Введение в аксиоматику Йоги.
Мы уже рассматривали, что такое аксиоматика, и теперь мы несколько углубимся в данный предмет. Стоит помнить, что это одно из самых сложных теоретических положений в йоге, поэтому если вы что-то не поймете, что-то будет ускользать от вашего понимания – не пугайтесь, даже если вы хоть что-нибудь поймете, то это уже достаточно серьезный шаг.
Эта серия лекций называется «Введение в аксиоматику йоги», потому что дает общее представление о тех системах аксиом, которыми пользуется йога. Аксиоматика йоги очень большой и сложный в понимании раздел йоги и изложить ее за один раз и очень подробно не предоставляется возможным, поэтому материал будем рассматривать в достаточно строгом, но все-таки в упрощенном варианте. В дальнейшем, если кто-то из вас пожелает более глубоко изучить этот предмет, то сможет воспользоваться этим материалом, как отправной точкой.
m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe” coordsize=”21600,21600″ filled=”f” >
Рис.1. Аксиомы – были даны нам древними мудрецами.
Хочу еще раз напомнить, что знание йоги стремительно исчезает, и аксиоматика дошла до нас не в полном объеме, утеряны многие переходы и промежуточные выводы, другими словами, сохранилась формулировка задачи, и сохранился ответ, а выкладки, как этот ответ был получен, сохранились фрагментарно.
Йога сейчас широко разрекламирована и известна благодаря физическим упражнениям, которые она в себя включает, но надо сказать, что это только лишь малая часть йоги. Йога – это система самопознания, которая позволяет нам изучать себя и окружающую Вселенную посредством различных упражнений и практик, освещенных в разных разделах йоги. Разделов йоги очень много, столько же сколько проявлений человека.
При изучении аксиоматики йоги важно помнить, что аксиомы или те базовые положения, на которых строится все стройное здание йоги, являются недоказуемыми, само слово «аксиома» как раз и подразумевает это. Эти знания были даны нам древними мудрецами, передавались из поколения в поколение, от учителя к ученику до тех пор пока не дошли до наших времен. Эти положения недоказуемы, но когда мы пройдем по всему пути йоги и достигнем высот, то с этих высот мы поймем, почему нам были даны именно эти отправные точки. Учение йоги сверхлогично, аксиомы сверхлогичны, и понять, почему даются именно эти аксиомы, а не какие-нибудь другие, мы сможем только лишь после того, как пройдем весь путь йоги.
После того, как эти аксиомы даны, мы с вами можем, применяя здравый смысл и логику, путем анализа и размышлений оперировать ими и вывести все упражнения в йоге, начиная со стойки на голове и заканчивая медитацией.
Аксиомы йоги – сверхлогичны, не существует слов для выражения глубины этих аксиом, однако есть много разных вариантов их интерпретаций. Вы можете попасть в какую-нибудь одну школу йоги и вас станут учить определенными методам, затем вы попадете в другую школу, и вас начнут учить уже совсем другими методам, при этом методы в обоих школах уходят в глубину веков и дают пользу людям. Сравнивая их, вы поймете, что отправные положения или аксиомы у этих двух школ йоги абсолютно разные, более того, если вы потом пойдете в третью, четвертую, пятую школу, то увидите, что сколько школ йоги, столько же и систем аксиом, которыми апеллируют эти школы. Или, к примеру, вы откроете один текст по Тантра йоге, и прочитаете про систему чакр, затем откроете другой текст про ту же систему чакр, но там они будут описываться совершенно по-другому. А самое интересное, что не смотря на то, что методы и подходы в разных школах различные и подчас между собой не согласующиеся – все они дают хороший результат. А дело в том, что изначальные положения у каждой из этих школ йоги одинаковые, только они сверхлогичны и невыразимы, а каждая попытка сформулировать эти положения в плоскости логики, рождает очередную систему аксиом или систему отправных точек.В дальнейшем каждая из этих систем аксиом или отправных точек последователями осмыслялась и, как в высшей математике, выводились методы и практики йоги – дышите через левую ноздрю, а потом через правую и так далее.
