Принципы жизни йогов и йогинь, донесших до нас Высочайшее знание йоги

Принципы жизни йогов и йогинь, донесших до нас Высочайшее знание йоги

 

Сегодня мы коснемся темы образа жизни йогов и йогинь, которые донесли до нас знание йоги. Я сам в свое время чрезвычайно живо интересовался этой темой, мне было просто интересно, у меня в голове никак не могла уложиться одна вещь. По всей видимости, те знания, те технологии, те прорывы, духовные, ментальные, на всех уровнях, которые до нас дошли по линии йоги, никак не соответствовали тому убогому положению цивилизаций, внутри которых эти знания сохранились. Действительно, если мы посмотрим восточные страны, то они за последние какие-то 500 лет здорово отстали от западных стран в плане технологии, образа жизни и т.п. И в то же самое время они несут в себе зерна чего-то такого, до чего западный мир еще очень долго вероятно не дойдет. И у меня возникало два вопроса: во-первых, откуда это знание вообще пришло, во-вторых, как оно сохранилось в этой среде, в общем-то, не способствующей сохранению йоги. Безусловно, я стал интересоваться этими вопросами, много чего узнавал, много с кем разговаривал и, постепенно, стали вырисоваться некоторые моменты, которые впоследствии в ходе моих исследований подтвердились. И сейчас давайте мы их обсудим.

Выяснилось следующее: самые высочайшие йоги, такие как йога Влюбленности и все высшие йоги которые дают не просто быстрые, а сверхбыстрые методы, сохранились среди группы людей, ведущих определенный образ жизни. Говоря другими словами, основная масса людей в обществе жила своим обычным образом жизни, но была среди них и небольшая прослойка людей, которые являлись носителями знания йоги, и кардинально отличались от всех своим образом жизни. И именно благодаря этим людям знание йоги сохранилось до момента прихода современной цивилизации. И как ни странно, но получилось так, что одними из первых с этим сохранившимся знанием столкнулись западные люди. До сих пор есть европейцы, которые являются признанными авторитетами в области Тантры и самим индусам открывают глаза на то наследие, которое у них сохранилось. У меня были самые невероятные гипотезы. Например, я думал, что знания йоги — это осколки предыдущей цивилизации, которые затерялись среди нашей, тогда еще новой, зарождающейся цивилизации лишь для того, чтобы передать нам по цепочке знание. Но более глубокое и детальное изучение показало, что это не совсем так. Существовала и, по всей видимости, существует и теперь группа людей, несущая знания йоги. Мы эти знания пользуемся, иногда не совсем понимаем. Эти люди хранят огонь знания и мы, время от времени, зажигаем от него свои факелы, чтобы отдавать их людям по мере того, как люди научатся их воспринимать. Ведь не секрет, что еще несколько столетий назад йога вряд ли распространилась бы в той же Европе, потому что был другой образ жизни, зато сейчас йога идет на ура. А у нас самих, приди к нам это знание лет 500 назад? Не думаю, что мы бы его восприняли, вспомните те времена… «Иван Грозный убивает своего сына» какая уж тут йога? Хотя некоторые говорят, что и сейчас не до йоги. Но, тем не менее, йога проникает и распространяется. И интересно было бы узнать, раз йога передавалась из поколения в поколение, то каким образом это происходило? Кто были те люди, которые его донесли? А люди эти были крайне непубличные, как сказали бы сейчас. Они оставались в тени на протяжении всей тысячелетней истории, поэтому крайне тяжело о них говорить. Остались крупинки информации, по которой можно более или менее прорисовать образ жизни йогов и йогинь. Итак, как жили эти люди?

Как живем мы с вами? Мы рождаемся, ходим в детский сад, в школу, учимся, потом где-то работаем или тунеядствуем. У каждого своя жизнь, но очевидны общие каноны, общие вещи, которые нас объединяют. Точно так же и здесь, есть моменты, которые объединяют людей, донесших до нас знание йоги. Меня иногда спрашивают про высшую Триаду йог. Так вот, друзья, Триада сохранилась лишь в среде людей, которые вели определенный образ жизни. И вели они его так: с одной стороны они как все остальные жили среди средневековья со своими законами, но на самом деле они были как государство в государстве. С одной стороны, они жили как все, а с другой — практиковали высочайшие знания. Странная ситуация. Итак, начнем с их образа жизни.

У нас есть то, что называется жизнь, и мы принимаем решение как-то ее прожить. И совершенно естественно, что в нашу жизнь входит то, что мы называем логикой. Что такое логика? Допустим, мама с папой говорят: «Нужно учиться, окончить школу, институт». Почему нам это советуют? Потому что это логично – будешь обладать знаниями, будешь себя уверенней чувствовать в жизни, тебе легче будет жить. Поэтому самый первый уровень – это логика, сознательный уровень или здравый смысл. Например, мне кто-нибудь говорит, что ходит на йогу, что бы здоровье поправить. Друзья, это здравый смысл. Но помимо этого нашу жизнь определяют и другие факторы, о которых мы мало, что можем сказать. Это сверхлогика, запредельная логика или сверхсознательный уровень жизни. Например, жил я себе, скажем, не тужил, вдруг, раз и меня стали интересовать вопросы гамлетовского характера. «Быть или не быть»? Вопросы жизни и смерти, откуда я пришел, где я был до рождения, куда я уйду потом? Это серьезные вопросы, на которые логика ничего не отвечает, логика здесь молчит. Но такой человек начинает интересоваться духовностью. Именно из этой сверхлогичной области приходит к нам то, что называется влюбленностью. Влюбленность, вещь абсолютно нелогичная, более того, влюбленность рушит все планы логики. Приходит она к нам откуда-то сверху и является фактором, во многом определяющем нашу жизнь, наш образ жизни. Итак, один из этих факторов, определяющих нашу жизнь — логика (сознание), другой — сверхлогика (сверхсознание).

И, наконец, есть третий фактор, очень серьезно влияющий на нашу жизнь. Это подсознание или подсознательный уровень жизни. Это то, что очень сильно развито у животных. Это какие-то наши страхи, причем чисто шкурные страхи, такие как страх отсутствия еды, страх смерти. Что беспокоит животных? Животному надо чтобы была еда, чтобы было, где жить, чтобы было продолжение вида. Гамлетовские вопросы собак и кошек, как правило, не мучают. Я с трудом представляю себе мышь, которая бы билась над куском сыра, пытаясь решить вопросы бытия. Или, скажем, мышь, которая покончила жизнь самоубийством от того, что решила, что все бессмысленно. Хотя порой говорят: «мышь в холодильнике повесилась» и вероятно, мышь можно довести до такого состояния, но скорее голодом, чем мыслями, эмоциями. Так вот подсознательный уровень — это уровень животного. И вся наша жизнь, наш образ жизни определяется этими тремя уровнями.

