Понятие священного долга

Понятие священного долга

Сегодня у нас очередная лекция из цикла «Образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас высшее знание йоги», мы продолжаем рассматривать образ жизни людей, которые донесли до нас малоизвестные йоги. Эти йоги очень мощные, быстрые, сильные, но, к сожалению, плохо понимаемые. Соответственно, по этой причине мало кто ими сейчас пользуется. Эти йоги можно уподобить реактивному самолету – они очень стремительные, экономят время, но воспользоваться ими мало кто может. Что бы сесть за штурвал самолета, необходимо обладать определенными знаниями, многое уметь и соблюдать основные принципы. На слишком больших скоростях, огрехи, которые допускаются в классических подходах в йоге, могут привести к страшным последствиям. Если же вы практикуете обычные, классические йоги, такие как Хатха, Крия йога, то вы поднимаетесь вверх плавными ступенями и небольшие огрехи, которые вы будете совершать в практике, в методологии, во взаимоотношении с окружающим миром, с родными и близкими будут проходить не слишком для вас болезненно. И это отличает классические методы в йоге от таких быстрых и мощных йог, как Тантра йога, йога Влюбленности, йога Союза.

Если вы едете на автомобиле и случайно зацепили веточку на дороге, то, в худшем случае, может разбить стекло. А когда самолет во время полета встречается даже с самым незначительным предметом, он может разлететься на куски. Так же и последователю быстрых методов в йоге следует очень тщательно избегать некоторых вещей, иначе он не долетит. Именно по этой причине Высшие йоги были закрыты от непосвященных. Претендентов много, квалифицированных людей мало, зато много самонадеянных идиотов, которые садятся за штурвал самолета, но даже взлететь толком не могут. Сложная тема. Но самое сложное не опасности этих практик, самая большая опасность – в самом человеке. Как правило, человек берется за Тантра йогу еще не избавившись от своих кармических отпечатков, которые он тащит со времен жизни в теле животного. И вот он разогнался до большой скорости, повел себя неправильно и тут же неприятности. И для того, чтобы нам не допускать глупых ошибок, весьма поучительно узнать, как жили йоги и йогини, которые донесли до нас древнее знание йоги. И делать это следует не для того, что бы слепо копировать их образ жизни, а для того, что бы найти ответы на многие вопросы.

О методе в жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги

Вы помните нашу схему, состоящую из пяти основных пунктов? Мы уже успели рассмотреть цель, средство и метод и сегодня мы будем рассматривать следующий очень серьезный принцип – это отдача священного долга. Но прежде, чем мы коснемся этого принципа, я очень коротко напомню предыдущую лекцию. Если вы не соблюдаете принципы не причинения вреда и не растрачивания жизни по мелочам, вы не отрабатываете кармические отпечатки, которые могут быть незаметны для вас, но которые в вас присутствуют со времен жизни в телах животных. И, в самый неподходящий момент, в вас может проснуться усиленная, звериная активность, вы начнете впадать в ярость и демонстрировать немотивированную агрессию. Может быть, подобное поведение было уместно, пока вы жили в телах животных, но в теле человека – нет.

Принцип Ахимсы, принцип не причинения вреда постепенно позволит вам очиститься от тонких кармических загрязнений и научиться контролировать свои поступки, контролировать свою активность. Принцип не растрачивания по мелочам, принцип Брахмачарьи также помогает вам постепенно очиститься от совершенно не очевидных, тонких кармических загрязнений. Со времен жизни в телах животных мы тащим и тупость, и инерцию. Иногда мы бездействуем там, где надо активно работать или напротив, начинаем тратить свои силы на вещи не совсем разумные. В результате мы растрачиваемся по мелочам, а на самое главное нас не хватает, мы ничего не достигаем и умираем, что бы родиться в следующей жизни. И так из жизни в жизнь мы можем долго блуждать.

Надо сказать, что методы йоги носят не только гуманистический характер. И хотя плохо причинять вред и быть безыдейным, бесхребетным, не имеющим цели в жизни, но вопрос этот можно поставить и по-другому. Какую бы цель вы себе не наметили, вы никогда не достигнете ее, не используя эти методы. И здесь дело даже не в нравственности – в йоге полным полно так называемых «защит от дурака». Сейчас печатается множество книг о различных изощренных практиках, о таинственных сверхспособностях, которые обретет человек, только не особо видно, чтобы практики преуспевали в этом направлении. А причина в следующем:в йоге есть невидимые защиты, который не позволяют недоразвитой душе подняться достаточно высоко, чтобы она, обретя могущественными силами, не начала причинять всем вред. Эти невидимые “защиты от дурака” порой не понимаемы людьми. Ко мне частенько подходят люди с просьбой научить их практикам для обретения могущества и преуспевания, при этом в каких-то аспектах эти люди еще совершеннейшие звери. А ведь эти техники работают в любом случае. И вот такой человек набирается энергии и начинает доминировать в своей фирме, в своей семье, в своей стране, но только он очень быстро получает волну негативной кармы, потому что к целям своим пробирался по головам. И в результате ставится крест на всем. Поэтому можно сказать, что принципы не причинения вреда и не растрачивания по мелочам даже не столько этические, сколько технологические. Это принципы обхода ловушек для дураков и недоразвитых еще в духовном плане индивидов. Если вы начали заниматься йогой, но никогда не слышали об этих двух принципах, то в вашей жизни станут происходить различные несостыковки, которые будут вас, как бы косвенно, этим принципам учить. От поступка к поступку, из жизни в жизнь – пока не дойдет. Поэтому, особо рьяные чистые и искренние последователи очень быстро сами натыкаются на эти несостыковки и переоткрывают принципы йоги.

