Система аксиом йоги “Макрокосмос”. Часть 1-я.

Система аксиом йоги “Макрокосмос”.
Часть 1-я.

План:

  1. Первая подгруппа аксиом системы Макрокосмос и теоремы, выводимые из первой подгруппы аксиом: этапы формирования Вселенной.
  2. Непроявленный Абсолют, ноль.
  3. Проявление Абсолюта: воля, свобода, Майя, реален ли наш мир.
  4. Проявления и свойства Абсолюта: Сат Чит Ананда, прана, Сознание, Энергия, понятие пола.

Шаг 6. Система аксиом йоги «Макрокосмос». Часть 1

Напомню, все аксиомы в йоге сводятся к двум независимым группам: одна – система аксиом микрокосмоса, другая – система аксиом макрокосмоса.

Итак, ранее мы рассмотрели систему аксиом микрокосмоса, теперь у нас на очереди система аксиом макрокосмоса.

В системе аксиом микрокосмоса на первый план выходит личность, внутреннее Я человека. В ней человек занимает очень активную, даже, можно сказать, героическую жизненную позицию и становится полностью творцом своей судьбы. Она подходит людям с подобным складом характера. Вторая система аксиом – система аксиом макрокосмоса – диаметрально противоположная. Основное положение этой системы – уповать на Вселенную. Соответственно она и подходит людям с таким образом жизни и мироощущением, которым больше свойственно уповать на силы, на мудрость Вселенной или Абсолюта.

Строго говоря, все проходят на своем жизненном пути стадию, когда они целиком и полностью уповают на Вселенную. Например, для грудного ребенка весь мир – это ощущение мамы, он стремится к маме, доверяет ей. Если ему плохо, он начинает плакать. Ребенок не в состоянии сам о себе позаботиться. Он только может выразить свое удовольствие или неудовольствие, но вряд ли может полагаться на свое Я в решении своих проблем. И действительно, никто же не ждет от маленького ребенка, что он возьмет жизнь в свои руки и начнет решать проблемы, когда он вдруг стал мокреньким или захотел покушать. Подобная ситуация может быть и у человека, достигшего преклонного возраста. Под влиянием возраста у него меняется характер восприятия окружающей реальности. Порой говорят, что старики – как дети. Люди старшего возраста становятся более сентиментальными, требуют к себе внимания и в этом смысле сравниваются с детьми.

Рис. 1. Маленький ребенок целиком уповает на Вселенную

 

Даже самый уверенный в себе человек, который считает, что держит свою судьбу в своих руках, проходит стадии младенчества и старости. Поэтому нельзя сказать, что подобное упование на Вселенную незнакомо каждому из нас. Даже если мы сильные волевые люди, привыкшие решать свои проблемы самостоятельно, ни на кого не полагаясь, то и в нашей жизни было то время, когда мы вошли в этот мир, и будет время, когда мы в старости будем снова подходить к этому состоянию надежды на Вселенную.

Но также есть люди, которые в период своей сознательной жизни склонны в большей степени полагаться на Вселенную. Они склонны погружаться в окружающий их мир, доверять ему. И все их дела, стратегии поведения и даже стратегии духовного развития отличаются от стратегии поведения, которая выстраивается у людей, придерживающихся системы аксиом микрокосмоса.

Как это ни странно, но иногда считается, что такое отношение к жизни более свойственно мужчинам, нежели женщинам. И этому дается достаточно понятное объяснение. Казалось бы, наоборот, мужчина в большей степени старается держать все в своих руках, все под контролем. Это и так, и не так. В своем глобальном переживании Вселенной мужчина в большей степени склонен к слиянию с ней, её познанию. Это может быть человек, восхищенный красотой, видом разворачивающейся перед ним Вселенной, и он в первую очередь думает об окружающем его мире, а не о себе самом. Он поглощается фантасмагорической картиной, разворачивающейся перед ним. Это состояние поэта, художника, захваченного волной прекрасного. И человек забывает про себя, «уходит» в эти дали, в окружающий мир. В качестве примера, характеризующей состояние экстаза от окружающей Вселенной, прочитаю вам стихи М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743г.):

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы чорна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкой прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы божества

Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет;

Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верьхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

 

 

Рис. 2. Так я, в сей бездне углублен, теряюсь, мысльми утомлен!

 

Это образ, когда открывается Великое. Многие из нас, наверное, помнят те мгновения, когда смотришь ночью на звездное небо и осознаешь его бесконечность. Как бы мы мыслями ни пытались проникнуть ещё дальше, наш разум говорит, что это не предел, что Вселенная бесконечна. И возникает мистическое чувство общности с бесконечностью, со Вселенной. Возникает ощущение, что любой человек в свете этого колоссального видения – ничто, песчинка, которая теряется в этой грандиозности. Более того, как показывает нам М.В. Ломоносов в своём стихотворении, сам разум не в состоянии осмыслить величие окружающего мира. Человек будто начинает ощущать дыхание жизни за всем окружающим, причем настолько мощное, захватывающее и чудесное, по сравнению с которым личная жизнь, личные проблемы воспринимаются серыми, недостойными даже рассмотрения.

