Что такое Аксиоматика Йоги.

Что такое Аксиоматика Йоги.

Тема настоящей лекции – одна из важнейших тем учения йоги – аксиоматика йоги. Изучение любой науки всегда начинается с каких-то основополагающих положений, будь то математика или какая-то другая наука. Эти изначальные положения являются в дальнейшем фундаментом для построения всего здания этой науки. Хотя йога является не наукой, а системой самопознания, в йоге также существуют некие базовые принципы, которые являются опорой для построения в дальнейшем всей философии йоги. В более практичном смысле – все методы и упражнения в йоге выводятся из основополагающих принципов,объединенных в раздел, который называется “аксиоматикой йоги”.

Название “аксиоматика йоги” возникло по аналогии с известными нам науками. Например, высшая математика строится на аксиомах, из которых выводятся теоремы, которые могут быть основные и вспомогательные (леммы). Аксиомы – это некие положения, которые даются без доказательств либо в силу самоочевидности, либо по каким-то другим причинам. Это некие опорные пункты, базовые точки, которые даются нам изначально. Затем идут леммы – более сложные положения, вытекающие из аксиом.Из аксиом выводятся теоремы, в которых присутствуют две составляющие: «если» и «то»(другими словами, теоремы описывают определенные условия, при наличии которых получается определенный результат). Иногда для доказательства основной теоремы в математике используют лемму – вспомогательную теорему.

Высшая математика приведена в качестве примера не случайно, йога и математика гораздо плотнее связаны между собой, чем может показаться (к сожалению, исследования на эту тему до сих пор еще не проводились). Существует общепризнанный факт, что впервые понятие “ноль” было введено древними индийскими математиками. Также и понятие бесконечно больших или бесконечно малых чисел пронизывает всю философию, существовавшую в древней Индии, из которой кое-что сохранилось и до нашего времени. В свое время мне пришлось заниматься точными науками; в дальнейшем, при изучении глубинных разделов йоги, касающихся основополагающих моментов, сходство между математикой и йогой стало очевидным. Более того, создавалось впечатление, что отдельные высшие разделы йоги и разделы высшей математики, по сути, говорят об одном и том же. Можно сказать, что сегодняшняя высшая математика – один из частных случаев более глубокой и неочевидной науки – Высшей йоги.

Итак, в йоге имеются основополагающие принципы – аксиомы, названные так по аналогии с основополагающими научными принципами.

Существует еще несколько важных моментов, которые необходимо оговорить, чтобы в дальнейшем, при изучении йоги, не было недопонимания. Согласно учению йоги, законы устройства Вселенной во всех проявлениях той Вселенной, в которой мы сейчас живем, сверхлогичны. Как частный случай этой сверхлогики возникает понятие, которое называется логика. Именно на фундаменте логики построена вся наша жизнь, в том числе построена наука нашей цивилизации. Более того, все события, происходящие вокруг нас, целиком и полностью подпадают под понятие логики. В той части Вселенной, в которой мы живем, логика очевидна, а понятие сверхлогики скрыто.

При этом, сверхлогика не противоречит логике, так как логика – всего лишь частный случай проявления сверхлогики. Это очень важно длякаждого, кто хотел бы досконально изучить теорию йоги, так как иногда в объяснениях древних трактатов по йоге можно столкнуться с моментами, которые кажутся волшебными, фантастическими, где-то даже нелогичными и приводят к ослаблению разума у йогина, в результате чего он начинает воспринимать огромную массу информации «на веру» (в плохом смысле этого слова). Более того, далее он все сильнее и сильнее погружается в мир иллюзий и нелогичности, в мир грез и того, что скорее ослабляет разум, нежели делает его сильнее.

Причина этого в том, что древнее знание йоги опирается на сверхлогику, но эта сверхлогика не всегда нам понятна, она резко отличается от логики и кажется нам нелогичностью. Чтобы как-то соотнести свой обычный повседневный жизненный опыт с тем, чему учит и к чему призывает йога, человек начинает врать самому себе, пытаясь выдавать желаемое за действительное; прилизывать и состыковывать то, что в принципе не прилизывается и не состыковывается. В результате, рано или поздно, он доходит до такого состояния, что начинает активно отбрасывать свой разум и интеллект и, как следствие этого, скатываться в суеверие, мракобесие и нелогичность, проявление которых обычно отталкивает здравомыслящего человека.

Древняя наука йоги всегда была сверхлогична, но при этом логика никогда не нарушалась. Обычный человек, живя в плоскости логики, еще не до конца последователен в самой этой плоскости, не до конца логичен во всех своих поступках и процессе мышления. Сталкиваясь со сверхлогичностью, мы склонны относить это к чудесам; в то время, как учение йоги говорит о том, что никаких чудес нетесть законы понятные и грубые, а есть законы тонкие и неуловимые. Вся теория йоги совершенно не противоречит логике, как может иногда показаться. Другое дело, что при объяснении некоторых положений йога выходит за уровень логики и переходит в сверхлогику. Но логика никогда не ставит под сомнение сверхлогику, и, наоборот, сверхлогика никогда не противоречит логике.

На практике, если вы столкнулись при изучении йоги с какими-то понятиями, которые ваш разум не в состоянии ухватить, то это может говорить о том, что ваш разум еще недостаточно остро отточен интеллектуальными упражнениями. То есть вы еще не дошли в степени абстракции понимания мира до необходимых высот и надо серьезно работать над своим разумом, оттачивать его, так же как и современные ученые оттачивают свой разум решением различных задач. Но, возможно также, вы что-то неправильно поняли из-за того, что иногда при переводе и интерпретации в манускрипты вкрадываются различные ошибки. При этом в текстах все явно «расползается», и нельзя бездумно и не глядя принимать “на веру” все, что в них говорится. Бывают случаи, когда открываешь трактат по йоге, в котором написано: «дыши через эту ноздрю при таких-то условиях, не дыши через другую», а вместо обоснования – набор положений, больше похожих на магию, волшебство или суеверие, чем на серьезное учение. В этот момент необходимо очень четко отдавать себе отчет в том, что в этом случае в тексте, возможно, пропущены выкладки: не всегда же людям интересно, как что-либо работает, главное, чтобы работало.

На самом деле, за каждым йоговским упражнением или техникой стоит объяснение: почему необходимо именно это упражнение, почему необходимо делать именно так, а не иначе. Эти объяснения иногда строятся в виде теорем или лемм (если пользоваться аналогией с высшей математикой), но все они опираются на основополагающие истины, на те отправные точки, с которых все начинается – на аксиомы. Таким образом, существуют основные положения, аксиомы, и есть практическое применение этих аксиом, которое приводит ко всему многообразию йоги, ко всем самым сложным упражнениям, связанным как с физическим телом, так и с ментальным.