К сожалению, мы уже не обладаем той энергией, которой обладали йоги в древности, мы стали слабыми, стали более зависимыми. На первый взгляд кажется, что жизнь наша стала удобней, чем двести – триста лет назад, но, с другой стороны, двести – триста лет назад любой крестьянин мог за лето построить себе жилище и жить в нем припеваючи. А мы можем прожить всю свою жизнь в городе Москве, не имея собственного угла для жизни. На первый взгляд, жилище стало очень комфортным, но с другой стороны, оно стало очень недоступным. Такая же ситуация и в отношении отопления: дома у нас хорошие, теплые, но обратная сторона – мы стали слабы физически и малейший сквозняк приводит к простуде. За все приходится расплачиваться и мы расплачиваемся за цивилизацию. Из-за современных условий жизни в нас уже нет той энергии, которая была у йогов древности, и мы не можем так быстро переоткрывать законы бытия. Поэтому, лучше их знать заранее.

Священный долг в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги

Сегодня мы разбираем очень важную тему, касаемую священного долга. Это один из краеугольных камней в йоге, это одна из тех ловушек, тех «защит от дурака» на пути, про которые я вам рассказывал. Но эта ловушка очень не очевидная, очень завуалированная. Более того, утверждают, что именно по причине невыполнения этого долга Индия не состоялась как цивилизация, рухнула в самые низы и до сих пор является страной третьего мира. Если сравнивать с нашей европейской цивилизацией, то Индия по всем параметрам должна была бы вырваться вперед, только не вырвалась, а со страшным треском рухнула.

Но для йогов и йогинь, обладающих высочайшим знанием, отдача священного долга была одной из самых основополагающих.

Тело человека – высочайший дар

А под отдачей священного долга подразумевается следующее. Все мы с вами имеем тела людей и только по этой причине имеем счастье практиковать йогу. Если бы мы с вами имели тела собак, кошек или обезьян, то такой возможности у нас бы не было. Не будь у нас тела человека, мы бы не смогли заниматься йогой, мы бы не смогли практиковать и быстрые методы в йоге. Поэтому, тело человека считается самой большой драгоценностью, которая только есть у души. И если смотреть на ситуацию, поднявшись над высотой жизни, смерти и перехода между ними, то увидишь, что счастье получить тело человека не на каждом углу валяется. За телами людей выстраивается огромная очередь из душ и лишь те, кто обладает очень хорошей кармой получает возможность родиться в телах людей. Если же карма не достаточно хороша, то вас и не подпустят к этой очереди. А без тел людей ни о какой йоге не будет даже речи. Поэтому, поклон в ноги нашим маме и папе за то, что они подарили нам это тело. Мы можем любить своих родителей, можем не любить, можем восхищаться, можем не восхищаться, но, в любом случае, самим фактом своего существования мы перед ними в неоплатном долгу. Мы живем на земле в человеческих телах и этого достаточно, чтобы быть обязанными своим родителям.

Исчезновение ведического знания. Крах Индии.

Итак, цель йога или йогини – достичь Высшего и тело человека – это прекрасная возможность для его достижения. Без тела человека мы не достигнем Высшего! К сожалению, в Древней Индии, в результате некоторого стечения обстоятельств, случился провал из-за которого в течении нескольких поколений высокоразвитые души не имели возможности получить тела людей. В итоге цивилизация начала резко деградировать и пришла в совершеннейший упадок. Причиной же этого стали неправильно понятые философские учения, а также, вероятно, кармические обстоятельства: войны, эпидемии и завоевания. А дело в том, что в одно прекрасное время в Древней Индии стала доминировать идея о том, что надо отказаться от мира, перестать жениться и выходить замуж, перестать заводить детей, а следует удалиться в пещеру для достижения личного Самадхи, личного Просветления, личного спасения. Под действием этих ошибочных воззрений огромное количество сильных, способных и потенциально готовых для несения йоги молодых людей, мужчин и женщин, ушли из мира. Они перестали занимать руководящие посты в стране, а разбрелись по пещерам медитировать, достигать освобождения и спасения для себя лично. Этим они оголили цивилизацию и на должности в управлении, науке и в культуре стали приходить лучшие из худших, которые и схлопнули цивилизацию. Эти люди были не готовы к тем огромным полномочиям, которые на них возложили, они еще не умели управлять и в результате все развалили. И когда началась очередная война, войско возглавил не тот полководец, который мог бы победить и отстоять культурное наследие, а менее достойный, который проиграл битву. Правители, вместо того, чтобы заботиться о своих подчиненных, стали набивать свои карманы. Но идеология безответственности не может существовать долго: одно поколение машина еще как-то работала, потом все тише, тише, тише пока не остановилась.