В нашу жизнь иногда приходит что-то свыше. Скажем, почему мы сегодня собрались в этом зале? Во-первых, потому что третий уровень сверхлогики у всех сработал, мы все стремимся к Высшему. А вторая часть вполне разумная — вы пришли в КЦ «Просветление» потому что он расположен в центре Москвы, сюда удобно добираться — это чистая логика. Ну а низший уровень, я думаю, все здесь присутствующие уже победили, хотя в обычной жизни мы им частенько пользуемся. Например, если мне не платят зарплату, то у меня возникает звериный страх смерти от голода. И хотя до смерти еще очень далеко, но этот страх заставляет меня очень резво бежать в социальной упряжке. И как только я начинаю выбиваться из общей массы, во мне просыпается стадное чувство: «Ага, опасность, я вне коллектива, мне будет тяжелее заработать на хлеб, и я умру». Иногда всплывают и такие моменты, друзья. Еще раз, все наши стадные проявления — это в плохом смысле слова неконтролируемые моменты, которые мы тащим со времен жизни в телах животных. Обратите внимание еще на тот момент, что образ жизни, который мы сейчас ведет, кардинально отличается от образа жизни, который вели наши бабушки и дедушки, не говоря о том, чтобы копнуть еще глубже, лет так на 300 назад.

Итак, вернемся к основной теме: какая же информация до нас дошла об образе жизни йогов и йогинь, которые донесли до нас это знание? И самое первое, что как ни странно идет со времен уж совсем древних, так это то, что в те далекие времена, хотя и не в очевидной форме, но прослеживается равенство полов. И этого мы уже не видим ни в средневековых обществах, ни в западных демократиях (поинтересуйтесь, в каком году женщине было даровано право голосовать на выборах). А изначально это присутствовало, и вероятно в совсем древние времена все было сбалансировано и женщины пользовались тогда совершенным равенством наряду с мужчинами во всех вопросах жизни. Позже пошел перекос в сторону мужского.

Вот что удалось нам определить…

Дальше, друзья. У древних йогов и йогинь была цель. Вот все мы с вами рождаемся, потом проживаем свои жизни и у всех нас совершенно разные, достойные уважения цели. Кто-то живет по привычке, кто-то для осуществления цели в бизнесе или в науке, кто-то еще для чего-то. А йоги и йогини очень четко понимали, для чего они живут на этой земле. Причем нам, чтобы дойти до осознания своей цели жизни, порой требуется прожить всю эту жизнь, а они начинали жить с этим знанием. А цель эта — самореализация. Вот такое очень абстрактное понятие, под которым можно понимать и познание своего Я, и познание Вселенной, и раскрытие способностей, заложенных в нас, и раскрытие сверхспособностей. Можно сказать, что эта цель — осуществление того, для чего мы пришли в этот мир, для чего весь этот мир был создан. Вот какую грандиозную цель они себе ставили. В кругах йогов и йогинь считалось, что цель каждого индивида заключается в познании окружающей Вселенной, причем в познании ее целиком, когда есть лишь двое — Я и Вселенная. Совсем не так, как привыкли мы: вот я, вот сосед Вася, вот 300 млн. народу и вот Альфа Центавра, которая живет по своим законам. А в кругах йогов и йогинь было принципиально другое отношение: есть Я и есть Абсолют, и больше нет никого. Да, вот я родился, вот я живу на планете Земля и постигаю здесь реальность, а в предыдущем рождении я мог жить совсем в другом месте и в следующем буду где-нибудь на Альфе Центавре, с совершенно другими условиями жизни. Но единственное, что остается всегда — эта двайта (двойственность Я и Вселенная).

Почему я сейчас об этом говорю, это же достаточно высокие философские моменты? Потому, что поняв их образ жизни, вы поймете и их методы, а конкретика образа жизни. Итак, йоги и йогини воспринимали все окружающее не так, как мы фрагментарно и по отдельности, а единым целым. Во всех людях нас окружавших — друзьях, родных и близких мы видим отдельных людей, а они воспринимали присутствие лишь двоих — человека и Высшей Реальности или Абсолюта. А разные люди – это лишь окна, через которые светит одно и то же солнце. Это отношение очень интересное, оно отражено во многих йогических трактатах. Если мы видим в человеке, объекте, предмете или явлении Абсолюта, то этот человек, объект, предмет или явление нам интересен, если же не видим — то не интересен. Мы всегда тянемся не к объекту или явлению, а к тому, кто за ним стоит. А стоит за ним Высшая Реальность, Абсолют.

С одной стороны это позиция одиночества — есть Я и есть Абсолют, а существуют ли другие люди или нет — это еще вопрос, ведь все они лишь проявление единого целого. Отношение и к родным, и к близким не как к конкретным людям, а как к Высшей Реальности, как к Абсолюту, который через формы родных и близких с нами общается. Такое отношение и к детям, и к мужьям, и к женам. И таким образом из всего многообразия живых существ остаются лишь двое — 1:1, я и Абсолют, и этот Абсолют проявляется для меня то так, то эдак. Пока он проявляется – мне интересно, перестает проявляться – интерес пропадает. Это цель — восприятие всего как проявления Абсолюта.

