Классические и быстрые методы в йоге
План:
-
Что такое йога; йога и свобода.
-
Классическая йога: определение, методы, принципы.
-
Быстрые методы в йоге: Третий принцип йоги, метод, опасности на пути.
Шаг 10. Классические и быстрые методы в йоге
Прежде чем мы пойдем дальше и будем продолжать рассматривать введение в аксиоматику, хочу подытожить всё то, что мы уже рассмотрели по этой теме.
Во-первых, мы определились с понятием «йога». Йога – это система самопознания, которая опирается на два принципа (принцип непричинения вреда и принцип здравого смысла), и следующая методу гармонии (где можно себе позволить – позволяем, а где нужно себя заставить – заставляем). Получается, что в йоге важно не то, что ты делаешь, важно лишь как ты это делаешь.
Далее, мы имеем два набора аксиом, каждый из которых дает свои практики. И наша задача научиться грамотным образом чередовать эти практики, выбирая нужный метод: или позволять себе, или заставлять себя. Таким образом мы будем потихоньку, маленькими шажками приближаться к некому состоянию, которое невозможно определить с помощью слов, которое выше понятий и мысли. Идя по этому пути, время от времени мы с вами будем проходить некие ключевые точки, получать некие знаки на пути, которые будут указывать на то, что мы движемся в правильном направлении.Самое главное, о чем тут надо сказать, что занимаясь йогой, человек постепенно начинает обретать свободу, и в первую очередь – свободу от неведения, причина любой нашей несвободы кроется в неведении. Отсюда следует косвенный признак, позволяющий определить, занимаетесь вы классической йогой или чем-то другим: если система, которой вы занимаетесь, уводит вас от свободы и порабощает, то эта система не является йогой. Это очень хороший «экспресс-тест» на сектантские организации, которые называют себя последователями йоги. Если, попадая в такую организацию, человек чувствует, что его свобода начинает ущемляться, сокращаться, сжиматься – это явный признак того, что у последователей имеются явные несостыковки с философией йоги, и не всегда по злому умыслу, иногда и по незнанию и недомыслию, из-за неправильно понятых концепций. К сожалению, огромная путаница и чехарда существует до сих пор даже в самых основополагающих определениях йоги, не говоря уже о тонких практиках.
Итак, занимаясь классической йогой, вы постепенно, пошагово устремляетесь к свободе, которая в своем пределе невыразима. И тут же возникает вопрос: «Сколько же времени требуется, чтобы достичь этого идеала?» И конкретного ответа на этот вопрос нет, всё сугубо индивидуально и зависит от вашей скорости продвижения: можно потратить несколько жизней, можно несколько сотен жизней, а можно и несколько миллиардов жизней. Классическая йога в первую очередь учит терпению и кропотливой работе над собой, это не кавалерийский наскок: раз, раз – и ты в три секунды приз завоевал, цели достиг. Нет, это спокойное, рассчитанное не на одну жизнь мероприятие.
Самое интересное, что мы даже не можем сформулировать свою конечную цель, а можем лишь намечать себе новые горизонты и достигать их. Это состояние человека, которое очень хорошо охарактеризовал А.П. Чехов: «…по капле выдавливать из себя раба…» Наше неведение, порождающее привязанности, гнев, жадность, ревность, делает из нас рабов. До тех пор, пока внутри нас есть страх, он будет нами управлять, и мы будем его рабами. Классическая йога призывает нас шаг за шагом, никуда не торопясь, постепенно «выдавливать из себя раба», труд этот очень долгий и крайне трудный. Осилить такую дорогу может только человек упорный, с серьезными намерениями, который работает не на публику, не ради похвал. Внутренняя работа очень кропотливая, ежедневная, трудоемкая, а результат порой невидим, порой не очевиден, и иногда не за что ухватиться.
