Опасности на пути.

Опасности на пути.

План:

  1. Йога как процесс.

  2. Подход «физиков» и «лириков».

  3. Логика – мёртвая вода.

  4. Готовность к встрече с Учителем.

  5. Сверхлогика невыразима.

  6. Аксиоматика – толчок для разума.

  7. Женщины-йогини и женщины-Учителя.

  8. Вопросы.

 

Шаг 3. Опасности на пути.

 

 

«Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет».

И.В. Гете «Фауст»

 

Учение йоги призывает нас последовательными шагами сначала отказаться от нелогичности, которую мы унаследовали со времен жизни в телах животных, затем отточить логику и, наконец, переходить к сверхлогике; под сверхлогикой понимают запредельные духовные высоты, на которые со временем поднимается йогин. Существует ли альтернативная система познания Вселенной, где можно было бы сразу из нелогичности, минуя логику, прыгнуть в сверхлогичность? Йога не исключает, что есть, но если мы хотим сэкономить время, то лучше придерживаться этого пути: нелогичность – логика – сверхлогика.

Существуют ли опасности на таком пути? Опасность действительно есть, и опасность достаточно серьезная, но кроется она не в йоге: йога – предельно безопасное учение. Опасность кроется в том, что иногда люди, не разобравшись до конца в положениях йоги, начинают неправильно их применять и тем самым вводят в заблуждение себя и окружающих. Чаще всего это возникает при самостоятельном изучении йоги по книгам, без Учителя, с людьми определенного склада характера, которые имеют негативную карму и склонны к неуважению йогов и йогинь, донесших до нас знание йоги. Действительно, можно пойти в магазин, накупить книжек по йоге, (возможно, это даже будут довольно выверенные книжки по аксиоматике йоги или уважаемые древние трактаты), прочитать их и на следующий день решить, что теперь я стал “гуру”, прекрасно разбирающийся в теории йоги. И вот такой “гуру” начинает цитировать трактаты, умничать, разговаривать на санскрите, приводить выдержки из текстов древних книг, всячески показывая всем, какой он просветленный. Такой человек склонен образовывать собственные школы йоги, он начинает всех вокруг себя учить и, прошу прощения, «лечить». Я хочу чтобы вы сейчас поняли к чему может привести такой подход. Это серьезная опасность, и возникла она не здесь и не сейчас, а еще в Древней Индии.

Мир, в котором мы живем, поистине фантастичен: он, как большой мешок, включает в себя и логичность, и нелогичность, и сверхлогику; в нем замысловатым образом переплетены, прошу прощения за сленг, «бытовуха» и высокие духовные устремления. Йога учит нас, что описать высшую реальность в принципе невозможно: нет таких слов и мыслей; ее можно только постичь, впав в сверхсостояние или в высшее интуитивное прозрение. Называется это состояние в разных культурах, в разных школах йоги по-разному, мы будем называть его Самадхи. Человек, переживший Самадхи, становится совершенно другим, но словами объяснить, что с ним было он не может – просто молчит.

Реальность сверхлогична, невыразима, неописуема. Йога призывает нас постичь эту реальность, совершая вполне конкретные шаги: вначале необходимо избавиться от сна, от темноты разума, от нелогичности, отточить свой разум до блеска и научиться полностью им управлять. А затем, когда разум будет способен решать любые задачи, которые в принципе можно решить при помощи разума – научиться отключать разумИ как только мы научимся отключать разум, автоматически включится сверхразум иливысочайшая интуиция, которая не думает, но знает. Вот такой метод познания нашей Вселенной нам предлагается (под “Вселенной” надо понимать и нас самих, и наши представления о себе, и окружающий нас мир). Таким образом, на передний план выходит оттачивание разума, которое достигается посредством упражнений, логически выводимых из изначальных положений, называемых в йоге аксиомами.

