь уже более гармоничная. Если мы живём в социуме, то нам нужно гармонично использовать потоки от Высшего Я и внешние, и внутренние. Через внешние потоки мы подпитываем структуры – тот «домик», в котором мы живём.
Вопрос: Я слышала, что очень полезно есть каши, пророщенные зёрна, фасоль, пшеницу. Что йога говорит на эту тему?
Йога говорит, что где содержится максимум элементов в чистом виде, то и полезно. Если в кашах эти элементы присутствуют в большей степени, чем в хлебе, который прошёл многочисленную обработку, то понятно, что выбирать нужно то, где эти элементы более в чистой форме. Конечно, их больше в зерне, и, естественно, в нем содержится больше праны.
Вопрос: Это действительно так, что больше праны содержится в непереработанных продуктах?
Да, это так. Больше праны содержится в натуральных продуктах, таких как орехи, нерафинированные продукты. Например, если рассматривать сахар и мёд, то где этих элементов больше? Конечно, в мёде, но в мёде нерафинированном. Если мёд искусственный, то тут уже можно поспорить: может, сахар будет более полезным, чем искусственный мёд, потому что мы не знаем, из чего и как он сделан. Может быть, искусственный мёд более опасен, чем сахар.
Вопрос: Как йога относится к консервированным продуктам?
Если вы, например, съедите одну ложечку консервированного горошка, то плохо не будет. Но если вы только этим и питаетесь, то обязательно будет какой-то дисбаланс. Если есть выбор съесть свежий горошек или консервированный, то, конечно, предпочтение в пользу свежего горошка. Что нам будет разум говорить? Что элементов в чистом виде в свежем горошке гораздо больше, чем в консервированном. Но если вы оказались на необитаемом острове и вам надо как-то существовать, а в наличии только консервы, то тут уж не до жиру, и чтобы выживать, нужно кушать буквально всё, что попадёт под руку. Этот канал – древнейший.
Иногда нам свежий горошек не кажется аппетитным, и мы его не хотим, а консервированный вкусно пахнет, потому что в него добавлены ароматизаторы.Обоняние – это древнейшая структура. Запах действует на нас, и нам хочется съесть эти консервы. Кусок свежего мяса или копчёности пахнет дымком, и мгновенно срабатывают глубинные структуры: когда-то мы с дубинками бегали и дошли до того, что уже на огне готовили пищу. Мы ощущаем запах дымка, и эти структуры откликаются: «Хочу съесть!» И здесь сталкиваются инстинкт и потребность. Может быть, потребность больше в чистом куске мяса, просто вареном. Снова вопрос уместности и целесообразности.
Если вы окажетесь на необитаемом острове, и там будет только мясо, то вы проживёте какое-то время на одном мясе, но долго так не протянете – всё равно будут нужны другие элементы. Но если вы займётесь медитацией и подключитесь к внутреннему источнику от Высшего Я, тогда вам ничего не нужно будет извне.
Вопрос: Какие диеты рекомендуются при занятиях Пранаяма йогой, Мантра йогой?
При усиленном занятии йогой большое количество праны идёт на перестройку тончайших структур, на перестройку причинного тела, тонких структур. Если мы будем определённым образом питаться, как предписывает йога, то мы поможем своему организму справиться с этой перестройкой. И прана будет тратиться максимально на внутренние процессы трансформации, нежели на переваривание пищи. Йога предписываетв периоды интенсивной практики питаться так, чтобы пища не мешала вам, а, наоборот, способствовала вашей практике.