Теперь поговорим о средстве. Понятно, что они стремились к этой цели, но возникает вопрос, каким образом они всё это осуществляли. И как это сделать? Под средством подразумевалось – отказ от неведения. Достигнуть нашу цель нам мешает лишь одно — неведение, других препятствий как таковых реально существующих в природе просто нет. И в качестве средства для достижения цели в группах этих людей был девиз — отказ от неведения. А отказ от неведения совершенно логично переходит в отказ от страдания. Я хочу обратить ваше внимание, что в среде йогов и йогинь, где сохранилась йога Влюбленности, был принят следующий обет. Напомню, что обет — это некие обязательства, которые берет на себя человек, если он желает что-либо достичь. Так этот обет был отказ от страданий. На первый взгляд, кажется, хороший обет, каждому бы его принять, но не так все просто. Если вы сейчас проанализируете все страдания, выпадающие на долю человека, то с учетом его кармы и множества других факторов, вы придете к однозначному выводу – человек страдает потому, что хочет страдать. А почему он хочет страдать? Тут два момента: свобода воли и неведение. Или, говоря другими словами, с одной стороны, человек не знает, что можно не страдать, а с другой, даже зная, не особо хочет менять образ свой жизни. Обет отказа от страданий эквивалентен обету отказа от неведения, и он же является основным методом достижения цели. Может показаться странно, что цель такая космическая, а средство такое простое и понятное. Здесь сразу возникает множество вопросов. Друзья, что бы с человеком не происходило – это результат его кармы: что посеешь, то и пожнешь. И если рассмотреть любую ситуацию не с позиции кармы, а с позиции человека самого по себе, то когда все кармические узлы более или менее отработаны, осознаны и распутаны, остается только одно – это наше желание или нежелание страдать. И пока адепт не принимал на себя обет отказа от страданий, его не вводили ни в какие йоги, его на пушечный выстрел не подпускали к Высшим йогам (в том числе к йоге Влюбленности).

Мы с вами могли не раз слышать о том, что на Востоке таинственные мудрецы допускают к знанию лишь посвященных, лишь тех, кто прошел долгие годы испытаний. Только проверенных людей пускают в святая святых, в закрытый ашрам. Закончив обучение, в котором ты будешь счастлив и весел. Но все, друзья, гораздо прозаичнее. Человека не допускали в закрытые организации и ашрамы, пока он не принимал обет отказа от страданий. И делалось это по одной причине: человек подобен слону, не осознающему свою силу, человек — это спящий бог. Но хоть он и спит, сила то никуда от этого не делась! И вот представьте теперь, что этот человек получил высочайшее знание, а потом решил немножко пострадать, вот такой мазохист! И вот он с усилием, полученным практикой всех этих йог, начинает страдать. Да это же прямая дорога в ад, который он делается для себя сам. А может еще и окружающих зацепить, если у них карма находиться рядом с ним. Поэтому средство — отказ от неведения, отказ от страдания. Если вы рассчитываете поехать в Индию, чтобы найти там гуру и по сходной цене получить древнее знание из первых рук, то если это действительно серьезное древнее знание, а вы еще не приняли обет отказа от страданий, я боюсь, что никто вас учить не будет. Поэтому имеет смысл иногда спросить себя: а не желаю ли я страдать и жить той жизнью, которой живу?

Средство превратилось в принцип жизни йогов и йогинь, донесших до нас высшее знание йоги – это общаться только с себе подобными. Потому что если вы будете общаться со всеми подряд, вы глазом не успеете моргнуть, как скопируете их образ поведения и образ мыслей. Если все вокруг вас страдают, то и вы за компанию начнете страдать. Если все вокруг вас переживают, то и вы начнете переживать. Эти импульсы передаются через нижний подсознательный уровень по каналам, которые у нас еще со времен жизни в телах животных, поэтому вы себе в этом даже отчета отдавать не будете. Помните русскую народную поговорку: «С кем поведешься, от того и наберешься?» Поэтому, если хотите блюсти этот принцип, вы должны общаться, с кем общаться приятно, полезно и замечательно, и всеми силами избегать общения с теми, с кем общаться вредно. Переделывать никого мы не имеем права. Они волеизъявили жить так и они имеют на это право, хотят страдать – пусть страдают. Но это вовсе не значит, что мы должны от них набираться дурных привычек. Итак, это второй момент, который выделял йогов и йогинь от всех остальных людей.

Третье это метод — не причинение вреда ни одному живому существу без крайней на той необходимости и не растрачивание сил, энергии по мелочам. Можно по-разному двигаться по жизни, в том числе можно не особо смотреть под ноги и не вникать раздавили мы кого-нибудь на очередном повороте или нет. Знаете, иногда мы с вами такие белые и пушистые, но только лишь иногда. Я знал одного человека практикующего йогу, такого, казалось бы, духовного. Но вот у него на работе возникает вопрос, кого повысить по службе и прибавить зарплату, так вот он, я смотрю, начинает пользоваться совсем не джентльменскими методами. Хотя до этого был такой благостный. Но это поведение приходит к нам с уровней глубинных, звериных. Когда мы с вами были в телах животных, нам надо было любой ценой выживать, доминировать, так были сделаны правила игры. Но, на уровне существования в теле человека, правила игры поменялись, а мы, по своей дурной привычке, еще начинаем применять эти звериные правила, которые здесь уже совершенно неуместны. Ничего плохого здесь нет, но и хорошего мало. Если уж мы достигли тела человека, надо отказываться от звериного наследия, которое довело нас до состояния человека. Уж из песни слов не выкинешь, вероятно, это были славные годы в телах мышей, котов, собак…

Так вот метод – не причинять вреда ни одному живому существу и не растрачиваться по мелочам. И отсюда вытекает методика, которая входит во все вменяемые пособия по йоге, это 2 метода: метод Сознания и метод Энергии (или метод аскетизма и метод наслаждения). Мы должны учится понимать, где надо себя обуздать и держать в очень жесткой узде, а где надо развернуться на полную катушку в своем творческом проявлении. Когда в этих методах возникает перекос, тогда становится все очень плохо.