Может возникнуть следующая проблема: поскольку мы воспринимаем мир не только с позиции логики и разума, но и с позиции чувств, то их тоже надо как-то разделять на нелогичные и сверхлогичные. Накатило на нас какое-то чувство, и непонятно, то ли это отголосок инстинктов, которые мы тащим внутри себя со времен жизни в телах животных, то ли первый проблеск сверхлогики. А самое обидное, что в череде эмоциональных откровений могут быть перемешаны проблески сверхлогики с “бредом сивой кобылы” (если называть вещи своими именами). И вот мы наблюдаем обилие людей с якобы паранормальными способностями; различные экстрасенсы, которые были популярны одно время – типичный пример того, как величайшие прозрения могут чередоваться с откровенным бредом; очень тяжело разобрать, где одно, а где другое. Такие ситуации характерны для примитивных народов; пообщайтесь с местными шаманами в какой-нибудь деревне Африки или Южной Америки, где не ступала нога белого человека: вроде относительно вменяемые люди, вот только реакция на происходящее у них своеобразная. Да и не надо далеко ехать, в нашей Сибири, Забайкалье полным полно подобных древних отголосков,которые называют себя шаманами или знахарями. Вроде жизнь у примитивных народов очень тяжелая, постоянно надо чем-то заниматься, чтобы себя прокормить, и отвлекаться на подобные практики очень нерационально, но, тем не менее, такие люди там существуют. Причем как показали этнографические экспедиции, исследовавшие аборигенов, уровень жизни в семьях шаманов ниже среднего; получается занимаются шаманством не потому, что хотят себе денег заработать или статус приобрести, как это сейчас представляют, а потому что это – способ познания мира, и чем он хуже способа познания мира современного ученого?

Как действует современный ученый? Наблюдает природное явление, производит замеры его параметров; затем вводит эти параметры в математические формулы, каким-то образом ими жонглирует и на выходе получает математический результат; а далее этот результат необходимо интерпретировать: «А что бы это могло значить в реальной жизни?» Математика выступает своего рода черным ящиком,на входе которого стоят конкретные математические проблемы, а на выходе – результат в виде некой доказанной и описанной теории.У шамана другая ситуация: он видит все то же самое, что и физик, но описывает эти явления не символами математики, а символами своих образов, своих переживаний и, прошу прощения, своих галлюцинаций. Затем переживая эти ощущения в трансовых состояниях, он имеет на выходе другой набор образов и ощущений, которые аналогичным образом необходимо интерпретировать: «А что бы это могло значить?»

Собственно говоря, у нас нет доказательств законности применения ни математики, ни собственных субъективных ощущений в познании реального мира. Вернее, критерий оценки может быть лишь один – успех. Исходя из этого получается, что современная наука дала нам все блага цивилизации, а шаманский метод работает странным, избирательным образом – может шаманы не те пошли? Возьмем другой пример – знаменитое деление на физиков и лириков, весьма популярное в 60-е годы, когда разгорались споры: как надо познавать мир? При помощи разума ли и четких формул или, скажем, как у поэтов Серебряного века, при помощи стихов? Одни познают через разум, другие – через чувства. Кто из них прав?

Йога учит нас, что правы и те и другие – обязательно нужно научится сочетать эти два диаметрально противоположных подхода в исследовании мира, только так можно достигнуть результатов. Предположим, все стали «физиками-математиками» и лириков больше нет; или, если говорить в понятиях йоги – в познании мира используется только подход аксиоматики, и нет подхода через анализ чувств. Сразу возникнет чудовищная опасность в виде умников от йоги, у которых разум работает как калькулятор, которые прекрасно знают теорию, цитируют древние тексты, в спор с ними вступать бесполезно – они тут же вас с назидательным видом будут учить жизни и уличать в том, что вы совершенно не разбираетесь в йоге. Только такие умники никак не могут понять, что логика – это всего лишь мертвая вода. Помните сказки: для того, чтобы Иван Царевич ожил, нужна сначала мертвая, а затем живая вода. Если тело изранено, жизнь в нем очень печальна – сплошное мучение и страдание, поэтому сначала надо раны устранить, а уж потом жизнь давать – мертвая вода раны устранит, но жизнь не даст. Как правило, очень тоскливо общаться с людьми, которые целиком и полностью сконцентрировались на аксиоматике йоги; у них прекрасно развит разум, и в споре их победить невозможно – они всегда будут правы, но почему-то никогда не хочется слушать их аргументацию – скучно становится.