Ответить на вопрос, как и откуда появился первый базовый этап, первая ступень йоги в виде изначальных положений (аксиом) – не так просто. Можно было бы сказать, что аксиомы дошли из древности или являются откровением свыше: высшие сферы разверзлись и передали нам эти истины. Или привести еще какие-то аргументы, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть, и необходимо просто бездумно принять.

Но йога никогда не навязывает бездумное принятие чего бы то ни было; в частности, существует очень интересное объяснение появления аксиом в йоге. Все аксиоматические или изначальные принципы, на которых построена йога, сверхлогичны. Поэтому определить, почему в качестве основополагающих взяты именно эти принципы, а не какие-то другие, можно не раньше, чем удастся подняться над логикой и выйти в область сверхлогики. С позиции сверхлогики, которую иногда называют “духовными высотами”, эти основополагающие истины станут ясны и очевидны, как божий день. Или, другими словами, человек сначала должен пройти весь путь йоги, скрупулезно, шаг за шагом отрабатывая логику; затем, как только йогин методом логики осознает максимум из того, что окружает его во Вселенной, он плавно перейдет на следующую ступень познания – сверхлогику (еще раз вспомним, что логика – это всего лишь частный случай сверхлогики). В результате, уже с позиции сверхлогики, человек сможет увидеть, какие же пункты являются основополагающими аксиомами для применения логики на пути изучения йоги.

Таким образом, чтобы успешно работать с логикой в йоге, нужны базовые аксиомы; такие аксиомы существуют, и мы логично с ними работаем. Применение аксиом и размышление над ними позволяет осваивать все более тонкие и сложные техники йоги, которые дают возможность полностью отработать все уровни понимания, доступные обычной логике, и поднимают нас на уровень сверхлогики. С уровня сверхлогики уже становится понятным, что необходимо рассматривать в качестве аксиом или изначальных положений йоги. Получается своеобразный замкнутый круг: чтобы хорошо отработать применение логики, нужно правильно выбрать изначальные точки – фундамент, на котором будет строиться здание логики, которое, в свою очередь, выведет нас в сверхлогику; но для того, чтобы правильно выбрать эти точки для построения здания логики, изначально нужна сверхлогика.

Объяснение заключается в том, что аксиомы, на которых построено все здание йоги, были оставлены нам теми людьми, кто уже прошел весь этот путь. Знание йоги в целом, начиная с уровня основных аксиом, которые логичны, как и все остальные шаги в йоге, – это подарок тех Учителей йоги, которые все это уже прошли и увидели. Они сократили нам количество времени и усилий, которые могли бы быть потрачены впустую на придумывание каких-нибудь сомнительных изначальных положений, которые в дальнейшем привели бы к тому, что все наше логичное здание философии йоги могло развалиться. Учителя йоги изначально дали нам именно те базовые положения, опираясь на которые, можно точно и безошибочно из логики выйти в сверхлогику.

Таким образом, становится понятно, почему для базовых положений йоги было выбрано определение “аксиоматика йоги”: при изучении йоги человек действует в плоскости логики, а доказательства базовых положений йоги можно выполнить только с точки зрения сверхлогики, которая появляется в ходе занятий йогой намного позже; вследствие этого, базовые положения йоги в плоскости логики остаются недоказуемыми. Ближайший аналог таких недоказуемых базовых понятий можно увидеть в математике, где они являются отправными точками для всех дальнейших построений и называются аксиомами.

В свою очередь, йога не является ни религией, ни системой излечения, ни системой тренировки органов чувств (как сейчас часто пытаются представить); йога является системой самопознания, которая также должна опираться на какие-то изначальные положения. В зависимости от того, насколько правильно выбраны эти изначальные положения, система будет либо устойчива, либо развалится при первой-же попытке проанализировать с помощью разума те или иные ее положения. Поэтому вопрос выбора изначальных положений (изначальных аксиом) – вопрос жизни и смерти всей системы йоги.

При этом, здание йоги проходит как сквозь логику, так и сквозь сверхлогику; поэтому принципы в его основании должны быть настолько фундаментальными, чтобы не только формулироваться в рамках логики, но и не рассыпаться при переходе на уровень сверхлогики (в отличие от подобных положений в других системах самопознания или философии). Иногда можно столкнуться с вульгарным подходом к йоге, когда вся йога сводится на уровень акробатики ума, жонглирования определенными понятиями и положениями. Казалось бы, в этом случае можно просто сесть и придумать базовые положения. Но проблема в том, что мы мыслим находясь в плоскости логики, и нет гарантии, что придуманные нами понятия и положения будут не только устойчивыми в области логики, но и после перехода на уровень сверхлогики останутся правильными, незыблемыми и приводящими к определенным результатам. Тем более, что аксиомы бездоказательны до тех пор, пока мы живем на уровне логики и могут быть стопроцентно очевидными или доказуемыми только на уровне сверхлогики . Чтобы сэкономить наше время при подборе базовых положений, все отправные точки (базовые аксиомы) йоги были переданы нам теми мудрецами или теми практиками йоги, которые достигли высокого духовного уровня и перешли в область сверхлогичного.

То, каким образом и когда аксиоматические положения были переданы людям мудрецами или йогинами, находящимися на уровне сверхлогики – остается тайной, покрытой мраком. До сих пор неизвестно происхождение учения йоги, хотя оно пронизывает насквозь всю восточную культуру и дошедшие до нас древние восточные философские произведения, в частности, Веды. Учение йоги отразилось так или иначе во многих современных философских системах, берущих начало в древней индийской философии. Но даже в Ведах и других индийских мифах и сказаниях, чей возраст насчитывает несколько тысячелетий, об учении йоги говорится как о зародившемся намного раньше, чем зародились сами эти произведения. То есть йога уходит корнями в такое запредельно далекое прошлое, что не представляется никакой возможности отследить источник ее возникновения, также и как источник возникновения аксиоматики йоги.

Теперь попробуем взглянуть на учение йоги с другой стороны: представим себе здание йоги в виде небоскреба в пасмурную погоду, у которого можно разглядеть только основание, а все остальные этажи поднимаются вверх и уходят в облака, как будто растворяются в небе. Точно так же и когда начинаешь изучать и практиковать йогу: все представляется доступным и понятным – вполне применимые упражнения, практики и техники, казалось бы ничего необыкновенного и чудесного в них нет. Но по мере того, как человек продолжает практиковать, он начинает подниматься все выше и выше, и в результате достигает таких высот, что переходит на другой уровень сознания, хотя здание йоги остается единым. Йога совершенно спокойно проходит сквозь логику в сверхлогику.