Это касается интенсивной практики йоги. Если Вы занимаетесь небольшое время, 10 – 15 минут, то придерживаться диеты не нужно – ведите обычный образ жизни. А если вы много практикуете, по несколько часов в день, то тут уже есть рекомендации, как правильно питаться, как поддержать себя в эти периоды. Необходимо отказаться от грубой, консервированной пищи, чтобы элементы были как можно в более чистом виде. Когда мы просто живём, мы можем себе иногда позволить консервированный горошек, а если мы занимаемся йогой, то нам эта ложка горошка может так аукнуться, что мы на следующий день не встанем с постели. В эти периоды пища должна быть максимально чистой, то есть никаких консервантов. Не стоит потреблять тяжёлую пищу – пища должна быть свежей. Если молочные продукты, то только натуральные, а не то, что продаётся в магазинах. Молоко, топлёное масло – натуральное, лёгкое, обволакивающее, и то, что не будет требовать больших ресурсов праны от вашего тела. Если для вас молочные продукты совсем не лёгкая пища, то стоит отказаться от нее. И опять – здесь выбор своей собственной диеты. Например, может быть, стоит сделать упор на каши. Но если для вас молочные продукты являются легкой, доступной, приятной пищей, то в периоды интенсивной практики вы делаете на них акцент.
Рекомендуют при интенсивной практике кушать много сладкого природного происхождения, в первую очередь натуральный мёд, сухофрукты. Если этого нет, вы оказались в горах и скушали весь мёд и сухофрукты, остался только сахар и конфеты, то допускается есть и сахар, потому что в эти периоды организм требует очень много глюкозы, энергии. Организм требует много сладкого, поэтому кушаем много сладкого, молочного, овощи, фрукты, если это для нас уместно и необходимо. Для кого-то помидоры трудноперевариваемая пища, а для кого-то – достаточно лёгкая. Здесь также мы должны найти для себя свою собственную диету.
Йога даёт рекомендации, но последнее слово остаётся за вами. Есть принципы, и, зная эти принципы, вы строите свой образ жизни и питания. Копировать чей-то образ жизни ни в коем случае нельзя.
Вопрос: А что это за принципы?
Это Первый и Второй принципы йоги. Главные принципы, из которых вытекают все остальные.
Вопрос: На одном из предыдущих тематических занятий рассматривался вопрос об очистительных процедурах, и говорилось об упражнении заглатывания бинта. Можно ли заменить это упражнение на потребление овсянки крупного помола?
На занятии по очистительным процедурам я говорила, что все очистительные процедуры можно заменить правильным образом жизни, правильным питанием. Если вы будете в течение 10 лет придерживаться правильного питания, уместного и целесообразного для вас, в нужном объёме, количестве и соотношениях, то вы естественным образом очистите свой организм, и вам не нужно будет делать очистительные процедуры. Очистительные процедуры нужны для того, чтобы мы избавились от шлаков и токсинов, которые задержались в организме. Как правило, они накапливаются в нас из-за неправильного, нелогичного питания. Если мы делаем многочисленные очистительные процедуры, то мы просто ускоряем процесс очищения своих тел.
Рис.4. Все очистительные процедуры можно заменить правильным образом жизни и правильным питанием.
Без очистительных процедур нам пришлось бы есть сырую овсянку несколько лет. Но если мы бинт проглотим, сделаем все клизмы и ещё какие-нибудь процедуры, то чтобы очистить организм, нам нужно уже не несколько лет есть овсянку, а всего лишь полгода – и мы очистим свое тело. Если мы очистим свое тело, то оборвём ненужные ассоциативные связи, мы будем их, по крайней мере, чувствовать, контролировать и действительно сможем понять, что нам необходимо на данный момент. Если мы напичканы ненужными ассоциативными связями, привычками, то разуму очень сложно разобраться, что нужно, что ненужно, что уместно, а что неуместно. Поэтому очистительные процедуры идут неразрывно с темой питания.
Очень сложно освободиться сразу от всех вредных привычек. С детства нас приучили кушать торты, и мы пока не можем разорвать эту ассоциативную связь. Мы кушаем тортики, хотя там элементов в чистом виде очень мало. Например, гораздо больше их в каком-нибудь сухофрукте, но всё равно эта привычка есть у нас, и нам сложно от неё освободиться.