Колоссальные трудности этого пути связаны с тем, что в каждую новую жизнь мы приходим с огромным багажом впечатлений и кармических отпечатков, многие из которых несем еще со времен жизни в телах животных. Мы часто, не отдавая себе отчета, ведем себя как звери: иногда агрессивно и несдержанно, а иногда, напротив, пассивно, демонстрируя нежелание и неумение брать на себя ответственность, как бараны в стаде. Состояния эти, как правило, чередуются: в каких-то обстоятельствах мы ведем себя нагло, с агрессией, в каких-то наоборот – поджав хвост. И бороться с этим крайне тяжело, потому что это были линии нашего поведения в течение долгих и долгих жизней. Поэтому собираемся с силами, запасаемся выдержкой и по капле выжимаем из себя раба, уничтожаем негативную карму, зарабатываем положительную, преодолеваем страх, преодолеваем гнев. Это может растянуться не просто на несколько жизней, но и на несколько тысяч жизней. Но в любом случае, человек, который идет по этому пути, в более выигрышном положении, чем тот, который не работает над собой. В йоге говорят, что для практикующего йогина, время – его союзник, время – его защитник, а если человек не занимается йогой, то время – его враг.
Когда вы в спокойном состоянии, не находитесь под действием сильных эмоций, то и не ощущаете острую потребность бороться с ними. К примеру, сейчас вы не испытываете страха – нет обстоятельств, чтобы этот страх в вас проснулся. Но картина может поменяться буквально в течение нескольких часов: возникнут некие жизненные ситуации, на вас навалятся волны страха, страха парализующего, изнуряющего, который сидит в вас раскаленным гвоздем и управляет вашим поведением. Или возьмем гнев: мы можем считать себя сдержанными людьми, но, попав в определенные обстоятельства, вдруг вся наша благопристойность слетает с нас, мы перестаем себя контролировать и с кулаками бросаемся на обидчика, совершенно забывая про благие намерения, которыми мы до этого руководствовались. Происходит это потому, что многое в нас идет на уровне программы, на уровне условных рефлексов. И с этим нужно бороться, иначе мы мало чем отличаемся от животных. Из жизни в жизнь, каждый шаг должен хоть немного освобождать нас от зависимости. И если вы имеете благоприятные условия жизни, не подвержены страхам и в вас нет гнева, тем не менее не стоит впадать в иллюзию, что вы совершенны, и заниматься своим развитием вам уже не надо. Вместо этого лучше воспользоваться паузой, пока дурная карма не развернулась и поработать над собой, уничтожить будущие предпосылки страха и гнева.
И теперь мы переходим к другой очень сложной теме – это так называемые быстрые методы в йоге, это те методы, которые значительно сокращают время нашей трансформации, время пути к конечной цели йоги. Если в классических методах разговор ведется о нескольких жизнях, и надо быть к этому готовым, то в быстрых методах йоги предполагается значительно сократить это время, и в идеале достичь освобождения в течение одной жизни.
Аксиоматика йоги – это крайне сложная наука, и хотя я излагаю ее вам, но сказать, что являюсь в ней экспертом, не могу. Полностью отследить всю логическую цепочку, как из положений аксиоматики йоги выводятся классические методы и практики в йоге – задача очень трудная для нашей логики и нашего разума. Что же касается быстрых методов в йоге, то это задача сверхтяжелая. Я хочу вас предупредить, что ничего не понимаю в том, как именно работают быстрые методы в йоге, с достоверностью могу сказать лишь одно: эти методы действительно есть, и они реально работают. Практиками этими можно пользоваться вне зависимости, понимаешь ли ты до конца, как они работают, или не понимаешь. Аналогия такая: у всех вас есть мобильные телефоны, но вряд ли кто-нибудь из вас до конца понимает принципы, по которым кодируются и передаются сигналы.
Значительная часть аксиом перехода от классической йоги к йоге быстрых методов либо не сохранилась, либо неизвестна нам. Возможно, в каком-нибудь Индийском храме есть заброшенный манускрипт, детально объясняющий все тонкости аксиоматики, только нам он недоступен, как если бы его и не было. Учителя, которые в принципе могли бы дать эту связку, тоже недоступны.