К сожалению, в Международный Открытый Йога Университет иногда приходят учиться такие студенты, у которых в голове мешанина из случайно услышанного или прочитанного в “желтой” прессе – настоящие джунгли из мракобесия, суеверия и нелогичности. Приходится иной раз прикладывать громадные усилия для того, чтобы вырубить эти джунгли, показать несостоятельность всего мракобесия, в котором живет человек, сам себе его придумавший. И помочь в этом случае может лишь единственный способ – необходимо вывести человека на уровень логики и сказать: “Отсекай в своей жизни все, что не соответствует логике. Безжалостно отсекай!»

Обычно все непонятное, не укладывающееся в логику, человек не отсекает, так как думает, что это, возможно, относится к сверхлогике и боится замахнуться на что-то неуловимо тонкое, представляющееся ему личным опытом духовных откровений. Порой человек боится внимательно посмотреть на это даже внутри себя, опасаясь того, что, не дай бог, он что-то неправильно сделает, и это состояние исчезнет! Собственно, такое часто бывает: человеку открывается что-то, чего он не может понять, и оно при этом настолько прекрасное, высокое и запредельное, что он боится этого коснуться, чтобы не вспугнуть, не разломать. Но опасаться здесь нечего – сверхлогику, даже если очень захотеть, разломать с помощью логики невозможно. Всё то Высшее, все те откровения, которые вам, может быть, открывались – они прекрасно выдерживают натиск логики. Точнее, логика против них бессильна, она не может ни подтвердить, ни опровергнуть их. Логикой невозможно разрушить высшие откровения, которые иногда приходят к нам как проблески сверхлогики; но логикой можно прекрасно вырубить все сорняки вокруг этих откровений, уничтожить случайный мусор вокруг чего-то действительно стоящего. Сверхлогика не боится логики.

По-другому обстоят дела с нелогичностью – состоянием, которое унаследовано нами со времен жизни в телах животных. У животных также есть проблески разума, но они заглушаются инстинктами, взаимодействующими с окружающей жизнью и, в отсутствие критичного отношения к себе, заменяются нелогичностью. К сожалению, в подавляющем большинстве, люди на протяжении значительной части своей жизни мало отличаются в своем поведении от поведения животных: они часто ведут себя нелогично и склонны воспринимать различные жизненные ситуации без критичного отношения к ним. В этот момент возникает клубок противоречий между нелогичностью, доставшейся нам в наследство от животных, с одной стороны, и логикой, занимающей главенствующее положение в человеческом разуме, с другой стороны. К этому, с третьей стороны, добавляются еще и проблески сверхлогики в виде высших откровений или, порой, экстатических видений, которые бывают даже у людей совершенно далеких от занятий йогой. Во время таких откровений, в один момент многое становится для человека понятным, проясняется к чему надо стремиться и чем надо заниматься.

Все эти три составляющие (нелогичность, логика, сверхлогика) смешиваются в сложный винегрет, который полностью тормозит духовное развитие человека, его поиски Высшего, так как иногда человек начинает воспринимать происходящее с ним как проявление сверхсознания, а на деле это оказывается просто галлюцинацией. Но иногда бывает и наоборот: человек думает, что у него явные галлюцинации, а на самом деле у него проявились проблески сверхлогичного. Разобраться в том, где откровения сверхлогики, а где отсутствие всякой логики, «сон разума» или состояние животного, нам как раз и помогает логика. Логика, как лезвие бритвы, срезает все нежизнеспособное. Переоценить роль логики невозможно: она абсолютно необходима в занятиях йогой, в познании высших духовных законов йоги.

Для практического применения логики в йоге необходимы отправные точки, аксиомы, одинаково справедливо действующие во всех областях: нелогичности, логике и сверхлогике. На таких аксиомах и строится здание йоги: как только определены основополагающие базовые понятия, изучающий йогу должен, опираясь на них, применять свой здравый смысл и интеллектуальные способности, чтобы логическим путем делать какие-то выводы. Как в математике на основе аксиом и лемм доказываются теоремы, так же и в йоге на основе размышления над основополагающими принципами вырабатываются все комплексы упражнений и практик: Хатха йога, основанная на физических упражнения; Пранаяма йога, основанная на дыхательных упражнениях; Раджа йога, основанная на упражнениях ума.

Таким образом, единственным источником упражнений в йоге являются аксиомы йоги. Поэтому в Международном Открытом Йога Университете принято считать, что если появляется необходимость в объяснении какого-либо положения йоги – не надо апеллировать сразу же к сверхлогике, кажущейся нам чудом. Часто можно услышать, как рассказывают чудесные истории о том, что где-то высоко в горах Индии живут йоги, которые обладают различными сверхспособностями, делают для этого какие-то упражнения и получают необыкновенные результаты. Конечно, все это может оказаться истиной, но в объяснении положений йоги лучше не прибегать к тому, что не поддается изложению на уровне логики.

Упор необходимо делать на логические выводы, почему нужно делать именно это упражнение, а не на опыт, полученный йогами в их экспериментах со сверхсостояниями.Конечно, на определенных стадиях изучения йоги можно подойти к той черте, после которой логика перестает работать в принципе. На этом уровне, возможно, уже и имеет смысл говорить о сверхспособностях йогов и открывающихся им чудесных возможностях, но не раньше. Если же пытаться апеллировать к сверхспособностям до достижения определенных высоких уровней йоги, то можно самому не заметить,что потеряна критичность восприятия и начать выдавать желаемое за действительное, мракобесие за истинные знания. К сожалению, именно такой подход часто можно сейчас увидеть при изучении йоги.

Не хочется говорить ничего плохого об индусах, но уровень йоги в современной Индии значительно ниже уровня йоги в древней Индии. Анализ причин этого не входит в рамки данной лекции. Иногда бывает, что со стороны современной Индии на Запад попадают положения йоги, которые не выдерживают никакой критики, но западные люди “съедают” эти положения, даже не разобравшись в их происхождении и обоснованности. На поверку же выясняется, что эти положения не являются какими-бы то ни было откровениями йоги, а сводятся к обычаям, распространенным в деревне, откуда родом какой-нибудь уважаемый гуру. Например, в странах Европы широко распространено суеверное отношение к черной кошке, перебегающей дорогу, но в разных западных странах есть различные трактовки: где-то считается что это происходит к несчастью, где-то к счастью, а в некоторых странах с таким суеверием вообще не знакомы. Так же иногда под маркой йоги на Запад приходит из Индии огромное количество суеверий. Конечно, это не значит, что все учения йоги в Индии придуманы дураками или мракобесами; но найти истинное учение йоги в Индии не менее сложно, чем в России или на Западе.

<span mce_style=”font-size: 12pt; font-family: “>

Высшее Я

 

Основополагающие аксиомы йоги будут рассматриваться постепенно, в нескольких последующих лекциях. В рамках данной лекции мы начнем их изучение с первых базовых аксиом.

В качестве первой аксиомы дается следующее положение: у каждого человека существует его Высшее Я; и это Высшее Я по определению свободно.