Наконец, четвертая вещь, которой руководствовались в те древние прекрасные времена йоги и йогини, это отдача священного долга. Друзья мои, то, что живем в телах людей на этой планете, автоматически делает нас должниками. Если бы нам не предоставили возможность родиться в теле человека на этой планете, то не видать бы нам Земли с ее возможностью достичь значительных высот в йоге, как своих ушей. Порой говорят, что йога превыше всего, потому что без нее все очень плохо. Нет, друзья мои, превыше всего ваша жизнь — не будь жизни, ни о какой йоге речи бы не шло. Поэтому у всех нас имеется святой долг перед нашими, мамой, папой, дедушками, бабушками и так далее и так далее. Раз уж мы вошли в этот мир, мы должны этот долг отдать, а только потом можно начинать думать о своем втором рождении, как это называется у брахманов. Поэтому в группах йогов и йогинь, от которых нам дошла, в том числе и йога Влюбленности, отдача священного долга стояла на первом месте. Необходимо либо самим активно продолжать род, рождать детишек, либо вы помогаете тем, у кого есть дети. Подчеркиваю, что неважно, сами вы будете иметь детей или будете помогать тем, у кого есть дети. Потому что никто не отменял вашу карму и у вас могут случаться самые разные расклады — в одной жизни может быть много детей у вас, а у кого-то мало, а в следующей — наоборот. Но какой бы расклад не был, он подразумевает самое уважительное, самое трепетное отношение к продолжению рода, к детям. Порой мне приходится слышать от некоторых адептов тайных наук высказывания: «Я семью не завожу, потому что она будет мешать моей личной духовной практике. Какие дети? Вы о чем? Я на Кайлас собрался, по воздуху летать, а тут дети какие-то». И вот хотите — верьте, хотите — не верьте, но даже если вы отправитесь на Кайлас и начнете там искать знание, то быстро выясните, что сохранилось оно лишь в группах тех людей, где вопрос детей был священен. Поэтому не надо этой формы самообмана или эгоизма. Дети — священный вопрос в группах йогов и йогинь, которые нам сохранили знание йоги. Расплатился по долгам со своими родителями, дедушками и бабушками за возможность жить на земле, после чего иди, практикуй любые йоги, хоть череп себе проламывай. Отдал долги – свободен, не отдал долги – извини. Это прекрасно понимали в группах йогов и йогинь.

А дальше начинается самое интересное, то, что значительно отличает наш образ жизни от образа жизни людей на Западе. Правда, в настоящее время и на Западе все уже к тому и идет, но не моя задача это анализировать. Йог или йогиня для того, чтобы отдать священный долг, обязаны искать мать или отца своих детей. Не мужа или жену, обратите внимание на акцент, а мать или отца своих детей. Такое резкое смещение акцентов может показаться вам достаточно странным. Но, знаете, у меня такое подозрение, что все браки, которые потом стали заключаться и в среде обычных людей, когда жених знакомился с невестой только во время свадебной церемонии именно поэтому и не встречали никакого противления со стороны духовных школ и учений. Потому что по большому счету брак — это вопрос продолжения рода, а только во вторую очередь вашего личного счастья. Это звучит для западного человека непривычно и режет слух. Но, тем не менее, это реальность жизни.

Итак, чтобы отдать священный долг нам необходимо искать отца или мать своим будущим детям. И возникает вопрос: среди кого их искать? Ответ однозначный — среди единомышленников, а не первого встречного с улицы! Дети, друзья, это мощный объединяющий фактор, и представьте, что будет, если вы идете в одном направлении, а ваш муж или жена совсем в другом. Но тут тоже все не так просто. В нашей жизни присутствует один фактор, который путает все карты — это когда сверхсознание вторгается на уровень логики. И существуют описания множества историй, когда йог или йогиня влюбляются и начинают заводить детей от вполне обычных людей, которые абсолютно не разделяют с ними их взгляды, ни духовные, ни не духовные. Это высший фактор сверхлогики, который приходит, как влюбленность и путает все наши карты. Даже если мы распишем весь свой процесс Просветления от сегодняшнего дня до самого Самадхи, может прийти сверхлогика и сказать: «Нет, мужик, ты чего-то тут не то наваял». Но если не говорить о сверхлогике, то самый логичный вариант — это искать мать или отца своих будущих детей среди единомышленников, а не на улице. А если найдете все-таки на улице, такая уж у вас карма, то здесь уж ничего не попишешь, придется эту карму как-то развязывать и желательно, чтобы все были счастливы.

А самое смешное здесь знаете что? Совместная жизнь мужчины и женщины во имя детей, приравнивается к аскетизму. Поэтому, если у кого-то из вас не лады в семье, я хочу вас успокоить — все идет по плану, так и задумывалось. Нет ничего выходящего за рамки, на самом деле это аскетизм, это отдача долга. Мы с вами вошли в этот мир. Мама с папой нас хоть как-то вырастили, на ноги поставили и нам надо уважительно к ним относиться, потому что они дали нам возможность жизни. Мне рассказывают миллион историй типа: «Я продвинутый йог, а моя жена ничего не понимает, хочет только денег да шмоток побольше, а больше ничего не хочет знать». Но, извини дорогой, ты ее сам выбирал, ее к тебе не с Луны прислали! У нас же не как в Индии браки заключаются, когда жених с невестой в глаза друг друга до свадьбы не видели. Или обратная ситуация: «А-а-а, мой муж такой — сякой, сволочь редкостная обо мне не заботится». Но опять же извини, дорогая, кто его притащил? На самом деле здесь сложный момент: когда вы выбирали себе супруга, вы были под влиянием Майи, были обусловлены своей кармой. Но на самом деле, все, что ни происходит, происходит к лучшему. Вселенная не просто гуманна, Вселенная сверхгуманна. И если вы не довольны своей половиной, подумайте о том, что это самое лучшее из всего того, что вы заслуживали своей кармой. Даже не просто самое лучшее, а еще и с авансом сверху. Поэтому можете представить какая на самом деле у вас карма, если вы не довольны даже тем, что имеете.

Так вот, друзья, жизнь мужчины и женщины ради детей — этот жесткий момент, это момент аскетизма, это очень серьезный момент. Но опять же расклады бывают разные, и йога не претендует на то, чтобы учить вас жить, в тех же группах древних йогов и йогинь тоже случались свои перестановки, развороты. Но вы должны понять общую логику. Если у вас есть свои дети – чудесно, они никогда не будут вам мешать в практике йоги. Это чушь, когда говорят. Мол, вот я медитировать не могу, мне дети так мешают! Ну а если нет своих детей, то хотя бы не выступайте против детей своего окружения. Ваша задача помогать, если у кого-то ребенок родился, подарите подарок.

И, наконец, пятое — что делать? Помните Чернышевского? Речь сейчас пойдет о том, что еще лет 100-150 назад воспринималось западной цивилизацией с большим трудом. А смысл в следующем: каждый из нас является обладателем прекрасного человеческого тела и даже если кому-то свое тело не нравится, подумайте о том, что это величайший шанс, счастливейшая возможность достичь Просветления. И мы должны задействовать его, не теряя ни дня! Мы должны по полной программе практиковать весь арсенал йог. В нас заложена не только физическая составляющая. Как вы помните, формально, сколько проявлений человека, столько и видов йоги. Под каждое проявление человека есть свой вид йоги. Обладаете вы возможностью видеть – пожалуйста, Янтра йога. Можете слышать – Нада йога. Сексом вы умеете заниматься — чудесно, есть йога Союза. Интересует вас взаимодействие мужчины и женщины — замечательно, есть Тантра йога, ну а влюбиться вас угораздило — всё, поздравьте себя, вы в полушаге до Просветления, вас ждет йога Влюбленности. Поэтому в среде этих людей пятым пунктом шла постоянная, каждодневная практика, именно по этой причине они и не светятся, они очень занятые люди. Им некогда привлекать к своим персонам повышенный интерес. А если кто-то из Учителей и делает это, то лишь из соображения передать знания. В частности, знание, которым мы сейчас с вами пользуемся так к нам, и попало, нам его передали. Но, а если мы не в состоянии его понять, то нам и говорить ничего не будут, помните поговорку: «Готов ученик, готов и учитель»?

Итак, каждодневная практика. Напоминаю, эти люди поставили целью своей жизни не стать миллиардером или нобелевским лауреатом, не спортсменом или художником. Нет, эти люди замахнулись на очень высокое, на самое высокое, что есть на свете. Помните, как говорил Остап Ибрагимович Бендер: «Всё и сразу». И вот здесь как раз и включался следующий момент, который в дальнейшем стал весьма интересен многим продолжателям, потому что он включает в себя вопросы секса. На Западе эта тема стала всплывать, в первую очередь, именно из-за секса.

Далее, друзья. Помимо очень жесткой каждодневной практики предписывалось время от времени оставаться один на один с Абсолютом или, говоря другими словами, достаточно серьезное время человек должен был проводить в одиночестве. Считалось, что если он не будет проводить время в одиночестве, он не будет добирать одного из факторов. Поэтому периодически йог или йогиня уединялись и практиковали йогу, что называется один на один с господом богом, один на один со Вселенной. Проводили эти практики в разных формах, иногда предписывалось странствовать, не задерживаясь ни в одном месте. Внешне это могло выглядеть, например, как паломничество к священному месту. Помимо этого, конечно же, в жизни йогов и йогинь должна была присутствовать практика со своим мужем или женой. И тут надо сказать одну маленькую подробность, которая в дальнейшем все объясняет — муж или жена в первую очередь нужны для детей, а все, что связано с увлеченностью, влюбленностью и сексуальными практиками выводились за рамки семьи, их предписывалось практиковать с партнерами и партнершами помимо мужа и жены. И эта тема, конечно же, сразу вызвала на западе страшное любопытство: «Ага, здесь секс, здесь что-то интересненькое!» Собственно говоря, слово Тантра в результате такого отношения оказалось очень сильно опороченным. У огромного количества маргиналов при слове «секс» нездорово блестят глазки маслянистым светом, а тут еще секс оказывается чем-то духовным. И в результате получается все очень плохо, потому что у этих людей нет ни цели, ни метода, ни средства, нет ничего из списка, о котором мы с вами говорим, есть только интерес к сексу. С одной стороны, вероятно, такие прослойки маргиналов тоже нужный фактор во Вселенной, но с другой стороны, из песни слов не выкинешь. Иногда создается впечатление, что йоги и йогини вели разгульный образ жизни, без разбору вступали в сексуальную связь и делали это непонятно для каких целей. Нет, друзья, эти люди склонны были вообще не вступать ни в какие сексуальные связи (т.к. они знали, что такое аскетизм), чем вступать в них с кем попало. Практиковать и взаимодействовать можно только один на один со Вселенной, будь это твой муж, или партнер по йоге, в любом случае ты один на один со Вселенной. В среде йогов никогда не было никакой вакханалии или разгула. Все практики проводились исключительно для йоги, для постижения самого себя. Потому что присутствует одна маленькая кармическая составляющая, которая должна быть отработана. Если есть хоть малейший перекос, хоть малейшая тяга к чему бы то ни было, то порождается цепочка ассоциативных связей, которые будут сильно уводить в сторону. Поэтому, как ни странно, но все сексуальные практики проходили с соблюдением верности, но только верности не человеку, а Абсолюту, который проявляется через этого человека.

Обычно человек из-за своего неведения хватается за форму и получает форму, а содержание при этом, что называется, ускользает. В этом причина многочисленных семейных трагедий, которые случаются сплошь и рядом, когда человека несет на какие-то сексуальные приключения. Вы понимаете, что все проблемы образа жизни, удовлетворенности или неудовлетворенности, взаимодействия с партнером возникли не вчера и даже не позавчера, а были на протяжении всей истории человечества. И вот здесь мы сталкиваемся с ноу-хау предыдущей цивилизации, которая полностью решила этот вопрос. Очень опасно, когда человек не удовлетворен. Такому человеку не видать Просветления! Обычно люди думают так: «Я не удовлетворен в том-то, в том-то и в том-то, но вот я сейчас займусь йогой, достигну Самадхи и удовлетворю все свои желания». Это крайне неправильная постановка вопроса! Запомните, пока есть неудовлетворенность, ни о каком Самадхи и речи быть не может! Ваша неудовлетворенность становится тормозящим фактором. Кстати сказать, тот самый знаменитый закон четырех и пяти выходит как раз отсюда. Его не стоит понимать превратно, порой я вижу, как люди начинают творить очередные маргинальные действия, оправдываясь этим законом. Но в любой момент, в этот образ жизни может вмешаться, как мы уже говорили, сверхлогика.

Итак, все то, о чем мы с вами сейчас говорили, это образ жизни йогов и йогинь, сохранивших до нас высочайшее знание йоги. Но в йоге есть одно жесткое положение — ни в одной вменяемой книге по йоге вы никогда не встретите жестких правил, указывающих вам как жить. Таковых просто нет в природе. Есть лишь рекомендации и советы, которые помогут вам решить ваши кармические проблемы. Собственно все заповеди именно так и возникли — они делались под конкретных людей. Бралась большая группа людей, к примеру, вороватых и друг друга убивающих, и вот им заповедь «Не убий, не укради». Нет абсолютных законов природы, определяющих, как каждый человек должен жить. Иначе мы бы с вами были роботами, а свод этих правил – нашей программой. Мы же с вами сделаны по образу и подобию Высшего, мы обладаем свободой воли и можем выстраивать свою личную линию жизни. Поэтому все, что я вам сказал, не воспринимайте как руководство к действию, это лишь момент для размышления. Как складывалась, и будет складываться жизнь каждого из нас, никто не знает. Жизнь постоянно меняется, новые условия приходят, старые уходят, но существуют базовые принципы, от которых тяжело куда-то деться и поэтому хорошо бы над ними поразмышлять.