Очень важный момент – помните, что вся аксиоматика йоги – это подарок Учителей, но быстрые методы – это двойной подарок от Учителей и Учительниц йоги, это подарок в квадрате. Важный фактор, определяющий готовность йогина к быстрым методам, это его желание идти путем йоги, пусть даже классической. Я хочу предостеречь вас от необдуманного самомнения: многие из вас считают себя продвинутыми людьми, готовыми для быстрых методов, и не хотят тратить свою жизнь на методы классические. Вот тут и следует хорошо запомнить, что сама структура быстрых методов предполагает, что воспользоваться ею может лишь человек, готовый следовать классическим методом, даже если для этого ему потребуется миллиарды жизней. Если у вас нет возможности практиковать быстрые методы (на самом деле, такая возможность встречается крайне редко) – идите классическим путем йоги. Пусть вам придется умирать и заново рождаться огромное количество раз – смотрите на эту перспективу с улыбкой. Если же вы проявите нетерпение и желание перепрыгнуть через ступеньку, а то и через все ступеньки, то вы останетесь у разбитого корыта, потому что не бывает в этой Вселенной такого, чтобы человек перепрыгнул этапы своего развития. Вы можете очень быстро продвигаться вперед, и для окружающих может показаться, что ступеней этих у вас и вовсе не было, нет, ступени были, другое дело, что они промелькнули незаметно. Так вот, одна из этих ступеней – ваша готовность следовать классическим методом йоги.
На прошлом занятии мы говорили о не противоречии систем аксиом Микро- и Макрокосмоса: методы, построенные на этих системах, разные и могут быть даже противоречащими друг другу, но приводят к одному и тому же результату. Из этого вытекает метод: где можно себе позволить – позволяем, где нужно себя заставить – заставляем, и так, шаг за шагом мы то позволяем себе, то заставляем, то позволяем, то заставляем. Двигаясь таким образом, мы приближаемся к цели. Далее, чтобы перейти к рассмотрению быстрых методов, нам необходимо усвоить еще одну аксиому – аксиома о высшем сверхлогичном единстве бытия. Звучит она примерно следующим образом: законы систем Микро- и Макрокосмоса, а также законы взаимодействия этих двух систем, являются проявлением независимого, универсального, высшего закона бытия, или другими словами: все эти законы – частные случаи высшего закона бытия.
Здесь имеются небольшие пробелы в аксиоматике – объяснить переход к быстрым методам необычайно тяжело. Не сохранилось как, зачем и почему это произошло, да что уж говорить, если определенные пробелы имеются даже в классической йоге. В качестве примера хочу сказать, что нечто подобное наблюдалось в физике, когда вдруг спонтанно возникла квантовая физика, и не смотря на то, что ее подходы в значительной степени отличаются от классических, но в противоречие со «старой» физикой Ньютона она при этом не вошла. Иногда встречаю точку зрения, что быстрые методы – это всего лишь наиболее эффективная стратегия в плоскости классической йоги. Нет, как раз всё наоборот, классическая йога – это лишь часть всего арсенала методов, и если мы недалеко ушли от животных инстинктов, страхов и своей дурной кармы, то начинать следует от простого, и это простое – частный случай чего-то более универсального.
Классическая йога – это когда мы то слева, то справа, шаг за шагом приближаемся к истине. Проиллюстрирую примером из математики, где подчас для решения некоторых уравнений применяют метод постепенного приближения к результату: сначала находится одно грубое решение, следующее решение – поточней, следующее – еще точней, и так постепенно приближаются к идеальному решению, при этом количество шагов таких приближений может быть колоссальным. В быстрых методах мы приближаемся к истине не пошагово, а вываливаемся в правильный результат, как если бы мы научились игнорировать время и пространство. При этом в классической йоге требуются сотни и даже миллиарды жизней для достижения цели – это вектор времени: одна жизнь, другая, третья… Быстрые же методы, их еще иногда в древних школах называли одношаговым просветлением, сразу переносят нас в область вне времени. Не надо делать много шагов, достаточно сделать один – и вы уже поднялись на очень высокий уровень, уровень самопознания и свободы.