Человек – это тело и душа, а если тело без души, то получается манекен. Тело очень нужно – не будет тела, как душа сможет себя проявить в этой Вселенной? Аналогично, нам очень нужна логика, без нее мы становимся беспомощными в этом мире; а успехи науки доказали, что применяя подход логики, мы можем приобрести много благ. Но прибавилось ли хоть немного счастья от мобильных телефонов и от телевизоров? Нет! Потому что это понятия из разных плоскостей.

Подходы логики крайне необходимы на пути йоги, но если будет одна логика, то это будет вызывать скорее отвращение, чем симпатию. Встречая умника от йоги (извините, что я использую этот термин в негативном плане), нам бы обрадоваться, что еще есть умные люди, у которых можно поучиться, но, как правило, желания учиться у такого человека не возникает, потому что в глубине души каждого из нас есть проблески интуиции, которые подсказывают, что это всего лишь логика, мертвая и безжизненная. А если у таких умников достаточно развит эгоизм и эгоцентризм, то они используют жесткую, железную логику, чтобы сделать максимально комфортным свое существование, при этом до остальных людей им, как правило, дела нет. А если дело и есть, то это лишь вопрос привычки: он терпит кого-то рядом до некоторого предела, а когда тот станет ему неугодным – не задумываясь, сменит на другого. Если же это еще и злой эгоист, то он будет намеренно сеять вокруг себя страдания. Самое печальное здесь то, что такие люди сами бывают очень несчастны, что весьма справедливо.

Человек с отлично развитой логикой не встретит конкурентов ни в бизнесе, ни науке, ни в каких-то других практических сторонах жизни, но у таких людей есть проблема, доводящая до безумия – это проблема одиночества. Такой человек все просчитал и, чтобы никто его не обидел, отгородил себя от мира высокой стеной; но сквозь эту стену друзьям тоже не прорваться, и получается, что никто не обижает, но и никто и не разговаривает – тюрьма, которую построил себе сам. Далее, если этот человек продолжит оттачивать свой разум, то постепенно он начнет осознавать безысходность своего существования. И когда разум будет отточен до предела – случится революция, которая заставит его понять, что в мире есть и другая составляющая, помимо логики. Но так бывает крайне редко, а в большинстве случаев мы видим относительно умных умников. У них уже достаточно ума, чтобы поддерживать свой эгоизм, не считаться с другими, причинять вред всем, кто не вписывается в их планы, но еще недостаточно ума, чтобы понять, что, согласно их же положениям – они обречены. Эти люди несчастны; как правило, они язвительны, саркастичны, циничны. Обычно этим чаще болеют мужчины, чем женщины; но уж если мужчина заболел, то его женщина будет несчастна – жить с таким «умным» человеком очень тяжело, формально он всегда будет прав, только от его правоты наступает тоска.

Если человек учится в серьезной школе йоги – Учитель увидит этот перекос и начнет его легко и изящно исправлять. Но в наш век стремительного исчезновения йоги рассчитывать на наличие Учителя не всегда приходится – это с одной стороны; а с другой стороны, самими правилами игры изначально заложено, что некоторую часть пути мы должны пройти самостоятельно, и прежде чем лицезреть Учителя, хорошо бы самому книжки по йоге почитать, попробовать позаниматься. Предполагается, что значительную часть знаний о йоге мы должны самостоятельно получать из книг, из фильмов, и гораздо меньшую часть знаний – непосредственно из общения с Учителем. Прежде, чем общаться с Учителями, надо привести себя в надлежащее состояние, иначе мы просто их не распознаем.

Хочу сделать еще один акцент. Говоря про аксиоматику йоги, необходимо помнить, что все аксиомы выбраны с позиции сверхлогики, для того, чтобы работая со сверхлогичными аксиоматичными принципами посредством логики, тем самым подниматься к сверхлогике. Вроде бы не должно быть никакой опасности, но описание с помощью логики сверхлогичных систем дает богатую почву для неточных трактовок, двоякого понимания, неправильных интерпретаций. А теперь представьте, что у человека сформировались ошибочные аксиоматические взгляды, основанные на неправильно понятых аксиомах. Возможно была ошибка переводчика, который нечаянно поменял одно слово на другое, а кто-то эту ошибку за чистую монету воспринял и всю жизнь потратил на движение в неверном направлении. Можете себе представить, сколько перекосов наблюдается, если аксиоматика неправильная?

И какие чудовищные результаты могут получиться, если опираясь на ошибочную аксиоматику какой-нибудь новый Адольф Гитлер придумает свою мировоззренческую систему, и будет ее развивать! Мы помним, к чему это привело в случае с Гитлером: более 50 миллионов людей заплатили жизнью за то, что он увлекся странной идеей. К сожалению в настоящее время любой политик или любой философ может придумать сколько угодно много античеловеческих философий, и ему всё сходит с рук. Обратитесь к наследию Древней Индии, ознакомьтесь, это весьма поучительно, как там отбивали охоту придумывать нежизнеспособные аксиоматические принципы.

Любимой затеей во времена Древней Индии было собрать многих ученых мужей и устроить между ними философский диспут, столкнуть две системы философских взглядов. Но сталкивались они не так, как сейчас, а с подкреплением мрачной прамагии: перед началом спора читались мантры – заклинания, мол если ты врешь – ты умрешь на моих глазах, а поскольку это все подкреплялось сверхспособностями, полученными из йоги, то мы сплошь и рядом читаем в древних текстах о том, что поражение в таком споре было чревато смертью проигравшего спорщика, либо он должен был признать правоту победившего и поступить к нему в обучение. А перед началом спора применялась специальная мантра, убивающая в тот же миг того, кто говорит не ради истины, а ради личного обогащения.

Метод постижения мира только с точки зрения логики, с точки зрения аксиоматики – один из самых быстрых, но он несколько однобок; все многообразие Вселенной мы сжимаем до нескольких листков бумаги, на которых написаны какие-то буквы. В лучшем случае аксиоматика, как и любой текст по йоге – это толчок разуму в нужном направлении, который со временем приведет нас к познанию невыразимости Вселенной, это палец, который показывает на Луну, но Луной не является. Иногда, начитавшись книжек по йоге, описанный в них опыт от практик мы мысленно «натягиваем» на себя. Но любой опыт, даже если он был реальным, все равно невыразим; а то, что мы себе представили, это лишь плод нашей галлюцинации, не имеющий отношение к тому реальному опыту. Будьте осторожны с этими вещами.

Есть и другой способ познания Вселенной, о котором я упомянул в начале лекции: прыгать из нелогичности в сверхлогику. В газетах часто можно встретить объявления типа: “матушка-ведьма в седьмом поколении приворожит вашего мужа, избавит от порчи или, наоборот, порчу напустит”. Как вы понимаете, основная часть таких людей – это откровенные шарлатаны, и в этом смысле они безвредны. Но представьте себе, что какой-то процент этих колдунов действительно время от времени впадают в сверхсостояния. Получается, что у них то бред, то сверх – попробуй разберись! Доверяться этим людям – самая проигрышная политика, это равносильно езде на машине с рулевой системой, которая то работает, то не работает, а вам поворачивать надо то влево, то вправо. Лучше вообще не слушать магические обещания и не верить фантастически заманивающим результатам.

Страдают перекосами в сторону умничанья в основном мужчины, по той простой причине, что увлечение теорией свойственно Сознанию, а мы будем изучать в аксиоматике йоге, что Сознание – в большей степени качество мужчины. Качество женщины – это Энергия, которая проявляется через чувства, ощущения, привязку к реальности. Иногда я слышу пренебрежительное отношение к женщине: «Что, мол, ей объяснять? – Она все равно существо приземленное, мыслящее в категориях бытовой жизни!» Друзья, а кто вам сказал, что это плохое качество?! Это прекрасное качество! Вы понимаете, что если не будет связки с землей, то все ваши теории повиснут в воздухе, они перестанут отражать реальность. А если вы действительно подошли к реальности, то ваша система взглядов будет одинаково хорошо применима как в высотах йоги, так и в бытовой жизни. В Тантра йоге сказано: «Постигай все законы Вселенной на своей кухне!» Это означает, что те проблемы, которые мешают тебе в бытовой жизни, будут мешать тебе и в достижении Самадхи; отработаешь их на кухне – быстрее достигнешь конечной цели.

В традиции нашей школы йоги Анандасвами аксиоматику в основном преподают женщины; я изучал аксиоматику йоги у женщины, Учительницы. Иногда меня спрашивают: «Почему у вас в Открытом Йога Университете цветник девушек?» Возможно, это отпечаток традиции, потому что школа накладывает определенные невидимые правила игры. В любом случае, в традиции школы йоги Анандасвами считается, что очень повезло тому ученику, которого учила аксиоматике йогиня, Учительница, потому что она своей природой гарантирует отсутствие перекосов. Более того, в йоге считается, что посвящение, полученное от женщины в несколько раз сильнее, чем посвящение от мужчины.

Логика породила множество предметов, которые нам кажутся удобными: телевизор, телефон, машина, но злоупотребление ею порождает множество перекосов. Если бы женщины, прошу прощения за сленг, через «бытовуху» проверяли каждое аксиоматическое положение мужчин, каждое положение наших политиков, философов, то мир бы был более сбалансирован. Это не значит, что женская сторона выше, лучше или гармоничнее, нет! Аналогичным образом, если в мире будет преобладать женское восприятие, то проблемы тоже возникнут, только уже другого характера. Еще раз скажу, в нашей школе йоге Анандасвами считается, что аксиоматику йоги должны преподавать женщины. Любая женщина с легкостью вычисляет сухое, безжизненное, давящее интеллектом сознание мужчины, с которым очень сложно общаться; женщина интуитивно чувствует неправоту такого мужчины, но доказать это не может. А вот если эта женщина прекрасно разбирается в аксиоматике йоги, тогда она быстро поймет, что к чему, и это гарантия того, что йогиня найдет себе хорошего мужа.

У меня нет возможности разбирать все эти темы на глубоком уровне, я даю вам лишь отправные точки, но вы должны помнить, что самое главное – научить человека учиться и дать ему отправные точки.

 

Вопрос: Первый принцип йоги рекомендует нам не причинять вред никому живому без крайней на то необходимости. Меня интересует критерий, по которому я бы определил: причиняю я вред или нет?

 

Как вы абсолютно правильно заметили, не в нашей власти вообще не причинять вред, это нам не дано, но мы в силах сократить количество этого вреда, где это только возможно. Это очень интересная тема, тема Дхармы, у нас будет отдельная лекция, на которой мы разберем степень непричинения вреда, которую мы можем себе позволить. Допустим, я иду по улице, вижу – червячок ползет, и я его могу обойти; а теперь представьте, что вся улица червячками усеяна, я только и буду прыгать через них!

Вопрос: Например, врач спасает жизнь человеку. А этот человек может оказаться гениальным ученым, который, создаст лекарство для всеобщего исцеления, а может оказаться маньяком или Гитлером. И чем должен руководствоваться в своих действиях врач?

Да, я понял вопрос, у нас будет отдельная лекция, посвященная этой теме. Эта тема – дхарма (один из возможных переводов – долг), и если ты врач, то твой долг – спасать человека, будь он хоть трижды Гитлер! А судить этого Гитлера и казнить его – долг других людей.

Вопрос: Порекомендуйте книги по аксиоматике.