Это и есть ощущение запредельности мира. И система аксиом макрокосмоса, конечно, в полной мере характеризует такое состояние познания мира. В данной системе аксиом все законы выводятся через что-то бесконечно захватывающее, что разворачивается перед органами чувств человека и потом постепенно приближается или концентрируется на самом человеке. То есть вначале в этой системе рассматривается Вселенная, а потом – человек. Прямо противоположный подход в системе аксиом микрокосмоса, где все идет в обратном порядке: вначале – человек, а только потом – Вселенная.

Хотя йога крайне дистанцируется от какой-либо религиозности, то есть йога и религия понятия разные (йога – это система самопознания), но такой же подход наблюдается и во многих религиозных системах, которые в первую очередь призывают человека полагаться на окружающую Вселенную, на ее мудрость. В разных религиозных системах вводятся разные понятия: где-то личность, где-то сверхличность, где-то закон или абстрактное понятие светящейся пустоты. Но по сути дела везде ощущается что-то совершенно запредельное, по сравнению с которым все остальное блекнет. И более того, после такого видения человек начинает забывать о себе. Он даже не думает о себе. У него даже не возникает желания начинать изучать Вселенную с себя. Наоборот, он настолько захвачен этим ощущением, что начинает изучать Вселенную или заниматься самопознанием через призму окружающего мира.

Как правило, такие люди выделяются среди остальных. Западному менталитету ближе первая система аксиом – система микрокосмоса, где в первую очередь упор делается на личность: я маленький, я познаю себя и рано или поздно я расширяюсь до размеров Абсолюта. А на примере этого стихотворения М.В. Ломоносова мы видим полную противоположность. Здесь скорее восточный менталитет: вначале я поглощен или захвачен ощущением Вселенной, а затем я начинаю постигать, что моя собственная суть и суть видения открывшейся Вселенной одно и то же. Так можно общими чертами, набросками охарактеризовать систему аксиом макрокосмоса.

Это довольно нестрогое изложение системы аксиом макрокосмоса, в оригинале она излагается так же, как современная математика. Так, во времена Ньютона, Лейбница изложение математики было скорее описательное, в современных же учебниках эти же знания подверглись большей формализации. Так и аксиоматика в своем сухом чистом изложении больше похожа на современный подход в математике. Но в таком виде она хуже воспринимается, хотя этот подход строже, и из него проще делать соответствующие выводы о методах, которые применяются в йоге.

Аксиомы в йоге – вещь очень важная, потому что все методы йоги можно вывести из этих аксиом логическим путем. Все упражнения йоги, все медитации и объяснения того, что нужно делать, а что не стоит, и почему не стоит, – все это выводится из аксиом. Строгость, конечно же, нужна, но иногда за этой строгостью теряется смысл, особенно для людей, недавно приступивших к изучению йоги. Как в математике со времен Эйлера математический аппарат приобрел строгую сложившуюся форму, так же и аксиоматика в древних трактатах очень поэтична, а в более поздних трактатах дается уже формальное изложение.

Теперь мы переходим к самим аксиомам. Как и в системе аксиом микрокосмоса, здесь существует три подгруппы аксиом.

Рис. 3. Грандиозная Вселенная

 

Первая подгруппа целиком и полностью касается Абсолюта.

Вторая подгруппа говорит о многочисленных живых существах, населяющих эту Вселенную, а по сути дела она касается всего живого согласно этой системе. Йога не делает принципиальной разницы между телами живых существ, как мы это сейчас понимаем, и неживыми предметами или явлениями, будь то камень или порыв ветра.

Третья подгруппа – аксиомы, которые говорят уже о каждом человеке, месте отдельно взятого человека в этой фантастической картине мира.

Начнем с первой подгруппы аксиом, которая касается Абсолюта. По сути дела, в этих аксиомах описываются стадии творения Вселенной так, как они понимаются в йоге. Или, по-другому, эти аксиомы дают понимание возникновения нашего мира. Последовательно даются снимки, состояния, описывающие возникновение того, что называется Вселенной, окружающей нас, что она собой представляет, откуда взялась, какие стадии развития она претерпела, прежде чем предстать перед нами в том виде, который мы сейчас наблюдаем.

 

Аксиома №1. Закон «ноль».

Первая аксиома говорит нам об очень странном периоде, когда не было времени, о самом первом шаге, с которого началось творение. Она говорит нам о непроявленном Абсолюте или надпроявленном Абсолюте.

И прежде чем мы начнем рассматривать эту и все последующие аксиомы, еще раз напоминаю, что предмет рассмотрения чрезвычайно абстрактный и чрезвычайно сложный. Если вы с моих слов будете ощущать, что вы хоть что-то понимаете, то знайте, во многом это иллюзия. Так происходит потому, что я слишком давно читаю лекции и умею обходить острые углы. По степени абстрактности и, если угодно, даже необъяснимости, это один из высочайших разделов в йоге. Поэтому если вы вообще ничего понимать не будете – не пугайтесь. Если вам покажется все понятным и очевидным – тоже не доверяйте этому, отбросьте эти крайности.