Есть такое понятие «благословение школы» или «благословение Учителя». И если Учитель сказал: «Мужик, у тебя будет всё хорошо – через три года достигнешь просветления», то три года пройдут, и ты достигнешь просветления. Вроде бы нелогичность, полнейшее противоречие всей той аксиоматике, которую мы рассматривали, но в то же время никакого нарушения нет – аксиоматика выполнилась. Невозможно объяснить этот невыразимый импульс прямой передачи знаний, который присутствует в школах йоги и отличает их от группы товарищей, которые марки собирают. В свое время эта невербальность в йоге сыграла с ней дурную шутку, потому что, сталкиваясь с подобными явлениями, люди начинали считать их чем-то фантастическим, чем-то мистическим, что дало благоприятную почву для всякого рода мракобесия. В этом и заключается основная опасность быстрых методов – неподготовленного человека в большей степени они будут сбивать с толку, нежели помогать.
Вернемся к аксиоматике. Система аксиом Микрокосмоса берет за основу наше Я (Атму) и фактически дает нам картину мира, в которой по отношению к нашему Я всё внешне, всё снаружи. И хотя мы привыкли разделять мир на внешний и внутренний (мир наших переживаний и эмоций), но, с точки зрения аксиоматики Микрокосмоса, такое разбиение весьма условно. С другой стороны, из системы аксиом Макрокосмоса, где за основу взят Абсолют, следует, что по отношению к Абсолюту, все объекты, явления, всё-всё – внутреннее. Получаются две системы аксиом: для одной всё как бы внешне, а для другой всё как бы внутренне. Отсюда следуют два принципа йоги: принцип не причинения вреда и принцип логики и здравого смысла в действиях.
Далее мы видим, что в рамках системы аксиом Микрокосмоса для страдания, для негатива места нет, но и с позиции Макрокосмоса – аналогичная ситуация: везде один Абсолют справедливый и мудрый, какие уж тут страдания? Но, тем не менее, мы сталкиваемся и со страданиями, и с проблемами, значит, они все-таки есть, и если их нет ни внутри, ни снаружи, значит, они на грани этих аксиом. Но аксиома о едином законе говорит, что и на границе страданий нет, получается, что их вообще нигде нет.
Вот мы и подошли вплотную к отправной точке быстрых методов: в каждый отрезок времени и в каждой точке пространства Вселенная сбалансирована, просветлена. И вполне конкретный из этого вывод: того, чего нет сейчас, никогда не было и никогда не будет, а то, что есть здесь и сейчас, всегда было, есть и будет. И это уже первые предпосылки для быстрых методов. Или другими словами: если вы собираетесь искать просветление в Гималаях у ног Учителя, то знайте, ваше просветление – сейчас и здесь, перед вашим носом, того, чего нет здесь – вы и там не найдете. И если некий йогин достигает состояния просветления, высоты в самопознании, то для этого у него, безусловно, были соответствующие условия, но эти же условия доступны и вам, причем прямо здесь и сейчас, где бы вы ни находились – вот такая очень хитрая сшивка.
Дадим формальное определение: в быстрых методах цель и средства достижения этой цели должны совпадать. Очень странная, тяжелая и коварная фраза. Думать о ней – то же самое, что думать о бесконечности неба, которое простирается всё выше и выше, и в какой то момент ты вдруг понимаешь, что перестал его осознавать. Есть много и других выражений на тему быстрых методов, я зачитаю некоторые из них. К примеру, у наших друзей буддистов есть положение о единой природе нирваны и сансары: по сути дела, это то же самое, только сказано более понятными словами. Иногда в Тантрах приводятся такие высказывания: чтобы быть Богом, поступай, как Бог; чтобы достичь просветления, веди себя так, будто ты уже просветлен; чтобы находиться в самадхи, живи так, как будто ты уже находишься в самадхи. Вроде бы некий самообман, но, на самом деле, это попытка выразить первый фундаментальный принцип о том, что процесс достижения цели и сама цель должны сливаться. В этой фразе нет места времени, поэтому эти методы и называются быстрыми.