Веды же возводили отдачу священного долга в ранг жесткой необходимости, в них было сказано примерно следующее: «до тех пор, пока не родится сын, домохозяин не имеет права покидать мир». Вся жизнь в древневедические времена четко регламентировалась. Каждый человек сначала проживал период ученичества, затем период домохозяина, и только после того, как дети подрастали и становились достаточно сильными, чтобы позаботиться о себе самостоятельно, человек мог совершенно спокойно уходить в пещеры, где медитировать и что угодно делать. Только после того, как он отдал свой долг! И, как правило, такие люди очень быстро достигали духовных высот. Но, по каким-то непонятным причинам, ведическое знание пришло в упадок. Все эти правила игры были поставлены под сомнение, стали возникать другие философские течения, учения. И одним из таких учений был ранний буддизм, который очень плохо понимал эти моменты. Точнее говоря, если бы Будда был жив, он бы смог скорректировать распространение этого учения, но Будды не было и учение дало резкий крен в сторону, извратилось. В результате огромное количество последователей буддизма ушли в монастыри вместо того, чтобы оставаться в мире. В философских идеях буддизма про продолжение рода ничего явно не говорилось, весь упор был сделан на личное спасение. А все, про что не говорится явно – забывается. Я неоднократно слышал и от самих индусов и из многочисленной литературы, что ранний буддизм стал последней каплей, погубившей Индию. Правда, к чести буддизма надо сказать, что его последователи очень быстро поняли эту ошибку и трансформировали свое учение в то, что называется буддизм Нагараджуны, который больше известен как тантрический буддизм. Это тот буддизм, который практиковался и практикуется на территории Тибета и Непала. Тантрический буддизм это уже не тот старый эгоистичный в своих перекосах буддизм, который, к сожалению, одно время господствовал в Индии.

Но вернемся к раннему буддизму. Надо сказать, что на его основе возникало множество философских течений, что усугубляло ситуацию. Вот представьте, рождается душа человека, растет, сталкивается с жизнью и начинает искать смысл бытия. Как правило, душа, которая ищет смысл бытия – это доминирующий человек. Такой человек всегда побеждает в конкурентной борьбе, всегда занимает высокие должности и не потому, что он кого-то подавляет, а потому, что обладает большими способностями. И вот такая душа, обладающая большими способностями, начинает интересоваться философией и встречает философское течение, основанное на полуправде – полулжи. Точнее, не на открытой лжи, а на чем-то размытом, на чем-то не очевидном за давностью лет. И вот, под влиянием выработанных в этой системе ошибочных канонов поведения, наш подающий надежды йог уходит в монастырь, где и проводит всю свою жизнь. Соответственно, он не рожал детей, не занимался управлением страной, не поддерживал знание йоги и не передавал его дальше. Многие из них умерли не достигнув Просветления, а после смерти столкнулись со следующей проблемой. Им бы родиться опять в той же Индии, чтобы продолжать там, где они остановились, но, поскольку у них не было ни семей, ни детей, рождаться им стало негде. Они не могли найти достойных маму и папу и стали рождаться в тех семьях, где философией интересовались меньше всего – у людей низших каст, которые не задавались вопросами бытия, а просто плодили детишек и на кусок хлеба зарабатывали. Вот так и получалось, что продвинутая душа вместо того, чтобы родиться в семье брахмана, рождалась в семье шудры, что привело к тому, что индийская кастовая система начала с треском рушиться. В ранние времена кастовость соблюдалась и душа брахмана, душа человека духовно высокоразвитого рождалась у соответствующих родителей, которые также принадлежали касте брахманов. Самим фактом рождения в семье брахманов гарантировалось, что в мир вошла высокоразвитая душа. Но после подобных потрясений гарантий, что в теле брахмана родится душа брахмана, а в теле шудры – душа шудры, не стало. Это привело к резкому перекосу.

В результате сложилась ситуация, когда Учитель не мог передать знания ученику, а ученик не мог передать их дальше. И с этих времен древнейшее могущественное знание йоги и Тантры, знание, которым мы так интересуемся, которое нас привлекает, начало медленно сходить на нет. А причину стоило искать несколькими поколениями раньше, в призыве вести монастырский образ жизни. На самом деле, ничего плохого в ведении монастырского образа жизни нет, при условии, что он ограничен по времени. Более того, это очень серьезная школа и в древне – ведические времена даже призывали молодых людей – юношей и девушек проходить подобную практику. Это был самый первый период, период ученичества, когда человек сексом еще не занимался, никаких радостей себе не позволял, а все свои силы тратил на овладение древним знанием. Ну а затем он должен был продолжить свой род и только после того, как его дети достигали совершеннолетия, он мог практиковать любые практики – поднимать Кундалини, открывать третий глаз, летать по воздуху.

Вот так и произошло, что распространение древнего ведического знания стало сходить на нет. Правда, время от времени, предпринимались попытки, более или менее успешные, изложить знание Вед другим языком в рамках различных традиций. Но, тем не менее, за последние тысячелетия знание йоги исчезает, в том числе и в Индии. В наше время оно, как лед на солнце, тает на глазах. Те Учителя, которые еще двадцать лет назад учили людей йоге, у которых я еще мог учиться, ушли и вы у них учиться уже не сможете. Они могли рядом с нами по улице ходить, а мы даже не знали, что они есть.