Речь будет идти, я прошу прощения за нелогичность фразы, о времени, когда не было времени. Или о формах, когда не было пространства. Попробуйте представить себе форму квадрата в тот момент, когда не было пространства. Некоторые геометрические формы даются для толчка нашему разуму, но ни в коей мере не передают сути. Я напоминаю вам, что любая аксиома по своей природе выше всякой логики. Аксиомы не противоречат логике, они как-то воспринимаются логикой. Логика по этому поводу может какие-либо слова сказать, но логика в речи и мысли не в состоянии в полном объеме передать истинное наполнение и смысл тех вещей, о которых говорится. Это не страшно и неважно. Еще раз хочу напомнить, что аксиоматика йоги подобна математике: в ней есть понятия бесконечно большого и бесконечно малого, которые никто не осознает, но, тем не менее, математики с ними научились работать. И, скажем, все дифференциально-интегральные исчисления появились из этих понятий, которые мы не осознаем до конца, но научились ими оперировать. Так же надо относиться к этим аксиомам, которые, с одной стороны, не совсем понятны. Но если ими оперировать в плоскости логики, то получаются вполне хорошие, практичные результаты, которые мы можем применить и «на своей шкуре» получить подтверждение, что всё случилось так, как и было обещано.

Итак, первая аксиома говорит нам о времени, когда не было времени. Или о самом первом шаге, с которого началось творение, когда не было еще ни пространства, ни времени, ни предпосылок для того, чтобы возникли пространство и время. Был Абсолют в непроявленной форме. Иногда его еще называют надпроявленным, это кому как больше нравится. Никого и ничего тогда не было. Собственно говоря, мы не можем даже сказать, что он был. Потому что, когда мы говорим «был», это уже описание, это уже существование в прошлом времени. Но прошлого времени не было, так как не было времени вообще. И то состояние, в котором находился надпроявленный или непроявленный Абсолют, не имеет даже отдаленных аналогий в словах и мыслях, которыми мы с вами оперируем. Поэтому получается, что с позиции формальной логики, он и был, и его не было. То есть он был в том смысле, в котором мы понимаем этот термин: какая-то первооснова творения была. Но, с другой стороны, мы не можем даже отдаленно себе вообразить или нарисовать ментальную картинку, что же тогда было.

Абсолют был в непроявленной форме. И здесь, как правило, задается вопрос: «Хорошо, мы согласны, что эта аксиома сверхлогична, но будь она хоть три раза сверхлогична, откуда же мы знаем, что тогда было все именно так?» Ведь наличие Абсолюта в состоянии непроявленной формы предполагает, что не было ничего проявленного. Не было свидетеля, который наблюдал бы за всем этим и фиксировал события. Это первое противоречие. А мы помним, что сверхлогика никогда не противоречит логике. Логика не объясняет сверхлогику, и в то же время логика никогда не может загнать сверхлогику в тупик. Если такое получается, значит, где-то что-то нарушено в повествовании или в понимании. И, как ни странно, на этот вопрос есть простой ответ: «Мы знаем, что тогда было все именно так, потому что, как показывает йога в дальнейшем, частица этого Абсолюта содержится в каждом из нас». То есть это знание, которое заключено в каждом из нас. Как если бы каждый из нас тогда уже был. По сути дела мы черпаем эти сверхлогичные аксиомы из того факта, что наша внутренняя суть ничем не отличается от сути Абсолюта. Но это будет в дальнейшем.

Эта первая аксиома о том, что был Абсолют в надличностном или сверхличностном, надпроявленном или непроявленном состоянии, которое вне времени, вне пространства хотя бы потому, что времени и пространства тогда еще не было, и не было даже предпосылок к их созданию. Это снимок или момент времени до творения.

У Вселенной есть такое понятие, как «творение Вселенной». У ученых есть разного рода концепции насчет возникновения Вселенной. Йога дистанцируется от науки в том плане, что она не лезет в науку, и науку йогой подменить нельзя. Это разные системы, и они используют разные подходы. Но та же самая проблема возникает и в системе научных взглядов, когда говорят о Большом взрыве (одна из предлагаемых гипотез возникновения Вселенной) и молчат о том, что было до этого.

И первая аксиома дается как попытка заглянуть дальше того момента, когда началось само творение. Еще раз повторяю, что это чрезвычайно абстрактная тема, она ускользает от разума, и она характеризуется как Закон «ноль».

Почему Закон «ноль»? Здесь мы видим следующую аналогию. Давайте задумаемся, что такое «ноль»? Ноль – это достаточно странное число. Оно вроде есть, и в то же время его нет. Понимаете, какая вещь странная? К примеру, какое расстояние между моими сомкнутыми пальцами? Расстояние ноль. С одной стороны, это подразумевает, что расстояние вроде бы и есть, а, с другой стороны, вроде бы и нет. На самом деле, как говорят все байки, легенды, мифы, понятие ноля пришло из Древней Индии, потом оно было хорошо усвоено древними арабами, а затем оно перешло к нам на Запад. Истоки точных наук, той же математики, например, находились в странах арабского мира. А вообще это крайне абстрактное понятие пришло к нам из Древней Индии, по всей видимости, из её философских, интеллектуальных кругов, откуда вышла и сама йога. Долгое время не могли понять, для чего же он нужен, ноль, и что это за число, которого вроде бы и нет.

Итак, первая аксиома иногда называется Законом «ноль», когда вроде бы Абсолют в непроявленном состоянии был, а вроде бы его и не было.

Аксиома №2. Закон «один»: из непроявленного состояния Абсолют проявился!