Вновь вернемся к аксиоматике. Вслед за аксиомой закона универсального единства бытия идет вывод, который иногда называют Третьим принципом йоги, или обетом отказа от страданий. Ранее мы подходили к Первому и Второму принципам йоги, теперь подобрались к Третьему. И здесь я должен сделать очень важное замечание: если Третий принцип йоги не будет вами усвоен, то от быстрых методов йоги вам лучше держаться подальше, иначе вы только очень сильно отяготите свою карму, вместо достижения каких-либо значительных результатов. Первый принцип йоги – на то он и первый, что он основополагающий; Второй принцип йоги – на то он и второй, что идет в подчиненной форме по отношению к первому; Третий же принцип работает когда соблюдаются предыдущие два. Если же йогин, не соблюдая первых двух принципов, попытается сразу перескочить на третий, то появляется большая вероятность превращения этого йогина в монстра, который рано или поздно становится тираном и начинает жить согласно лозунгу «Железной рукой коммунизма, загоним человечество в рай».
И теперь – сам Третий принцип йоги; в разных школах йоги существуют его разные формулировки, это связано с тем, что каждый трактат, написанный в древности, был ориентирован на конкретных людей с определенной культурой. В различных уважаемых философских системах близких к йоге существует множество обетов, выраженных совсем другими словами, но которые также являются третьим принципом. Итак, я отказываюсь от страданий, никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания, я всегда буду помогать всем живым существам избавляться от страданий, когда я в силах им в этом помочь. Или другими словами: я отказываюсь от страдания и породившего страдание неведения, я волеизъявляю, чтобы в моей вселенной больше не было страданий, я с радостью буду делать всё, от меня зависящее, чтобы устранить страдания тех живых существ, которым будет нужна моя помощь и которым я буду в силах помочь; но если кто-то попытается заставить меня страдать, я не буду принимать это страдание. Или: всё, страдать больше не буду, и буду помогать тем, кто тоже не хочет страдать! Навязывать мы ничего не можем, каждый человек – отдельная вселенная и если кто-то волеизъявляет страдать, то он будет страдать из жизни в жизнь, из миллиона лет в миллионы лет.
Итак, мы формально определили, что классическая йога – это система самопознания, соблюдающая Первый и Второй принципы и использующая метод череды – где нужно себя заставить и где можно себе позволить. Цель, к которой человек должен прийти, определяется как свобода и высшее духовное открытие. В отличие от классической йоги, в йоге быстрых методов добавляется еще один, Третий принцип и метод: цель и средство достижения цели совпадают, то есть надо выбрать такие средства достижения цели, чтобы они мгновенно приводили к обретению этой цели. Всё же остальное (и цель, и промежуточные знаки на пути в виде свободы) в быстрых методах йоги такие же, как и в классических. Еще раз напомню, что это классические методы произошли от быстрых, а не наоборот.
Теперь попробуем понять, почему в йоге дается грозное предупреждение, что если использовать только Третий принцип для достижения своих целей, это очень опасно даже на уровне осмысления? Да потому, что очень легко перейти грань и начать нарушать Первый принцип йоги – причинять вред живым существам. Самое обидное, что такие провалы случаются довольно часто, когда попытка применить быстрые методы в своей практике приводит к несоблюдению Первого и Второго принципов в угоду Третьему. После этого, как правило, ставится крест на практике, потому что провоцируется масса неприятностей, причем не только в самой практике, но и по жизни. Всё это призвано привести человека к осознанию, что рано пока замахиваться на быстрые методы, сначала надо в классических до конца разобраться.
Еще и еще раз, мы с вами находимся в плоскости закона кармы, который никто не отменял, и практика быстрых методов может как поднять нас, так и повергнуть в опасность порождения колоссальной негативной кармы. Чтобы вы лучше поняли, о чем идет речь, приведу следующий пример. Чтобы из города Москвы дойти до гуру, обучающего йоге, который живет у подножия Гималаев, вы можете идти пешком, как Афанасий Никитин, и времени на это путешествие уйдет очень много. А можете воспользоваться реактивным самолетом, и времени на это уйдет в разы меньше, это уже будут не годы, а часы. Но если в первом случае вы идете спокойным шагом, всё у вас под контролем. В теле человека, которое досталось нам в результате долгой эволюции, много систем, работающих на автомате и охраняющих нас. К примеру, мы споткнулись, и наш вестибулярный аппарат тут же делает такое движение, чтобы сбалансировать, чтобы не упасть. Одна беда – мы идем очень медленно. Другое дело – реактивный самолет, вроде, так здорово: вы сели и полетели. Но имейте в виду, что даже от малейшего соприкосновения самолета с птицей, если она вдруг встретится на вашем пути в воздухе, полет может закончиться плачевно. Да что там полет, самыми опасными считаются взлет и посадка, и неподготовленный пилот, который сел за штурвал на свой страх и риск, может перевернуться еще на аэродроме. Да даже если взлетели и долетели, то, скорее всего, правильно не сядете – искусство посадки очень серьезное. Вот, такая особенность этих двух систем: в одной энергии поменьше и опасностей меньше, в другой энергии очень много, но и опасности очень серьезные. Опасностей много разных, но есть опасность очень серьезная, против которой и предостерегает третий принцип йоги, опасность, заключенная в нас самих. И только лишь через Третий принцип как через некие ворота вы можете войти в быстрые методы.