И вот мы с вами подошли к первому положению, которое само является аксиомой и звучит так: количество аксиоматических систем, описывающих реальность, бесконечно. И всегда существует вероятность, что где-нибудь есть школа йоги, методы которой будут столь сильно отличаться от методов всех остальных школ йоги, как если бы это учение было само по себе. Чисто практический вывод: не зазнавайтесь! Даже если вы, учась в какой-то школе йоги, достигли достаточно хороших результатов, тем не менее следует помнить, что поскольку йога описывает запредельные вещи, то всегда есть вероятность встретиться с описанием другой грани этих запредельно высоких вещей.
Любая система аксиом – это всеохватывающие базовые положения, манипулируя которыми можно выводить леммы и теоремы и затем находить им применение. В йоге, как в математике, существуют такие системы аксиом или системы базовых положений, и если вы попытаетесь их осмыслить, постигнуть, то получите вполне конкретные методы, которые можно применять в жизни. Систем аксиом может быть бесконечное множество, но йога дает нам следующую аксиому об аксиомах: из бесконечного количества аксиоматических систем можно выделить две системы, а все остальные будут лишь частными случаями этих двух систем аксиом. Например, для того, что бы определить ваше местоположение в конкретном городе, достаточно знать улицу и номер дома – пересечение этих двух данных будет точкой вашего пребывания. При выборе этих двух главенствующих систем аксиом самое важное, чтобы они были не зависимы друг от друга.
Каждая система аксиом дает определенные методы, из которых выводятся виды йоги: Карма йога, Раджа йога, Крия йога. Или, по-другому, каждая йога в своей основе опирается либо на одну систему аксиом, либо на другую систему аксиом. Но на этой лекции мы рассматриваем все кратко и лишь пытаемся навести порядок в огромном количестве самых разных течений, учений и различных систем.
Итак, существует две независимые системы аксиом или два взгляда на то, что происходит с нами и на то, что происходит в мире. И сейчас мы охарактеризуем каждую из этих двух систем аксиом. Первая система аксиом называется системой Микрокосмоса, вторая система аксиом называется система Макрокосмоса. Мы сознательно избегаем выражений и слов на санскрите, чтоб не вносить путаницу в и без того слабо понимаемые в современном мире вещи. Сначала следует уловить саму суть древнейшего учения, и только потом со знанием дела можно будет обращаться к санскриту. К сожалению, в настоящее время мы имеем огромное число псевдо йоговских учений, которые жонглируют понятиями, положениями, но иной раз сами не понимают, что говорят. Итак, кратко рассмотрим первую и вторую системы аксиом, а в следующих шагах мы будем изучать их более скурпулезно, внимательно и с большими деталями.
В системе аксиом Микрокосмоса основополагающим положением является наличие у каждого живого существа, у каждого человека Высшего Я, которое абсолютно свободно и пребывает в состоянии Сат Чит Ананда. Далее говорится о том, что все другие живые существа, которых мы видим, также имеют Высшие Я равновеликие нашему Высшему Я. И третий шаг в этой системе аксиом – все наши Высшие Я являются гранью или отблеском некого единого сверх Я, которое называется Абсолютом. Это очень кратко, на самом деле в этой системе аксиом есть еще очень много других положений, но чтоб исключить путаницу, на этой лекции сделаем только несколько штрихов.
Теперь перечислю основные положения системы аксиом Макрокосмоса. Во-первых, утверждается о существование некой Высшей реальности, некого Высшего принципа – Абсолюта,и вся наша Вселенная есть проявление Высшего единства, а не разрозненные события и явления. Второй шаг в системе аксиом Макрокосмоса утверждает, что все живые существа являются лишь проявлением Высшей реальности, Высшего Абсолюта. И наконец, третье положение системы аксиом Макрокосмоса: Я человека ничем не отличается от Я каждого живого существа и является проявлением высочайшего Я Абсолюта.