Духовные практики вымирают с огромной скоростью, быстрее, чем животные из Красной книги. В настоящее время остался лишь тонкий ручеек знания йоги, который мы с вами сейчас и изучаем. Йоги и йогини древности понимали, что такая опасность может возникнуть, поэтому отдача священного долга была у них жесткой составляющей образа жизни, важно было не допустить глупостей, не дать человечеству поддаться на различные лжеучения. Можно сказать, что отдача священного долга в некотором смысле является краеугольным камнем в йоге. Хотя на первый взгляд может показаться, что он не имеет к йоге никакого отношения, но если вы не будете его придерживаться, то нет никаких гарантий вашего развития. Вы можете много практиковать в этой жизни, но кто вам даст гарантию, что в следующей жизни вы опять получите тело человека? Точнее, может быть вы его и получите, но только уж, извините, что называется «по списку», родитесь там, куда вас занесет ваша карма, например, единственным наследником бомжей.

Надейся на лучшее, но готовься к худшему

Порой приходящие в йогу люди замахиваются на самые высоты, решают для себя достигнуть в течение этой жизни максимума, а там хоть трава не расти. “Я буду в Самадхи, мне будет хорошо, а до вас мне дела нет!” С одной стороны, мощный напор: достичь всего и сразу: «Не буду ждать много жизней, достигну Просветления, Самадхи в этой жизни» как это сделали Будда, Шива, Учителя йоги. Именно с таким устремлением мы все и должны жить, и если ко мне приходят будущие преподаватели йоги с другими установками, я их даже не возьму в обучение. Помните классика? Когда Остап Ибрагимович Бендер спросил Шуру Балаганова сколько ему нужно для счастья, тот назвал сумму порядка десяти тысяч рублей, на что Остап Ибрагимович заявил: «Шура, мне с вами не по пути!» Друзья, если вы не будете замахиваться на высоты йоги, вам нечего делать в быстрых методах. Но с другой стороны: «Надейся на лучшее, а готовься к худшему». И каждому из нас необходимо готовиться проживать еще по пять миллиардов жизней и потихонечку расти в йоге. Причем мы должны быть готовы прожить эти пять миллиардов жизней с такой же радостью, как если бы уже в этой жизни мы достигли Высшего!

Худшее же с точки зрения йоги – это непрерывная череда рождений и смертей, это жизнь в плоскости кармы, где все вертится по кругу. Надо быть готовым и к этому. Хорошо, если в этой жизни вы подниметесь на определенную ступень в йоге, но потом вы умрете, а рождаться где? Рождаемся мы все согласно своей карме и если подготовим следующее поколение, если нарожаем детишек, то у нас будет возможность родится, и даже возможность родиться в семье йога и йогини. И, в этом случае, вы сможете очень быстро продолжить свой путь, недаром в афоризмах йоги сказано: «Нет большего счастья среди рождений в теле человека, чем родиться в семье йогина и йогини». Более высокого счастья нет, все остальные рождения будь то наследником престола или великим поэтом это по большому счету ерунда. А счастье родиться в теле человека в семье йога и йогини вы получите только в одном случае – если сами будете в этой жизни йогом или йогиней и будете думать о продолжении рода, о рождении детей. А если нет, то родитесь где придется, в тех условиях, которые достанутся вам согласно вашей карме. Вот так и получается, что принцип отдачи священного долга является, в некотором роде, технологическим принципом, этакой защитой от дурака, подобно принципам Ахимсы, не причинения вреда и Брахмачарьи, не растрачивания жизни по мелочам. Если йог и йогиня рожают и воспитывают детей, это говорит о их вменяемости, о долгосрочности его интересов и об осознании ими задачи, на которую они замахнулись. А задача эта может потребовать от нас рождаться в телах людей еще тысячи и тысячи раз и мы должны воспринимать это за счастье, потому что каждое рождение приближает нас к Высшей цели.

Перекосы в вопросах рождаемости

Итак, в семьях неразвитых душ философскими вопросами не задавались, в них плодили потомство: чем больше, тем лучше. В результате произошел мощный перекос, в результате которого из Индии «вымылись» все высокоразвитые души, зато душ, незрелых в духовном плане там стало рождаться в изобилии. Незрелые души в избытке рождались и в те времена, и продолжают рождаться сейчас. Напомню, что Индия является рекордсменом по росту численности рождения и если этот темп не замедлится, то, в скором времени, она побьет все рекорды и станет самой многочисленной страной в мире, оставив позади себя Китай и Нигерию, где тоже наблюдается всплеск рождаемости.

Казалось бы, радоваться надо – йогам и йогиням будет возможность родиться в Индии. Но вы должны понимать, что рождение в трущобах, на самом низком социальном уровне ставит крест на вашем образовании, на вашем духовном росте. Это очень хорошо сейчас понимают в политических кругах Индии – бесполезно бороться с бедностью и неграмотностью при таком росте населения. Сегодня у тебя двадцать миллионов бедных, а на следующий год их уже двадцать пять! Неограниченная рождаемость – это бич. Рождаются же в такой массе души не слишком продвинутые, высокоразвитая душа еще сто раз подумает, рождаться ли в семье, находящейся на низком социальном уровне или нет. Иногда говорят, что большая численность населения – это здорово. Но это здорово только лишь при одном условии, что каждый индивид общества – душа на хорошем уровне развития. В противном же случае вы даже не сможете помогать этим огромным толпам людей, находящихся на низком уровне развития.

Сейчас опять раздаются стоны, что мир на грани голода, что в Африке народ умирает. А почему? Да потому что все предыдущие годы их кормили, они сами ничего не делали, а сейчас цена на продовольствие подросла и спонсорам стало дорого продолжать их кормить. Благотворительные организации выделяли им действительно большие суммы денег и что в итоге? Это привело к тому, что африканцы вообще перестали что-либо делать, потому что у этих душ еще не было внутренней мотивации к труду. Неконтролируемая рождаемость душ, которые плохо себя осознают – это тупик для государства. С другой стороны, отсутствие рождаемости еще больший тупик для государства. Развитие идет по лезвию бритвы.