Аксиоматика прекрасно изложена в литературе Древней Индии, но боюсь, что вы не сможете эти книги читать, потому что во-первых, они на санскрите, а во-вторых, в изложении фигурируют незнакомые нам персонажи. Когда я вам читаю лекцию, то ссылаюсь и на Гитлера, и на Шарикова, и на Иван Ивановича – на то, что вам знакомо, а читая древний текст можно полдня определять, что же там хотели сказать. И еще одна проблема: часть текстов не сохранилась, а часть лежит и гниет никому ненужная. Раньше, при советской власти, работа по расшифровке древних текстов и переводу их на русский язык проводилась в институте Востоковедения. Сейчас эти работы не финансируются. Есть неплохие переводные вещи, но вы же понимаете, что книга при переводе проходит длинный путь: с санскрита на английский язык, потом – с английского на русский; может получиться «седьмая вода на киселе». Призываю вас искать первоисточники, я сам не отслеживаю эти материалы.

Вопрос: Как можно отследить момент, когда ты впадаешь в заблуждение? Если ты не нашел еще пока Учителя, просто горишь идеей, находишься на подъеме, на энтузиазме, но в этот момент ты уже неправ, потому что считаешь себя немного гением.

Друзья, если мы начинаем считать себя суперумными, то это, как минимум, нескромно, и даже попахивает некой неадекватностью. Действительно, можно прочесть современное издание «Йога за 5 минут» и впасть в заблуждение, решив, что я теперь все знаю. И это типичная ситуация, когда человек нахватается поверхностных знаний, допустим, о карме, и начинает говорить: «Если ты страдаешь – значит у тебя карма плохая, а карма плохая, значит, в прошлой жизни был гадом, так тебе и надо!» И вроде всё логично: если человек страдает, то не просто так, значит, действительно, что-то плохое сделал. Но с другой стороны, это иллюстрация безжизненной логики, чудовищной и сухой, которая, собственно, и не является йогой. Йога же учит нас состраданию, доброте, учит в первую очередь думать, чем помочь. Помним первый и второй принцип йоги и соблюдаем их – стараемся всегда быть добрыми и всегда применять здравый смысл. Причем применять здравый смысл прежде всего в самооценке: «Ага, я проснулся и считаю себя гением, так может мне пора в Кащенко?» (Кащенко – психиатрическая клиника в г. Москве)

 

 

Вопрос: Какие цели, согласно второму принципу йоги, надо перед собой ставить?

Второй принцип йоги призывает нас ставить цели и их достигать, но ничего не говорит, что это должны быть за цели. Типичная ошибка считать, что второй принцип йоги призывает нас ставить целью достижение Самадхи – ничего подобного! Можно поставить цель: хочу стать богатым, хочу, чтобы вокруг меня все стали богатыми; и вот я получаю высшее образование, далее иду в бизнес, поднимаю себя и страну, таким образом цель выполнена, и я ставлю “галочку”. Может быть, это была неправильная цель, может, есть более глубинные, вселенские задачи; но к осознанию этого подходим постепенно, по мере выполнения ранее поставленных задач. Главное – выработать для себя последовательность действий: определился – поставил цель – выполнил. И мы обязательно начнем рано или поздно ставить перед собой правильные задачи. А что толку, если вы сейчас поставите для себя задачу: просветление? Вы даже не знаете, что это такое, то, что вы представляете о просветлении, всего лишь байки из книжек, пустые слова.

Йога – это система, которая дает свободу, а если бы йога регламентировала цели – она бы подменила свободу, поэтому йога в принципе не может ставить вам цели. Внутри каждого из нас есть свобода, свобода ставить цели. Есть у вас какая-то личная проблема – поставьте цель, чтобы ее не было. Другой момент, второй принцип йоги ничего не говорит нам про способы достижения цели. И если вам надо переместиться в пространстве из точки А в точку Б, то вы можете с помощью практики йоги достичь состояния левитации и перелететь, а можно тоже самое сделать за умеренные деньги на самолете. Вопрос в том, целесообразно ли тратить десятилетия, чтобы научиться летать по воздуху? Это принцип логики, логики во всем!