Напоминаю, что сейчас мы перечисляем кратко основные положения двух систем аксиом, системы очень большие и рассматривать более подробно мы их будем в следующих лекциях. На первый взгляд может показаться, что в них говорится об одном и том же. В системе микрокосмоса рассматриваются:
· Я человека
· Я всех других живых существ тождественны нашему Я
· Вселенское Я
В системе аксиом макрокосмоса те же самые положения но в обратном порядке:
· Вселенском Я, об Абсолюте
· Я множества других живых существ
· Я отдельного человека или наблюдателя
На первый взгляд может показаться, что никакой разницы нет – идем ли мы изнутри наружу, как в случае системы аксиом микрокосмоса, или идем снаружи вовнутрь, как в случае системы аксиом макрокосмоса. На самом деле разница есть и разница очень существенная, которая в дальнейшем приводит к могущественным механизмам самотрансформации в йоге, но пока не будем этого касаться, это темы следующих лекций.
Итак, мы в первом приближении охарактеризовали две основополагающие системы аксиом, и далее нам дается следующее положение: система аксиом Микрокосмоса и система аксиом Макрокосмоса никогда не противоречат друг другу. И если исходя из одной системы аксиом вы выведете какое-нибудь упражнение в йоге, приводящее к конкретному результату, то анализируя его исходя из второй системы аксиом, вы придете к тому же результату. Это очень важная аксиома о том, что методы и выводы, полученные с помощью одной системы, никогда не будут противоречить методам, полученным с помощью другой системы, потому что обе системы аксиом описывают единую реальность, которая сверхлогична и запредельна. Любая попытка описать невыразимую реальность это лишь описание какой-то ее проекции: мы рассматриваем вид справа или вид слева, при этом сама реальность где-то на пересечении. И если вид справа и слева мы можем описать, то как оно все вместе – это уже сверхлогика, которая постигается лишь с достижением высот в йоге. Из этой важной аксиомы выводится основной метод в йоге – гармонично сочетать моменты, в которые надо заставлять себя с моментами, в которые можно позволять себе.
А основываясь на рассмотренных системах аксиом можно определить йогу, как систему самопознания, придерживающуюся двух принципов. Первый принцип йоги, иногда он называется принципом доброты или принципом сверхлогичности и выводится из системы аксиом макрокосмоса. Второй принцип йоги – принцип логичности, он выводится из системы аксиом микрокосмоса.
Теперь приведу такой пример. Вот вы познакомились с тем или иным видом йоги и с воодушевлением начали заниматься, по нарастающей: сначала 20 минут, потом вам показалось этого мало, и на другой день вы занимаетесь уже 40 минут, опять мало, уже по 2 часа занятия длятся, затем, прочитав книгу о жизни продвинутого йога, вы уже по 5 часов в день занимаетесь. И так вы занимаетесь одну неделю, вторую, третью, а потом приходит ощущение тупика: вот вы занимаетесь, занимаетесь, а продвижения нет, в начале вас как волной подхватывало и несло, а теперь вы словно дошли до некоего предела своих сил и дальше медитируй, не медитируй, заставляй себя, не заставляй, а с места не сдвинуться, как будто в стену упираетесь. Как правило, в этот момент случайные люди бросают йогу. Учитель же посоветовал бы сбавить темп, отдохнуть, повеселиться, на дискотеку сходить и если умный ученик последует рекомендациям своего Учителя и сходит на дискотеку, а йогой, например, по одному часу в день заниматься будет или поменяет вид йоги, чтоб другие структуры напряглись, то случится чудо. Вроде он себе позволил, снял с себя нагрузку, но тем самым он преодолел эту невидимую стену и пошел дальше, более того, чем больше он себе позволяет, расслабляется, ведет естественный образ жизни, тем результат не заставляет себя ждать. Но потом опять тупик, и вновь Учитель советует напрячь все силы, ученик напрягается и опять получает результат. Получается, что череда напряжений, где действительно нужно напрячь все свои силы в медитации и череда расслаблений, где нужно отдаться потоку, пусть оно идет, как идет это и есть основной метод йоги и если вы придерживаетесь этого метода, вы очень быстро идете по пути йоги, а если же вы себя только заставляете или только позволяете себе, вы очень быстро упретесь в стену.
