Вкратце о цели жизни, а также о средствах и методах её достижения

Вкратце о цели жизни, а также о средствах и методах её достижения

 

 

Сегодня мы продолжаем серию лекций по достаточно интересной теме, касающейся того, какой образ жизни вели йоги и йогини, донесшие до нас йогу, в том числе и такую экзотическую йогу, как йога Влюбленности, Тантра йога и йога Союза. Это знание практически не известно ни на Западе, ни в России, ни даже в Индии и только в нашем представлении в Индии каждый первый — йог, каждый второй — мудрец, знающий великие истины. На самом деле все далеко не так.

 

Краткое содержание предыдущей лекции. Цель — стремление к Высшему, средство — обет отказа от страданий

 

Вкратце напомню, на чем мы остановились на предыдущей лекции — мы рассмотрели цель и средство в образе жизни йогов и йогинь. Под целью подразумевалось стремление к Высшему, которое сквозит через всю Вселенную и которое является сутью нашего Я. И получается, что мы познаем Высшее одновременно в двух направлениях — мы познаем окружающую Вселенную, через которую светит Высшее и мы познаем устройство самих себя. Мы доходим до глубин, где начинается наше истинное Я — не наши представления о себе, не инстинкты, рефлексы и привычки, а именно истинное Я. И там начинает нам светить Высшее — это была цель.

 

Затем вспомним, в чём заключается средство. Мы рассмотрели с вами, что самое фундаментальное средство – это отказ от неведения или отказ от страданий. Напомню, что йоги и йогини, встающие на путь высших йог, принимали обет, который звучал так: «Никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания. Я готов оказать свою помощь всем, кто в ней нуждается, но страданиям ради страданий в моей жизни больше места нет!» Принцип отказа от страдания и принцип отказа от неведения это фактически одно и то же, выраженное разными словами. На прошлой лекции мы рассмотрели, что этот принцип приводит к тому, что мы начинаем искать единомышленников, друзей на пути. Именно так обстояло дело в древности, и определяло взаимоотношения между йогами и йогинями, донесшими до нас йогу. Во многом только благодаря этому их подходу мы сейчас узнаем и понимаем некоторые практики из их арсенала, в противном случае мы ничего не получили бы.

 

Обет отказа от мира — это отказ от страданий в жизни

 

Прежде чем идти дальше, я сделаю небольшое замечание по предыдущей лекции. Вероятно, многие слышали о существовании так называемых обетов. Обет — это некое обязательство, которые берет на себя человек. С понятием этим мы встречаемся в разных религиях и традициях. Аналогичным образом вы, вероятно, слышали и понятие отказ от мира, которое является основным требованием во многих философских системах. Во многих учениях, течениях и сектах люди отрекаются, как они говорят, от всего мирского и земного, для достижения духовного, высшего и запредельного. Наконец, существуют и более странные обеты, которые сливаются с философскими понятиями, например, обет санньясы. Принявшие на себя этот обет называются на санскрите санньяси. Наиболее известные представители тех, кто принял обет санньясы (вплоть до того, что отказался от своего предыдущего имени) — это йоги, имена которых заканчиваются на ананда: Брахмананда, Шивананда, Сатьянанда, Рудрананда. Обет санньясы понимается как обет отречения от чего-то. И надо сказать, что с этим связана огромная путаница, в результате которой бедные люди не в состоянии понять, от чего эти люди отрекаются, во имя чего отрекаются и к чему они стремятся. Мы с вами обычные цивилизованные люди не понимаем, о чем идет речь. Частенько когда у человека в жизни что-либо не складывается, он говорит: «Уйду в монастырь, постригусь в монахи», другими словами, такой уход происходит на волне крайнего пессимизма и ужасных неудач по жизни. Поэтому, когда мы сталкиваемся с понятиями обетов, у нас сразу же возникает ассоциация с людьми, у которых в жизни что-то не получилось и они сбежали от мира в монастыри или просто стали вести закрытый образ жизни. На самом деле это всё и так и не так.

 

Второй пункт из нашей схемы — средство, как раз и объясняет, что имелось в виду под отказом от мира. В любой вменяемой философской системе отказ от мира — это отказ от страданий, он же отказ от неведения. Поэтому можно сказать, что выражение отказ от мира — это всего лишь игра слов, человек, принявший этот обет отказывался не от мира, а от своих заблуждений, приводящих к страданиям. И чтобы претворить свой отказ в жизнь, такой человек действительно мог уйти в монастырь, где в «тепличных условиях» начинал практиковать. Это такой мягкий вариант отказа от мира. А, как ни странно, под “жестким вариантом” отказом от мира и под принятием санньясы в среде йогов и йогинь, донесших до нас древнее знание, понималось другое. Им было не важно, остаешься ли ты жить среди людей после принятия такого обета или уходишь в монастырь, совершенно не важно, ходишь ли ты после этого на работу или же все дни проводишь в медитации, совершенно не важно, есть ли у тебя семья, дети, друзья или нет. В истинном смысле, обет отречения от мира полностью тождественен обету отказа от страдания или обету отказа от неведения. В результате же некоторых исторических катаклизмов понятие отказа от мира несколько трансформировалось и вот уже мы имеем многочисленных монахов и монахинь в разных философских системах. Но в изначальном духовном смысле отказ от мира подразумевал отказ от страданий. Если вы отказались от страданий — это и есть принцип отречения. Если же вы не отказались от страданий, значит вы живете обычной жизнью и вас ветром носит то туда, то сюда. Вот такая параллель, друзья. Поэтому, когда меня спрашивают о существовании в среде йогов и йогинь обета принятия монашеского имени, я отвечаю, что конечно был, но он был в своем изначальном смысле слова, а не в упрощенно-вспомогательном.