Обратите внимание на то, что изложение аксиом начинается не с объяснения устройства Вселенной, природы высших проявлений, существования Абсолюта и космического закона или других понятий, далеких от человека, изучающего йогу. Изложение базовых положений йоги начинается именно с самого человека, с практика йоги. Таким образом, в качестве начала системы отсчета в йоге выбирается Высшее Я отдельного человека.

Кроме того, первая аксиома утверждает, что это Высшее Я каждого отдельно взятого человека абсолютно свободно. Из этого важного положения в дальнейшем выводится много базовых понятий (таких как Воля, например). Для того, чтобы подняться до высот понимания основных абстрактных понятий йоги, включая существование Абсолюта, необходимо начать действовать на пути познания; а для того, чтобы начать действовать – необходимо выбрать главную отправную точку. Такой отправной точкой в йоге является Высшее Я каждого человека. Начав с этой позиции методом логики исследовать все остальное, рано или поздно можно подойти и к пониманию существования Абсолюта. Но вы сможете поверить в Абсолют не раньше, чем поверите в самого себя, в то, что вы реально существуете.

Выше уже говорилось о схожести подходов йоги и математики, а также о том, что математику можно рассматривать как одну из форм йоги или частный случай применения аксиоматики йоги. В то же время йога является не наукой, а системой самопознания и подход йоги и науки в исследовании окружающей Вселенной и самого себя значительно отличается. С одной стороны, методы действительно очень похожи: и в науке, и в йоге основным инструментом является логика. Но при достижении уровня, на котором логика перестает работать, йога говорит о том, что логика переходит в сверхлогику, а ученые считают, что они подошли к “переднему краю” науки, за которым логика и здравый смысл перестают работать и, как принято говорить в научной среде, “кухонные представления” о мире начинают расползаться. Реалии науки в том, что ученые часто математическими методами слепо нащупывают – что же там, впереди, и иной раз плохо представляют себе те объекты, которые они изучают. Хотя, на первый взгляд, между йогой и наукой много общего, в действительности между ними существует фундаментальная разница. Разница между подходом йоги и науки – в выборе точки отсчета при познании себя и Вселенной.

В науке любое открытие может считаться открытием, только если научный эксперимент, в результате которого оно было получено, воспроизводим. Но для этого нужна единая система критериев, относительно которой каждый эксперимент, вне зависимости от того, где он проведён – в России, в Америке или на Луне, мог бы быть повторён любым ученым. В качестве такой единой системы отсчёта в науке принята внешняя система, в которой существует внешнее начало отсчета, отправная точка, общая для всех и одинаково воспринимаемая каждым членом сообщества.

Учение йоги поддерживает положение о необходимости обязательной воспроизводимости эксперимента, лежащего в основе открытия, но не согласно с выбором системы отсчета. Дело в том, что выбор в качестве отправной точки отсчета какого-либо внешнего объекта, с точки зрения йоги делает всю внешнюю систему отсчета эфемерной и неустойчивой, расползающейся при анализе некоторых объектов и явлений Вселенной. Так как все внешние объекты воспринимаются человеком через покрывало Майи, которое заставляет одно казаться другим, то отталкиваясь от такой иллюзорной точки отсчета даже с применением логики можно получить заведомо нулевой результат. Поэтому в йоге в качестве точки отсчета для исследования всех объектов или явлений, для самопознания принято Высшее Я человека, как наиболее доступный и неизменный для каждого отдельного человека объект.

Попробуем посмотреть на это с точки зрения обычной логики. Допустим, вы находитесь в кругу знакомых, друзей и у каждого из вас есть Высшее Я. Если вы опираетесь на внешнюю систему отсчета, то, в лучшем случае, вы сможете доказать, что Высшее Я есть лично у вас, но вы не сможете доказать, что Высшее Я есть также у вашего соседа справа или слева (все они могут оказаться, например, роботами или плодами вашей галлюцинации). Гораздо надежнее принять систему с точкой отсчета внутри, при которой не важно, действительно ли вокруг вас сидят люди и у них есть Высшее Я, или вокруг вас одна галлюцинация. Выбор в качестве точки отсчета своего Высшего Я предполагает познание мира исключительно со своей собственной позиции, вне зависимости от того, что там творится с соседом.

Внутренняя система отсчета, как ни странно, позволяет лучше познать не только самих себя, но и окружающий мир и дает возможность с одинаковым спокойствием анализировать как те явления, которые изучает современная наука, так и те явления, перед которыми современная наука сдается. Опора на собственное, постоянно присутствующее, Высшее Я позволяет анализировать не только всю свою жизнь, включая общение с себе подобными или взаимодействие с различными объектами или явлениями во Вселенной, но и переходные периоды в жизни каждого человека, такие как смерть или процесс умирания, состояние после смерти, состояние, предшествующее рождению, и, собственно, состояние рождения.

В то же время, попробуем представить себе анализ таких переходных периодов с точки зрения внешней системы отсчета. Пока человек четко идентифицирует себя, такая внешняя система остается по отношению к нему устойчивой. Но вот человек начинает, например, умирать, его органы чувств начинают отказывать, ум замутняется – и вот он уже не понимает, где он находится: то ли здесь, то ли где-то на Альфа-Центавре. Более того, при умирании происходит интересный процесс – процесс растворения принципов устройства нашего тела, включая принципы, которые отвечают за взаимодействие принципа пространства нашего тела с принципом пространства Вселенной. Мы осознаем существование пространства во Вселенной через реализацию принципа пространства внутри своего тела. Если растворяется принцип пространства внутри тела, то он перестает взаимодействовать с понятием пространства Вселенной и само понятие пространства для человека исчезает, а с ним и вся внешняя система отсчета. Если почитать древние тексты, в которых йогины описывали свои субъективные переживания в состоянии Самадхи (просветления), то все кажется неуловимым и непонятным, хотя йогины описывали вполне конкретные, действительно происходившие с ними явления. Понять эти явления можно, только приняв в качестве системы отсчета свое Высшее Я; если же мы берем в качестве системы отсчета нечто общее, внешнее, как и делается в современной науке, то они остаются совершенно необъяснимыми.

Таким образом, одно из фундаментальных отличий науки и учения йоги заключается в выборе точки отсчета при изучении самих себя и Вселенной. Другим, еще более фундаментальным отличием является отношение к вопросу нравственности, связанное в первую очередь с представлением о том, в какой момент зарождается человек: появляется ли человек в момент рождения или человек – это эмбрион, появившийся при оплодотворении яйцеклетки.

Если встать на точку зрения науки и предположить, что человек появляется при рождении, то тогда над эмбрионом допускается производить различные ужасные опыты. В то же время, никому не приходит в голову делать опыты над живым младенцем: разделять его на кусочки, на стволовые клетки, для того чтобы у какого-то дряхлеющего миллионера быстрее заживали раны. При этом научной моралью допускается распилить эмбрион для изготовления целебных сывороток только лишь потому, что очередной богач в свои девяносто лет хочет выглядеть на тридцать. Наука не отвечает на вопрос, является ли использование эмбриона нравственным или безнравственным, это не входит в предмет ее рассмотрения, так как сама система отсчета науки не предполагает такого критерия. И таких примеров можно привести огромное количество. Наука не предполагает нравственность – в этом еще одно ее фундаментальное отличие от учения йоги. Наука просто не знает таких понятий, потому что их нельзя формализовать, а то, что нельзя формализовать, нельзя и научно применить.

Поэтому йога не является наукой, но наберусь наглости и смелости заявить следующее: науку можно считать частным случаем йоги. Конечно, это очень смелое заявление, очень самодовольное; но, с другой стороны, в некоторых странах лет пятьсот назад такого понятия, как наука, вообще не было и люди жили почти при первобытном строе, а йога уже существовала (не говоря уже о периоде больше тысячи лет назад). Считать, что наша западная цивилизация настолько умная, развитая и научная, что для нее все доказано и все понятно в окружающем мире – означает брать на себя не меньшую наглость.

 

фы

Итак, мы рассмотрели одну из базовых аксиом, на которых вдальнейшем строится все здание йоги: о том, что у каждого человека есть свое Высшее Я и оно абсолютно свободно; а также то, что Высшее Я человека принимается учением йоги в качестве точки отсчета при исследовании окружающего мира. Но практическое применение этой аксиомы затруднено тем, что мы не осознаем пока еще свое Высшее Я; вместо этого мы осознаем внутри себя конгломерат чувств и ощущений, которые каким-то образом действительно связаны с нашим Высшим Я. Эти чувства и ощущения являются не самим Высшим Я, а, скорее, его трансформированными проявлениями.

При этом доказать в плоскости логики положение о том, что у каждого из нас есть Высшее Я, невозможно в принципе. Точнее, доказывать можно, и можно даже соглашаться с этими доказательствами, так как они будут звучать очень красиво, последовательно и вызывать всяческое уважение и доверие; но можно точно так же доказать и то, что это положение несостоятельно.

Так, например, если посмотреть на Высшее Я с сугубо материалистической точки зрения, то можно полностью опровергнуть его существование: человек материален, в его головном мозге происходят определенные химические и электромагнитные процессы и, как следствие этого, у человека возникает ощущение личности. А в реальности никакой личности, никакого Сознания не существует, вся деятельность человека является большой и сложной совокупностью химических реакций, а побочным эффектом этих реакций является склонность человека считать себя отдельно существующей личностью.

Самое интересное, что на это заявление формально нечего возразить. Обсуждение вопроса о существовании Высшего Я сведется к обсуждению степени утонченности или грубости тех процессов, которые происходят внутри нашего тела. При этом, грубые материалисты будут объяснять всё тем, что материя первична, а сознание вторично; более тонкие материалисты будут использовать в качестве объяснения существование неких торсионных полей и так далее. Материалистический подход может сколько угодно утончаться и усложняться, но однозначного доказательства существования или отсутствия Высшего Я у человека не будет получено.

Существование Высшего Я у каждого человека – аксиоматическое положение, которое не доказывается и не опровергается. Вернее, доказать или опровергнуть его можно не раньше, чем удастся подняться на уровень сверхлогики. Только с уровня сверхлогики становится ясным, как божий день, что наше Высшее Я существует, оно абсолютно свободно, неуничтожимо, ни от чего независимо. А до этого момента, пока мы еще находимся в плоскости обычной логики, формальных доказательств существования Высшего Я нет. Перефразировав классика, можно сказать об этом так: «Дайте мне Библию, и я в три дня докажу, что писал её безбожник. А потом в течение последующих трех дней докажу, что это откровение свыше. И так могу повторять сколь угодно раз».

Причина этого в том, что методами логики сверхлогичное не познается. Но методами логики мы можем приблизиться к сверхлогике, а затем, отбросив инструмент логики, начать воспринимать Вселенную сверхлогично, потому что это изначально заложено в нас.

Таким образом, положение о наличии Высшего Я у каждого живого существа возникло без доказательств, пришло к нам с уровня сверхлогики, из реального опыта тех йогинов, которые уже прошли весь путь от логики к сверхлогики и в качестве отправной точки оставили нам базовые аксиомы йоги. Для того, чтобы нам пройти таким же путем, необходимо, опираясь на базовые аксиомы, вначале развить в себе логику, с её помощью полностью избавиться от нелогичности, доставшейся нам в наследство со времен жизни в телах животных и, преодолев нелогичность, приблизиться к сверхлогике.

Продолжим сравнение между высшей математикой и йогой на примере одного из самых основополагающих разделов математики – дифференциального интегрального исчисления, берущего начало именно с попытки логическим путем приблизиться к абстрактным, сверхлогичным и трудноуловимым понятиям. Одним из таких понятий, находящихся за пределами логики, является понятие бесконечности. Для обозначения бесконечности в математике применяют знак, предложенный великим английским математиком, теологом и философом Джоном Валлисом (1616-1703г.) – знак восьмерки, положенной набок. Сохранились свидетельства использования этого знака в еще в более древние времена: знак бесконечности в виде восьмерки из скрученного змея Уробороса, кусающего себя за хвост, найден на древних тибетских фресках. В отличие от других символов, обозначающих числа (например, символ “3”, обозначающий как понятие числа “три”, так и исчисляемое им количество: “раз”, “два”, “три”), знак бесконечности только лишь обозначает абстрактное понятие, но не дает представления о его содержании.

Если попробовать сосредоточиться, сесть прямо, выпрямив спину, шею и голову, закрыть глаза и представить вокруг себя бесконечное пространство, не имеющее границ, то при достаточной степени сосредоточения ощущения от попытки осознать бесконечность, скорее всего, будут неприятными. Разум инстинктивно попытается вначале найти какие-то границы, а потом придет понимание, что этих границ нет и появится ощущение, граничащее со страхом. Такие же чувства испытывает йог, который случайно, во время практики, посредством йоговских методов “вываливается” в состояние сверхлогичности: самое первое и сильное ощущение, которое появляется при этом – ужасный страх смерти.

Сейчас стала популярна Кундалини йога, но не в классическом понимании этого направления как серии упражнений и практик, подводящих к открытию Кундалини, а в самом маргинальном проявлении, к сожалению. В той же Индии встречаются объявления, в которых обещают за три дня поднять и пробудить Кундалини. Но первое, с чем сталкивается йогин, реально пытающийся разбудить Кундалини, это переживание бесконечности, которое приходит как жуткий, звериный, просто леденящий душу страх. В этот момент ты вдруг понимаешь, что все основы, на которые ты опирался в жизни, все базовые положения, исходя из которых ты все анализировал, неожиданно расползаются и, по словам очевидцев, это очень неприятное состояние. Кстати, именно Кундалини символически представляется в виде змеи, свернутой в три оборота и держащей себя за хвост.

Вернемся к высшей математике. Мы не можем сказать, что же такое бесконечность, но можем какими-то хитрыми увертками в плоскости математической логики подойти к определению понятия бесконечности: возьмем единичку, прибавим еще, прибавим еще и так далее. При этом появляется понятие алгоритма, процесса: делай так – и придешь к определенному результату. Или, применительно к рассмотренному нами примеру из плоскости математической логики, делай что-то – складывай числа между собой, и придешь к определенному явлению – бесконечности числа. В той же высшей математике существует теория пределов, которая предполагает выполнение определенной операции (действия) бесконечное число раз. Мы экспериментируем, как бы играем, с бесконечным, а на выходе получаем реальный конечный результат. Математический аппарат логики играл с такими сверхлогичными понятиями, как “бесконечно малое”, “ноль”, “бесконечность”; манипулировал ими, одно на другое делил, складывал, вычитал, возводил в степень и на выходе получилась определенная формула. Так родилось дифференциально-интегральное исчисление, которое стало основой нашей современной науки, без которого в современном мире ничего невозможно сделать: ни чайник на фабрике собрать, ни ракету в космос запустить.

В качестве иллюстрации можно привести такой пример: представьте себя инженером на фабрике, перед вами стоит задача изготовить по последней дизайнерской задумке совершенно круглый чайник. Для этого вам необходимо просчитать объем круглого чайника, то есть высчитать объем шара. Конечно, можно экспериментировать: сделал чайник поменьше, залил жидкость, измерил сколько вошло; сделал чайник побольше, снова залил жидкость и снова измерил, сколько вошло и так далее, пока подбором не определится нужный объем. Современная наука предлагает для расчета необходимого объема шара воспользоваться формулой, в которой используется интегральное исчисление. С помощью интегрального исчисления можно получить формулы и для решения более сложных задач, например, для подсчета объема шара, пересекающегося с конусом. И все эти формулы будут получены в результате абстрактного жонглирования сверхлогичными понятиями, такими как “бесконечные ряды”, “бесконечные суммы” и тому подобное.

Аналогичные процессы происходят и в йоге,например, при рассмотрении аксиоматического понятия о том, что наше Высшее Я абсолютно свободно. Понятие Высшего Я само по себе с трудом поддается нашему представлению, обычно в качестве своего Я человек подразумевает целый клубок привычных ощущений. Но можно начать размышлять над сверхлогичной сущностью своего Высшего Я в плоскости логики и, исходя из этого, анализировать свои действия и их последствия (что будет, если я сделаю одно; что будет если я сделаю другое). В результате, как математик получает формулу для вычисления объема шара, конуса или какой-либо другой фигуры, можно получить вполне конкретный набор определенных йоговских упражнений, подводящих к пониманию сверхлогичных положений.

Поэтому все упражнения в йоге (даже если они выглядят так же, как “дышите через левую ноздрю, не дышите через правую ноздрю”), на самом деле, являются результатом скрупулезного анализа сверхлогичных положений в плоскости логики, который приводит к вполне конкретным методам: что надо делать, чтобы получить тот или иной результат. Таким образом, для понимания сверхлогичного, обяснить которое невозможно в принципе, в йоге, так же как и в математике, используется определенный процесс. Можно сказать то же самое коротко: йога, как система самопознания, сводится к процессу.

Учение йоги не дает объяснений, какие возникают ощущения при входе в сверхлогичные состояния, например, в состояние Самадхи (просветления). Любые описания таких ощущений и переживаний не будут доступны пониманию, так как у человека не хватает ни разума, ни воображения для представления сверхлогичного, это невозможно в принципе. Но, взамен описания ощущений, йога дает описание определенного процесса, следование которому позволяет выйти в эти состояния, пережить их и понять их сущность.

Основа йоги сверхлогична и отражается в базовых аксиомах йоги. Происхождение аксиом неизвестно, но они выбраны настолько хорошо и удачно, что являясь отражением сверхлогичного, тем не менее позволяют работать с ними методами логики. В результате, продвижение в йоге не требует привлечения различных чудес или участия Гималайских махатм, достаточно применения собственного разума каждого человека. Роль махатм завершается, когда ими переданы правильные отправные точки, базовые аксиомы йоги. После того, как базовые аксиомы обозначены, все остальное в йоге можно додумать и переоткрыть обычному разумному человеку, применяя логику и следуя определенному процессу. Процесс в йоге заключается в понимании того, что, как и в какой последовательности делать.

Из этих трех составляющих процесса йоги, “что делать” – уходит на второй план. Существуют разные школы йоги, разные методики и разные подходы, в которых даются разные рекомендации о том, что именно надо делать. Где-то говорится, что гнуться нужно в одну сторону, где-то – в другую; кто-то считает, что начинать нужно с дыхательных упражнений, а физические делать потом; а кто-то советует начинать с медитативных практик. Одни делают йогу, как акробаты, завязываясь в пять узлов, а другие считают, что в этом нет необходимости. Но все получают прекрасный результат!

Значит, у всех различных упражнений йоги есть что-то общее. Но тогда возникает вопрос о том, как определить, какое упражнение относится к йоге, а какое не относится. Например, йог может изогнуться определенным образом во время занятий Хатха йогой и акробат в цирке делает примерно то же самое, но немного в другую сторону, и остается непонятным – делают ли они оба упражнение йоги.Сформальной точки зрения, любое физическое или ментальное упражнение может одновременно как быть упражнением йоги, так и не быть им. Относится упражнение к йоге или нет – определяется не тем “что” вы делаете, а тем “как” вы это делаете.

Вернемся к процессу йоги: в качестве отправной точки принимается базовая аксиома, затем дается указание, как дальше себя вести и что нужно делать для того, чтобы приблизиться к сверхлогичному. В каждом виде йоги эти указания отличаются, но если проанализировать, то становится понятным, что их объединяет странное, на первый взгляд, положение, относящееся к основополагающим положениям раздела аксиоматики: фактически неважно, что вы будете делать (физические, ментальные или дыхательные упражнения), важно присутствие при этом гармонии.