Все это происходит благодаря комбинации методов микрокосмоса и макрокосмоса. Если охарактеризовать очень кратко и примитивно, то можно сказать следующим образом: система аксиом микрокосмоса дает нам методы и виды йог, пользуясь которыми, мы полагаемся на свое Высшее Я и работаем в этом направлении. Система аксиом макрокосмоса дает нам методы и виды йог, выполняя которые мы уповаем на Абсолют, и такое доверие к Вселенной творит чудеса. Мудрость же йоги – это соблюдение первых двух принципов плюс понимание, когда нужно сменить метод. Не существует учебников, руководств, положений или советов, чтоб подсказать человеку когда нужно сменить один принцип на другой или когда сменить метод. Учитель, если он есть, может подсказать, но только лишь на самых первых шагах, когда делаются явные грубые ошибки, в дальнейшем даже Учитель бессилен. Вы сами для себя должны стать Учителем и если у вас это получится, то ваша жизнь резко изменится, если вы поймете, где и когда надо варьировать эти методы, вы найдете свой собственный путь в жизни. Этот путь в жизни называется дхарма, в данном случае будем использовать санскрит, так как в русском языке нет слова, которое бы в полной мере ему соответствовало. Иногда понятие дхармы переводят как “путь, который оберегает от несчастий и от страданий”. Если в прошлой или в этой жизни вы совершали неблаговидные поступки, то и кармическая реакция на них будет соответствующая (что посеешь, то и пожнешь), но двигаясь по тропинке дхармы, можно минимизировать то отрицательное, что вы заслуживаете. Карму можно сравнить со статьей в уголовном кодексе, по которой могут определить, к примеру, от 3 до 10 лет, так это же большая разница, получите вы 3 года или 10 лет. И если вы следуете по пути своей дхармы, то вы максимально сокращаете свою негативную карму и максимально усиливаете эффект от ваших благих деяний в прошлом.
Итак мы имеем две системы аксиом, одна дает первый принцип йоги, вторая дает второй принцип йоги. Аксиома о не противоречии двух систем аксиом дает метод: где надо себя заставить, и где можно себе позволить, который можно назвать одним словом – гармония. Если человек выполняя какое-то упражнение ловко закинул ногу за голову, можно ли назвать его йогом или нет? Ответ на этот вопрос в наличии гармонии, и если ее нет, то даже при наличии предельной гибкости у гимнаста все его тренировки не будут йогой. И совсем другое дело, если вы сами чувствуете, где надо напрячься и где нужно расслабиться, а не грозный инструктор стоит над вами и указывает, где надо делать сильнее или слабее. Йога – это система самопознания, соблюдающая первый и второй принципы и использующая метод гармонии, т.е. чередование состояний, когда мы заставляем себя с состояниями, когда мы позволяем себе. В нашей школе йоги два десятка видов йог, вообще же по миру их известно гораздо больше, и все они целиком и полностью попадают под данное определение. Из систем аксиом выводится огромное количество положений, например положение о ни чем не обусловленной свободе каждого живого существа. Иногда доходят слухи о некоторых школах йоги, в которых Учитель порабощает своих учеников, и если вы с таким встретитесь, то знайте, что это секта, которую называют школой йоги лишь по недоразумению. Учитель йоги, будь он хоть несколько раз просветленный, никогда не порабощает своих учеников, он действительно может очень строго призвать к порядку, но только лишь, если ученик принимает за благо эти указания. Единственное, что связывает ученика и Учителя, это чувство любви, чувство взаимной симпатии.
Все классические виды йоги вытекают из первого, второго принципа йоги плюс метода гармонии – где можно себе позволить, и где надо себя заставить. Но существуют еще и, так называемые, быстрые методы в йоге. Наиболее широко известным, к сожалению, печально известным быстрым методом является Тантра йога. А печально известна тантра потому что задействует сексуальность, которая сразу же притягивает миллионы неприятных личностей в попытке «испачкать» это учение. Но это невозможно, в результате они пачкают лишь себя, методы остаются чистыми. В нашей школе йоги к быстрым методам относятся – йога Союза, йога Влюбленности, Тантра йога. Адепт, который встал на путь быстрых методов, помимо первого и второго принципов йоги должен принять еще и третий, который называют очень по-разному: иногда – обетом отказа от страданий, иногда – системой отречения, иногда – принятием саньясы. Его суть в том, что человек отказывается принимать навязываемые ему страдания, если нужна помощь или участие – это один разговор, но страданий ради страданий в его жизни больше не будет. И только после этого он начнет понимать быстрые методы в йоге и может начинать практиковать их – это очень важно! Если же начать практиковать ту же Тантра йогу, не приняв обета отказа от страданий, то тем самым вы сформируете вокруг себя огромное число всякого рода недоразумений, которые будут болтать вас по жизни из стороны в сторону, а заодно и всех вовлеченных с вами в практику. Быстрые методы в йоге можно сравнить с полетом на реактивном самолете, и то, что вы добрались до его штурвала, еще не означает, что вы долетите до цели, для начала надо научиться этим самолетом управлять. Быстрые методы – очень мощные, и без принятия третьего принципа йоги к ним опасно даже приближаться. По своей сути быстрые методы йоги мало чем отличаются от классических методов: и там дыхание с мантрами и тут дыхание с мантрами, некоторые тонкости присутствуют, но не более того. Вы можете не принимать третий принцип йоги, практиковать классическую йогу и заниматься обычным сексом, но если вы захотите занятие сексом из приятного времяпрепровождения превратить в метод духовного развития, то делать это можно не ранее, чем примете обет отказа от страданий. И там секс, и тут секс, но в первом случае, чтоб детишки появились, а во втором случае, чтоб духовно развиваться.
Йога ни в чем не регламентирует вашу жизнь, йога – это система свободы, и если вы, занимаетесь йогой, а свобода ваша при этом сужается, то вы занимаетесь чем угодно, но не йогой. С другой стороны есть в йоге методы, когда разумное воздержание в сексе, в еде или в образе жизни, очень полезно и дает результат, но это всего лишь один из возможных вариантов, а не обязательная часть йоги. Очень часто задают вопрос: «Какой образ жизни должен вести йог, что он должен кушать, должен ли он сексом заниматься или нет, может ли он расслабляться, например, на дискотеки ходить или нет?» Так вот, сама попытка регламентировать ваш образ жизни противоречит учению йоги и никто не возьмет на себя смелость ограничивать в чем-то вас – частицу Абсолюта, самое большее – могут посоветовать. Действительно, курение и чрезмерное употребление алкоголя ни к чему хорошему не приводят, и если бездумно растрачиваться в сексе, занимаясь им больше, чем организм в состоянии выдержать, тоже не очень хорошо, но все это советы, а как вы поступите, это ваше личное дело.
Мы выяснили, что в йоге есть классические и быстрые методы, попытаемся рассмотреть, как они сочетаются. Вы можете прийти к конечной цели, выбрав для себя свой собственный путь, как из арсенала классических методов, так и из арсенала быстрых методов, или варьировать их: какую-то часть пути пройти классическими методами, затем переключиться на быстрые. Но еще раз повторю, что быстрыми методами можно заниматься не раньше, чем вы примете обет отказа от страданий, в противном случае вы уподобитесь человеку, который не умея управлять автомобилем, садится в гоночную машину: он доедет до первого поворота и может разбиться вдребезги. Это очень сильная энергия, и совсем не обязательно ей пользоваться, можно спокойно и счастливо дойти до конечной цели в йоге и классическими методами. Ну а если ваш склад характера такой, что вы любите, в пределах разумного, экстремальные виды спорта, но и соблюдаете первый и второй принцип йоги, то никто вам запретить не может идти быстрыми методами, это вопрос личного выбора.