 

Метод в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги

 

Следующим пунктом после средства стоит метод. Итак, цель – стремление к Высшему, средство – отказ от страданий, и наконец третья ступень – это метод. Понятно, что отказываться от страдания и стремиться к Высшему можно самыми разными способами, и йога дает нам два инструмента, два достаточно жестких положения. В среде же йогов и йогинь руководством к действию были два принципа: принцип не причинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости и принцип логики, который призывает нас не размениваться по мелочам, а тратить время и силы на поставленную цель.

 

Принцип непричинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости

 

Первый принцип призывает нас избегать причинять вред всем живым существам без крайней на то необходимости. Тут необходимо очень четко понимать, что вы, в принципе, не можете прожить и секунды, чтобы за это кто-то не заплатил своей жизнью.Каждая секунда нашей жизни оплачена смертями множества живых существ, о которых мы даже не догадываемся. Список этот можно начать с микробов, которых мы безжалостно уничтожаем внутри себя и закончить поедаемой пищей, поездками на транспорте, просмотром телевизора. Ведь для того, чтобы обеспечить нам все эти прелести жизни распахиваются поля, уничтожаются сотни тысяч ни в чем не повинных животных, ухудшается экологическая ситуация, происходит загрязнение окружающей среды. За каждый день нашего праздника тысячи живых существ расплачиваются самой большой ценой – своей жизнью и своим страданием.

 

Йога очень вменяемое учение, которое прекрасно понимает, что пока мы живем в плоскости кармы, в плоскости причины и следствия, мы в принципе не можем не причинять вреда — это нам не дано. Но если у нас есть возможность сократить чьи-то страдания, мы должны это делать — это является олицетворением Высшего смысла йоги. Йога не призывает вас, как это порой делают в крайних течениях, маниакально бояться причинить кому-то вред. Но йога призывает жить нормально, естественно, спокойно и только лишь в тот момент, когда перед вами возникает выбор причинить или не причинить кому-то вред, вы должны делать выбор в сторону не причинения вреда. А если вы идете по улице и случайно червячка раздавили, то это от вас не зависит, вы не можете пока еще летать по воздуху. И это не ваша карма, потому что даже если вы очень захотите не причинять вред червячкам, вы не сможете этого избежать. Это следует очень хорошо понимать.

 

Первый принцип йоги поможет вам избежать недопонимания при изучении многих йоговских и тантрических практик. Все они, как правило, описываются иносказательным языком, достаточно не очевидным, а иногда даже шокирующим. И я частенько слышу про последователях Тантры, которые творили какие-то непотребства, в результате чего страдали живые существа. И при этом они еще выдают себя за духовных, высоко продвинутых практиков. Поверьте, никогда ни один вменяемый последователь йоги и Тантры не будет причинять вред ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если есть возможность не причинять, он не будет его причинять. И лишь если нет такой возможности, то следует поступать так, как велит долг. А обратная сторона медали, как вы помните в том, что мы в принципе не можем не причинять вреда ни одному живому существу, мы можем лишь сократить страдания и только лишь в тех рамках, в тех границах, которые от нас зависят. Поэтому принцип не причинения вреда ни одному живому существу и продолжается двумя дополнениями, что во-первых, нельзя причинять вред без крайней на то необходимости, а во-вторых если нет возможности не причинять вреда, то следует поступать так, как велит долг.

 

Например, вчера у нас был праздник — День Победы. Когда наши ветераны защищали страну, многие из них перебили не одну сотню немцев. И возникает естественный вопрос: «Что же, наши ветераны убивая фашистов, отягощали свою карму?» Нет, не отягощали! Наоборот, приобрели себе положительную карму, потому что они выполняли свой долг. Не они развязывали войну, не они были причиной всех ужасов, они лишь исполняли свой долг и они не дали случиться еще большему злу и, тем самым, приобрели положительную карму. Мы не должны причинять вред ни одному живому существу, но если что-то требует от нас выполнения нашего долга, и если мы этот долг не выполняем, то последствия получаются плохие. Представьте, что солдаты убежали бы с войны, ведь жизнь на войне была не веселая, никто не мог поручиться, что ты доживешь до следующего дня. И к чему бы это привело? Друзья, если вы честно выполняете свой долг, то чем бы вы ни занимались, вы не отяготите свою карму, более того, честное выполнение долга поднимет вас на эволюционной ступеньке. Но здесь очень скользкая граница и как только ты вышел за рамки своего долга, то сразу начинает нарабатываться негативная карма. Одно дело немцев убивать во время боя, а другое дело пленных и безоружных расстреливать. К сожалению, такое было как с нашей стороны, так и с немецкой. Это уже попадает под другую категорию – военные преступления.

 

Иногда меня спрашивают как жили йоги и йогини древности, может они по воздуху летали? Может нигде не работали, ни с кем не пересекались? Нет, друзья, йоги и йогини древности прекрасно жили в той социальной среде, которая была на тот момент. Некоторые из высочайших последователей йоги были военачальниками, некоторые — брахманами, некоторые — философами. Йоги занимались самой разнообразной деятельностью и тот факт, что они работали никак не противоречил традиции йоги. Практически невозможно отследить последователей йоги на протяжении тысячелетий, потому что нет критерия, за который можно было бы зацепиться. Если кто-то одинаково одевается и ведет определенный образ жизни, то таких людей не сложно отследить, а как быть в нашем случае? Каждый из последователей йоги был вменяемый, порядочный, честный человек, который занимался своим делом. И снаружи никогда не понять, что перед тобой высочайший практик и адепт высочайших йог. По этой причине традицию йоги тяжело отследить. Следует понимать, что в древние времена в образ жизни йогов и йогинь не входило забиться всем скопом в пещеру и отчужденно от всего мира пытаться там что-нибудь делать. В вопросе отречения нет разницы, сидишь ли ты в пещере или живешь в социуме, это не вопрос того, где жить и в какую одежду одеваться, это вопрос лишь одного – отказался ты от страдания или не отказался, отказался ты от неведения или не отказался, при этом ты можешь где угодноработать и выполнять какие угодно обязанности.