Вопрос: На одной из лекции вы говорили что-то про 8 марта…

Ах, да! Про 8 марта! Это совершенно замечательный праздник! Я сегодня упоминал о перекосе в сторону логики, и возникает вопрос, как правильнее жить: применяя ум или сердце? Допустим, я руковожу предприятием, и возникает необходимость в увольнении сотрудника; при этом логика мне говорит, что чем быстрее уволю его, тем лучше будет, все равно не работает; а сердце жалеет его: «он хороший человек, у него семья, дети, их на что-то надо кормить». И вот он, перекос: в одну сторону плохо и в другую сторону плохо. Нужно искать баланс, потому что если мы будем руководствоваться только разумом – всё будет логично, но бездушно, а если же мы будем руководствоваться только чувствами – всё будет очень чувственно, но делаться ничего не будет. И то плохо, и другое плохо. Сейчас в мире наблюдается перекос в сторону бездушной логики; перекос этот наблюдается в разных областях, и в науке, и в некоторых разделах культуры (которые культурой только называются, но не являются ею). Искусство – это нечто Высшее, что должно учить и возвышать человечество, а у нас же озабочены не тем, что показывать, к чему людей призывать, а в первую очередь выручки просчитывают, сборы от проката. И это чистая логика. Перекосы в сторону логики более свойственны мужчинам, женщины же склонны к чувствам. Поэтому, если женщины начнут занимать в жизни активную позицию, то возможно и удастся найти этот баланс, золотую середину. Друзья, изучайте историю! Как изложено в индийских древних трактатах, когда-то женщины во всем пользовалась равными правами с мужчинами. Потом началась темная полоса, которая сейчас заканчивается, потому что все многочисленные кризисы, войны заставили женщину пойти работать, занимать активные позиции наравне с мужчинами, с другой стороны, появились контрацептивы, и если раньше сексуальный контакт приводил к беременности (только йог или йогиня могли контролировать деторождение, потому что владели тайными практиками контрацепции), то сейчас женщина сама может контролировать этот процесс. Другой разговор, насколько то или иное средство контрацепции приемлемо с точки зрения гуманности, главное – появился выбор. Долгий промежуток времени женщина была загнана, ее единственной задачей было рожать, чтобы компенсировать высокую детскую смертность: трое из пяти детей умирали. И вся культура на этом выстроена, мы сейчас в рай въезжаем на женских плечах. Я уже говорил, что в традиции нашей школы йоги Анандасвами считается, йога возродится тогда, когда будут рождаться или пробуждаться женщины-Учительницы. Женщины-Учительницы, друзья! Вы понимаете? Мужиков-Учителей и так уже за историю человечества столько было! Это к теме о 8 марта!

Вопрос: Сейчас много женщин занимает руководящие позиции в бизнесе…

Нет, мало. У нас женщины в основном бухгалтера, продавщицы, еще учителя и врачи. Посмотрите в правительство, разве их там много? Расскажу вам одну байку. В неком учебном высшем заведении изучались очень серьезные дисциплины и туда шли учиться исключительно мужчины. Конкурс безумный – поступить немыслимо. И вот заведующий кафедрой, очень уважаемый человек, приходил в приемную комиссию, где абитуриентов набирают, и говорил: «хоть из-под земли достаньте мне в эту группу трех девушек. На улицу идите и первых попавшихся девушек мне сюда приведите». На полном серьезе. Я не шучу, друзья! Он был очень старый, мудрый, серьезный ученый и знал, что наличие хотя бы одной женщины в мужском коллективе резко повышает культуру, каждый мужик приободряется, хвост распускает; мужчины держат себя в руках, когда есть представительницы прекрасного пола. И вот заведующий кафедрой, зная, что все экзамены тестовые непроходные для девушек, давал им зеленый свет.

Так что я не согласен, что у нас очень много женщин на ведущих позициях, их очень мало.

 

Поделиться Тантра Йогой:

Добавить комментарий