Мы помним, что йога – это система самопознания, и поскольку микрокосмос и макрокосмос перетекают друг в друга, то познавая себя вы, познаете Вселенную, и наоборот, познавая Вселенную, вы познаете себя. Рано или поздно вы дойдете до Высшего и запредельного, что является целью йоги и перейдете на новый уровень бытия. Идя по этому пути необходимо постоянно применять логику и здравый смысл: есть аксиома, из нее выводится упражнение, вы делаете упражнение и получаете результат. Все эти действия происходят в плоскости логики, но рано или поздно, выполняя и соблюдая все вышесказанное, вы подниметесь над логикой и выйдите на уровень сверхлогики – совершенно запредельное состояние, которое в йоге называют по-разному, например, “Самадхи без объекта”. Несмотря на свою невыразимость, это состояние достижимо, более того, как утверждает йога, чем быстрее вы пойдете по пути духовной эволюции, тем больше будет в вашей жизни счастья, выполнения желаний и тем больше счастья вы будете сеять вокруг себя. В результате вы дойдете до такой высоты, которая сегодня даже не видна, и только с этой высоты вы поймете, почему вам были даны именно такие отправные точки в системах аксиом микрокосмоса и макрокосмоса, почему была дана аксиома о не противоречии этих двух систем аксиом и поймете, почему вы шли именно этим путем.
Из всего получается, что на начальном этапе важно испытывать доверие к йоге, к системам аксиом, но потом надо по максимуму использовать свой здравый смысл, свою логику, анализ. Высшее никогда не противоречит обыденному, потому что обыденное – это всего лишь частный случай Высшего. Иногда мы можем наблюдать проявления сверхлогики в нашей жизни, которые кажутся нам чудесами, но сверхлогика не боится испытания здравым смыслом. Если вы сталкиваетесь, как вам кажется, с чудом и боитесь применить свою логику и интеллект, чтобы не разрушить это чудо – вы заблуждаетесь: сверхлогику, в отличие от нелогичности и мракобесия невозможно разрушить логикой и интеллектом. Наше доверие к учению йоги недоказуемое, вы будете чувствовать всей душой: «да, это мое, верю и доверяю, но проверяю». Доверяю системам аксиом, делаю все так, как говорится в них, но тут же проверяю: и если говорят одно, а получается другое – значит, либо неправильно понял, либо неправильно делал, либо еще какая-то ошибка закралась, метод такого продвижения по духовному пути и есть соблюдение второго принципа йоги. И только когда вы достигнете конечной цели, сверхлогичной области, вы обретете высочайшее знание и сможете сказать себе: «Да, вот теперь я не просто доверяю или верю, теперь я знаю». Но до этого момента нам еще нужно дойти, и идти мы будем с применением здравого смысла и логики. В итоге круг замкнулся: учение йоги – внекармично, оно как подарок, и тот, кто почувствует отзвук в своей душе, некую вибрацию: «Да, это мое!» – начинает им пользоваться, пользуясь, получает высший результат и выходя в Высшие сферы, оставляет после себя эти знания, которые мы с вами изучаем. Аксиоматику оставили для тех светлых и чистых душ, для тех искренних и сильных людей, кто волеизъявил жить таким образом, а если кто-либо волеизъявит: «Я не хочу о йоге вообще ничего слышать» – он имеет право о ней не знать, потому что он – свободная душа, никто ничего ему в принципе навязать не может.
Иногда меня спрашивают: «Если знания йоги обладают такой мощной силой, то почему ей не занимаются все?», но этот вопрос нужно адресовать ко всем, а не к йоге. Йога никому никогда ничего не навязывает, она свято чтит свободу, даже свободу в заблуждении, и если человек хочет заблуждаться, он имеет полную свободу заблуждаться, никто не может загонять человечество в рай. Как учит нас йога, весь этот мир был создан для того, чтобы мы отыграли в нем все, что только можем отыграть, приобрели бесценный опыт выхода из этой Вселенной и вышли на Высочайший уровень, о котором сейчас даже помыслить не можем. Для светлых и чистых душ, которые волеизъявили пройти этот путь, дается вспомогательная лестница – система йоги.
Вопрос из зала: Можно ли сказать, что если человек не волеизъявил заниматься йогой, то это лишь вопрос времени?
Нет, понятие воли выше, чем понятие времени. Иногда в религиях говорится о неком вечном аде или вечном рае и нам кажется это смешным: как это так – вечный ад, ведь есть Дарвин и есть духовные Учителя человечества, которые говорят, что все должны эволюционировать. Никто ничего не должен – это одно из положений Аксиоматики йоги. Хотите вечного ада? Получите, ведь вы – частичка Абсолюта, а это значит, что вы – великий волшебник. Никто не может противостоять вашей воле и даже сам Абсолют не порабощает ее, а дает вам свободу, и это значит, что вы вечно будете в том состоянии, в котором волеизъявляете быть – время здесь не причем. Поэтому такой обусловленности, что каждый должен пройти по определённому пути, по пути йоги, не существует, иначе это поставило бы под сомнение принцип свободы воли.
Вопрос из зала: Поясните, пожалуйста, третий принцип йоги – обет отказа от страданий. Со страданиями будет покончено, когда человек до конца пройдет срединный путь Будды, по которому его ведет дхарма, но этот путь долог. Мне непонятно, как человек может отказаться от страданий? Пусть он захотел от них отказаться, но если страдания придут, то все равно возьмут его в свои объятия и никто не в силах противостоять им, пока не пройдет до конца эту дорогу.
Если мы упоминаем о Будде, то так или иначе мы говорим о буддизме, а он официально считается религией. Йога дистанцируется от религии, поэтому мне достаточно тяжело играть на этом поле и что-либо говорить. Как обет отказа от страданий спрячь с таким понятием в буддизме, как, скажем, обет Бодхисаттвы? Само понятие обета Бодхисаттвы, как ни странно, является отголоском именно третьего принципа йоги.
Вопрос о страдании, которое жестко предопределено – это ваша негативная карма. Друзья, сейчас я приведу вам один пример, а вы обратите внимание на логическую цепочку. Когда-то мы волеизъявили жить по определенным правилам: скажем, у соседа есть яблоня, на яблоне – яблоки, и я волеизъявляю эти яблоки у соседа украсть и съесть. Украл, съел. Замечательно, я – свободная душа и я волеизъявил жить по такому закону! Только в следующей жизни этот закон может быть применён уже ко мне, и когда я выращу яблоню, то уже мой сосед у меня будет воровать яблоки, потому что я в своей личной Вселенной волеизъявил такие правила игры, и правила эти как раз и называются кармой. А если волеизъявил другие правила игры: был щедрым и всем помогал, то в следующей жизни и мне будут попадаться щедрые люди и сильно обижать никто не будет. Это суть закона кармы. Поэтому те страдания, которые предопределены – предопределены самим человеком в отношении самого себя тем фактом, что когда-то ему казалось, что это приемлемо. Прошло время, и это его желание, волеизъявление пришло к нему, но уже с другой стороны, с которой он не ожидал: уже у него начали яблоки воровать, он забор строит, но и забор ломают, что бы он ни делал, но воры все равно лезут. И вот он думает: «Ну как же так, почему у меня воруют? Я же такой хороший сейчас, а они воруют?» И человек начинает задумываться о каких-то морально-этических принципах, а задумываясь о них, он невольно проецирует их на себя и в следующий раз, когда ему представится возможность, например, приватизировать нефтяную компанию или еще что-нибудь, что плохо лежит, он, имея этот опыт, может задуматься: что посеешь, то и пожнешь. Если вот так бесплатно взял, так ведь и отберут. Если сам построил, сам что-то сделал, то это тебе и останется. Поэтому здесь абсолютно нет противоречия. Это, если угодно, вопрос терминологии.