 

Принцип не причинения вреда – основа жизни йогов и йогинь

 

Поэтому если в вашей жизни будут появляться какие-то не вполне вменяемые последователи йоги, которые прямо или косвенно не будут следовать принципу не причинения вреда, знайте, ни к йоге, а тем более к Тантре они ни имеют никакого отношения. Почему я об этом говорю? До меня частенько доходят туманные слухи про отдельных адептов тайных наук, которые под эгидой Тантры совершают чуть ли не жертвоприношения животных. А объясняют это тем, что мол в древних трактатах так сказано. Друзья, эти трактаты были написаны для людей, которые жили тысячелетие назад, а в те времена баранов резали хоть так, хоть эдак! И в некоторых тантрических трактатах подобные действия предписывалось совершать чтобы минимизировать вред того, что не может не делаться! Мы помним, что мы не можем в принципе не причинять вреда, нам это не дано. К примеру, человек был мясником и убивал на бойне животных. И вот однажды нашелся добрый учитель йоги, который ему сказал: «Раз ты мясник и животных убиваешь, так давай над ними хоть мантры пой, тогда глядишь душа этого животного переродится на высшем плане». Понимаете, это была доброта по отношению к животным! Но, к сожалению, любая, даже самая высшая вещь, когда попадает в руки глупых людей извращается на 180 градусов.

 

Пусть первый принцип йоги станет компасом в вашей жизни. Если есть хоть малейшая возможность не причинять вред, не нужно его причинять, если есть возможность кого-то не убивать, не бить, не говорить злых слов не стоит этого делать. Конечно, жизнь сложна и порой нам надо кого-то на место поставить, но делать это необходимо лишь в одном случае – если это является вашим долгом. Если же нет, то этот принцип однозначный. Еще и еще раз, друзья, запомните, что ни один учитель йоги, ни один последователь Тантры никогда никому не будет приносить вред без крайней на то необходимости. Никогда! Какая бы практика ни была утонченная, к каким бы сверхспособностям она не приводила, помните, что вы не должны причинять вреда. Порой вы будете встречать совершенно шокирующие описания тантрических практик и надо понимать, что в Тантра йоге все писалось завуалированным языком, делалось это намеренно, с тем чтобы отпугнуть непосвященных. Для того, чтобы понимать, что имелось в виду в подобных текстах нужно иметь ключи.

 

В дальнейшем, мы будем рассматривать взаимоотношения мужчин и женщин, обсуждать что допускается в сексе, а что нет в рамках образа жизни йогов и йогинь. Этот вопрос также подпадает под принцип не причинения вреда — никого не интересует, что вы делаете в постели, если от ваших сексуальных экспериментов никто не страдает. С другой стороны, если вы решили попрактиковать Тантра йогу со своей подружкой или со своим другом, а при этом ваш муж или ваша жена будут страдать, тогда друзья это не Тантра, это грубо говоря “наставление рогов”. Подумайте, где грань, разделяющая то, что можно практиковать, а что нельзя. Всегда думайте, не будет ли страдать третья сторона! И если третьей страдающей стороны нет, то никого не интересует ваша частная жизнь, но вот если имеется третья страдающая сторона — это совершенно другой разговор.

 

Связь обета отказа от страданий спринципом не причинения вреда

 

Третий пункт в нашей пятеричной схеме касается метода в йоге и он достаточно важен, потому что отказываться от страданий можно и эгоистично, сказав, мол пусть мне будет хорошо, пусть я буду весел и счастлив, а вокруг хоть трава не расти. Но это, друзья, нерационально, недальновидно и не приводит к успеху. Кроме того существуют и более тонкие моменты, о которых я сейчас говорить не буду, их мы более подробно рассматриваем с будущими преподавателями йоги.

 

Принцип не причинения страданий более важен, чем может показаться на первый взгляд, потому что по мере вашего преуспевания в йоге, у вас будет появляться все больше и больше энергии, но при этом не отработанные и не контролируемые реакции, которые вы тащите со времен жизни в телах животных, остаются и может получится так, что мы начнем приносить вред. Когда у нас было мало энергии — нас ничего не волновало, а тут появилась энергия и многие вещи начинают нас раздражать. И тут опасность в том, что мы можем вовлечься и перейти запретную черту — начать с помощью силы доставлять другим живым существам беспокойство. К сожалению, на протяжении истории человечества было полным полно людей, которые долгие годы, долгие жизни шли по пути духовного развития, по пути накопления сверх могущества за счет познания себя, за счет познания Вселенной, но они не усвоили этот фундаментальный принцип. Одним из явных лидеров этого списка является Гитлер — человек, безусловно, экстраординарных способностей. Ведь он за двенадцать лет поднял Германию из руин на вершину технологического развития. Кстати, Гитлер не пил, не курил, мясо не ел, был вегетарианцем и явно обладал магической способностью вдохновлять людей. Многие последователи фашизма говорят, что его поражение было случайно, что просто в России зима была холодная и дорог хороших не было. Нет, друзья, фашизм рухнул не по этой причине, он рухнул потому, что в нем заложена принципиальная изначальная ошибка и лишь вопрос времени, когда она вылезет. Ошибка же эта как раз и заключалась в том, что в нацистской Германии не соблюдался принцип не причинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Более того, пропагандировалось прямо противоположные вещи. В результате, все вы знаете, к каким чудовищным последствиям это привело.