Если про непроявленное состояние вообще ничего сказать нельзя, то о моменте, когда Абсолют проявился, мы уже хоть что-то можем сказать. И эта аксиома называется Законом «один»,потому что, проявившись, он был един. Или иногда употребляют очень странное выражение: состояние, когда есть одно без другого! Аксиома эта тоже очень абстрактная, но уже ближе к тому, о чем мы можем помыслить, поговорить, уже есть хоть какая-то зацепка. Мы сталкиваемся с понятием единого Абсолюта, то есть Абсолютов не два, не три, не пять десятков, а единый Абсолют. Даются также аксиомы, как это проистекало. Первый фотоснимок – Закон «ноль», второй фотоснимок – Закон «один». Абсолют из непроявленного, или надпроявленного,состояния вдруг проявился. Проявилось одно без другого. Можете себе представить в своей самой абстрактной фантазии, когда может существовать одно без другого? Есть что-то одно, а больше ничего нет. Это очень серьезный вызов нашему разуму, нашему воображению.

 

aks2

 

Рис.1. Этапы проявления Абсолюта.

 

 

Аксиома №3. Для того, чтобы был переход изЗакона «ноль»вЗакон «один»непроявленный Абсолют волеизъявил проявиться.

Потенциал непроявленного Абсолюта был настолько грандиозным, что по сравнению с ним слово и понятие «свободный» – всего лишь жалкий отблеск или жалкая тень. Есть такое слово – свобода. Очень странное слово, потому что оно также крайне абстрактно. У меня всегда есть шутка по этому поводу: слово «свобода» – это не название радиостанции, где излагают альтернативные точки зрения на различные политические события. Со словом «свобода» не должны быть связаны подобные ассоциации. Если вы его связываете с радиостанцией «Свобода», на которой определенные люди пытаются решить конкретные задачи, то это не та свобода, про которую мы говорим.

Понятие «свобода» – это понятие абсолютное, крайне абстрактное. Это понятие могущества или сверхмогущества, рассматриваемое с другого края, с другого ракурса. Понятие «свобода» означает, что можно всё. Наш разум не может до конца постичь то состояние, которое описывается словом «свобода». То, что выражается словом «свобода», ускользает от логики, оно сверхлогично. Слово «свобода» – абсолютно фантастическое понятие. Абсолют в этой аксиоме Закона «ноль» обладал таким состоянием, по сравнению с которым свобода – просто жалкий отблеск.

Аксиома, которую мы с вами рассмотрели, гласит, что непроявленный Абсолют волеизъявил проявиться. Что же такое «волеизъявление»?

Волеизъявление – это воплощение свободы в действие. Не бывает волеизъявления, если нет свободы. Волеизъявление – это уже пользование свободой. В свою очередь, понятие самой свободы – это понятие всемогущества. Очень любопытная цепочка выстраивается. В дальнейшем из этих аксиом выводится следующая теорема.

Теорема №1. Воля – самый мощный, самый запредельный инструмент, который только есть.

Воля начала проявляться, когда ещё Вселенная не проявилась, и даже не было предпосылки для ее проявления. Много позже, когда мы рассмотрим все остальные аксиомы и дойдем до другой группы аксиом, касающихся каждого отдельно взятого человека в этой системе, мы увидим, что каждый человек унаследовал от своего прародителя – Абсолюта – эту способность – волю. Каждый из нас носит ее в себе.

Было волеизъявление, и на основе этого возникает следующая аксиома, которая объясняет, как всё это происходило.

Аксиома №4. Волеизъявление породило Майю.

Появляется еще один интересный принцип – понятие «Майя». Оно чрезвычайно сложное, и мы пока не будем его касаться. Но у Майи есть одна способность: как побочный эффект своего действия Майя заставляет что-то одно казаться чем-то другим.

Все, что известно нам о Майе из знаний, дошедших до нас с Востока, – это то, что Майя – иллюзия, обман – это что-то единое. Но это не совсем так. Слово «Майя» гораздо выше и сложнее, чем понятие иллюзии или обмана. А как частный случай или побочный эффект возникновения Майи, действительно, появляются предпосылки того, что может возникнуть иллюзия и обман. Майя гораздо выше, чем просто понятие иллюзии и обмана в том плане, в котором мы обычно понимаем значения этих слов.

Аксиома №5. Майя полностью подвластна Абсолюту, а Абсолют полностью неподвластен Майе.

Здесь есть такое серьезное различие. Вспомним систему аксиом микрокосмоса. Там говорилось про человека, который «плавает» в океане Майи и от нее же зависит. А тут в момент творения Абсолют породил Майю, и сам от Майи не зависит. Он является полным господином Майи. И в дальнейшем это все превращается в следующую теорему системы макрокосмоса.

Теорема №2. Если не будет Воли Абсолюта, никто из нас никогда не преодолеет Майю.

Нам всем нужна милость Вселенной!

Аксиома №6. Проявленный Абсолют: само его проявление стало возможным благодаря Майе.

Без Майи Абсолют был бы в своем непроявленном или надпроявленном состоянии. Получается, что проявленный Абсолют – как островок, плавающий в море Майи. Дается достаточно интересная символика этого. В некоторых древних текстах говорят о космическом яйце, из которого развернулась вся Вселенная. Оно разломилось на две части: из одной произошло небо, из другой – земля. В легендах, мифах разных народов мира также прослеживается эта идея.

В аксиоматике йоги дается более абстрактное, графическое изображение. Напомню: сейчас мы пытаемся рассматривать момент, когда ещё не было ни пространства, ни времени. Поэтому любая графическая аналогия – всего лишь аналогия. Итак, предстает он, проявленный Абсолют, как правило, в виде точки, плавающей в океане Майи. Что такое точка? Это тоже очень странное понятие, она вроде бы есть, она вроде бы одна, но наш разум просто не способен ее себе представить, не способен ухватить и понять, что такое точка. Взять, например, гениев математики: Ньютона, Лейбница, Эйлера – всех тех, кто разработал математический аппарат, который работает примерно с теми же абстрактными принципами и дает вполне конкретные формулы, благодаря которым мы ракеты в космос запускаем. Это поистине удивляет! Это имеет аналогию в среде философии Древней Индии, Востока, там, где рождались, развивались и хранились учение, философия и аксиоматика йоги.

Аксиома №7. Хоть Абсолют и проявился и стал существовать в проявленной форме (одно без другого), но в то же самое время и в полном объеме он остается и в непроявленной форме.

Знаете, какая здесь аналогия? Как если бы часть непроявленного Абсолюта проявилась, а другая часть осталась непроявленной. При этом добавляется, что ни о каких частях и речи быть не может, что он одновременно присутствует и в непроявленном состоянии, и в проявленном виде одного без другого.

Следующий фотоснимок происхождения Вселенной – это то, что же произошло в дальнейшем после Закона «один». Итак, Закон «один» – это когда у нас есть единый Абсолют (их не два, не три, не десять), а далее идут следующие аксиомы:

Аксиома №8. Абсолют находится в состоянии абсолютной свободы, всемогущества, всезнания, всеблаженства – Сат Чит Ананда.

Если есть какое-то экстатически возвышенное, запредельное состояние радости, счастья, наслаждения, увеличьте его до такой степени, что не сможете себе представить. Вот в этом состоянии находится Абсолют. Это аксиома пребывания проявленного Абсолюта или полная аналогия с системой Микрокосмоса – состояние Сат Чит Ананда.

Аксиома №9. Все реальное, что в дальнейшем произошло, проистекло из единого Абсолюта.

И впоследствии из этого можно вывести следующую теорему.

Теорема №3. Все, что мы вокруг себя видим, – это единый Абсолют, но мы не видим его потому, что он скрыт от нас Майей.

Все, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, ощущаем в данный момент, и есть единый Абсолют. Но мы его не воспринимаем, потому что здесь как раз и внедряется затмевающий, обманывающий фактор Майи, который что-то одно заставляет предстать в виде чего-то другого, меняет местами, играет.

И как вывод из этой теоремы следует ответ на вопрос: «Является ли окружающая нас Вселенная реальной, или она является плодом нашей галлюцинации?» Некоторые школы йоги утверждают, что всё вокруг сон, что ничего реального нет, всё кругом – это Майя. Наша школа йоги не согласна с такой постановкой вопроса. Она говорит, что ответ довольно трудный, что каркас этого мира, который нас окружает, реальный, а вот на этот каркас натянуто покрывало Майи. Поэтому сплошь и рядом получается, что мы что-то считаем реальным, а потом оно становится иллюзией. Но все-таки основа этого мира, который нас окружает, она реальна! В этом смысле йога далека как от полного идеализма, так и от полного материализма. Йога говорит, что мир гораздо сложнее, чем чистый идеализм или чистый материализм. И считать, что всё вокруг материально, как это было в коммунистическое время, означает выдавать желаемое за действительное. Но говорить, что все вокруг иллюзорно, нереально – это точно так же выдавать желаемое за действительное.

Но это уже философские споры. Дело в том, что все философские идеи Канта, Гегеля и других западных философов, которыми в свое время западная половина человечества восхищалась, – отнюдь не новая страница в истории философии. Всё это было давным-давно известно в Древней Индии и вызывало немалое количество споров. В шутку хочется сказать, что поскольку никто ничего не учит, а пытается придумать что-то самостоятельно, то многие идеи приходят к нам с некоторым запозданием.

teor3

 

Рис.2. Этапы проявления Абсолюта.

Аксиома №10. Когда внутреннее всемогущество, суть реальности, суть знания, суть наслаждения, в котором пребывает Абсолют, начинает проявляться сквозь Майю, то все это называется проявлением Абсолюта, которое известно как прана.

Получается, что когда единый Абсолют проявляется в окружающей его Майе, то он проявляется в виде праны.

aks10

Рис.3. Абсолют проявляется через Майю в виде праны.

Теорема №4. Все, что нас окружает, – это не просто комбинация чего-то реального и чего-то иллюзорного. Этому дается более детальное объяснение: всё, что нас окружает – это комбинация праны, которая в свою очередь опирается на проявленный Абсолют (или Закон «один»), а с другой стороны на Майю, преобразующую, модифицирующую эту прану.

Майя, с одной стороны, вводит в заблуждение, а с другой стороны, благодаря ей можно увидеть все невероятнейшее многообразие, существующее во Вселенной: «Открылась бездна, звезд полна…». Грандиозность проявления Абсолюта захватывает, в нашем мире граней его проявления бесконечно много. Это как красивая девушка, которая каждый раз разная, и поэтому от нее взора не оторвать! Хотя по сути дела девушка-то одна, меняется ее образ. Получается, что когда всемогущество проявленного Абсолюта оперирует в этом море Майи, оно называется проявлением, называется праной. И это основа для творения всего остального.

Аксиома №11. Единая прана, когда она начинает работать в Майе, предстает либо в виде Сознания, либо в виде Энергии, а состояние, когда она проявляется, это состояние счастья, радости, блаженства, наслаждения – Ананда (санскр.).

Итак, у нас есть Абсолют, который един. У нас есть проявления Абсолюта – Сознание и Энергия. И, наконец, состояние, когда это все проявляется – это Ананда. Здесь впервые возникают понятия Сознания и Энергии.

Что же такое «Сознание» и «Энергия»? Это термины, которые далее в йоге будут встречаться на каждом шагу. Нужно правильно понимать, что они означают. Если не понимать, то дальше не сдвинуться с места. Слово «Сознание» и слово «Энергия», которые я сейчас применяю, – это наши русские слова. Они имеют вполне конкретное значение. Спросите любого физика о том, что такое энергия, и он даст вам определение. Или спросите у кого-нибудь еще: «Что такое сознание?», – и вам тоже дадут определения. У идеалиста будет одно определение, у материалиста – другое, но что-то свое они будут говорить.

Теперь настало время пояснить, что же под этим подразумевается в йоге. Было бы правильнее, если бы изначально ввели не понятия Сознания и Энергии, а такие два понятия как Шакти и Чит. В очень урезанном, приближенном варианте понятие Шакти можно перевести как Энергия, Чит – как Сознание. Но так как наша задача в первую очередь готовить преподавателей йоги, помогать людям, которые делают первые шаги в области йоги, а не обучать профессоров в области философии от йоги, то мы максимально избегаем использования санскрита. Иначе будет ещё большая путаница.

Когда в йоге используют эти термины, то понимают следующее:

Энергия (Шакти) – всемогущество единого Абсолюта в вечном видоизменении себя.

Сознание (Чит) – всемогущество единого Абсолюта в вечном постоянстве.

Каким может быть всемогущество с точки зрения логики? Всемогущество все менять означает: кто бы что ни сделал, я всё это могу поменять по-своему, на то я и всемогущ. В то же время есть другая грань всемогущества – оставлять что-то неизменным. Кто бы и как ни пытался это изменить – оно останется неизменным.

Дальнейшее воплощение этих принципов в жизнь как раз и проявляется в том, что называется Энергией и Сознанием. Всё, что вы сейчас вокруг себя видите – это Энергия. Материя – это та же энергия, только сжатая. Всё меняется, всё движется, весь наш мир – это мир изменений. Вы смотрите и видите стоящую скалу. Сегодня она неизменна, такой же она была при А.С. Пушкине и М.В. Ломоносове, но во времена динозавров она была немножко другая. Если прокрутить все от начала мироздания, как киносъемку, то вы увидите, что вся наша Вселенная – как облако дыма, в ней нет ничего постоянного. Нет ничего, за что бы вы могли уцепиться и сказать: «Это будет всегда!» И это всего лишь вопрос времени, когда это видоизменится, развалится, появится что-то другое. Все, что вы видите, в этом смысле попадает под термин вечного видоизменения – Энергии или более глубинный, емкий термин – Шакти. Это любимый индийский термин.

А есть ли что-нибудь в этом мире вечно неизменное, если все видоизменяется? Политическая партия пришла и ушла, ледниковый период пришел и ушел, планета создалась и развалилась, Солнце светило-светило и взорвалось, одна цивилизация выросла и исчезла, на ее руинах возникли другие. Была Римская Империя – где сейчас эта Римская Империя? Нет Римской Империи, есть масса стран, унаследовавших ее традиции. После нее остался латинский язык, послуживший основой для английского языка. Йога же нам говорит – да, есть нечто вечно неизменное! Есть, если угодно, вечный наблюдатель, который, что бы ни случилось – катаклизмы, катавасии, изменения – будет неизменным. Это называется Сознанием. Сознание вечно неизменно! И тут, как очень интересное и важное замечание, возникает теорема, которую я сейчас сформулирую, но, вообще говоря, она выводится:

Теорема №5. Проявление Сознания и проявление Энергии – это составляющие, вытекающие из одного источника – праны, но по своей сути независимые. Сознание самосущее и не порождает Энергию, и наоборот.

 

Рис.4. Сознание и Энергия вытекают из одного источника – праны.

 

Или по-другому, у каждого из вас есть Сознание. Вы сейчас сидите, что-то осознаете, пытаетесь что-то понять, пишете что-то, кто-то пытается лекцию осознать, а кто-то пытается осознать, куда он вообще попал и чем тут все эти люди занимаются? И возникает вопрос: что же это такое? На этот вопрос может быть очень много точек зрения. Кто-то скажет, что у вас в голове химическая реакция протекает, и как побочный эффект этой реакции работает разум, и разум, работая, создает иллюзию что у вас есть Сознание – то есть Сознание порождено Энергией. Это такое хорошее материалистическое объяснение Сознания. Это то, что любили делать сторонники ленинизма и марксизма в былые времена. У современных ученых парадигма исследования такая (не озвученная, но общепринятая): человек – это большая химическая реакция, в которой идут химические процессы. И эта химическая реакция возомнила, что у нее есть Сознание. Это материалистический подход.