Вопрос: Я и Вселенная понимались отдельно друг от друга или Я было проявлением Вселенной, которая познает сама себя?

Здесь не такой философский подход. Каждый из нас сейчас может выпрямиться, закрыть глаза и спросить себя: «Я — это Я или Я — это Вселенная?» и в продолжение этой темы: «Вот Я — это я, а как себя чувствует мужик, который по Красной площади идет? Он — Я или не Я?» А мы о том мужике ничего не знаем, мы его даже не чувствуем. И само собой разумеется, что на уровне логики, на уровне обычного функционирования Сознания человека мы, под действием неведения, ахамкары, отделяем себя от целого. Мы проводим иллюзорную границу: вот Я и вот целое. И хотя, еще раз, граница эта весьма иллюзорна, но мы, тем не менее, привыкли себя считать отдельными от окружающего мира. И здесь присутствуют двое: Я и моя цель – Абсолют. Но иногда эта цель, Абсолют, каким-то непостижимым образом зеркально отражается и мы имеем что наверху, то и внизу — моё Я тождественно всему миру. Но это виденье приходит много позже. А в начале пути мы по привычке думаем: «Вот он Я, а вот все остальное, Абсолют».

Хороший вы вопрос задали. Но я еще не закончил лекцию.

Мы рассмотрели с вами цели, рассмотрели, как они реализуются, рассмотрели образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшие йоги, в том числе и йогу Влюбленности. А в этом смысле йога Влюбленности как состояние Самадхи, как высшее состояние — человек выходит уже на уровень сверхлогики. Считается, что если вся логическая часть выполнена, то мы очистили свое подсознание от звериных отпечатков со времен жизни в телах животных. Ведь если разобраться, подавляющее большинство наших проблем мы имеем от отпечатков, которые тащим еще из жизни в телах животных. Не даром каждая поза в Хатха йоге сравнивается с тем или иным животным, недоработки в жизни которого, мы перетащили в жизнь человека. Так вот, как только подсознание очищается, как только мы оттачиваем уровень логики, мы переходим в Высшее существование, туда, откуда к нам спускаются знания йоги. Но выполнение этих пяти моментов не гарантирует того, что вы выйдете наверх, это необходимое условие, но не достаточное. Понимаете, в чем разница? Достаточное условие – исполнение, которого гарантирует свершение, а необходимое условие – оно обязательно должно быть исполнено, но не гарантирует достижение цели. И образ жизни, который вели йоги и йогини, не гарантировал, что каждый, кто вовлекался в него, автоматически достигал Самадхи. С другой стороны, ведя подобный образ жизни, они устраняли свои кармические недоработки, переходящие из поколения в поколение и некоторый процент людей, успевали в течение одной жизни достигнуть Высшего. Поэтому и была непрерывная цепочка передачи знаний. А если бы возник хоть один сбой в цепи передачи знания, оно бы до нас не дошло. Нужно, чтобы с известной периодичностью рождались люди, которые брали бы знание у предыдущего поколения, передавали его поколению следующему, а сами бы достигали бы Высшего. Как только все осуществлено, есть вероятность, но опять же не гарантия, что мы поднимемся на следующий уровень.

Теперь продолжу отвечать на вопрос. Мы с вами привыкли к тому, что такое логика, а тут сверхлогика! Иногда сверхлогика может показаться нелогичной, тут ничего не поделаешь, так уже сделана наша Вселенная, что она выше понятий пространства, времени, причины, следствия, кармы, логики или нелогичности. Вселенная грандиозна! И действительно существует очень интересный момент, когда наше Я сливается со Вселенной или расширяется до размеров Вселенной и мы становимся всем. Вот тогда действительно исчезает вопрос: «где Я, а где Вселенная?» Но это происходит лишь на уровне сверхлогики, и никак не раньше.

Вопрос: не могли бы вы рассказать поподробнее про сверхлогику?

Мы с вами сидим и о чем-то рассуждаем, о чем-то думаем. Если я вам скажу, что дважды два четыре, вы воспримете, что да, это так, это логично. А если я скажу: «дважды два равно примерно пяти или шести, а может семи или восьми», то, что вы подумаете? Или я расскажу вам понятную обычную историю, о которой вы подумаете, что: «Да, все похоже на правду, все логично», а если я вам скажу, что сейчас по Красной площади зайцы бегают, морковку едят и матом ругаются, наверное, вы мне не поверите. Так вот, есть некий механизм, который интуитивно дает нам понять присутствие логичности и нелогичности. Всё, что выпадает за пределы логичности, наш разум не рассматривает, отбрасывает. А все, что остается внутри логичности, это вся наука, весь здравый смысл, разум рассматривает и оставляет.

Но Вселенная выше, чем понятие логики. Закон логики – это лишь частный случай более общего закона, по которому сотворена Вселенная. Я не устаю цитировать Льюиса Кэрролла, который написал две замечательные книги: «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Перечитайте их, там много нелогичных веселостей, которые происходили с девочкой Алисой. Например, чтобы остаться на месте, там надо было бежать, а если ты хотел еще и сместиться, то должен был бежать в два раз быстрее. Или Болванщик, который поссорился со временем и вечно пил пятичасовой час с Мартовским Зайцем. Почитайте! С одной стороны, все это кажется чушью, но с другой стороны наша Вселенная сложнее, чем понятие логики, многое выходит за пределы логики, туда, где начинается сверхлогика. Все духовные знания, все знания запредельной йоги, вся йога Влюбленности – это сверхлогичное знание и наша обычная логика там пробуксовывает. Почему юноша влюбился в девушку? И если это действительно влюбленность, то мы в принципе не в состоянии ответить на этот вопрос. А также в области сверхлогики лежит все, что касается фундаментальных вопросов устройства нашей Вселенной, образования наших Я, закон четырех и пяти. Одни из самых непонятных вещей — как единое стало многим, как бесконечное стало конечным? Эти вещи мы не можем анализировать с помощью логики, логика здесь пробуксовывает, предлагая взаимоисключающие результаты. Или простые люди в бытовой жизни порой задаются вопросом: «А есть ли Бог?« С одной стороны, если мы что-то называем, то мы это ограничиваем. С другой стороны, есть такие вещи, которые мы не можем назвать в принципе, потому что не существует ни слов, ни мыслей для их выражения. Вот это и попадает под категорию сверхлогикиСверхлогичное никогда не приходит раньше, чем отработано логичное, поэтому иногда говорят, что высшее, запредельное знание никогда не противоречит знанию мирскому. А если же вы сталкиваетесь с какими-нибудь откровениями, выводы из которых нарушают законы обычной жизни, значит это не сверхоткровения, а чушь и галлюцинации. Сверхлогика приходит не ранее, чем человек отработал логичное! Необходимо дойти до грани логики и только после этого открывается мир сверхлогики. Здесь я вас сразу же предупреждаю, что по свету бродит огромное количество невменяемых маргиналов, которые претендуют на сверхлогичность, но на поверку они оказываются мошенниками, которые рядятся в великих святых и мудрецов. А как определить: сверхлогика это или мошенник? У нас нет критерия, во всяком случае, с помощью логики мы этого сделать не можем.