 

Причем, обратите внимание вот на что: стоит наверху сказать одно неправильное слово, как оно многократно усиливается и внизу начинают течь реки крови. Допустим Гитлер про кого-то сказал: «Они мне не нравятся», его помощник усиливает: «Ага, не нравятся! Собрать их в лагерь», помощник помощника идет еще дальше и подписывает приказ об их уничтожении, а в самом низу находятся мясники, которые уничтожают этих людей физически. Кстати сказать, со временем фашисты столкнулись с пробуксовкой этого механизма, потому что даже самый закоренелый негодяй не может убивать тысячи людей. Психика не выдерживает и он начинает сходить с ума, даже если расстреливал ненавистных для него заключенных. После второй — третьей тысячи начинала “ехать крыша” даже у самых верных и пропитанных ненавистью. Нельзя безнаказанно смотреть как мучаются, страдают и умирают люди. Да, самый главный принцип в фашистской Германии не выполнялся и именно этим была предопределена гибель фашизма. Гитлер абсолютно свободно захватил пол Европы, вспомните, как мы бежали в сорок первом году до Москвы, хотя наша армия была лучше вооружена. Да, да, лучше! Почему-то бытует миф, что наше вооружение на момент войны было слабее, нет, это не так. Наши танки и наше оружие превосходило немецкое, правда мы не умели им воевать. Так вот, Гитлер обладал сверх способностями, интуицией, но при условии не соблюдения принципа не причинения вреда — это всего лишь вопрос времени, когда тебя раздавят. И здесь ничего не спасет — хоть пять раз называй себя йогином, хоть по воздуху летай, хоть третьим глазом смотри и Кунадалини гоняй.

 

Опасности на пути йоги

 

Иногда еще этот принцип называется принципом Ахимсы. В разных школах йоги он может формулироваться по разному: кто-то делает упор на одно, кто-то на другое, а кто-то просто говорит: «Никому не причиняй вреда!». И вот человек, который начинает заниматься йогой, решает больше никому не причинять вреда. Но скоро понимает, что он и куска хлеба не может съесть, без того, что бы кто-нибудь из-за этого не страдал. В традиции йогов и йогинь, которые сохранили нам практики йоги, более реально смотрели на эти вещи. Они понимали, что если человека, в котором еще не укоренился принцип не причинения вреда ни одному живому существу, накачивать сильными техниками и практиками, то с ним начинает быть опасно находиться рядом: в любой момент у него в голове может чего-нибудь перемкнуть, в результате чего он тебя же и прихлопнет, а даже если и не прихлопнет, то как-нибудь сильно накуролесит. А ведь косвенно и ты участвовал в этом, поскольку он твой ученик, тебе за него начинает быть стыдно. Вот так и получается, что вопрос не причинения вреда ни одному живому существу не столько этический, сколько технический.

 

В многочисленных йоговских произведениях очень часто затрагивается тема Учителя и ученика и расписывается, как правило, одна и та же типичная ситуация. А ситуация эта заключалась в следующем: ученика какой-нибудь школы йоги вдруг пробивало на некое желание и в своем стремлении к нему он становился неразборчивым в принципах. Со временем он достигал всех своих целей, но после этого его неизбежно ждало падение и тяжелое возрождение. Друзья, ни к одному сообществу йогов и йогинь вас на пушечный выстрел не подпустят, если вы злые, если вы причиняете вред там, где можно его не причинять. Да с вами просто разговаривать не будут! Сейчас много людей едут в Индию, рассчитывая на то, что местные гуру к ним в очередь выстроятся, чтобы учить их по воздуху летать да третьи глаза открывать, как только они свои толстые кошельки с вечно зелеными долларами достанут. Нет, ни один вменяемый учитель даже не приблизится к такому человеку. Зачем ему это? Деньги его ему не нужны. Какой ему смысл такого человека учить? Ты его сейчас научишь, а потом что?

 

Поэтому если мы стремимся понять, как жили йоги и йогини древности, если мы хотим унаследовать их практики, техники, если хотим достичь тех же высот, то мы должны это очень четко понимать. Если же ты случайно узнаешь какую-нибудь практику и накачаешь себя энергией, то может получится как с Гитлером. Это нам только кажется, что мы такие безобидные, никому вреда не причиним. Друзья, это нам только так кажется! Жизнь очень хитрая штука и может возникнуть такое стечение обстоятельств, что вас бессознательно понесет, вы даже отчета себе отдавать не будете, как начнете головы рубить, джихады с крестовыми походами устраивать или в воинствующий атеизм ударитесь. Энергия, лишенная нравственности, очень опасна! Практика йоги является достаточно серьезным источником Энергии, поэтому опасность перекосов возрастает.

 

Понимаете, в чем парадокс? С одной стороны йога избавляет нас от всех проблем, но с другой стороны, она создает крайне большую опасность. Пока у нас было мало Энергии, мы могли породить мало негативной кармы — сами подумайте, сколько один человек может поубивать народа, даже при условии, что он каждый день будет всем старательно головы рубить? Это все равно будет очень ограниченное число людей. Если же он машинку какую-нибудь придумает, типа гильотины, то уже сможет убивать в сотни раз больше. А если изобретет, как немцы, газовую камеру? Аналогично можно сказать, что пока вы не практиковали йогу, вы были по жизни слабенькими людьми. Вам было плохо, вы страдали, но вреда от вас было не много. Но вот вы стали заниматься йогой, распрямили спину, стали преуспевать, доминировать, жизнь свою изменили к лучшему и тут же появляется серьезная опасность — вдруг у вас проснется негативная карма и вы начнете непотребства творить? В результате получите во много раз больше негативной кармы и останетесь у разбитого корыта. И вот, чтобы подобного никогда в вашей жизни не случилось, предписывается следовать принципу доброты. Здесь надо сказать, что не всегда просто разобраться, где та грань, где тот момент, где заканчивается принцип невмешательства и начинается наш долг. Это крайне деликатная суровая, серьезная тема.