Один раз в год позволяем себе съесть торт на день рождения, после чего нам помогут очистительные процедуры. Но мы не должны на это «подсесть», рассуждая: «Тортик съем, потом бинтик проглочу, шанк пракшалану сделаю, и всё». В этом случае у вас появится новая ассоциативная связь, и вместо того, чтобы разорвать предыдущие связи, вы создадите новую ассоциативную связь и также на неё «подсядете»: съел – процедурка, съел – процедурка. Есть такое заболевание, когда человек ест всё на свете и боится поправиться или загрязнить тело, поэтому потом он постоянно вызывает рвоту. Некоторые люди потом лечатся у психологов, потому что они подсаживаются на это. Это устойчивая ассоциативная связь, от которой человеку очень сложно отказаться.
Вопрос: В луке и чесноке – чистые элементы?
Во время интенсивной практики йоги не рекомендуется употребление лука и чеснока, так как это очень сильные вещества, элементы, эфирные масла. Когда человек много занимается йогой, то у него и так очень обостряется чувствительность. И если мы такие же сильные вещества будем принимать внутрь, то от этого могут возникнуть какие-то внутренние противоречия. На эти сильные вещества может быть очень негативная реакция организма, поэтому не рекомендуется есть лук и чеснок.
Вопрос: А другие пряности? Имбирь, например, можно?
Всё индивидуально. Вы практикуете йогу, но до этого ели по головке лука или чеснока в день. И это внедрилось в вашу жизнь, установилась прочная ассоциативная связь, и вам сложно от этого отказаться. Вы видите лук или чеснок, и вам хочется их съесть. Возьмите и скушайте немного, зубчик, потом посмотрите на свою реакцию. Если на утро не встанете, то сделайте вывод, стоит ли вам есть лук или чеснок или нет. А если после этого вы замечательно себя чувствуете, вы в полёте, то, может быть, вам необходимы эти продукты.
При практике Пранаяма йоги не рекомендуется есть лук и чеснок. Рекомендуется молочная диета, каши, лучше овсянка в сыром виде, побольше сладкого, что-то максимально натуральное и чистое.
Что касается других видов йоги, к примеру, если вы усилено занимаетесь Хатха йогой, Крия йогой, то требования точно такие же: не стоит употреблять консервированную, тяжёлую пищу. По результату вы сами увидите. Вы занимаетесь йогой, вы, такой возвышенный, скушали лук и чеснок – и жить не хочется, всё плохо, какое тут просветление, какая йога. Если такое наблюдается, то надо сделать соответствующие выводы и применить логику. В этом случае, может, отказаться от каких-то продуктов. Бывает так, что человек занимается интенсивно йогой, и, казалось, он сейчас достигнет больших высот в своей практике, но какая-то мелочь может всё свести на нет.
Вопрос: При практике Хатха йоги касательно работы суставов и связок есть предпочтения в питании или всё само собой работает?
Чтобы тело нормально функционировало, нужны все элементы, необходимые для него. Мы когда-то поглощали буквально всякую пищуи не испытывали никаких неудобств, дискомфорта. Но прошло время, и нужно пересмотреть своё питание. Нужны различные микроэлементы.И если мы живём в социуме, а не в пещере сидим, то пища должна быть максимально разнообразна. Пусть она будет нетяжёлой, не будете кушать, например, копчёности и так далее. Пища должна быть максимально разнообразной: белки, углеводы, жиры и все микроэлементы.
Поэтому на чём-то одном останавливаться, например, на сыроедении, может, и хорошо, но только как на временной диете, а не постоянной. Если человека посадить на одно мясо – есть даже такой вид наказания – он не протянет долго, потому что нужны ещё какие-то элементы, чтобы поддерживать тело, но это в том случае, если человек не занимается йогой и не медитирует на Высшее Я.
Это касается и других вещей. Если человек вегетарианец или сыроед и поглощает только пищу растительного происхождения, то всё равно элементы эти ещё не готовы извлекать прану только из этих продуктов питания, всё равно требуются ещё какие-то более сложные белки. Если обычный человек, не занимающийся йогой, будет отказывать себе в многообразной пище и станет вегетарианцем, будет есть только растительную пищу, то через несколько лет у него ломка начнется, потому что требуются ещё какие-то другие вещества. Человек впадает в крайности: три года был сыроедом, потом пять лет мясоедом, потом опять сыроедом – его бросает из стороны в сторону. Если организму необходимы какие-то вещества, элементы, то почему вы подавляете это желание, эти потребности, если это необходимо? Нужно различать потребности и привычки.
Вопрос: Непосредственно после занятий Хатха йогой, Крия йогой возникает желание покушать. Его надо удовлетворить или нет?
Как логично будет поступить, как ты думаешь? Во сколько ты приходишь домой? Часов в 11 вечера? Может быть, это инстинкт? Можно утолить голод, но не так чтобы кошмары снились. То есть логичнее после йоги будет съесть морковку или яблоко скушать.
Рис.5. Нужно научиться слушать свой организм и применять здравый смысл в выборе пищи.
Вопрос: Что-нибудь йога говорит по поводу совместимости продуктов, о раздельном питании?
Это вопрос сочетания элементов, как они сочетаются друг с другом. Эти совместные элементы либо помогают перевариться друг другу, либо, наоборот, мешают. Вопрос этот решается сам собой, если человек приобрёл чувствительность и у него есть логика. Если он ест одни белки и не добавляет никаких других элементов, то, следовательно, будет что-то не так, то есть интуиция будет подсказывать, что что-то не то, перекос будет только в одни элементы.
В практике Тантра йоги есть ритуал «Пяти М», где мясо, рыба, злаки, вино и сексуальный контакт символизируют, соответственно, пять элементов. Пища должна быть максимально разнообразна, чтобы присутствовали все вкусы, но опять же в небольших количествах. Если у вас действительно большая порция мясного блюда, большая порция рыбного, то, конечно, они друг с другом будут спорить и не переварятся. А если вы съедите горсточку риса, овощей, немножко мяса, немножко рыбы, то, я думаю, эта пища легко усвоится, и не будет никаких проблем. Конечно, здесь присутствуют некие противоречия, но они непринципиальны. Вы сами должны почувствовать, что для вас гармонично, потому что многочисленные книги, где то одна информация, то другая, иногда противоречат друг другу, и где истина – непонятно. Поэтому, чтобы вы не оказались с таким неразрешённым вопросом, то лучше знать эти принципы, руководствоваться ими и находить, что нужно вам на данный момент.
Вопрос: Есть теория о раздельном питании, чтобы вырабатывались необходимые ферменты на данные продукты. Что йога говорит об этом?
Иногда будет очень уместно съесть один вид продукта, иногда – сразу несколько. Под разнообразием я в большей степени имела в виду то, что вообще в течение дня вы должны получить различные элементы, вкусы, а можно и за один прием пищи, чтобы присутствовали разные вкусы: и кислый, и сладкий, и горький. Это различные подходы, всё очень индивидуально. Опять же, смотря какие культурные традиции в той стране, в той среде, где вы живёте: где-то нужно, действительно, чтобы эти вкусы присутствовали, иногда эти вкусы лучше разделить. Все очень-очень индивидуально. Если вы попробуете, и вам подойдёт одновременное употребление различных продуктов, разных вкусов, то продолжайте так питаться. Если для вас более уместно раздельное питание, то придерживаетесь его – как для вас лично, для вашей личной Вселенной это будет нужно.
Вопрос: Есть ли рекомендации по набору веса?
Йога говорит, что цель – быть не сильно худым и не сильно полным, нужно быть просто здоровым, нормальным человеком, чтобы все внутренние процессы проходили успешно, вовремя, чтобы ничего не задерживалось в организме, чтобы всё вовремя выводилось. Цель – быть здоровым, чтобы наш «домик», в котором мы живём, был здоровым, всегда красивым и чистым, чтобы всегда всё было в порядке. Если мы ушли в эту крайность, когда излишняя худоба, то нужно пересмотреть свой образ жизни, проанализировать. Если у вас есть наставник, можно к нему обратиться, чтобы он вам помог советом. В книгах можно, конечно, взять какие-то рекомендации, но не берите это как истину в последней инстанции, а попробуйте поэкспериментировать. И, может быть, найдёте для себя какое-то верное решение, какую-то свою диету. Крайности и в одну, и в другую сторону означают какие-то нарушения в работе организма.
Вопрос: Организм работает замечательно, но вес теряется. Хотелось бы, конечно, чтобы он был более стабильный.
Ну, зачем вам какие-то бока и живот? Те, кто занимается йогой, со временем становятся нормальными, то есть и не толстыми, и не худыми. Но если вы, к примеру, много медитируете, много занимаетесь Пранаяма йогой, Хатха йогой, и вы больше переключаетесь на внутренний источник питания, то понятно, что со временем эти физические структуры начинают усыхать. Это естественно. Они не получают какую-то подпитку, но, опять же, это до разумных пределов, это не истощение. Хотя, если вы 40 дней, как Будда, будете голодать, то от вас останутся кости и кожа. Это естественно, потому что эти структуры, этот «домик» будет усыхать, просто развалится, если его не питать.
Йога даёт эти рекомендации более или менее здоровым людям. Если же у вас серьёзные отклонения: вы кушаете всё, ведёте нормальный образ жизни, но теряете вес не по дням, а по часам – то, действительно, нужно сходить к врачу. Йога не занимается лечением. Если у вас излишняя полнота, а вы ничего не употребляете – три зёрнышка в день – и толстеете, то это тоже ненормально, и вам нужно сходить к врачу. Школа Открытой йоги не занимается лечением.
Вопрос: Может быть это связано с тем, что я перешёл на растительную пищу и отказался от животных белков?
Необязательно. Есть очень пухленькие вегетарианцы, не надо проводить здесь такую аналогию. Может, вы излишне критичны к себе, может, вы нормальный, и всё у вас в норме, и вы не худой. Бывает так, что человек сильно зацикливается на своём физическом теле, вместо тогочтобы переключиться на духовные вещи.
Вам комфортно? Какой показатель, что всё в порядке? Вы не болеете, хорошо себя чувствуете, много работаете, у вас хорошо работает разум, вы живёте полноценной жизнью, не испытывая при этом никакого дискомфорта. Чего ещё желать? Тело бегает, прыгает, веселится, не находится в тамастическом состоянии. Может, мы просто нелогично к этому вопросу подошли? Бывает, человек, в принципе, нормальный, а он считает себя толстым, хотя куда уж там – убери это лишнее, и вообще ничего не останется.
Люди просто зацикливаются. Это глубинные психологические моменты зацикливания на физических структурах. Человек всё равно сильно отождествляет себя с телом. Не разотождествился с телом, а, наоборот, думает: «Я есть тело, я сейчас толстый», хотя объективных причин волноваться нет. Если есть объективные причины волноваться: вам плохо, вы падаете в обморок, не можете ходить – здесь надо задуматься и сходить к врачу. А если нет, то зачем волноваться? Может быть, не надо зацикливаться на этом?
Подумайте о своём Высшем Я, переключитесь на более духовные сферы. А что – тело? Тело есть, живёт, радуется, работает, помогает вам. Можно прилизать домик, сделать его чистеньким, красивеньким, но всё равно что-то останется не так. Вместо того, чтобы сесть почитать книгу или что-то творить, мы начинаем всё равно этот домик мыть, хотя там полы блестят уже, но нам кажется, что, нет, там пылинка где-то. Всё нас не удовлетворяет: занавески месяц провисели, надо поменять на новые. Человек начинает зацикливаться на внешнем. Но если всё в порядке, займись более тонкими вещами, духовными.