Часто слышу ошибочную точку зрения, что быстрые методы основываются на Третьем принципе, что Третий принцип – это основа быстрых методов. Друзья, это не так, Третий принцип не имеет никакого отношения к быстрым методам. Этот принцип, как правила дорожного движения, которые нас оберегают, но не имеют отношения к работе двигателя автомобиля, на котором мы поедем. Правила дорожного движения всего лишь рекомендуют, как правильно вести себя на дороге, они оберегают нас. Очень важный момент – опасность увлечься Третьим принципом в ущерб Первому, начать причинять вред живым существам, а поскольку от практик быстрых методов высвобождается очень много энергии, то и карма плодится в мгновение ока такая, что потом в течение десяти жизней не раскидать.
Опасно пренебрегать и Вторым принципом йоги. Если со здравым смыслом у человека очень плохо, а он вовлекается в быстрые методы, в результате которых с ним начинают происходить разные чудесные вещи, то велика опасность впасть в мистику и начать преклоняться перед необъяснимыми явлениями. Со временем это приведет к деградации интеллектуальной, а потом и духовной, потому что всякого рода суеверия и мистика – это прямая дорога под откос. Как в ситуации с самолетом: иногда самолет входит в штопор и бедному пилоту ничего не остается делать, как выпрыгивать и катапультироваться, а самолет разбивается.
Еще одна очень серьезная опасность кроется в том, что человек, который отказывается от страданий, отдаляется от людей и перестает их понимать. В качестве примера можно привести революционеров, которые безусловно, мужественные люди с тяжелой судьбой, они стойко переносили лишения, не позволяли себе расслабиться; но все как один делали маленькую глупость – они ждали подобного поведения и от простых людей, особо ни с кем не церемонясь. Революционеры, безусловно, делали рывок, но за этим рывком шло много пролитой крови. И нужен ли был этот рывок такой ценой, ведь революция всегда тонет в крови. И так, после того, как мы принимаем обет отказа от страданий, мы постепенно перестаем вовлекаться в многочисленные подробности и обстоятельства, в которых эти страдания возникают, то есть преодолев боль в себе, мы забываем, как это бывает у людей, которые ее в себе еще не преодолели. Мы перестаем понимать людей и только удивляемся, мол, чего это ты страдаешь. И в этот момент очень легко скатиться в сухость, бездушие и наплевательское отношение ко всем. Очень большой искус, очень большая опасность.
Получается, что если мы хорошенько проанализируем Третий принцип, то увидим, что он весьма противоречив. Но есть в этом принципе кое-что и на другой чаше весов, что компенсирует все эти опасности – это вторая часть этого обета – помощь всем живым существам. Хотя, строго говоря, если вы всегда будете следовать Первому принципу йоги, то вам эта вторая часть вроде как и не нужна. Йога, в первую очередь, практическая наука, и принципы в ней даются не для того, чтобы поразить аксиоматикой и логическими выводами, принципы даются как прямое руководство к действию, и теории в йоге ровно столько, чтобы осуществить практику. Итак, мы не должны превратиться в бесчувственных сухарей и монстров, равнодушных к страданиям других живых существ, более того, мы должны активно помогать всем живым существам избавляться от страдания, если есть на то их воля. Это серьезная оговорка, потому что аксиомы Микро- и Макрокосмоса никто не отменял, и свободу воли в отношении нас не нарушает даже Абсолют, так какое тогда мы имеем право нарушать свободу воли других живых существ, которые волеизъявляют страдать?! Мы не имеем права навязывать им отказ от страданий: если они хотят страдать – пусть страдают. И только когда человек осознает, что надо избавляться от страданий, вот только тогда есть, с чем работать, и есть, кому помогать.