Гармония – понятие крайне абстрактное и неуловимое, поэтому йога дает практическую рекомендацию, как к ней приблизиться. Вы можете делать упражнения Хатха йоги, дыхательные упражнения Пранаяма йоги или медитировать – в любом случае, у вас происходит либо процесс, когда вы напрягаетесь и заставляете себя что-то делать, либо процесс, когда все получается без особых усилий, происходит само собой и вы поглощаетесь этим приятным процессом. Рекомендация для достижения гармонии заключается в сочетании этих двух процессов во время практики (аналогично шахтеру, который катит вагонетку: вначале разбежался, оттолкнул вагонетку, затем запрыгнул на нее и катится, а когда вагонетка начинает останавливаться, снова спрыгивает и подталкивает ее). В один момент прикладывается максимум усилий, а в другой момент, наоборот – усилия полностью отсутствуют; период активного проявления изнутри-вовне, (период изменения внутри и снаружи себя), сменяется периодом пассивного состояния, когда мы позволяем ситуации самой свершаться, отпускаем ее.

Йога – это наука того,где надо себя заставить, а где можно себе позволить. Либо можно сформулировать более абстрактно: йога – это наука о том, где применять метод Энергии, а где применять метод Сознания, и как они должны соотноситься друг с другом. Первая формулировка более универсальна в качестве точки отсчета, подобно использованию в качестве точки отсчета Высшего Я каждого живого существа. Итак, на срезе двух процессов – где надо себя заставить и где можно себе позволить – проходит невидимая грань; если, выбрав за основу правильные аксиомы, пройти по этой грани, как по лезвию бритвы, то рано или поздно приходишь к сверхлогичности.

Неважно, чем вы занимаетесь – Хатха йогой или дыхательными упражнениями, необходимо обязательное присутствие этих двух процессов. Каждый из них сам по себе не дает результата. Так, например, все пытаются научиться Пранаяма йоге и ни у кого не получается. Думают, чем быстрее и дольше они будут дышать, тем лучше; но когда готовят водолазов для подводных лодок, то очень жестко добиваются такого высокого уровня тренировки дыхания, что не каждый йог имеет такой уровень. Но это просто техника спасения, выживания на случай аварии, и она не подразумевает внутреннего самоисследования, когда ты ухватываешь неуловимое, ухватываешь, как ты сделан. Так вот, если это условие не будет соблюдаться: сочетание того, где можно себе позволить, и того, где надо себя заставить – не будет и гармонии.Не будет гармонии – не будет процесса. Не будет процесса – не приблизимся к сверхлогичному.

Итак, сочетание двух процессов, где нужно себя заставить и где можно себе позволить, приводит к гармонии. Без гармонии и радости нет процесса приближения к сверхлогичному.

Мы подошли еще к одному базовому определению йоги, которое, с одной стороны, идет паралелльно с тем, что было сказано выше, но, с другой стороны, привносит нечто новое: в любом случае, заставляете вы себя или позволяете себе во время практики йоги, на заднем плане должна быть радость. Это еще одно аксиоматическое положение: естественное состояние нашего Высшего «Я» – это состояние высшей радости и счастья.

То есть состояние высшей радости и счастья не привносится извне, оно и есть наша природа. Остальные обстоятельства только подавляют эту природу. Йогу можно описать как процесс приближения к своей природе: если ты заставляешь себя, то на заднем плане должна быть радость от преодоления себя; если ты позволяешь себе, то на заднем плане должна быть радость от ощущения приятного.

Начинаешь выполнять физическое упражнение, мышцы не тянутся, но говоришь себе: “Я о-го-го! Я сейчас буду себя побеждать»! И начинаешь себя побеждать, разумеется, в пределах разумного, с соблюдением здравого смысла – чтобы косточки не трещали. Тело становится гибче, а на заднем плане появляется радость, от того что смог изогнуть себя посильнее. Или наоборот, принимаешь какую-либо позу без приложения усилий и тело наслаждается тем, что ты поместил его в эту позу, а в это время что-то подрастянулось, что-то перераспределилось. Возникло ощущение, похожее на то, которое мы испытываем утром, когда просыпаемся, зеваем и потягиваемся, та же радость и нега. Всегда должно быть ощущение радости: и от преодоления, и от выполнения.Результатом такого ощущения радости будет неуловимое состояние гармонии. Собственно говоря, даже понятие “внутренняя радость” тоже неуловимая вещь. Этот процесс приближения к радости и гармонии, который продолжает находиться в плоскости логики, рано или поздно приводит нас к сверхлогике.

Конечно, чтобы приблизиться к сверхлогике, необходимо, чтобы наше тело было в хорошей физической форме, иначе не разовьется разум. На самом деле, граница, где заканчивается наше физическое тело и начинаются различные ментальные процессы, – очень зыбкая, ее фактически нет. Если физическое тело будет доставлять вам большое беспокойство, это поставит под сомнение все ваши ментальные упражнения. Поэтому йогин начинает с физического тела, приводит его в бодрое состояние. Затем начинает оттачивать свой разум все больше и больше, опять же, оставаясь в плоскости логики.

Есть знаменитые “однонаправленные” медитации – когда мы направляем внимание на один объект или явление и пытаемся его удержать. Если мы преуспеваем в этом, мы достигаем высшего состояния в йоге, оно называется состоянием Самадхи (просветления). Описать его можно как состояние абсолютно непередаваемого высшего экстаза. По сути, Самадхи – это выход в сверхлогику, в то, что нельзя объяснить обычными словами, о чем невозможно даже связно подумать до тех пор, пока наш разум не перестроится для осмысления этих мыслей и этого опыта.

Для того, чтобы добиться такого уровня понимания необходимо развивать свой разум, подобно тому, как мы развивали свое телоМетоды при этом используются те же самые: там, где надо, себя заставить, и там, где можно, себе позволить. Но развитие разума предполагает, что йогин не должен вести такое, прошу прощения, полускотское существование, которое сейчас ведет основная масса человечества, проводя дни и недели у телевизора со различными развлекательными программами или в погоне за другими сомнительными удовольствиями. Безусловно, отдыхать и расслабляться нужно, но это не должно занимать сто процентов всего свободного времени. Какую-то часть своего разума необходимо направлять на самообразование, на то, чтобы держать свой мыслительный механизм в хорошем тонусе. Это не значит, что с завтрашнего дня нужно заниматься исключительно самообразованием. Необходимо найти для себя такую стратегию жизни, в которой есть место для того, чтобы заставить себя заниматься чем-то для саморазвития. Многие люди, например, учат иностранные языки (это тоже очень хорошая тренировка для разума), или изучают другие науки. Нельзя “махать на себя рукой” под влиянием рекламы, под действием ментального пресса, который сейчас, к сожалению, давит нашу цивилизацию. Это давление исчезнет очень быстро, потому что корни, которые его питали, подрублены, осталось только подождать, когда листья осыпятся. Я имею в виду системный кризис в США, который перекроит нашу цивилизацию полностью, в этом нет сомнения.

Таким образом, для развития своих ментальных способностей надо не только отпускать себя, но и где-то напрягать.

Итак, йога сверхлогична и ведет нас к сверхлогике, но первую часть пути необходимо пройти в плоскости логики. Сверхлогика не противоречит логике, логика не противоречит сверхлогике. Обычная логика – частный случай сверхлогики. В то же время, если вы сталкиваетесь с чем-то, противоречащим логике, то это может оказаться совсем не сверхлогика. Начало пути йогина в плоскости логики – аксиоматика йоги, в которой даются все основополагающие моменты, необходимые для изучения йоги в плоскости логики и возможности самостоятельно вывести все упражнения, которыми так богаты различные виды йоги.

В качестве основы аксиоматики йоги даны сверхлогичные положения – аксиомы. Они даются без доказательств, как подарок высших сфер. В плоскости логики аксиомы нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Но если работать с ними методами логики, то, рано или поздно, можно подойти к сверхлогике, один из вариантов названия которой в йоге – Самадхи. Для работы с аксиомами в йоге используется метод высшей радости, метод высшей гармонии: где надо – себя заставлять и где можно – себе позволять. Применяя этот метод, используя аксиомы и логику (или логичные построения), мы подходим к сверхлогике, к состоянию Самадхи. И в итоге, уже с высоты этого состояния, мы можем подтвердить для себя правильность выбора аксиом. Только с позиции сверхлогики становится совершенно очевидным и не нуждающимся в доказательстве тот факт, что начальные аксиомы были выбраны правильно.

Как бы это странно не звучало, но первый шаг в йоге мы делаем под влиянием того, что в йоге классифицируется как авторитетное свидетельство. Выбор метода достался нам как наследие древних йогов. В начале пути у нас нет ни опыта, ни доказательств того, что этот метод правильный, но мы доверяем их выбору, полагаясь при этом, фактически, на их авторитетное свидетельство. В дальнейшем, уже с применением доставшегося нам метода, логики и здравого смысла, мы поднимаемся на ту высоту понимания, на которой становится очевидным, что древние йоги нас не обманули. И их авторитетное свидетельство – действительно авторитетное свидетельство, а не галлюцинации индуса, которому где-то в индийской деревне солнышком напекло голову и он начал распространять по всему миру свои бредовые идеи (что тоже, к сожалению, бывает).

Наконец, еще один вопрос, которого хотелось бы коснуться: есть ли пример сверхлогики, с которым мы сталкиваемся уже сейчас, в нашей реальной жизни? Не у всех ведь были откровения чего-то Высшего, или проблески Самадхи. Такой пример сверхлогики, знакомый каждому, есть – это доброта. Доброту трудно определить, это достаточно неуловимое понятие. Можем ли мы сказать, доброе или злое явление человек или страна? Никаких логических обоснований доброты дать не возможно. В то же время, каждый из нас прекрасно чувствует, где доброта есть, а где ее нет. Доброта и является тем проблеском сверхлогики, который светит в плоскости логики, не противореча ей, но, в то же время, и не объясняясь логикой. Невозможно доказать с позиции логики (не только кому-бы то ни было, но даже и себе) то, что мы должны быть добрыми. Скорее наоборот, можно дать логичное объяснение, что выгоднее быть злыми, “приватизировать” все, что плохо лежит, устранить конкурентов, чтобы не мешали устраивать нам разнообразные радости жизни, а после этого – хоть потоп. Это, к сожалению, обратная сторона логики, и приводит она к чему-то другому, но не к доброте.

Вопрос: Состояние влюбленности – можно ли его отнести к сверхлогике?

Вы абсолютно правы, состояние влюбленности также сверхлогично, но я не стал этого здесь упоминать, так как иногда начнешь читать лекции перед солидной аудиторией, убеленной сединами, перед людьми, которые уже давно прошли философию и многие другие науки, и они начинают морщиться при слове “влюбленность”. Казалось бы, я до этого все так логично излагал, и вдруг влюбленность: “Какая влюбленность, батенька, о чем вы?” И ко мне сразу отношение несколько несерьезное, поэтому я не всегда освещаю эту тему. Но формально вы правы: влюбленность сверхлогична.

Вопрос: понятие Майи – это логика или сверхлогика? Или и то, и другое?

Понятие Майи, как ни странно, выводится из понятия свободы нашего Я. При этом цепочка рассуждений странная, хотя и предельно логичная: казалось бы, невозможно совместить наличие абсолютно свободного Высшего Я каждого человека с тем, чтобы все люди сосуществовали в одном и том же пространстве и времени во Вселенной.Представьте себе: я – свободен и мой сосед – свободен. Я волеизъявил: «Да будет день!», а он: «Да будет ночь!» – и как быть? Разрешить противоречие между свободой Высшего Я у каждого из нас и возможностью их совместного сосуществования в одной Вселенной мы можем с помощью понятия Майи. Но, подчеркиваю: понятие Майи – несколько более глубинное понятие, чем понятие «иллюзия». Понятие «иллюзия» – всего лишь частное проявление того, что называется Майя. Кстати, точно так же выводится и понятие кармы.

Вопрос: можно ли сказать, что Майя и логика – это одна плоскость?

Нет, так сказать нельзя. Майя действует в плоскости логики, но, как это ни странно, даже если мы поднимаемся на уровень сверхлогики, Майя не исчезает, она по-другому проявляется. Майя полностью исчезает, когда мы достигаем самого высшего состояния в йоге, или выхода, но я не хочу сейчас вас перегружать теорией.

Вопрос: можно ли сказать, что карма тождественна логике?

Давайте разбираться. Напомню, что изучением кармы занимается Карма йога. Что такое карма? Карма – это закон причины и следствия, или, по-русски говоря, что посеял, то и пожнешь. Закон причины и следствия – такой же закон, как и любой другой. Закон кармы, в частности, говорит о том, что есть причина и есть следствие.

Что такое логика? Логика – это как раз и есть та наука, которая отслеживает и анализирует процессы и явления во Вселенной, твердо придерживаясь принципа, что сначала идет причина, а потом следствие. В противном случае (еще раз напоминаю мой любимый пример) будет как в «Алисе в стране чудес», где сначала у королевы потекла кровь из пальца, а только лишь потом она этот палец уколола. Как вы понимаете, такая последовательность событий начинает выходить за рамки логики. Хотя здесь еще есть достаточно сложные моменты распараллеливания событий, но я не хочу сейчас касаться достаточно высоких разделов йоги, дабы не возникло путаницы и каши у вас в голове.

Вопрос: Вы сказали, что Я свободно. От чего свободно? От логики или от Майи?

Понятие свободы – это понятие абсолютное. Просто свободно. И что бы вы потом ни добавляли к слову свободно: «свободно ли наше Я от …?», ответ будет всегда: «Свободно». Можете придумать любую вещь, но понятие абсолютной свободы и будет подразумевать – свободно.

Поделиться Тантра Йогой:

Добавить комментарий