Но повторяю еще и еще раз, друзья, сверхлогика начинается не раньше, чем мы отработаем все, что связано с логикой. Поэтому в йоге и предписывается работать над собой, постоянно учиться, тренироваться, пополнять багаж своих знаний, оттачивать свои мозги до безукоризненного состояния, только лишь после этого включится сверхлогика. И если мы хоть чуть-чуть не доработаем, то сверхлогика не включится! Знаете, как у ракеты? Пока предыдущая ступень не отработала, следующая не включается, видели же, наверное, как ракеты в космос запускают? Это важно, потому что если она включится раньше времени, то такой кавардак начнется, не дай бог! Но, с другой стороны, сверхлогику никто не отменял, даже пока мы живем внутри логики, поэтому иногда и случается то, что мы называем чудесами. На самом деле никакие это не чудеса, это проявление более общего закона Вселенной, который нам пока кажется непонятым.

Вопрос: как правильно заниматься медитацией?

Строго говоря, практика любой йоги может подвести нас к медитативному состоянию. Занимаетесь ли вы Хатха йогойКрия йогой или еще каким-то другим видом йоги, но если вы делаете все серьезно, упорно и со знанием дела, то вы создадите серьезную базу на уровне физического тела. А как только физическое тело будет в порядке, оно начнет вырабатывать такую мощную энергию правильного вектора, что ваш разум сам собой начнет достигать состояния медитации без усилий с вашей стороны. Поэтому, в этом отношении я являюсь совершенно маниакальным противником практик чистой медитации, это не разумно. Наш разум иногда не в состоянии сосредоточиться, просто потому что тело еще не готово. Любая йога рано или поздно приведет вас к медитации, но, безусловно, своим путем. Что же касается непосредственно медитации, то я отсылаю вас к нашему сайту http://openyogaclass.com/kurs/.

Вопрос: я слышал, что для каждой мантры рекомендуется использовать четки из определенного материала. Например, для одной мантры — дерево, для другой — стекло. Какие четки нужно использовать для мантры ОМ?

Друзья, самое главное для мантры – это не четки и даже не материал из четок. Самое главное для мантры – это практика и еще раз практика. Даже если у вас совсем не будет никаких четок, но вы будете очень серьезно заниматься Мантра йогой, вы очень быстро достигнете результата. Другое дело, что четки на самом деле выполняют несколько ролей. Во-первых, они позволяют подсчитывать количество произнесения мантр, во-вторых, являются аккумулятором и хранителем позитивных вибраций. Материал, из которого сделаны четки, крайне полезная вещь, но не надо впадать в излишнюю щепетильность в этом вопросе. Порой мы начинаем очень долго искать подходящий материал, лучше бы это время тратили на практику мантры.

Для такой же универсальный мантры как ОМ пойдут четки из любого материала. Что касается более конкретных мантр, то там есть определенные указания, которые помогут вам быстрее достичь результата. Материал четок определяется очень сложно, помогает нам в этом Ассоциативная йога, которая дает нам рекомендации, нам совершенно непонятные. Список очень большой и иногда противоречивый. Как поступать в таких случаях? А так, как рекомендуют тексты: «Поступай так, как учит тебя твой Гуру». Поинтересуйтесь у своего Учителя йоги, что надо делать. В каждой традиции есть свои не совсем очевидные моменты. Но еще раз, это не должно быть параноидально навязчивой идеей. Я встречал человека, который полжизни искал двадцатиликую рудракшу, что бы начать практиковать одну мантру. И за то время, что он потратил на поиски, он и без рудракши уже достиг бы успеха. С другой стороны надо понимать, что это коммерческая составляющая, которая позволяет Индии расти и развиваться.

Вопрос: «Что такое четки?»

Есть понятие мантры. Мантра – это определенные слова силы, повторяя которые, мы достигаем определенных эффектов и результатов. Для подсчета произнесения количества мантр как раз и используются четки – такая веревочка, на которую надеты бусинки, а на конце хвостик. В традициях йоги, как правило, этих бусинок 108, и 109-ая отделяющая, она побольше и называется меру. И вот я повторяю мантру и откидываю бусинку за бусинкой. Вот это называется четки или на санскрите мала.

Вопрос: в трактате «108 афоризмов Тантра йоги» есть понятие раскрытия женской энергии. Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то признаки, по которым сама девушка и человек, который рядом с ней, смогут понять, что происходит это раскрытие?

Когда начнет раскрываться энергия, девушка это очень четко осознает, для нее не будет сомнений: «открывается ли во мне энергия или не открывается?» Этот вопрос для нее отпадет сам собой. Для нас же, наблюдателей со стороны, есть только косвенные признаки: девушка становится все более красивой, привлекательной, более уверенной в себе, более духовной, радостной, счастливой. Сам человек этот момент четко осознает, а для стороннего наблюдателя – это другая Вселенная. Допустим, есть юноша и девушка, и хотя они состоят в самых близких отношениях, для юноши девушка все равно другая Вселенная. Понимаете, в чем трагедия? Иногда нам кажется, что рядом с нами человек, которого мы знаем, а на самом деле мы его вообще не знаем. Мы даже представить себе не можем, что там в этом другом человеке, какие там миры! Поэтому мы не можем говорить про то, что он переживает. Иногда люди в браке могут прожить 40 лет, а потом выясняется, что они совершенно два разных мира.