Надо сказать, что люди крайне редко волеизъявляют страдать ради страданий. Чаще все страдания идут от глупости, от недостатка знания, поэтому акцент можно сместить и вести разговор в первую очередь об устранении неведения, которое и является корнем всех страданий. И когда люди узнают, что от страдания можно и нужно избавляться, то они начнут это делать, а мы должны всеми силами им в этом помогать. Если же вместо оказания помощи людям мы будем оставаться незатронуто равнодушными, то мы в принципе не сможем воспользоваться быстрыми методами, потому что практики быстрых методов сделаны очень хитро: без этой составляющей они перестают работать. Автомобиль не поедет, если у него не будет какой-нибудь важной детали: без колес или руля – какое движение?
Небольшая ремарка в сторону. Йога умеет себя защищать. Быстрые методы йоги умеют себя защищать как ничто другое, и «на дурака» воспользоваться этими практиками не получится ни у кого. Причем защита эта не очевидная, никто не будет охранять тайные практики быстрых методов или тайные янтры с мантрами, друзья, это самая примитивная форма охранения и защиты, которую легко можно обойти. Всё гораздо более фундаментально: не соблюдая принципов йоги, вы просто не увидите методы, а если и увидите, то не сможете ими воспользоваться. При этом могут мешать разные факторы, в том числе банальнейшая ситуация – нежелание разбираться в деталях. У вас будет и реактивный самолет, и инструкция к нему, а желания разбираться – нет, так и не заведете двигатель. Или другая ситуация, когда человек внутри себя не отработал осторожность, постепенность и вменяемость – излишне суетится и проскакивает поворот, на котором нужно повернуть.
Другая хитрая схема: бывает, мы вовлекаемся в быстрые методы, при этом от страдания до конца не отказались, принимаем его внутри себя – порой мы все ой как любим себя пожалеть. А своими мыслями о том, какие мы бедненькие-несчастненькие, мы сами себя программируем на страдание. Но пока у нас было мало сил, страдания тоже были небольшие, а если, благодаря колоссальной энергии быстрых методов, сила в нас прибывает, то волеизъявление страдать вырастает в гигантскую проблему, которую мы сами для себя и придумали. Это ловушка, серьезная ловушка. Положительные результаты будут только тогда, когда вы научитесь отвечать за самого себя, за свои поступки и предвидеть последствия своих поступков, начнете жить по принципам самомотивации, то есть будете сами определять, чему быть и чему не быть в вашей жизни. В противном случае – только отрицательный результат.
Как правило, страдания приходят к нам с той стороны, с которой не ждешь, они находят лазейку внутри нас через ворота, к которым мы относимся некритично; это могут быть наши друзья и знакомые, те, кого мы любим и с кем общаемся, то, к чему мы привыкли. Иногда совершенно незаметно, змеей, через эту лазейку дурная карма пытается спутать нам все планы, помните поговорку: «Господи, защити меня от моих друзей, со своими врагами я сам разберусь», очень мудрая поговорка. Практика быстрых методов все процессы ускоряет многократно, и велика вероятность натолкнуться на свою негативную карму. А поскольку уйти от закона кармы мы не можем, поэтому придется ее изживать. Негативная карма как бомба со времен Великой Отечественной войны: пятьдесят лет лежит в земле, а мы даже не знаем, что она там есть. Если мы начинаем резко себя перестраивать, эта бомба может взорваться, и плохо будет, если она взрывается у нас под ногами, уж лучше взорвется где-нибудь на полигоне, чтобы не причинять никому вреда. Обет отказа от страданий как раз и необходим, чтобы обезопасить себя.
Теперь я хочу обратить ваше внимание вот на что. Первый и Второй принципы йоги не предполагают активной жизненной позиции. Первый принцип: я не причиняю вреда живым существам; заметьте, что это совсем не то, что бы я кому-нибудь помогал, нет, ни о какой помощи здесь речь не идет. Второй принцип йоги говорит нам о необходимости обозначать цели и достигать их; вы можете поставить перед собой цель – просветление человечества, но это всего лишь логичное построение. И только Третий принцип йоги призывает нас занять активную жизненную позицию: с одной стороны, мы активно отказываемся от страданий для себя, а с другой стороны, начинаем активно помогать другим людям в преодолении страданий – альтруизм на благо всех живых существ. Вот такой принцип. Хочешь воспользоваться быстрыми методами, но, скажем, ты эгоист, и вместо того, чтобы работать на благо всех живых существ и помогать всем, кто в тебе нуждается, ты уединился для личной практики. Это очень плохо, быстрые методы от тебя ускользнут, они не любят эгоистов. У нас нет возможности детально обсуждать все способы защиты системы быстрых методов от людей эгоистичных, недостойных, но, поверьте, они выводятся, как теоремы в математике. Полное объяснение аксиоматики со всеми логическими выкладками не является целью Открытого Йога Университета, нам надо конкретно помогать людям, а не философствовать на эту тему.
Теперь несколько слов о том, как перекликается Третий принцип йоги с обетами в других философских течениях. Например, существует обет отречения саньясы; практически один в один с Третьим принципом идет обет бодхисаттвы у наших друзей буддистов. Иногда Третий принцип йоги, на мой взгляд не совсем уместно, называют обетом отказа от мира, даже есть какое-то высказывание про йогина, который отказался от мира. Но только отказываться можно лишь от того, что у тебя было, а как отказываться от того, чего у тебя не было?! Это все равно, что сказать: «Я отказываюсь быть миллионером, отказываюсь от всех моих несуществующих миллиардов» – какая-то нестыковка на уровне логики.
Все обеты давались в конкретную эпоху, для конкретных людей с их определенной ментальностью и духовными задачами. Иногда для какой-нибудь публики нецелесообразно читать аксиоматику йоги, проще пересказать основные моменты своими словами. Хотя, с другой стороны, все эти попытки выразить аксиоматику своими словами – беда йоги. Рассмотрим, к примеру, монашеские обеты, после которых монах отказывается от мира и уединяется в пещере. Как правило, на такой шаг человек решается после того, как в жизни что-то не удалось – попытка бегства. Но, с точки зрения аксиоматики йоги, что посеешь, то и пожнешь, если столкнулся с неприятной проблемой, значит, в предыдущих жизнях сам ее породил, и обижаться бесполезно; из-за обиды и из-за страха отказываться от мира – обманывать себя. Уходят такие люди в монастыри, пещеры, живут там пару-тройку лет, потом им там становится скучно – это старые, как мир, игры. Идея обета любого отказа – это не отказ от мира, а отказ от страданий в мире.
Мы не знаем, какой мир: хороший или плохой, добрый или злой. Более того, строго говоря, он – никакой, в нем как аукнется, так и откликнется, как мы живем, так он к нам и разворачивается. Вопрос не в мире, вопрос в нас – что мы волеизъявляем в этом мире и как мы волеизъявляем в нем жить?
Вы можете задаться вопросом: есть ли счастье, за которое не придется расплачиваться страданием? Вам подарили Мерседес хороший и новый, и вы счастливы первые три дня, а потом появляется страх, что его могут угнать, и постепенно ваше счастье начинает омрачаться ядом страдания. Или юноша полюбил девушку: сначала он на десятом небе от счастья, потом приходят муки ревности, а десять лет пройдет – одна скука останется. Если проанализировать, получается, что существует огромное количество ловушек на жизненном пути, но помните, что стремиться надо к такому счастью, за которым не придет расплата в виде страданий. Для этого с самого начала надо выбрать правильную стратегию поведения, чтобы исключить саму возможность возникновения страдания. Йога однозначно говорит, что счастье без страданий возможно, более того, йога призывает нас открыть его в себе, и быстрые методы йоги нам в этом помогают.