 

Необходимость иметь «островок незатронутости»

 

Мы должны пропитаться идеей не причинения вреда. Она должна стать для нас условным рефлексом, потому что когда вас понесет, вы не будете в состоянии рассуждать. Знаете, как рука инстинктивно отдергивается от горячего, так и вы должны инстинктивно отдергиваться от причинения вреда кому бы то ни было. Это приобретается практиками йоги, практикуя йогу, вы становитесь чище, умнее, добрее. После практики йоги с вас, можно сказать, «камни» падают — вы становитесь благостным и смотрите на мир с удовольствием. Вокруг кто-то бегает, прыгает, зовет примкнуть к очередной банде, чтобы идти на священные войны, а вы смотрите на него и думаете: «Да кого ж убивать, мне и так хорошо».

 

Надо работать над собой, надо чистить себя, чтобы создать поле незатронутости, поле отсоединенности от внешнего мира. Тогда чуть что — вы шмыг туда, расслабились и осознаете ситуацию. А если у вас нет зоны, в которой бы вы могли отдохнуть, то вы постоянно пребываете на взводе и умелыми руками вас можно направить куда угодно. Собственно, именно так все эти «гитлеры» и поступают. Они подменяют понятия, экзальтируют публику и не давая ей опомниться, направляют в очередную мясорубку. И народ с радостью идет… Чтобы подобного не случалось, необходимо иметь внутри себя островок незатронутости и при необходимости прыгать в него и спокойно осознавать ситуацию: «Мой это долг или нет? Если мой, то что поделаешь — надо исполнять. А если нет, зачем я буду свою карму отягощать?»

 

Медитация «Да будут все живые существа счастливы»

 

И теперь практический совет — постоянно практикуйте медитацию «Да будут все живые существа счастливы!» Тогда пусть медленно, но верно вся наша грязь постепенно отмоется и с нашего подсознания исчезнут отпечатки кармы со звериных времен. И у вас уже не будет реакций, как у животного или как у ковбоя, который сначала стреляет, а только потом разбирается, в чем было дело.

 

Принцип не растрачивания сил и времени понапрасну

 

Второй метод призывает нас не растрачивать свое время и силы понапрасну. Техник йоги много, школ йоги много, всего очень много — можно туда пойти, можно сюда пойти. Но Вселенная не любит, когда кто-то сидит на двух стульях. Можно всю жизнь так жить: вроде ты чем-то занимаешься, но на самом деле это всего лишь иллюзия и ты попросту тратишь время. И второй принцип призывает нас не тратить время жизни понапрасну, а тратить его лишь на достижение собственных целей, при этом йога ничего не говорит нам о том, какие это должны быть цели. Некоторые думают, что это обязательно должны быть цели в йоге. Нет, ничего подобного! Йога учит нас выработать следующую привычку: поставил цель – выполнил цель. Причем, даже если ты делаешь ошибку, в результате которой ставишь и достигаешь неправильные цели, то потом ты также осознанно можешь их исправить. А вот если ты каждый раз принимаешь решения «как Бог на душу положит», то тебя то туда понесет, то сюда понесет и ты даже не отдаешь себе в этом отчета. В этом случае даже если ты случайно достигнешь положительного результата, ты также случайно можешь его и потерять. Даже если мы ставим перед собой не совсем уместные цели, но придерживаемся их выполнения, то, с точки зрения духовной эволюции, это более честно, чем случайно выигрывать в лотерею. Ошибка, сделанная осознанно, но в тот момент, когда мы еще не понимали, что это ошибка, приводит к тому, что мы потом ее осознанно исправляем. И это получается делать гораздо быстрее и четче, в отличие от ошибок, которые мы совершаем неосознанно — вот они как раз совсем не гарантируют, что в следующий раз мы не начнем также хаотично прыгать туда-сюда, туда-сюда.

 

Этот принцип предполагает, что у вас по жизни должна быть цель, причем не обязательно одна, их может быть много самых разных. Йога говорит: если ты поставил цель, то либо достигай ее, либо дойди до осознания ее нецелесообразности. Бывает так, что человек стремился к цели, но по мере приближения к ней начинает понимать, что это совсем не то, что ему необходимо, тогда он может осознанно сказать себе: «Изменяю направление!» Но хаотичного движения, как вы понимаете, быть не должно.

 

Как не потеряться из жизни в жизнь?

 

Принцип не растрачивания сил и времени понапрасну необходим для того, чтобы не потеряться из жизни в жизнь. Как вы помните, самое большое счастье — это родиться в семье йога и йогини, при таком рождении большинство проблем в жизни исчезают. Но не всем может так повезти, более того, согласно своей карме или дхарме, вы можете родиться в совершенно неблагоприятных условиях. Но, если вы выработали в себе привычку ставить цель и достигать ее, то где бы вы не родились, вы быстро вернетесь на правильную дорогу. А вот если такой привычки не будет, придется блуждать из жизни в жизнь, иной раз может всего в двух шагах от решения всех своих проблем окажетесь, но не осознаете это и будете продолжать круги нарезать. У некоторых людей так и бывает и в йоге, и в жизни. Например, приходишь к человеку, спрашиваешь: «Ну, как ты? Решил свои проблемы?» – «Нет, не решил». Через два года приходишь: «Ну, решил?» — «Нет еще». Причем в свое оправдание он говорит множество общих слов, за которыми сквозит нежелание что-либо решать — просто нежелание. В этой связи в йоге есть положение, которое говорит нам о том, что только лишь если человеку что-либо по-настоящему доставляет дискомфорт, он начнет шевелить лапками. Если же кто-то вам жалуется на жизнь, но при этом лапками не двигает, значит, по-настоящему еще не зацепило и время его не пришло. Йог же никогда не ждет, когда его по-настоящему зацепит, ему не нужен кнут, у него есть привычка постоянно все анализировать.

 

Необходимость оттачивать разум

 

Эволюция привела нас к тому, что после многочисленных жизней в телах животных, мы наконец-то получили тело человека. Самое главное отличие тела человека от тел животных заключается в наличие интеллектуальных способностей и умении ими пользоваться. Мы доминируем в этом мире благодаря интеллектуальным способностям, разуму и логике. И раз мы с вами можем прекрасно оперировать на уровне логики, то должны всеми силами оттачивать свой разум. Все проблемы, которые можно решить с помощью разума, нужно решать с помощью разума.