Йога с этим категорически не согласна! Йога говорит, что Сознание не является порождением чего бы то ни было. Сознание в этом смысле самосуще и не опирается на те химические процессы, которые идут у нас в голове. Есть еще такой аргумент: если человека не покормить, то у него и Сознание сужается, затухает, а если его, не дай Бог, стукнут по голове хорошенько, куда же девается его Сознание? Все легко объясняется: по своей природе Сознание высвечивает то, что творится в нашем разуме, и если повлиять на ход работы нашего разума, то создается впечатление, что у человека отключается сознание. На самом деле оно никуда не отключается, оно просто перестает высвечивать.

Представьте, что по Луне ездит луноход, а на земле сидит дядечка, который этим луноходом управляет вперед и назад, наблюдая за ним через телеэкран. А на Луне злобные лунатики взяли и замазали ему объектив камеры, и он уже не знает, куда направлять свой луноход, и вынужден его остановить. Это не значит, что дядечка-наблюдатель исчез, это значит только, что есть проблемы с органами, через которые Сознание высвечивало. Сознание не нуждается в опоре, оно само по себе может быть опорой. Аналогичная ситуация с Энергией.

Другие дядечки – идеалисты говорят: «Ах уж эти марксисты-ленинисты! Ах уж эти материалисты такие плохие! Мы считаем, что всё вокруг – чистое Сознание, а больше ничего нет, остальное – иллюзия. Нет никакой материи, нет никакой энергии, проявленного мира, все это галлюцинация, чистая иллюзия». А некоторые, которые немного умнее, еще добавляют слово Майя, которое в этом случае неуместно!

С точки зрения йоги, Майя и материя – понятия совершенно разные! Материя в своей основе опирается на проявление Энергии, Энергия (Шакти) опирается на Абсолют, а кто может быть более реальным, чем Абсолют? Но Майя по сути дела – это всего лишь оператор, который все как-то трансформирует. Поэтому точка зрения, что есть чистое Сознание, а Энергии (и, как следствие, материи) в качестве реальности нет, йогой тоже не воспринимается и считается заблуждением, правда, более абстрактным.

Далее идет очень интересная теорема №6, которая говорит о том, что Сознание и Энергия выходят из общего источника – праны, которая выходит из Абсолюта. Но Сознание – принцип вечной неизменности – не опирается на Энергию – принцип вечной изменчивости, и наоборот, Энергия не зависит от принципа вечного постоянства – Сознания.

Это две составляющие одной праны. Энергия и Сознание равносущностны, они являются равноправными проявлениями Абсолюта. Это два ингредиента, из которых соткана вся Вселенная, все мироздание. Из этого положения вытекает огромное количество методов, медитаций, стратегий жизни. В дальнейшем появляется еще очень много любопытных теорем.

Теорема №7. Не бывает проявлений Сознания без проявлений Энергии, точно так же как не бывает проявлений Энергии без проявлений Сознания.

Из этого делаются любопытные выводы оживления всего того, что происходит вокруг вас. Можно сказать, что подул ветерок – проявление Энергии. А какой-нибудь шаман скажет, что нет, это не ветерок, это дух ветра направил свое Сознание, а это Сознание увлекло Энергию за собой. И йога в этом случае говорит – да. Почему бы и нет? И тут прослеживается связка со всеми даже примитивными культами знахарей района Амазонки или наших шаманов.

Когда всемогущество Абсолюта проявляется в своем вечном видоизменении, это называется проявлением Энергии.

Когда всемогущество Абсолюта проявляется в вечной неизменности, это называется проявлением Сознания.

Аксиома №12. Закон «два, он же три». Если единый Абсолют проявляется через свое вечное видоизменение – Энергию, он известен как Шакти или женский принцип Вселенной. Если Абсолют проявляется через принцип вечной неизменности – Сознание, он известен как Шива, мужской принцип Вселенной. Не бывает одного без другого.

Этот закон называется «два, он же три», потому что выходят они из общего источника – Закона «один». Одновременно существует один и эта пара.

А вот тут все очень интересно. Рассматривается возникновение полов. Заметьте, мы еще ничего не сказали про пространство и время, а уже начали говорить о том, что бывают мужчины и женщины. Шакти и Шива в индийской мифологии несут очень хороший смысловой отпечаток: Шакти – это что-то женское, Шива – это что-то мужское. Шакти – это Абсолют, который волеизъявил проявиться как женщина. Шива – это тот же самый Абсолют, который волеизъявил проявиться как мужчина.

Иногда задают такой вопрос: Вселенная это он или она? Ответ на него пришел из другой системы аксиом. Есть такой раздел знания, называемый Тантра йога. Так вот в Тантра йоге на вопрос: «Является ли Вселенная мужчиной или женщиной?», – ответ такой: «Вселенная – это влюбленная пара, как две половинки единого целого».

Когда Абсолют проявляется как женщина, он известен как Шакти. Когда Абсолют проявляется в виде мужчины – это Шива. Или как в Тантра йоге: весь этот мир – очень красивая пара. Есть очень красивый образ, иллюстрирующий это: прекрасная юная нагая шестнадцатилетняя девушка танцует вокруг своего возлюбленного юноши, а юноша не может оторвать от нее взгляда. Она вечно изменчива: танцует, меняет позы, жесты, а он смотрит и не может оторваться. Это связка Сознания и Энергии: не бывает одного без другого. Не бывает Сознания без Энергии. Абсолют-девушка танцует, а Абсолют-юноша не может оторвать от нее взгляда. Не бывает по отдельности Сознания и Энергии. Поэтому и говорится, что Закон «два, он же и три», потому что выходят они из общего источника – Закона «один». Получается, что одновременно существует «один» и эта пара, неразрывная пара – две половинки единого целого, как муж и жена.

Когда всемогущество единого Абсолюта в Майе проявляется в своем аспекте вечного видоизменения – это женский принцип, когда в аспекте вечной неизменности – это мужской принцип. От их взаимодействия рождается Ананда – радость, счастье. Или по-другому: когда Сознание не перечит Энергии, а Энергия не перечит Сознанию, возникает гармония, радость, счастье. А если рассмотреть этот вопрос с позиций Тантра йоги, то там присутствует эротическая окраска этого момента. Тантра йога говорит, что от сексуального союза мужчины и женщины возникает всё только хорошее, все наслаждаются, все рады и счастливы. От их соединения рождается наслаждение.

Получается, что весь окружающий нас мир соткан из двух проявлений Абсолюта: Энергии – Шакти, и Сознания – Шивы. Они в своей игре творят всё, что мы только видим. И настолько всё гармонично, что от их союза рождается высочайшее наслаждение – Ананда. Это высочайшее счастье, вдохновение. Или как это описал Михайло Васильевич, увидевший всю грандиозность этого мироздания, когда всё так изящно сочетается, когда всё предстает в виде чего-то захватывающего: «…Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне дна…»

Итак, давайте еще раз вспомним «снимки» Вселенной:

Закон «ноль»;

Закон «один»;

Закон «два, он же три»;

Далее идет следующий «снимок» создания Вселенной. Наступает очередь Закона «четыре и пять».

Аксиома №13. Закон «четыре и пять»: действие Майи при взаимной игре вечной неизменности и вечного видоизменения заставляет один аспект вечного видоизменения самого себя предстать пятью разными гранями, а аспект вечной неизменности – в виде четырех граней.

Теперь мы можем констатировать, что единая Энергия Абсолюта будто бы разбилась на пять Энергий, а единое Сознание Абсолюта будто бы разбилось на четыре Сознания. И в дальнейшем эти «четыре» и «пять» начали между собой очень причудливым образом взаимодействовать.

Я хочу очень серьезную вещь подчеркнуть, чтобы вы с самого начала не делали серьезных ошибок. Речь идет не о том, что возникло пять видов Энергии и четыре вида Сознания. Энергия единая у Абсолюта, так же как у Абсолюта единое Сознание. Речь идет об очень странном действии Майи: как если бы возникло пять граней единой Энергии, и в то же самое время – четыре грани единого Сознания, и эти грани начали как-то друг с другом взаимодействовать.

Если кто-то из вас изучал черчение, он, наверное, помнит, что все предметы рисуются в трех проекциях: делается отображение на одну плоскость, на другую, на третью. И на основе этих плоскостных изображений можно воспроизвести в объеме любую деталь – как сложную, так и простую. Такая же аналогия и здесь: единое проявление Энергии отразилось не в трех проекциях в нашем трехмерном мире, а как бы в пяти проекциях, как если бы это был пятимерный мир. И каждая проекция – отдельный аспект Энергии. Та же самая ситуация с Сознанием, но только там четыре аспекта.

Иногда задается такой вопрос от недавно начавших изучать аксиоматику йоги: «А почему же все не симметрично? Было бы пять и пять или четыре и четыре. Почему четыре и пять?»

Самое интересное, что это имеет достаточно серьезное последствие в плане практики йоги. Благодаря этой комбинации возникают вполне конкретные ритмы некоторых медитаций, соразмерные именно четырем и пяти – не десяти и двадцати, не одному и двум, а именно четырём и пяти. И достигаются конкретные результаты в виде различных сверхспособностей, просто чудесных способностей, которых в йоге возможно великое множество.

Друзья, хочу напомнить: аксиоматика йоги сверхлогична, и мы не знаем, почему все именно так, а не иначе. Аксиоматика йоги – это подарок от тех, кто прошел по этому пути, уже достиг очень высоких вершин и сказал: «Ребята, поверьте на слово, это так. Но верьте только лишь до того момента, пока сами не проверите или не убедитесь в обратном». Пока в обратном, вероятно, никто еще не убеждался, поэтому вот так оно из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие и передается.

Этап творения, описываемый законом «четыре и пять», говорит нам о том, что вся окружающая нас Вселенная по сути дела – это комбинация Сознания и Энергии, а точнее комбинация четырех аспектов Сознания и пяти аспектов Энергии. Получается такой плетеный коврик, и он уже покрыт затмевающим действием Майи. Поэтому великий поэт смотрит на живописную опушку леса, и у него рождаются гениальные произведения, стихи, картины, а другой смотрит и видит на этой опушке только недостатки – там трухлявый пенек торчит, а там мусор лежит. Кто-то преодолел действие Майи и видит за иллюзорным прекрасное, а кто-то находится в полной уверенности, что там и смотреть не на что.

В дальнейшем в конкретных йогах этот Закон «четырех и пяти» играет очень важную роль. Я еще раз хочу сказать, что это не пять разных видов Энергии и не четыре разных вида Сознания. А по сути дела разные грани одного и того же.

Поделиться Тантра Йогой:

Оставьте комментарий