Йоги и йогини прекрасно это понимали, поэтому крайности в их среде были отброшены. А чтобы долгосрочно отбросить эти крайности, как раз и был введен принцип отдачи священного долга. Я порой встречаю йогов и йогинь, которые говорят, что хотят всю свою жизнь посвятить достижению Высочайшего и это меня всегда радует. Но если при этом они заявляют, что планируют отказаться от мира и уйти в монастырь или ашрам, где будут жить до конца своих дней в посте и молитве, то это уже серьезнейший перекос. Я начинаю интересоваться, откуда у них подобные «жизнеутверждающие» идеи: может, у него в жизни что-то не удалось, может какое-то потрясение было? И, как правило, выясняется, что ничего подобного не было, просто в книжке “умной” было в красках описано как замечательно жить в монастыре, какие они там все духовные, третьи глаза сутки напролет раскрывают, да Кундалини гоняют. И вот такой адепт заявляет, что он разочаровался в мире и никого больше не хочет ни слышать ни видеть. Вот такой способ почетного бегства из мира. Эти люди сейчас толпами бродят по Непалу и Индии. Если раньше в монастырь было попасть сложно, то сейчас легко, и они перебираются из одного монастыря в другой. И главное, ведь даже Аксиоматики йоги не знают!

На самом деле весьма полезно бывает окунуться в этот мир, пожить в местах силы, но если это происходит дольше определенного времени, то превращается в хождение по кругу. К сожалению, эта негативная тенденция стремительно развивается у нас в стране. И самое обидное, что она давно была понята в Индии, там давно с ней борются, а мы начинаем наступать на те же грабли. И это лишь потому, что у нас распространено множество мифов о том, как жили йоги и йогини.

Отдать священный долг – иметь детей самому или помогать тем, у кого есть дети

Кармы у людей бывают самые разные, поэтому под отдачей священного долга подразумевалось либо иметь детей самому, либо помогать детям своих родных, близких и знакомых. Как вы видите, упора на то, что это должны быть обязательно твои дети, в йоге не делается, просто в любом случае ты должен работать в направлении детства. И следующий серьезный момент: ты никогда не должен ставить под сомнение ценность того, что кто-то имеет детей. К сожалению, подобный перекос тоже достаточно часто встречается в разного рода духовных школах, когда монаха йогического сообщества ставят много выше, чем простого мирянина, домохозяина. Друзья, сама постановка такого вопроса считается преступной, потому что создает неправильную ауру и направляет неокрепшие умы не по той дороге.Если же мы хотим уподобиться древним йогам или йогиням, которые донесли до нас Высшее знание, никогда и ни при каких обстоятельствах не выступайте против семьи, против детей, против продолжения рода. И речь здесь идет не только о ваших детях, но также и о детях ваших соратников на пути йоги, друзей, знакомых.

Поиск отца и матери своих детей

И здесь необходимо сразу упомянуть одну особенность. Для создания семьи йог или йогиня в первую очередь искали не жену или мужа, а мать или отца своим будущим детям. Это достаточно серьезный акцент, который ставит все буквально с ног на голову, потому что в нашей западной цивилизации принято в первую очередь думать о себе, о своем личном счастье, а дети какие будут – такие и слава Богу. Вроде, на первый взгляд, такой подход выглядит логично, но это эгоизм. Потому что после рождения ребенка как правило выяснятся, что вы со своим мужем или женой абсолютно разные люди, друг друга вы не переносите и в результате вся ваша жизнь превращается в вечные склоки, ссоры, в выяснения отношений, в вечную войну. А разменной картой в этой войне становятся дети, дети становятся оружием манипуляции. Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Еще вчера они друг друга на руках носили, а сегодня стали смертельными врагами. А дети чем виноваты? Это маленькое существо ничего толком не понимает, для него одинаково: что мама дорога, что папа дорог. При всех их недостатках, он все равно интуитивно тянется и к маме, и к папе. А мама и папа друг друга не переносят и начинают войну не на жизнь, а на смерть. В душе такого ребенка появляется большая душевная рана, порождающая страдания.

Мы когда-то говорили, что страданий в этом мире нет, есть лишь энергия наслаждения или энергия счастья, которую мы делим пополам и сталкиваем лбами. Для ребенка, когда мама и папа начинают выяснять отношения, нет худшего страдания. Потому что его собственная радость, счастье и любовь и к маме, и к папе начинают сталкиваться лбами. Ребенка в такие минуты буквально разрывает на части. Это называется неблагополучные семьи. А сама возможность возникновения неблагополучных семей была заложена в нашем бездумном выборе партнеров по сексу, когда приходит не ожидаемая и не планируемая беременность. Йогу Союза никто не знает, а она всегда начинается с контрацепции, причем с контрацепции на уровне мысли. А что мы имеем? Рождаются дети, родители женятся, и тут же начинаются трения, которые со временем переходят в ненависть. И подобных сценариев куча! Еще Лев Николаевич Толстой сказал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И тот принцип, который заложил саму возможность подобного разворачивания событий это то, что мы изначально выбирали себе подругу или друга для своего личного счастья, а счастье своих детей мы отодвигали на второй план. И за это расплачиваются дети. В среде йогов и йогинь мужем или женой в первую очередь становились люди, подходящие друг другу для продолжения рода, безусловно, при наличии симпатии. Вас может тянуть к кому угодно, вам может быть интересно с кем угодно проводить время, но нужно уметь выбирать, от кого рожать детей. Этот момент очень четко отслеживали и уважали в среде йогов и йогинь.

Эти алгоритмы проникали и в обычный социум, и в простонародье, в результате в Индии браки своим детям стали заключать родители и свобода выбора жены или мужа сошла на нет. Мы иногда восхищаемся Индией. Индия действительно чудесная страна, за ней будущее, их правители сейчас бьются не на жизнь, а на смерть, чтобы вытащить страну из духовного нигилизма, при этом Индия содержит в себе такие духовные высоты, что всему остальному человечеству остается только учиться у нее. Так вот, в этой чудесной стране основная масса браков заключается не по любви. Как правило, родители собираются и женят своих детей, и для них вовсе не сказка сценарий в котором муж и жена могут познакомиться лишь на брачной церемонии. Свободный выбор спутника жизни для них – экзотика. Поэтому вы должны понимать, насколько наша страна при всех ее недостатках более свободна. Но свобода подразумевает ответственность, с которой у нас дело обстоит много хуже. В Индии смотрят на нашу западную свободу, смотрят на все наши недостатки и еще круче завертывают гайки патриархальных традиций. Пример уж больно отрицательный. Перекос у нас большой, страшный и ужасный.

Повторюсь, что в среде йогов и йогинь подобных перекосов не было. Муж искал себе жену, а жена искала мужа исходя из не эгоистичных принципов, не для того, что бы самому счастливо прожить жизнь с красавицей женой (пускай все завидуют) или с умным и богатым мужем (пускай все тоже завидуют). На первый план у них выходила не нынешняя, а следующая жизнь, которая целиком и полностью определяется вашей кармой в этой жизни. А одна из самых существенных составляющих вашей кармы зависит от того, как вы продолжите род. Этот вопрос даже не стоит у людей неразвитых, людей в духовном плане не искушенных, они плодятся и размножаются с кем угодно, где угодно и когда угодно. А люди более развитые в духовном плане к этому вопросу начинают подходить осознанно. Обратная сторона этой осознанности – сокращение рождаемости. И здесь следует помнить, что сокращение рождаемости – это опасность даже не для государства, это опасность в первую очередь для вас самих. Спросите себя среди кого вы будете рождаться в своей следующей жизни?

Семья и дети не являются помехой на духовном пути

Я иногда слышу выражение, которое проникло к нам сюда наряду с прочими мифами и байками о йоге. Оно возмущает меня, но я не знаю, как с этим бороться. А наверно надо не бороться, не биться с этим мракобесием, а просто замещать эту тупую идею правильным знанием. Пожалуй, это единственное, что в наших силах – давать реальное древнее знание, которое смоет всю эту бредятину. Так вот, я часто слышу как говорят, что не будут заводить семью и детей, потому что они мол мешают духовной практике, практике йоги. Большего заблуждения свет не видывал! В среде йогов и йогинь считается, что ни семья, ни дети не являются препятствием для духовного роста и практики. Более того, семья и дети представляют собой фундамент и облегчающий трамплин для роста. В нашей школе йоги традиции Анандасвами сказано так: «Ни дети, ни семья не являются препятствием для духовного развития».

Ладно, не будешь сам – хорошо, не надо, карма бывает разная. Но ты хотя бы не выступай против! А то ведь получается, что он сам не хочет иметь детей и семью, так еще с высока на всех остальных смотрит. И у всех остальных возникает комплекс неполноценности. Съездит какой-нибудь Вася Пупкин в Индию, разрядится в оранжевые одежды, вырядится как клоун да обзаведется последователями. Они ему в ноги падают, а он с важным видом начинает умничать и учить всех жить. А копни вглубь и увидишь, что монахом он стал потому что ни с одной женщиной ужиться не может, а детей не заводил, что бы никого не кормить, ни о ком не заботиться. Иногда такие странные существа появляются в духовной сфере и не надо на них покупаться. Подобные страшные ошибки будут прослеживаться не только в следующем рождении, но и в рождении через рождение.

Ну и в продолжении надо сказать, что все древние быстрые и таинственные йоги конечно же были для состоявшихся личностей. Для достижения своей цели сексуальные йоги можно было практиковать с любым количеством партнеров или партнерш. А цель, как мы помним, была в постижении Высшего. И для этой цели можно было заводить хоть целый гарем женщин или мужчин, но с одной маленькой оговорокой. Этому будет посвящена наша следующая лекция – йог или йогиня склонны были вообще не вступать в сексуальную связь, чем вступать в нее с кем попало. Сейчас вольница развелась – люди спариваются как мухи, но даже если не говорить про различные половые заболевания, подобные связи – небезопасны. От каждого человека, с которым вы переспали, вы получаете отпечаток. Классик когда-то сказал про водку: «Пить можно – но только знай с кем». Точно так же и здесь. Лучше вообще ни с кем не заниматься сексом, чем заниматься им с кем попало. Даже в обычной жизни следует быть разборчивыми, что бы не получить ненужный отпечаток.

Вот такая, для нас немного странная, вырисовывается ситуация: устойчивая семья, которая строится вокруг детей и во имя детей, муж и жена скорее соратники, очень близкие люди. Если у них возникает желание или потребность практиковать с кем-то другим – вперед, нет – не надо. В результате мы имеем отсутствие ханжества и предельное целомудрие.

Муж и жена – партнеры по аскетизму

Итак, йоги и йогини в качестве мужа или жены искали, в первую очередь, отца или мать своим будущим детям. Это более тонкие и глубокие взаимоотношения между мужчиной и женщиной. И хотя рассматривая тему «Что делать?» мы будем более подробно говорить об этом, пару слов скажу и сегодня. Когда вы практикуете методы Тантра йоги и йоги Союза с большим количеством партнеров или партнерш, то ваш контакт с ними выстраивается на одних принципах. А взаимоотношения со своим мужем или женой, с которыми вы живете для детей – это более глубинный, более доверительный уровень. Муж или жена, с которыми вы живете ради детей, это ваши самые близкие люди, которые знают все ваши сильные и слабые стороны. Это те люди, которым вы можете показать свои недостатки. Хотя все практики сексуальных йог строятся таким образом, чтобы все недостатки максимально скрыть, а положительные стороны максимально проявить. На этом построена сама идея этих практик, это так называемый Метод преодоления Майи. Идея Метода преодоления Майи заключается в том, что мы должны создать инструмент, побеждающий Майю. За этим стоит очень серьезная, большая и труднопонимаемая философия, которая по-настоящему быстро работает и делает духовный рост неимоверно быстрым. Сексуальные практики считаются мощнейшим методом, а Майя в них играет положительную роль.

С мужем же или с женой вы открываетесь полностью, он или она видят вас таким, какой вы есть. И терпеть своего мужа или жену вы сможете лишь если в самом начале ваших отношений у вас была взаимная тяга, если вы любили друг друга. Только в этом случае вы сможете закрыть глаза на их недостатки. Вы будете понимать, что это самый близкий друг, с которым вы по жизни третесь: вы его «чистите», а он вас. Отсюда следовало такое положение: жизнь между мужем и женой, которые выбрали друг друга для продолжения рода и которые совместно воспитывают детей, приравнивается к аскетизму.

Еще раз хочу сделать акцент на диаметральную противоположность нашим взглядам. Когда наши юноша и девушка влюбляются, женятся и рожают детей, они думают, что друг другу даны для наслаждений, что в лице друг друга нашли свое счастье и что теперь их жизнь будет светла и приятна. А жизнь потом все на свои места расставляет и начинаются трения. А юноша с девушкой изначально не были к ним готовы. Они ждали рая, а попали в ад. Они ждали, что все будет без усилий, а от них требуется работа. В среде йогов или йогинь жизнь в семье и семья во имя детей приравнивалась к одному из самых жестких аскетизмов. Вот так и получается, что йоги и йогини древности выбирали не только мать или отца своим будущим детям, но и попутчика по аскетизму. Взаимная жизнь всегда проходит в трениях: где-то приходится уступать, где-то приходится смиряться, где-то приходится помогать партнеру избавляться от недостатков. Совместная жизнь меньше всего похоже на счастливую сказку. Мы же, вступая в брак, ждем именно счастливой жизни, а никак не совместного аскетизма. В среде же йогов и йогинь не было ханжества. Йог любил свою жену, йогиня любила своего мужа, но она при этом могла практиковать с любым количеством партнеров. И, в то же самое время, она очень четко и терпеливо сносила все выходки своего мужа – йогина. Это аскетизм: муж ей нужен для детей и для совместной практики.

В долгосрочной перспективе все это перетекает в положения йоги Влюбленности. Кто имеет право на влюбленность? Тот, кто прошел аскетизм. Практиковать можете с любым количеством партнеров, но в очередной ли в этой ли жизни, когда вам откроется третья стадия йоги Влюбленности (заслуженная влюбленность), то откроется она вам через вашего супруга. Открывается же влюбленность только в том случае, если человек прошел аскетизм и действительно заслужил ее. Как вы видите, акценты еще более сместились.

Выбирать отца или мать своих детей из среды единомышленников

Может быть, я и ошибаюсь, но мне кажется, что в древности йогу было проще найти йогиню, и йогине было проще найти йога для создания семьи. Сейчас стало сложнее. У йогов и йогинь считалось, что в идеале ты должен выбирать мать или отца своим детям, друга или подругу по аскетизму, среди единомышленников, среди тех, кто разделяет твои взгляды, среди тех, кто имеет те же самые цели. К сожалению, здесь тоже многое зависит от кармы, расклады могут быть самые разные. Допустим, йогиня серьезно интересуется Высшим, а ее муж, к примеру, либо немного симпатизирует ее взглядам, либо вовсе к ним индифферентен. Много кармических нюансов, у всех по-разному бывает в жизни. Но ваше отношение ко всем, с кем вас свела судьба и, тем более, к тем, от кого у вас есть дети, должно рассматриваться как практика аскетизма. А не так, что вы ждете от своего мужа или жены, что они будут разделять все ваши взгляды. Дети делают священным ваш брак, дети – это ваше будущее в йоге, дети – это ваше следующее рождение.

Родовая йога

Вы, конечно, можете замахнуться по максимуму и решить достичь Просветления уже в этой жизни, при этом вы можете думать, что вам не нужно заботиться о продолжении рода, о своем следующем рождении. Но это не такой простой вопрос. За вашей спиной стоят миллионы предков, которые ждут возможности родиться в телах людей, в телах ваших детей. Существует концепция Родовой йоги и в частности наша школа йоги традиции Анандасвами относится именно к ним. Что означает – Родовая йога? В концепции Родовой йоги утверждается, что кем бы вы ни были ваши родители, кем бы ни были ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но где-то в глубине веков они сливаются с нашими прародителями, с Учителями йоги. Мне иногда приходится слышать жалобы людей на то, что когда они слышат “Учитель йоги”, им сразу представляется черный и некрасивый индус, на которого вовсе не хочется медитировать. Действительно, бывают самые странные симпатии и антипатии. А сейчас развелось множество полу йоговских – полу сектантских образований, где принято выставлять изображение какого-нибудь святого и заставлять всех падать перед ним ниц и кланяться. На самом деле это перекосы и у многих это вызывает явное отторжение. В традиции же родовых школ йоги говорится: “Если вы хотите установить высочайшую связь с Учителями, но вам трудно представить в медитации их образы, то вы всегда можете медитировать на своих маму и папу, или на бабушек и дедушек, или подниматься выше по линии своего рода и при этом к какой бы нации, к какому бы вероисповеданию вы ни принадлежали, в любом случае вы дойдете до Учителей и Учительниц йоги”. Очень странная, на первый взгляд, концепция, но являясь по-настоящему мощной, она подсказывает нам, что знания йоги являются не механистической абстрактно-философской системой, навязываемой нам извне, что могло бы вызывать естественное к ней отторжение. Нет, эта концепция показывает нам, что в йогу можно войти и с другой стороны, со стороны наших предков.

Глубочайшее уважение к предкам нашло отражение практически во всех многочисленных культах и философских течениях. И частенько, в древних культах можно встретить чисто йоговское положение, которое звучит с небольшой издевкой: «Пока предки тобой не довольны, не видать тебе Просветления, как своих собственных ушей!» И под предками здесь имеются в виду не родители, а далекие – далекие пращуры, смотрящие на нас с тонких планов: «Ага, на небо собрался, в рай? Нет, не достоин!» Как вы видите, все сводится к одному: пока не отдал священный долг – не заслуживаешь Высшего. Наши мамы и папы, бабушки и дедушки жили в ужасных условиях революций и войн, они терпели голод и холод. Почитайте историю Руси Карамзина – бесконечные смуты, то один Лжедмитрий, то другой! Вы даже представить себе не можете, сколько им, бедолагам, пришлось вытерпеть. Но не смотря на все лишения, они стиснув зубы воспитывали следующее поколение, и воспитывали его не людоедами, а с сохранением гуманизма и доброты. Они передавали импульс жизни своим детям и только благодаря этому вы появились на свет. Мы с вами в долгу. И отдать этот долг мы можем только одним способом, мы должны дать возможность практиковать йогу тем душам, которые не могли этого делать в тех далеких ужасных условиях. Невозможно практиковать йогу, друзья, когда у тебя то одно завоевание, то другое, то голод, то эпидемия! Какая тут йога? Тут бы выжить! И теперь вы должны дать шанс этим душам родиться в хороших условиях и практиковать. И вот тогда предки посмотрят на вас со своих высот и скажут: «Да, отдал долг святой, Просветляйся!».

Но ситуации, конечно, бывают разные и это положение не обязывает вас во что бы то ни стало лично иметь детей. Человечество движется этаким роем, злые языки по этому поводу утверждают, что мы все произошли от одной обезьяны. Вы можете сегодня встретить незнакомого человека, который в прошлой жизни был вашем братом или сестрой, или мужем или женой, или вашим ребенком. Мне очень нравится красивая поговорка тантрических буддистов, двоюродных братьев и сестер нашей йоги традиции Анандасвами, которые говорят, что один человек может передать духовное знание другому человеку только лишь в том случае, если они в прошлом были матерями друг друга. Когда-то в одной жизни первый был женщиной и родил второго, в другой жизни, соответственно, второй был женщиной и родил первого. И вот если есть такая материнская связь, то вы можете получить передачу духовного знания совершенно без каких-либо трений.

Безусловно, все мы «сами с усами» и никто, даже йоги и йогини, донесшие до нас древнее знание йоги, не имеют права что-либо нам навязывать. Более того, они бы сами отговаривали нас от того, что бы мы слепо копировали их образ жизни. Согласитесь, здесь есть над чем подумать и уж во всяком случае на некоторые вопросы, ответ найти можно. Те проблемы, что сейчас мучают нас, возникли не вчера, не пять лет назад, не десять и даже не десять тысяч лет назад.

Вопрос из зала: какова роль Учителя для мужа и жены, которые занимаются практикой?

Учитель и Учительница, как правило, вели пару. У нас сейчас принято книжек поначитаться и начать самостоятельно заниматься Тантра йогой. В древней традиции это считалось слишком самонадеянно. Учителя направляли практикующих в нужное русло. На то они Учитель и Учительница, чтобы чувствовать опасные моменты, те где карма человека может унести его в сторону. Представьте, что пактикуя Триаду, вы летите на реактивном самолете и если ваш самолет хотя бы верхушки деревьев своим крылом коснется, то ничего от него не останется. Роль Учителей более чем важна. Если, на свой страх и риск, отправится в путешествие по Тантре, то можно и не приземлиться. А можно и не взлететь!

Добавить комментарий