 

Но мир гораздо сложнее. Плоскость логики — это всего лишь одна грань универсальных законов бытия, а еще есть сверхлогика, которая с позиции нашей логики кажется нелогичной. У многих людей, практикующих йогу, вырабатывается чутье, которое приходит к ним с уровня сверхлогики, сверхразума. Это импульс опускается на плоскость логики и облекается в какие-то чувства. Но также и все наши инстинкты приходят из подсознания, где разумом и логикой даже не пахнет. Они поднимаются в виде чувств в плоскость логики и также приходят к нам в виде ощущений. И пока мы начинающие практики йоги, мы не можем определить, было ли это откровение сверху или был инстинкт, пришедший снизу. Со времен жизни в телах животных и то, и другое приходит к нам в оболочке чувств и разум не разделяет, разум лишь констатирует. Например, что-то внутри вас тянет в йогу, а разум говорить, что нечего там делать. Или другая ситуация, когда на первый план выходит инстинкт, начинает нас направлять и разум тоже будет говорить нам, что это нелогично. До тех пор, пока мы с вами полностью не отточили разум, мы не в состоянии анализировать, где сверхлогика, а где галлюцинация и самое печальное, что они приходят в виде мешанины -. проблески сверхлогики мешаются с мракобесием и суеверием. Человеку иногда свыше открывается, что ему необходимо делать, что бы достичь успеха в карьере. Он так поступает и действительно — успех в карьере. Или другая ситуация: человек начитался разнообразных предсказаний и начинает их интерпретировать как голос с небес. И чтобы нам не потеряться в этом, йога, в первую очередь, призывает каждого из нас на сто процентов пользоваться своим разумом, своей логикой, научиться просчитывать все ситуации как математическим калькулятором. Но решения вы должны принимать сами. Логика говорит нам одно, сверхлогика может сказать совсем другое, инстинкты — третье. И надо научиться распознавать где сверхлогика, а где глупость, в этом нам прекрасно помогает разум, который всегда будет отсекать все мракобесие.

 

В деле оттачивания разума, второй принцип, призывающий нас не размениваться по мелочам, крайне важен. Если вы постоянно ставите перед собой цели и стремитесь к ним, то у вас вырабатывается привычка анализировать какие поступки помогли вам достигать успеха, а какие приводили к неудачам. В результате вы научитесь видеть где ваш разум ошибается и уводит вас в сторону. Применяя этот принцип вы, во-первых, разовьете свой разум до невероятных высот, а, во-вторых, научитесь отсекать все чувства, приходящие из подсознания, говоря другими словами, вы будете еще на подходе отсекать всю свою звериную карму. Когда же звериная карма будет отсечена, а разум отточен до предела, он отвалится и вам напрямую начнет светить интуиция. Поэтому этот второй принцип йоги также важен!

 

Йоги и йогини, донесшие до нас знание йоги предельно оттачивали свой разум, работали над собой, занимались самообразованием не только в йоге, но и во всем остальном. К сожалению, порой может создаться впечатление, что последователь йоги — не совсем вменяемый человек, который говорит о красивых вещах, улыбается, одежды с цветами носит, но чуть дело касается логики, как из него всевозможная ахинея вылезает. К сожалению, это наследие стиля хинду, наследие Индии. У них там. друзья, с логикой очень плохо. Индусы плотно переплели различные свои верования, мракобесия, суеверия и Знание. Грани между этим практически не отследить. Когда же западный человек приезжает в какую-нибудь индийскую деревню, там ему под видом йоги вместе с высокими поучениями «скармливают» и какую-нибудь кастовую систему. Западный человек все это “ест” и в голове у него получается полнейшая путаница. Он видит проблески Высшего и начинает ставить под сомнение свой разум и свою логику, ему кажется, что Индия – великая страна и все в ней благо. Это перекос.

 

Йоги и йогини, которые донесли до нас древнее знание йоги, обладали интеллектуальными способностями на уровне наших профессоров философии, математики или физики. Это были очень вменяемые люди, отточившие своей разум до совершенства. И когда кто-то будет вам говорить, что разум оттачивать вовсе не надо, что можно оставаться глупым, знайте, что вы в половине шага от темного мира мракобесия, с его летучими мышами и приведениями. К сожалению, в этом отношении Индия – страна третьего мира и не стоит на ее счет питать какие-нибудь иллюзии. Скорее мы должны помочь нашим братьям индусам преодолеть это средневековье, но уж никак не должны его копировать.

 

Высшие законы устройства Вселенной не противоречат обычным законам

 

В среде йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги, оттачивали разум предельно жесткими методами. Известно очень суровое высказывание о том, что если тебе открывается Высшее знание, которое противоречит логике (казалось бы низшей и обыденной), это означает, что открылось тебе что-то не то. Высшие законы универсальны, они в том числе включают в себя и законы логики, которые являются частным случаем Высшего. С помощью Высших законов всегда можно обойти логику, но они никогда не будут ей противоречить. Вы должны очень четко уяснить, что наш мир с его законом кармы — частный случай более Высоких законов. И хотя эти Высшие законы нам пока кажутся нелогичными, туманными и замысловатыми, но они никогда не будут противоречить нашим законам. Поэтому, когда в следующий раз вы услышите как кто-нибудь предпринимает очередную попытку по йоговскому трактату создать вечный двигатель, примените логику. Сделать перпетуум мобиле — затея бесперспективная, противоречащая логике и основным физическим законам. Высшие же законы, хоть и выше наших, но в плоскости логики они не нарушаются. Допустим вы как-нибудь увидите йога, демонстрирующего сверхспособность — полет по воздуху в позе лотоса. При этом вы должны помнить про поле тяготения Земли и закон гравитации, согласно которому все предметы всегда падают на землю. А йог подпрыгнул и повис. Может он нарушает эти законы? Нет, не нарушает. Закон всемирного тяготения – это частный случай более общего универсального закона и наш йог с помощью этого универсального закона обходит ограничение закона тяготения, но не нарушает его.

 

Сверхспособности в йоге.

 

Но, как правило, демонстрацией сверхспособностей йогин порождает себе негативную карму, потому что если подобную демонстрацию увидит человек с неокрепшим разумом, то это создаст в его голове еще больший бардак и замедлит его эволюционное развитие. Этот человек сначала должен отточить разум, понять законы логики и только потом идти дальше. В итоге же получилось, что он и до этой демонстрации с трудом что-то понимал, еле еле концы с концами сводил, а тут бух — последнее рухнуло и в результате его отбросило в обратную сторону. Поэтому существует наставление: «Если у ты обладаешь сверхспособностями, но не применяешь их для блага всех живых существ, ты можешь породить себе негативную карму» Получается, что если ты можешь делать что-то волшебное с точки зрения обычных людей и твой долг предписывает тебе это делать, а ты этого не делаешь — это плохо. Но, с другой стороны, если ты начинаешь демонстрировать сверхспособности и сбиваешь этим людей с пути, это тоже плохо.

 

Представьте, жил себе спокойненько какой-нибудь человек со своей сформированной картиной мира. Допустим, он закончил среднюю школу, пошел учиться дальше, на досуге книжки умные читает. И вдруг он встречает на своем пути мага, волшебника, экстрасенса или колдуна, который начинает демонстрировать ему вещи, совершенно не укладывающиеся в его мировоззрение. Какой у него теперь выбор? Если верить, то тогда надо признать существование и прочей нечисти: вампиров, приведений, а также справедливость примет и суеверий. «Сожрал одно – жри и остальное». И, в результате, наш человек в своем эволюционном развитии отбрасывается очень далеко назад. По этой причине, если вы обладаете какой-либо сверхспособностью, не спешите её демонстрировать направо и налево — по меньшей степени это некрасиво, не говоря уже о том, что это может причинить вред и вы даже не отследите кому вы этот вред причинили. Показали кому-нибудь по секрету, а у него крыша поехала и он кинулся искать в газете «Из рук в руки» средства от порчи, от сглаза и спасение от астральных киллеров. Это очень тонкая материя. Опять же под ваш толчок моментально начнут подстраиваться стайки шарлатанов, чтобы зарабатывать на этом деньги. А кто породил эту ситуацию? Горе — йог, неудачник, который не успел в воздух взлететь, как уже всем бежит это демонстрировать. Скромнее надо быть. Все, что идет против разума и нарушает эволюцию человечества — причиняет вред, и человек, который этому способствует зарабатывает себе негативную карму.

 

А как быть, если вы столкнулись с чудесами, если вдруг увидели очередного колдуна, вытворяющего какие-то манипуляции? А вы должны помнить положение, вытекающее из обета отказа от неведения: никто и ничто не имеет права делать вас слабее. Все вещи, которые делают вас слабее, должны быть отброшены! Колдун ли по воздуху летает или астральные киллеры по городу ходят — неважно, как только чувствуете, что становитесь слабее — откиньте это! Забудьте обо всем, что делает вас слабее, будь это хоть пять раз сверхспособности. Вся эта суета счастья вам не принесет, может только запутать. Я помню славные девяностые годы. Как только рухнул железный занавес, из всех углов стали выползать колдуны с экстрасенсами. Надо сказать, что был небольшой процент действительно хороших людей, которые сами были удивлены, обнаружив в себе эти способности, они с трудом понимали, как это работает, но начитавшись каких-то умных книжек начинали что-то там демонстрировать. И посмотрите к чему это в итоге привело! Лишь к двухтысячным годам вся эта братия тихо мирно сошла со сцены. Сейчас вы их не найдете, они предпочитают не светиться, потому что на своей шкуре убедились, что ничего хорошего не получилось. Но им это простительно, ведь долгие годы висел железный занавес, царила коммунистическая идеология, всем было запрещено мыслить по-другому, а тут — бац, и все ограничения отвалились. И всех немножко понесло, но вменяемые люди очень быстро сделали соответствующий вывод, а невменяемые до сих пор организуют «профсоюз ясновидящих». Но это уже не опасно, оно не работает, за редким исключением. Это уже коммерция.

 

Я одно время интересовался этим вопросом. В те времена нам говорилось, что ничего подобного быть не может, а в йоговских книжках писали — может. И у меня была единственная мысль: «Если есть — покажите!» Ну и насмотрелся в результате. И знаете что я вам скажу? Это не интересно и скучно. Более того, люди, которые обладают сверхспособностями, но не практикуют йогу — очень несчастные люди. Жизнь их мало чем отличается от жизни среднестатистического бюргера, разве что страдания более утонченные. У них утончена психика, поэтому им больнее.

 

Итак, второй принцип «наметил цель – выполняй» косвенно развивает наш разум, косвенно заставляет нас быть сильными, и призывает сначала отработать все в плоскости логичности, а только потом касаться Высших тем. Но в то же время все эти высшие темы никогда не противоречат уровню логичности.

 

Принципы ахимсы и брахмачарьи

 

Еще раз напомню: цель – Высшее, средство – отказ от неведения, методы – не причинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости и не растрачивание своих сил понапрасну. Первый принцип иногда сводят к принципу Ахимсы, а второй иногда называют Брахмачарьей. Во многих книгах по йоге Брахмачарью сводят исключительно к сексуальному воздержанию — мол ни-ни, только для рождения детей и то не часто. И надо сказать, что это именно тот случай, когда мы вместе с Высшим знанием «съели» и огромный воз шелухи, в которой к нам это знание приехало. На самом деле понятие Брахмачарьи имеет более глубинный, философский смысл.

 

Вы помните, что все началось с цели? Цель – это Высшее. На предыдущих лекциях мы говорили, что Высшее на то и Высшее, что его не ухватить. Но Высшее может открываться нам через разные каналы и то, через что оно открывается, становится нашей целью. Если нас к чему-то тянет, если у нас появляется какое-то желание, знайте, через него светит Высшее, осознаете вы это или нет. Хотите денег? – Вы не денег хотите, вы хотите могущества, которое дают деньги. А чье это могущество? — Это могущество Высшего. И что бы вы не захотели, на самом деле вы стремитесь всегда к Высшему. Но Высшее слишком высокая, абстрактная и непостижимая для нашего разума категория, поэтому в своей милости оно приходит к нам в виде конкретных вещей. Представьте, что вам надо куда-нибудь заманить животное. Помните мультфильм: один финик, второй финик, третий… один съел, дальше пошел? Точно так же и Высшее, оно очень доброе по отношению к нам и раскладывает на нашем пути такие «финики». Первый пряник: закончи школу, будешь умный. Потом: иди в институт, закончишь его — зарабатывать много станешь. Вот так Высшее постоянно дает нам «финики» через все более и более утонченные формы. Если бы у нас не было бы желаний, мы бы навсегда остались на уровне животных. Поэтому в желаниях нет ничего плохого, друзья. И мы должны выработать способность очень эффективно, разумно и быстро в плоскости логики достигать своих целей, вытекающих из наших желаний, в этом заключается наш эволюционный этап развития.

 

Брахмачарья не сводится только к сексуальному воздержанию. Вопрос секса – это очень узкое толкование Брахмачарьи. Брахмачарья – понятие более широкое, вопрос секса занимает в ней хоть и значительную часть, но тем не менее не всю область. Если у вас есть партнер или партнерша по Тантра йоге, ваш муж или жена, любовник или любовница, то от ваших экспериментов никто не должен страдать. Как вы понимаете, если вы встали на путь Тантра йоги, ни о каких абортах без медицинского предписания и речи не может быть. Если вы стремитесь к Высшему, если через свою партнершу или партнера общаетесь с Высшим, то вам может открыться канал и запустится очень таинственные процессы, очень мощные, очень быстрые, очень священные, очень чистые, направленные на благо всех живых существ. Это чудесные практики, но работают они лишь в одном случае — если есть стремление к Высшему, тогда даже занятие сексом превращается в Брахмачарью. А если, извините, просто так сексом заниматься — то это по мелочам тратиться, тогда лучше уж накопить свой сексуальный потенциал, появится у тебя партнерша, будете вы с ней по воздуху летать. Чем направо и налево тратиться, лучше накопить. Растрата в сексе – это несоблюдение второго принципа. Но йога в этом отношении очень деликатна. Тема секса — одна из самых опасных, поэтому продолжайте вести ту сексуальную жизнь, которую вели до сих пор. Не делайте в этом отношении никаких резких движений. Это очень опасная тема, очень сильные энергии.

 

Надо понимать, что понятие Брахмачарьи более широко, чем понятие секса и призывает никогда не растрачиваться по мелочам ни в сексе, ни в общение. Вы помните, что на второй ступени нас призывали общаться с единомышленниками. Помните старый анекдот: «С хорошим человеком и бутылку водки выпить можно, а с плохим пей — не пей, все будет плохо». Поэтому что бы мы не делали, куда бы мы не шли — на вечеринку или на дискотеку, но если вы это делаете в нужном ключе, оно поднимет вас на высокий уровень, а если нет — то опускает. Вопрос не в вечеринке или в дискотеке, вопрос в том, являются ли они «финиками» на нашем пути.

 

Там, где надо себя заставить и там, где надо себе позволить

 

В методе не растрачивания жизни по мелочам есть еще один неправильно понимаемый момент. Иногда встречается такой перекос: человек ни секунды покоя себе не дает, весь день у него по минутам расписан. Денек так пожил, другой, третий а на третью неделю чувствует, что он уже невменяемый. Нет, друзья, этот принцип включает в себя и отдых! Более подробно этот момент мы рассмотрим в пункте «Что делать?». Работать без отдыха означает так же удаляться от цели, как и вообще не работать, здесь действует фундаментальный принцип: надо разделять моменты, где надо себя заставить и моменты, где надо себе позволить.

 

В свое время жизнь свела меня с американцами. Это были серьезные ребята, которые очень хорошо работали, правда, не сказал бы, что больше, чем мы. Работают так же, но у них все отлажено до мелочей и результат в 10 раз больше. Я не знаю в чем тут секрет. Они очень хорошо работают, а потом так же хорошо отдыхают, веселятся на вечеринках. А вы знаете, как приятно отдыхать с людьми, которые хорошо работают? Только тот, кто хорошо умеет работать, может хорошо отдыхать. А кто не умеет работать, тот и отдыхать не может. Это как в йоге: хочешь расслабиться — напрягись, а потом на волне расслабления, расслабишься до таких глубин, что и не снилось. Поэтому этот принцип не предполагает, что вы должны с утра до ночи работать. Иногда я слышу, как мне говорят:: «Нет, я не буду ни секунды терять, я к Просветлению иду». И это неправильно! Иногда ты лег отдохнуть и за этот отдых огромное количество процессов, которые ты не контролируешь, свершились.

 

Здесь один нюанс: мы должны делать то, что от нас зависит, делать честно и в полном объеме. Но все, что от нас не зависит, мы должны отпустить и дать время Вселенной доделать свою часть работы. А если же вы будете постоянно работать, вы не дадите Вселенной сделать свою часть работы и эта работа так и останется не сделанной, потому что есть вещи, которые от вас не зависят. Есть две стороны – вы и Вселенная. Два работника: один делает одно, другой делает другое. И только когда они объединяются вместе, можно добиться результата. Если же один много делает, а другой ничего не делает, результата не будет.Поэтому позволяйте вещам случиться!

 

Добавить комментарий