Возвращаясь к нашей сегодняшней лекции, надо сказать, что в йоге, поэтому и постулируется, что нужно относиться ко всему окружающему как к тайне. Девушка – это другая таинственная половина мироздания и мы не можем претендовать на то, чтобы узнать, что в ней творится. Это невозможно в принципе. Поэтому и остаются только косвенные признаки: девушка цветущая, полна сил, счастья. Или она начинает проявляться в творчестве, в спокойствии, да в чем угодно. Кстати, необязательно это будет внешнее изменение, это может быть и внутренне: например, была стервой – характер поменялся. Кстати, стервозность, доведенная до крайности, может превратиться в свою противоположность.

Мы не знаем, что творится в соседнем человеке, это другие Вселенные, и вы просто не знаете, что там. Мы сегодня уже говорили о том, что для науки, являющейся частью логики, есть точка отсчета «объективная реальность, данная нам в ощущениях» (или данная нам в галлюцинациях) и мы пляшем от нее. Если относительно общей точки что-то проявляется одинаково, то мы можем судить о состоянии каждого из нас или о состоянии каждого человека как отдельной составляющей этой большой системы. А йога что нам говорит? «Ребята, а с чего вы взяли, что за систему отсчета можно брать иллюзорную точку снаружи меня? Да я вообще не знаю, существует ли это пространство, а если даже и существует, то оно искривлено, и время в нем течет по-разному». Поэтому зацепиться нам не за что. А у любого йогина точка отсчета – это его собственное Я. Вот я сижу и точно знаю только одно — я существую. Я не знаю, существуете ли вы, здесь собравшиеся, или это у меня приступ паранойи. Может, я сейчас сижу в пустом зале и сам себе лекцию читаю?! Я не могу ничего в этом смысле доказать. Иногда говорят: «А ты пощупай», но тоже не вариант — ведь у меня может быть и тактильная галлюцинация. На самом деле в западной немецкой философии эти моменты были хорошо с разных сторон освещены. Но йога в этом смысле более практична, она говорит: «Да, действительно, мы этого не знаем, но есть одна точка, которую можно взять за систему отсчета, это мое Я». Почему? Потому что я переживаю опыт: сейчас я здесь, потом я буду умирать, потом опять рождаться и единственное неизменное, что из жизни в жизнь передается, это мое Я. Другое дело, что я многого не помню, но это неважно.

Итак, мы берем за точку отсчета свое Я. При этом я не могу сказать, помните шутку: «Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это муж и жена или четыре совершенно не знакомых человека?». Все, кто меня окружает — это одно существо или вы каждый по отдельности? Где мне взять критерий, что бы это определить? Может, вы все сговорились! Или, может, вы пальцы одной руки, как говорят, пальцы разные, а кукловод один за вами? Может, это и немного шизофренический подход к анализу Вселенной, но попробуйте его опровергнуть! А его никак не опровергнуть и единственное, что нам остается, так это сказать: «Да, я существую, чувствую, что я есть. И вокруг меня кто-то есть и их вроде бы много». Но при более глубоком размышлении, если под это подтянуть философию и практику йоги, выясняется, что мы все вышли из единого источника. И есть ли мне смысл считать каждого по отдельности или каждого проявлением этого Единого? И есть ли мне смысл общаться с проявлениями, вместо того, чтобы общаться с источником? Это очень серьезная философская идея! Казалось бы, чисто абстрактное, оторванное от жизни рассуждение, но на самом деле оно работает.

Я сегодня не стал вам более подробно расписывать второй пункт, который касается средства, но обратите внимание вот на что. Помните, чему учил Будда? Будда крайне пессимистично говорил: «Ребята, те, кто родились, те умрут. Все, что было создано — развалится». Другими словами, если сегодня ты счастлив, то нет никакой гарантии, что и завтра будешь счастлив. Если сегодня что-то имеешь, то не факт, что завтра у тебя это не украдут. Действительно, поразмыслив над всеми этими раскладами, убеждаешься, что нет ничего постоянного в этом мире, и впадаешь в очень жесткий пессимизм. «Да, у меня есть любимая жена, а где гарантия, что она завтра не уйдет к другому?», «У меня есть дети, а где гарантия, что они не вырастут и не пошлют меня куда подальше?» Мы всегда остаемся у разбитого корыта, если цепляемся за форму и не можем понять, что за всеми этим формами где-то вдалеке стоит кукловод. Это философия крайней честности, так называемая философия двайты, которая потом, когда человек понимает, что он и окружающая его Вселенная — единое целое, переходит в философию адвайты. Но это уже уровень сверхологики. А пока мы на уровне логики, на уровне двайты – есть я и есть окружающий мир.

Пример из жизни. Один мужчина был без ума от своей жены, он считал, что они умрут с ней в один день. Но вот прошло 15 лет, они расстались и у него другая жена. И теперь он считает, что с этой женой они умрут в один день. Пройдет еще сколько-то времени, появится очередная новая жена и вновь он будет думать, что это навсегда. Где тут постоянство? Защита от всех будущих ударов судьбы должна быть не в том, чтобы хвататься за иллюзорное, а в том, что если уж и хвататься за что-то, то только за то, что вечно! За то, что не кинет тебя в самый неподходящий момент. Будда не был пессимистом, он просто показывал все расклады: отрицательные и положительные. Друзья, если мы не правильно выставляем приоритеты жизни, то всего лишь вопрос времени, когда мы будем страдать. Юноша встречает девушку, он в нее влюблен и в надежде прожить с ней всю жизнь, цепляется за нее, перестает видеть в ней богиню, а видит в ней простую женщину. В результате, она ему очень быстро надоедает и не о каком запредельном таинстве речи быть не может, более того, он уже не знает, куда от нее деться. Почему? Потому что он перестал видеть то, что его заинтересовало в девушке, а стал хвататься за форму, а форма не дает счастья. Отказаться от страдания, значит, отказаться от неведения, а отказаться от неведения, значит, перестать хвататься за эфемерность. За что мы хватаемся? За работу, за учебу, за место под солнцем, а это все преходящее, это в любой момент может нас покинуть. Имеет ли смысл становится заложником преходящего? Нет! Поэтому в группах йогов и йогинь, где сохранялась йога Влюбленности, всегда стремились только к тому, что тебя не бросит и не покинет, к Высшему!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *