Система аксиом йоги «Микрокосмос». Часть 2-я.

Система аксиом йоги «Микрокосмос».
Часть 2-я.

План:

  1. Первая подгруппа, рассматривающая наше личное Я.
  2. Вторая подгруппа, рассматривающая Я всех остальных существ.
  3. Третья подгруппа, рассматривающая Я Абсолюта.
  4. Некоторые теоремы системы аксиом Микрокосмоса.
  5. Ответы на вопросы.

 

Шаг 5. Система аксиом йоги «Микрокосмос». Часть 2

 

В систему аксиом микрокосмоса входят три большие подгруппы аксиом:

  • первая подгруппа, рассматривающая наше личное Я;

  • вторая подгруппа, рассматривающая Я всех остальных существ;

  • третья подгруппа, рассматривающая Я Абсолюта.

Рис.1. Высшее Я

 

Тема курса — введение в аксиоматику. И чтобы облегчить вам понимание, я постараюсь дать как можно больше исходных точек, это будут аксиомы, иногда — леммы, иногда — теоремы, но я буду давать их подряд как аксиомы. Так они лучше устоятся и закрепятся у вас в голове. Я напоминаю, самая большая беда в аксиоматике йоги это то, что люди не умеют применять ее в жизни. Мало просто изучить высшую математику (хотя это очень достойное занятие), нужно научиться применять её в жизни. То же можно сказать и об аксиоматике йоги.

 

Перейдем к рассмотрению первой подгруппы аксиом в системе аксиом Микрокосмоса, которая рассматривает наше Высшее Я.

 

Аксиома №1. У всех нас есть Высшее Я.

 

Надо четко понимать, что с позиции логики это недоказуемый факт: можно приводить сколь угодно много аргументов, что у нас Высшее Я есть, и столько же аргументов, это опровергающих. Но если вы выбрали йогу в качестве духовного пути, то вам предлагается этот постулат как отправная точка — с доверием отнеситесь к тому, что у вас есть Высшее Я.

 

Хочу еще раз напомнить, что весь конгломерат ощущений, которым каждый из вас считает Я, вашим Я не является. Это всего лишь клубок представлений и привычек, воспоминаний и суждений, сквозь которые светит ваше Высшее Я. И когда мы мысленно представляем образ самого себя, необходимо понимать, что, на самом деле, этот составленный образ – не образ вашего Высшего Я, а лишь образ, порожденный привычкой. И в дальнейшем, если вы будете заниматься йогой, этот образ начнет меняться, трансформироваться.

 

Аксиома №2.Высшее Я невыразимо.

 

Не существует слов и мыслей для передачи, объяснения и определения нашего Я. Это принципиально невозможно. Какие бы слова вы ни придумывали, это будут всего лишь слова. Какие бы аналогии вы ни придумывали, это будут всего лишь аналогии. И это, действительно, серьезное ограничение для подхода аксиоматики. Можно привести для примера математику, которая не может объяснить понятия бесконечно больших или бесконечно малых величин; всё, что может сделать математика — лишь подвести нас к осознанию этих понятий, натолкнуть на их понимание. И действительно, если бы существовали слова и мысли, описывающие Я, то я бы вам их сейчас сказал, каждый из вас быстренько всё понял и по прошествии 12 секунд впал бы в состояние высшего самадхи без объекта. На этом закончилась бы вся ваша йога и всё ваше обучение, и вообще всё на свете, потому что вы бы осуществили цель не только этой жизни, но и цель всех жизней, которые были, есть и будут.

 

Всё, что можно сделать, это дать какие-то слова, мысли, образы, которые являются отражением невыразимого состояния нашего Я. Само состояние словами и мыслями мы передать не можем, но Я проецируется на наш мир, и для этой проекции мы уже можем подобрать слова, определения, мысли, объяснения. И все нижеследующие положения как раз и будут описывать эту проекцию. В некоторых школах йоги положения эти считаются аксиомами, в некоторых — леммами. Я напомню, что леммы и теоремы — это более сложные образования, опирающиеся на аксиомы. В нашей традиции мы будем считать их аксиомами.

 

Аксиома №3. Наше Я вне пространства и времени.

 

Мы с вами сейчас находимся в этом зале, и было бы логично предположить, что и наше Я тоже находится здесь: сколько человек в зале сидит, столько Я в нем и находится. Но с точки зрения аксиом системы Микрокосмоса, это высказывание некорректно. Ваше Я — вне пространства, и с одинаковой степенью достоверности можно сказать, что вы сидите здесь или находитесь на Красной площади, или на Луне, или на Альфе Центавра, или вообще ни в одной точке пространства. Очень странное положение.

 

И еще один, не укладывающийся в голове пассаж — ваше Высшее Я находится вне времени. Как это так? Неужели мое Я одновременно и сейчас, и в прошлом, и в будущем? С философской точки зрения концепция настоящего, прошлого и будущего очень сложна и требует отдельного рассмотрения. Собственно говоря, если мы будем анализировать время, то придем к выводу, что кроме настоящего нет ни прошлого, ни будущего, да и настоящее — очень странная вещь. На этой аксиоме построено много интересных выводов в йоге.


Аксиома №4. Наше Я не делимо.

Рис.2. Наше Я не делимо.

 

Наше Я невозможно разделить на две половинки или на какие-либо другие составные части. На санскрите Я называется «Атма», его значение такое же, как у греческого слова «атом» — «неделимый». Наше Я нельзя поделить — из одного человека нельзя сделать двух, двадцать, двести, два миллиона, поэтому ни о каком раздвоении личности в смысле разделения Я и речи быть не может. Другое дело, что наше Я может менять амплуа подобно тому, как актер меняет костюмы и грим, играя то одну роль, то другую, то третью. Но актер при этом остается одним и тем же.

 

Аксиома №5. Наше Я свободно.

 

Концепция свободы является одной из самых странных и захватывающих концепций. Может возникнуть вопрос: а от чего свободно наше Я? На этот вопрос аксиоматика йоги однозначно отвечает: наше Я свободно от всего. Вы можете придумывать различные варианты своей несвободы, но тем не менее ваше Я полностью свободно. Концепция свободы очень близка к концепции следующей аксиомы.

 

Аксиома №6. Наше Я всемогуще.

 

Наше Я может всё. Вы можете составлять очень длинный список возможностей и по каждому пункту ставить галочку — и это Я тоже может! Умение использовать свое всемогущество и свою свободу называется волеизъявлением. Чтобы ни волеизъявило наше Я — это исполнится!

 

Аксиома №7. У нашего Я есть воля.

 

 

Рис.3. У нашего Я есть воля.

 

Аксиома №8. Наше Я окружено майей.

 

Майя очень неоднозначная вещь. С одной стороны воля нашего Я сильнее Майи, которая всегда ей подчиняется. Но, с другой стороны, у Майи есть очень странная способность: Майя порождает иллюзию — принципиальную возможность что-то одно принимать за другое, и именно вследствие действия Майи наше Высшее Я впадает в заблуждение. Самое глубинное проявление нашего всемогущества в Майе называется прана. Далее прана разделяется на три грани, на три проявления, которые на санскрите называют Сат Чит Ананда.

Одно из значений Сат — “сущее”, подразумевается способность нашего Я проявляться через Энергию. Действительно, все сущее — это Энергия — все, что вы видите вокруг себя, весь этот мир, по сути своей — Энергия. Вы не видите Сознание, вы видите Энергию. Энергия проявляется в виде волн, процессов, в виде материальных предметов. Что такое вещество, из которого сделан мир? — это сжатая, замороженная энергия.

Чит – проявление нашего Я в качестве Сознания.

Ананда – радость, счастье, блаженство, наслаждение.

 

Аксиома №9.Я обладает способностью проявляться в Майе через Энергию и что-то изменять в ней.

 

Аксиома №10. Я обладает способностью высвечивать Сознанием все, что происходит в Майе.

Аксиома №11.Я проявляется как Ананда – радость, счастье, наслаждение, блаженство.

Очень интересное положение, которое утверждает, что наше естественное состояние — это состояние счастья и наслаждения, а если вы испытываете что-то другое — это всего лишь недоразумение.

Итак, еще раз. Проявление нашего Я в Майе называется прана, далее прана разбивается на три составляющих: Сат, Чит и Ананду, или, другими словами, на сознание, энергию и наслаждение.

Энергия — принцип вечного непостоянства, дает возможность физического воплощения в этом мире — наше Я проявляется в нем и влияет на него. Сознание — принцип вечного постоянства, вечной стабильности, вечной неизменности — наше Я имеет возможность высвечивать объекты, находящиеся в Майе и получать о них всю информацию. Два этих принципа — вечного постоянства и вечной изменчивости находятся в гармоничном не противоречии друг с другом; естественное состояние нашего Я, проявленного в Майе, — это счастье — Ананда.

Аксиома №12. Наше Я под гипнотическим, вводящим в заблуждение действием Майи начинает считать себя своими проявлениями.

 

Под действием Майи, Я перестает считать себя тем, чем является, а принимает за себя свои проявления, можно сказать, что наше Я не осознаёт само себя. Это самое первое действие Майи, из-за которого впоследствии разворачиваются все многочисленные наши проблемы. Итак, наше Я впало в иллюзию и стало считать себя своими проявлениями, как если бы человек начал считать себя своей тенью, и соответственно к ней относиться. Вот такое странное положение вещей. И если аналогию «человек — тень» мы себе представить можем, то с нашим истинным Я и его проявлениями дело обстоит несколько сложнее. Проявление нашего Я в изначальной форме — Сат Чит Ананда или прана — само по себе запредельно привлекательно и притягательно, и, конечно, нашему «бедному Я» очень легко впасть в заблуждение и начать считать себя ими. Итак, помните, Я — всемогущее и все его проявления полностью от него зависят, само Я не зависит ни от чего, в том числе и от своих проявлений, и только лишь концепция Майи заставляет Я считать себя ими (как если бы человек по глупости начал считать себя своей тенью).

 

Аксиома №13.Майю можно преодолеть.

 

Таким образом, существует Майя, под действие которой попало наше Я. Вполне логично было бы спросить: «А вдруг, попав под действие Майи, наше Я уже никогда не сможет выйти из-под его действия?» На что аксиоматика йоги однозначно утверждает: «Нет, сможет!» Строго говоря, весь путь духовного развития как раз и заключается в преодолении действия Майи. Но, преодоление Майи — процесс совершенно не очевидный, и это особенно начинает ощущаться тогда, когда ты погружаешься в йогу. Занимаешься год, другой, третий, порой у тебя бывают взлеты, а потом вдруг понимаешь, что на самом деле это был не взлет, а лишь утончение Майи. Тебе вдруг показалось, что ты ее полностью преодолел, а на самом деле опять стоишь у разбитого корыта. И эта практика может длиться десятилетиями, а то и на протяжении нескольких жизней. Йоги очень терпеливые люди, и то, что не успели сделать в одной жизни, они продолжают делать в следующих. Главное, что в аксиоматике йоги заявляется о принципиальной возможности преодоления Майи.

Аксиома №14.Чтобы преодолеть Майю необходимо соединить вместе силу воли, силу знания и силу действия.

Мы помним, что наше Я всемогуще и Майя подчиняется ему. Поэтому самое первое в преодолении Майи – это волеизъявление нашего Я выйти из-под ее вводящего в заблуждение действия. Но этого мало: в лекарство от Майи необходимо добавить другие ингредиенты. Второй ингредиент — это знание. Тут имеются в виду разные аспекты знания: наряду с формальным знанием, которое мы сейчас озвучиваем и разбираем, необходимо знание, приходящее после долгих практик. Третий ингредиент — действие.

Рис.4. Ичха, джнана, крия.

 

Полным полно ходит людей, которые волеизъявляют достичь Просветления и считают, что знают все разделы йоги, но этого мало, необходимо действие — претворение знания в жизнь. Лишь тот человек, который собирает всю свою волю в кулак, оттачивает интеллектуальные способности, не тратит ни секунды на ожидание, а начинает воплощать знание в жизнь, сможет преодолеть Майю. Если же хотя бы один из ингредиентов отсутствует — процесс Просветления может затянуться на долгое время.

Аксиома №15.Для человека, который преодолел вводящее в заблуждение действие Майи, Майя полностью исчезает, как если бы ее никогда не было, ив то же самое время возникает способность полностью контролировать и воспроизводить Майю.

После того, как мы научимся преодолевать Майю, к нам придет способность манипулировать Майей, использовать ее. Как только Майя полностью преодолена, вступает в силу следующая аксиома этой подгруппы:

Аксиома №16.Наше Я перестает считать себя своими проявлениями, осознает и познает само себя.

Момент, когда Я осознает себя называется Самадхи, высшая конечная стадия йоги. Описать это состояние мы не можем, потому что как вы помните, Я — невыразимо. Единственное, что может сказать человек, который приблизился к этому состоянию, что это превосходная степень радости, счастья, всемогущества, всезнания, наслаждения и свободы.

Рис.5. Первая подгруппа аксиом системы аксиом Микрокосмоса

 

Итак, это была первая подгруппа системы аксиоматики микрокосмоса. Переходим ко второй подгруппе аксиом в системе аксиом микрокосмоса, которая рассматривает Я всех живых существ.

 

Аксиома №1.У живых существ также существуют Высшие Я.

 

На самом деле это вещь достаточно не очевидная, потому что вы не можете доказать, что вокруг вас сидят люди, а не похожие на людей роботы. А доказать ничего вы не можете опять же по причине того, любые доказательства — это плоскость логики, а суть Высшего Я любого живого существа — плоскость сверхлогики. Поэтому это положение вводится без доказательств, как аксиома.

Аксиома №2.Я каждого живого существа и наше Я равновелики по своей грандиозности.

Нельзя сказать, что чье-то Я лучше или хуже, больше или меньше, духовнее или бездуховнее. Аксиоматически вводится понятие равенства всех Я. В следующих аксиомах проводится аналогия с нашим Я:

Аксиома №3. У Я других живых существ так же, как и у нашего Я, есть проявление — прана; эта прана в дальнейшем предстает в виде Сат Чит Ананды: энергии, сознания и блаженства.

Аксиома №4.Я всех других живых существ, которых мы видим сквозь Майю, также, как и наше Я, окружено Майей и подвержено ее действию.

Аксиома №5. Проявление Я других живых существ в виде праны или в виде энергии, сознания, ананды — есть реальность окружающего мира.

И на вопрос: «Является ли окружающий нас мир реальным или иллюзорным?», согласно этой аксиоме, ответ будет следующим: «Да, общий «бульон» Майи, в котором плавают наши с вами проявления — иллюзорен, но «плавают» в этом «бульоне» наши с вами проявления, и проявления эти реальны». И хотя сами по себе проявления не являются самосущными, но они реальны потому, что реальны Я, стоящие за этими проявлениями. Вот и получается, что все вокруг живое, все вокруг — миллиарды отдельно взятых Я. Каждое из этих Я управляет частью Энергии в этом мире и мы наблюдаем его, как некое живое существо, объект или явление. Такой немного «шаманский» подход: за всем в этом мире стоит Высшее Я.

Аксиома №6. Суть Майи, которая окружает наше Я, и суть Майи, которая окружает Я других живых существ — одна и та же.

Майя — довольно странная философская концепция, очень трудная в понимании. С одной стороны, по своей сути она едина для всех, но, с другой стороны, какое-нибудь отдельно взятое Я может ее преодолеть, и для этого Я она исчезнет, оставшись при этом для всех других Я. Учитель йоги, свободный от Майи будет свободным всегда, везде, в любых условиях и в любых обстоятельствах, при этом существа, живущие в непосредственной близости от него, будут целиком погружены в Майю и даже не осознавать этого.

Аксиома №7. Взаимодействовать с другими Я или с проявлениями других Я мы будем лишь в том случае, если волеизъявим впустить их в поле своего видения или в поле своего действия.

Это очень важное замечание, из него в дальнейшем выводится теорема, которая называется законом кармы. Мы живем в том мире, который создали сами, и общаемся только с теми живыми существами, которых сами пригласили, т.е. рядом с нами неслучайные существа.

Аксиома №8.В конфликтной ситуациипобеждает проявление того Я, которое в большей степени преодолело затмевающее действие Майи и, соответственно, больше осознает само себя.

Итак, кто победит в конфликте, когда проявление одного Я в общем «бульоне» Майи войдет в противоречие с проявлением другого Я? Мы помним — Майя податлива, Майя не может противостоять воле, поэтому по мере того, как некто преодолевает заблуждение, иллюзию — у него возникает власть и могущество по отношению к другим Я, которые находятся на более глубоком уровне неведения.

Рис.5. Все Я рано велики.

 

Это подтверждают практики по Раджа йоге — науке управления. Управлять большим количеством людей вы сможете только лишь в том случае, если своими духовными глазами вы будете видеть дальше остальных, иначе люди инстинктивно почувствуют, что руководитель из вас – никакой.

Рассмотрим очень интересную Лемму о делении людей по степени осознания самих себя, по степени духовности.

С одной стороны, каждое живое существо равновелико и существует положение о недопустимости разделения живых существ по каким бы то ни было признакам; если мы говорим о людях, то недопустимо разделение по расовому, национальному, половому и религиозному признаку. Но, с другой стороны, несмотря на то, что в каждом из нас — равновеликие запредельные Я, степень заблуждения каждого Я — разная. Поэтому не спешите, что называется, бросаться на шею первому встречному уголовнику или преступнику только лишь потому, что йога аксиоматически заявляет, что его Высшее Я такое же чистое, как и ваше. Не спешите, а для начала оцените степень его неведения, степень его заблуждения в отношении самого себя. Получается, что разделение среди людей есть, но оно идет никак не по расовому, национальному, религиозному или половому признаку, а исключительно по степени осознания Я или по степени духовности. И, как следствие, дается такая Теорема: всеми силами следует стремиться к общению с духовными людьми, с теми, кто преодолел неведение, и не следует общаться с теми, кто находится на глубоком уровне неведения. Иначе получится как в поговорке: с кем поведешься — от того и наберешься.

Итак, йога отрицает различие людей по национальному, расовому или половому признаку — это чушь чистейшей воды. С другой стороны, йога – очень трезвое учение и понимает, что если вы попадаете в племя людоедов, то не стоит ждать от них вегетарианства, а встретив группу закоренелых преступников, надо сто раз подумать, стоит ли уповать на то, что они в три дня станут праведниками? Разделение между людьми есть, и, забегая далеко вперед, я отмечу, что только лишь с этих аксиоматических позиций можно преодолеть такое явление истории человечества, как фашизм, который использует явную непохожесть, различия между людьми для оправдания своих нечеловеческих деяний. Другого лекарства от фашизма не существует.

Всегда сможет найтись лидер, который скажет: «Посмотрите на ту нацию или на то племя, они — недочеловеки», и вы действительно увидите реальные тому доказательства. И закрывать глаза на существующие различия между людьми, как это сейчас происходит в политике политкорректности, глупо: «Это ничего, что они людоеды, они такие же белые и пушистые, как мы», и потом все очень удивляются, когда в какой-нибудь дикой стране расстреливают гуманитарную миссию и всех миссионеров зверски поубивают: “Как же так! Они туда пришли помогать людям, а им так отплатили!” Различия между людьми есть, и если вы будете это понимать, вы никогда не попадетесь на уловку фашизма, а если не поймете, то вопрос лишь в мастерстве оратора, который начнет подтасовывать факты, и вы пойдете за ним следом.

Аксиома №9. Я другого человека начнет общаться с вами, лишь когда само это волеизъявит.

На самом деле это не совсем аксиома, скорее лемма, вспомогательный вывод.

Рис.6. Вторая подгруппа аксиом системы аксиом Микрокосмоса.

 

И теперь мы подошли к рассмотрению третьей подгруппы аксиом в системе аксиом микрокосмоса, которая рассматривает высшее Я или сверх Я Абсолюта.

Аксиома №1. Существует некое сверх Я — Абсолют, которое подобно нашему Я и также обладает свободой, всемогуществом и всезнанием, Сат Чит Анандой и имеет проявления, аналогичные проявлениям наших Я.

Следующая очень интересная аксиома говорит, в чем же отличие между нашими Я и сверх Я.

Аксиома №2. Сверх Я изначально свободно от иллюзорного действия Майи.

Этот сверх Я — Абсолют — по умолчанию обладает тем, к чему мы стремимся, применяя методы йоги из жизни в жизнь.

В отношении сверх Я Абсолюта, как и в отношении нашего Я, даются следующие аксиомы:

Аксиома №3. Не существует мыслей и определений для выражения сверх Я.

Аксиома №4. Сверх Я — Абсолют — находится вне времени и вне пространства.

Аксиома №5. Сверх Я — Абсолюта едино.

Их не два, не пять, не два десятка этих сверх Я, оно одно.

Следующая аксиома может показаться странной, ее легче сказать, чем понять.

Аксиома №6. Я каждого живого существа, которое мы наблюдаем сквозь Майю, является гранью или отблеском, отсветом единого сверх Я, Абсолюта.

Всё, что окружает нас вокруг — тысячи, миллиарды живых существ со своими проявлениями — всего лишь отблеск сверх Я, Абсолюта. Отсюда следует очень интересный метод по познанию сверх Я, Абсолюта: хочешь познать Высшее — познай его через Я окружающих тебя людей. Есть такой вид йоги — Тантра йога, в ней эта теория предстает в виде конкретных упражнений: если ты хочешь познать Абсолюта — познай его в своей жене, если ты мужчина, или в своем муже, если ты женщина. На первый взгляд эти методы могут показаться странными, но они очень практичные и опираются именно на эту аксиому.

Аксиома №7. По мере того, как наше Я преодолевает затемняющее действие Майи и преодолевает неведение, оно начинает видеть связь между всем живым через Абсолюта.

Согласно упомянутой мною Тантра йоге, воспринимать Вселенную надо целиком, а не фрагментарно, потому что в ней все взаимосвязано. И если мы видим проявления каких-то живых существ, значит есть причина, почему они проявились именно здесь и именно таким образом, помните анекдот: если кто-то где-то охрип, значит кто-то где-то оглох. Нам по телевизору часто показывают ужасы: убийства, драки, катастрофы, но никто никогда не задумывается о предпосылках, которые к этому привели, в результате у бедных зрителей в голове смятение, которое всегда порождает страх. А если бы люди четко знали, что у каждой из случившихся трагедий имеются свои предпосылки, то смотря на окружающую Вселенную, они понимали бы, что все живые существа друг с другом взаимосвязаны, все вокруг сбалансировано, и ни одно живое существо не может просто так принести вред другому живому существу.

Аксиома №8. Исходя из того, что Я всех живых существ — это Абсолют, проявившийся своим узким лучиком, следует, что наше Я и Я Абсолюта нераздельны.

На санскрите эта мантра сознания звучит как «Тат Свам Аси» — «Я есть То», или «То есть Я». Получается, что мы с вами и являемся Абсолютом, только не осознаем этого. Я хочу еще раз подчеркнуть, что эту последнюю, третью подгруппу аксиом легче озвучить, нежели осмыслить, поскольку все положения этой подгруппы — сверхлогичны — жалкая тень, отраженная в словах. Получается, что существует наше Я, которое, с одной стороны, само по себе одно. С другой стороны, существует Абсолют. С третьей стороны, также существуют многочисленные другие Я всех живых существ. И всё это как бы едино, но в то же время всё по отдельности. Наш разум не в состоянии ухватить, как это может быть одновременно, но аксиомы на то и аксиомы! А применяя к аксиомам вполне понятный логический аппарат, мы можем делать из них определенные выводы, которые в йоге формулируются в виде многочисленных законов и положений. Некоторые из них мы сейчас рассмотрим.

 

Рис.7. Я есть То.

 

Рассматривать я их буду в достаточно вольном ключе, ведь все-таки мы проходим “Введение в аксиоматику йоги”, а не полный курс аксиоматики, и моя цель — зародить у вас желание разобраться с этим предметом и размышлять над ним в дальнейшем, и тогда, я уверяю вас, откроются такие горизонты, которые вы даже не можете себе представить. К сожалению, у нас нет времени на доскональное изложение аксиоматики йоги, потому что в Открытом Йога Университете основная задача — подготовка преподавателей йоги. Другое дело, что без азов аксиоматики преподавателя йоги не подготовить, но излишне углубляться в аксиоматику йоги – значит породить ситуацию, когда все займутся теорией, а практику никто не делает. При этом самое страшное в этой ситуации то, что обычные люди не получат никакой йоги: ни аксиоматической, ни практической. Поэтому я буду в мягком варианте давать некоторые теоремы, а над всем остальным вы подумаете сами.

Рис.8. Третья подгруппа аксиом системы аксиом Микрокосмоса.

 

Теорема №1. Всемогущая воля – основа духовного пути. Только там, где есть составляющая воли, любое упражнение превращается в метод йоги.

В Хатха йоге полным-полно упражнений, разных поз, некоторые из них очень похожи на те, что делают акробаты в цирке. И возникает вопрос: а не являются ли акробаты йогами? Йога на это отвечает, что даже если будешь делать только физические позы, то действительно рано или поздно у тебя разовьется разум и откроются скрытые способности, но для того, чтобы акробатика стала йогой, необходимо соблюсти одно маленькое условие — человек должен волеизъявить идти по духовному пути — это движущая сила! Вот такое интересное положение — прежде чем начать заниматься йогой — волеизъявите духовное развитие, тогда и все остальное подтянется, а без этого волеизъявления — можно обезьяну научить во всякие позы закручиваться, только толку будет мало. Еще раз подчеркиваю — не наличие знаний, не наличие действия, а лишь ваше волеизъявление. Как сказал Козьма Прутков: «Если хочешь быть счастливым — будь им!» В положении: «Будь им!» как раз и заключено волезъявление.

Рис.9. Волеизъявление — ключевой момент при занятиях йогой.

 

Теорема №2. Все наслаждение, которое мы испытываем, испытывали или будем испытывать — заключено в нас самихснаружи — наслаждений нет.

Это положение ставит большой жирный крест на наркотиках, потому что любые наркотики – всего лишь грубый и незаконный способ открыть «сейф с наслаждением», который находится внутри нас. Представьте себе, что внутри нас, как в банке, расположен “сейф с наслаждением”; наркотиком, мы как динамитом взрываем его — распотрошили, у всех денег полно, все радуются; а потом приезжает полиция, всех арестовывают, и приходится расплачиваться и за сейф, и за взрыв, и еще за много чего. Поэтому запомните: ни в еде, ни в, боже упаси, «химии», ни в каких-либо других вещах наслаждения нет! Завтра могут изобрести какое-нибудь электромагнитное излучение, при облучении которым мозга, человек будет в эйфорию впадать, и может показаться, что наслаждение в этом новом электронном наркотике. Нет, друзья, это всего лишь очередной способ открыть то, что у вас и так уже есть. Йога призывает вас идти законным путем, прикладывать усилия в достижении высочайшей степени наслаждения и при этом развиваться интеллектуально, физически и духовно. И если вы вдруг встретите адептов тайных наук от йоги, которые вам скажут: «Чтобы пережить то или иное состояние, надо травки покурить» — сразу делайте надлежащие выводы. С помощью химии вы принципиально не сможете достичь Высшего!

Но положение это еще более грандиозно, потому что касается не только того, что мы потребляем, а самой нашей жизни. Иногда человек говорит: «Ой, мне так плохо, потому что у меня такие-сякие обстоятельства жизни», но обстоятельства жизни – всегда нейтральные. Просто одно обстоятельство, как ключом открывает замок внутреннего сейфа с радостью и высвобождает его, а другое обстоятельство не способствуют этому, и надо просто разумно пересмотреть свою жизнь. Еще раз, наслаждение не есть что-то от нас не зависящее, его не стоит искать далеко — высоко, оно всегда с нами, всегда внутри нас!

Рассмотрим другую печальную ситуацию, когда человеку начинает казаться, что хандра, апатия, болезни, глупость, тупость, подавленность – это естественно, и для того, чтобы выйти из этого состояния необходимы таблетки и психотерапевты — кто-нибудь извне. Друзья, вовне нет решения проблем, вовне нет счастья! Все, что есть вовне вас – это всего лишь ключи к замку, который открывает то, что у вас внутри. И если у вас из года в год жизнь все мрачнее и печальнее, если вы вечно подавлены, вечно пребываете в пессимизме, и при этом считаете, что это и есть ваше естественное состояние, то хочу вас разочаровать — это противоестественное состояние, вызванное действием вашей негативной кармы. Если вы не чувствуете радости жизни, радости бытия – это болезнь и чем быстрее вы от нее избавитесь, тем будет лучше для вас и окружающих. Поэтому напрягитесь, пересмотрите свою жизнь, не обожествляйте плохое самочувствие, не делайте идола из вечно плохого настроения — это иллюзия.

Еще одно ошибочное мнение, что жизнь полосатая: то хорошая полоса жизни, то плохая, если сегодня повезло, то завтра должно не повезти, дабы уравновесить прошлое везение. Чушь собачья! Веря в это, вы сами себя программируете на неприятные события. На самом деле вашей «полосатой» жизни есть очень тривиальное объяснение — просто время от времени так проявляется ваша дурная карма.

Теорема №3.Если на фоне регулярных занятий йогой вам с каждым годом становится все хуже и хуже, мрачнее и мрачнее, то вы занимаетесь не йогой.

Теорема №4. Все знание заключено в нас самих.

Каждый из нас внутри себя имеет всё знание Вселенной, и внешняя информация — будь то книги или поучения нужны лишь для того, чтобы научить нас черпать это знание изнутри, как в поговорке: «Умный человек не спрашивает, умный человек постигает все сам». Есть анекдот о прекрасной половине человечества — о том, что девушки любят учиться, и это самый настоящий бич: одно образование получила — мало, второе — мало, еще надо на психолога выучиться, потом на практикующего тренера борьбы нанайских мальчиков, все мало и мало, и все кажется, что знание где-то там: у нас плохо учат — за границей хорошо, в этом университете плохо — в том хорошо, получается бесконечная гонка за тем, что вовне, вовне, вовне. Вы помните, образование – это то, что осталось после того, как все выученное забыто, и по большому счету в любом учебном заведении вас должны учить не количеству знаний, а учить учиться.

Йога призывает нас черпать знания из своего Высшего Я, потому что оно обладает всезнанием. Другой разговор — как это делать, какова методика? Я не буду сейчас на это отвлекаться, скажу только, что действительно у нашего Сознания есть такая способность: любой объект или явление, на котором удерживаются сфокусированные лучи нашего Сознания достаточно долго (обычно наше Сознание мечется) — полностью раскроет себя ему. Именно этим объясняется сверхспособность Учителей йоги, которые, взглянув на какой-нибудь предмет, могут все рассказать и о самом предмете и о его владельце. Тут можно, конечно, впасть в мистику, а можно проанализировать происходящее с позиции аксиом йоги: Учитель достиг такой степени сосредоточения, что если он сконцентрировал свое Сознание на объекте, то этот объект, образно говоря, «выворачивается» наизнанку и предоставляет ему всю информацию, все знание, которое в нем заложено.

Теорема №5. Все могущество — внутри нас.

В качестве примера приведу закон, который сейчас у всех на слуху, о котором все говорят, и которым пугают друг друга, я имею в виду закон кармы. Какую только чушь не приходится сейчас слышать про карму, каждый поет про нее что-то свое, а закон-то на самом деле очень логичный и очень простой: что посеешь, то и пожнешь. Или по-другому: аксиоматически Я всемогуще и обладает проявлениями, которым Майя, окружающая нас, не может противостоять и полностью подчиняется.

Теорема №6.Вы сами творите тот мир, в котором живете.

Вы считаете себя своими проявлениями, и эти проявления находятся в мире, для которого правила игры придумываете вы сами. Сначала вы устанавливаете какое-нибудь правило, а потом случается так, что сами же попадаете под его действие — в этом услужливо помогает Майя — вот вам смысл кармы.

Теорема №7.Вы сами привлекли тех живых существ, с которыми общаетесь в своей Вселенной.

Представьте, что где-нибудь на Альфа центавре обитают живые существа в полном одиночестве, потому что волеизъявили никого не видеть, а если видеть, то раз в десять тысяч лет для продолжения рода. Сейчас мы страдаем от бандитизма, от коррупционеров, от невменяемых маргиналов и тупых политиков, которые во имя власти делают все что угодно, но ведь мы когда-то сами волеизъявили пригласить их в свою личную Вселенную. А теперь пожинаем то, что посеяли — закон кармы. Вы еще ни разу не страдали в своей жизни незаслуженно, все страдания, которые вы имели и имеете сейчас вы сами волеизъявили! И никакой мистики про магов и экстрасенсов! Друзья, все это становится даже не интересно, если понимать истинный смысл.

Теорема №8.Закон ассоциативных связей.

Этот закон хорошо бы изучать всем практикующим психологам, чтобы не заниматься мифотворчеством, а то в психологии постоянно появляются все новые и новые учения и течения. Когда-то было нейролингвистическое программирование, и все кричали: «Ура, браво!» — забыли о нем, потом еще что-то появилось и все снова кричат: «Ура, браво!» — опять забыли. Я вас уверяю, что каждые пять-десять лет в психологии будет отыскиваться гуру, который будет предлагать свои собственные методы, а по сути дела это лишь хорошо забытое старое, которое вертится вокруг одной оси, и ось эта называется — закон ассоциативных связей. Если вы это поймете, то вам не будет нужен никакой психоанализ, и когда вам будут рассказывать сказки про вас самих, про других людей — вы ясно будете видеть, где концы с концами не сходятся. К сожалению, на одного психолога от бога приходится девять никчемных специалистов, кстати, психологи то же самое говорят про йогу, и самое смешное, что я с ними согласен. Йог йога не ругает, несмотря на то, что порой руки, точнее язык, так и чешется, и вот с психологами у нас джентльменское соглашение: психологи ругают плохих йогов, а о хороших молчат; я же ругаю плохих психологов, а хороших хвалю — и все довольны.

Рис.10. Закон ассоциативных связей.

 

Итак, закон ассоциативных связей — краеугольный камень всех дальнейших положений, он вытекает из наличия Майи, из принципиальной возможности что-то одно считать чем-то другим. И вот когда мы что-то одно считаем чем-то другим, то между этими объектами или явлениями протягивается ассоциативная связь, по которой течет прана. Это корень всех наших проблем, это тот механизм, с помощью которого мы готовим себе ловушку, сетку, тюрьму. Но в то же время, закон ассоциативных связей дает нам возможность формировать “нужные” ассоциативные связи, рвать ненужные. Но это отдельная, огромная наука.

Теорема №9.Закон боли: если есть неведение – то лишь вопрос времени, когда возникнет боль.

В аксиоматике, как вы помните, ни слова про боль не сказано. Откуда же она берется? Боль – это наше наслаждение, которое мы делим пополам и сталкиваем лбами. Наше Высшее Я — источник наслаждения, но мы не осознаем себя им, а считаем себя своими проявлениями. Далее, между Я и этими проявлениями выстраиваются ассоциативные связи, по которым начинает течь прана. Если в Майе проявления эти расширяются, то мы испытываем радость, счастье, а если же наоборот, кто-то или что-то сдавливает их, то мы чувствуем боль. Таким образом, боли нет в принципе, а есть наслаждение, которое само себя душит.

 

Рис.11. Боли нет, но есть наслаждение, которое само себя душит.

 

Причем на грубом физическом уровне механизм реализации боли работает с привлечением структур грубого тела, на тонком – с привлечением тонких структур, и так далее. Очень интересный закон.

«Что-то с памятью моей стало, Все, что было не со мной – помню».

 

Теорема №10. Память.

Память необходима нам, чтобы хранить информацию, получаемую в течении жизни, это более позднее образование, работающее согласно закону ассоциативных связей, поэтому можно сказать, что любая работа с памятью сводится к работе с ассоциативными связями. Наше Я – всезнающе, ему память не нужна, и умей мы черпать нужные сведения из него, не было бы нужды таскать за собой весь багаж знаний.

Теорема №11. Страх.

Страх возникает из комбинации памяти и боли; не бывает страха без памяти, не бывает страха без боли.

Теорема №12.Вожделение, влечение.

Память и наслаждение — мы стремимся к тому, что когда-то принесло нам удовольствие.

Теорема №13. Эгоизм.

Мы считаем себя не тем, кем являемся на самом деле, а своими проявлениями, и если этим проявлениям что-то угрожает, то мы недовольны и стараемся угрозу устранить, а если, напротив, проявлениям комфортно, то такую ситуацию мы будем притягивать. Если человек больше печется о собственной шкуре, чем о интересах страны или человечества, то о нем обычно говорят: «Ой, какой эгоист!» А по сути дела, это ни хорошо и ни плохо, это следствие неведения, это следствие действия Майи, друзья.

Теорема №14. Влечение, неприязнь.

Опять же все упирается в неведение. Наше Я считает себя проявлением, считает себя эго, и если что-то поджимает наше эго, то мы ощущаем негатив, если что-то расширяет — позитив. Поэтому все любят, когда их хвалят, и мало кто любит, когда их ругают.

Друзья, такого рода положений в йоге – много, они, как и математические теоремы, доказываются логическими построениями. С аксиомами было много сложнее, многие из них в голове не укладываются, вроде одной частью разума понимаешь, а другой совсем не понимаешь. А с выводами из аксиоматики проще, они лежат в плоскости логики и все, что нужно — не быть идиотом, отточить разум и начать соображать. Иногда путают духовность и идиотизм: покажут на не совсем вменяемого человека и говорят, что он пророк, конечно, он может и пророк, а может банальный сумашедший.

Рис.12. Леммы и теоремы системы аксиом Микрокосмоса.

 

Таким образом, из системы аксиом микрокосмоса рождается большое количество положений-теорем в йоге; основываясь на этих положениях-теоремах возникают те или иные виды йоги. Скажем, из первой и второй подгруппы аксиом рождается такой прекрасный вид йоги, как Раджа-йога, изучение которой помогает увеличить силу своей личности, развить харизму. Наша страна сейчас очень нуждается в хороших управленцах — на словах руководителей много, а поставь его на должность — он все дело развалит. Почему-то все думают, что любой дурак может быть руководителем, вовсе не надо для этого обладать соответствующими качествами. Именно Раджа-йога дает вполне конкретные упражнения и методику их выполнения, позволяя тем самым раскрывать то могущество, которое в нас заложено.

Есть йоги, которые опираются на систему аксиом микрокосмоса, а есть опирающиеся на систему аксиом макрокосмоса, ее мы будем рассматривать в дальнейшем.

Вопрос: Просветленный человек, преодолевший Майю, будет воспринимать другие Я так же, как и мы, через их оболочки, или он видит их настоящими?

Этот вопрос лучше задать тем, кто уже достиг Просветления, а я своего личного опыта вам передать не могу, потому что такового не имею, ссылаться же на чужой не хочу, хотя в текстах упоминания об этом имеются. К примеру возьмем какого-нибудь гуманиста, который не спит, не ест, а только о всеобщем благе думает, спросишь его: «Как ты можешь с этим бомжом возиться, от него же воняет?!» А он ответит, что видит в нем искру Божию, и действительно видимо видит, раз возится…

Вопрос:Что можно почитать по аксиоматике йоги, чтобы глубже понять эту тему?

Все зависит от того, насколько хорошее представление об образе жизни средневековой Индии вы имеете. Если вы затрудняетесь ответить, что такое «стрекало», то вам будет тяжеловато читать религиозные средневековые трактаты и, может быть, в таком случае имеет смысл читать адаптированные переработанные тексты.

Вопрос: У меня возник вопрос по аксиоме о победе в конфликте, в которой говорится, что побеждает то Я, которое осознает себя в большей степени. А если, к примеру, человек встречается со львом, и не смотря на то, что осознает себя в большей степени человек, победа будет за хищником.

Я думаю, что тут вопрос дурной кармы ходить без ружья по Африке — «…маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять…». Или ситуация с маленькой ядовитой змеей, которая, ясное дело, находится на уровне много ниже уровня человека, но укусит — мало не покажется, да еще и уползет довольная — вроде как победила. В упомянутой аксиоме все же имеются в виду существа, находящиеся в равных ситуациях, а кармический идиотизм каждого отдельно взятого человека рассматривать не будем.

Вопрос: Каждая клеточка моего организма обладает своим собственным Я?

Хороший вопрос! Да, согласно учению йоги получается так, и на этом положении основана Раджа йога. Существует иерархия подчиненности.

Вопрос: Симбиоз тоже так понимается?

Симбиоз — это воплощение взаимодействий Я на грубом уровне — разные живые организмы волеизъявляют жить в сообществе. Мы, к сожалению, не успели рассмотреть взгляд аксиоматики на эволюцию. Почему у нас клетки рождаются? Потому что в рамках нашего тела мы даем им возможность духовного развития. Они нам чем-то служат, мы — им, это взаимовыгодный обмен. Раджа йога учит нас, что по-настоящему ваше руководство будут принимать только в том случае, если вы будете предоставлять возможность развития, хороший правитель тот, кто в первую очередь заботится о духовном развитии своих подданных, а не тот, кто собирает налоги, стращает и пишет политические программы. Только тот удержит власть, кто будет заботиться о духовном развитии каждого члена общества, которым он управляет.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *