Быстрые методы.

Быстрые методы.
План:
  1. Суть, принципы и метод быстрых йог; какие йоги могут быть быстрыми.

  2. Движущая сила быстрых методов йоги.

  3. Опасности на пути практики быстрых методов йоги.

  4. Фактор веры и ловушка фанатизма.

 

Шаг 11. Быстрые методы 

На прошлом занятии мы выяснили, чем обычные классические методы йоги отличаются от быстрых методов: добавляются ещё один принцип йоги и ещё один метод йоги. Третий принцип и третий метод йоги напрямую связаны с быстрыми методами йоги, они помогают вступить в область быстрых методов. Отличия быстрых методов от классических можно сравнить с отличиями классической физики от новой квантовой физики. Как старые законы физики – частный случай новых, так же и классическая йога – частный случай быстрых методов. Классическая йога – это вариант йоги, наиболее подходящий для людей, недавно ступивших на путь йоги и делающих первые шаги в направлении высших духовных принципов. Мы рассмотрели аксиому о едином высшем сверхлогичном законе –законе взаимодействия всех законов. Третий принцип йоги: я отказываюсь от страданий. Никто и ничто не имеет права навязывать мне страдания. Я всегда буду помогать всем живым существам избавляться от страданий, когда я в силах им в этом помочь.Этот принцип состоит из двух логических составляющих. Они соединены в одно целое потому, что суть быстрых методов в исключении времени. Человек, который ступает на путь быстрых методов, очень быстро начинает подниматься вверх по духовной лестнице. Со стороны кажется, что он перескакивает через ступени. Но перепрыгиванием невозможно достичь результата (определенного состояния). На самом деле человек очень быстро поднимается по лестнице, лишь касаясь ступеней, и начинает занимать активную жизненную позицию. Поднимаясь сам, человек одновременно ставит своей целью помощь другим живым существам избавляться от страданий. Эти две составляющие нельзя разделить, поэтому они и объединены в Третий принцип йоги.

Напомню вам метод, который присутствует в быстрых методах йоги: цель и средства достижения цели должны совпадать. В этой формулировке присутствует намек, или указание на устранение фактора времени. Каждый из вас знаком с компьютерами. Обычный компьютер – это устройство для поиска, сбора, хранения и преобразования информации, которое очень быстро и последовательно выполняет математические операции в соответствии с заложенной программой и получает определенный результат. Компьютеры работают с помощью электричества, то есть сигнал кодируется потоками электронов: есть поток – единица, нет потока – ноль. Таким образом, работа компьютера – это огромное количество последовательных простейших операций. А мы с вами радуемся тому, какие у нас умные компьютеры. Но они вовсе не умные, но делают всё очень быстро.

Если, например, построить машину размеров микромира, то в ней будут совсем другие законы взаимодействия атомов и электронов и будут наблюдаться квантовые эффекты с очень необычными свойствами. И возникает вопрос: нельзя ли сделать квантовый компьютер? Ведь тогда будет достаточно сформулировать задачу и превратить её в смесь объектов микромира. А система сама выдаст решение из свойства таких маленьких объемов пространства и времени. То есть достаточно задать условие задачи, поместить её в маленький компьютер, и он сразу же выдаст решение. Здесь можно проследить аналогию с быстрыми методами.

Рис. 1. Компьютеры не умные, но делают всё очень быстро.

В обычной жизни мы привыкли к определенному распорядку, но это не значит, что такой же распорядок во всей Вселенной. В других измерениях или в других местах проявляются совсем другие качества Вселенной. И если на этих новых качествах или на новых принципах построить механизмы, системы или практики йоги, то они и работать будут совершенно по-другому. Тогда возможно снизить влияние фактора времени или совсем избежать его, или изменить его настолько, что мы сможем выпрыгивать из закона причины и следствия. Выпрыгивать таким образом, что причина и следствие будут очень быстро сменять друг друга и будто спрессовываться. Это сторона техническая, или аксиоматическая.

Мы привыкли к нашей реальности и обыденности. Более того, йога учит нас положительно относиться к этой реальности и использовать её, чтобы шаг за шагом развиваться и подниматься на всё более высокие ступени. Неважно, в каких условиях мы живем и какое у нас окружение, важно работать над собой, набравшись терпения и не ожидая чудес от мира. В книгах можно прочитать разные фантастические истории о йогах. Сравнивая их опыт со своим, мы понимаем, что в нашей жизни всё более прозаично. Именно когда человек вступает на путь быстрых методов йоги, тогда и происходит эта быстрая трансформация. Во-первых, резкое меняется восприятие Вселенной, во-вторых, сама Вселенная начинает открываться человеку с таких сторон, о которых он даже не подозревал.

Юлий Ким написал стихотворение «Обыкновенное чудо».

Приходит день, приходит час,

Приходит миг, приходит срок.

И рвется связь, кипит гранит, пылает лед,

И легкий пух сбивает с ног.

Что за напасть?

Вдруг зацветает трын-трава,

Вдруг соловьем поет сова.

И даже тоненькую нить

Не в состоянии разрубить

Стальной клинок.

Приходит срок, а вместе с ним

Приходит страх, озноб и жар,

Восторг и власть,

Азарт и нежность,

Гнев и боль,

В один костер, в один пожар,

Что за напасть?

Из миража, из ничего,

Из сумасбродства моего

Вдруг возникает чей-то лик

И обретает свет и звук,

И плоть, и страсть.

Рис. 2. Вселенная начинает открываться человеку с таких сторон, о которых он даже не подозревал.

Классические методы йоги ассоциируются у нас с человеком, который контролирует свои эмоции. Более того, сложился стереотип, что занимающийся йогой человек это аскетичный сухарь, который сидит в позе лотоса, медитирует, вокруг него что-то происходит, а ему всё равно, и ни одна мышца на его лице не дрогнет. Этот стереотип, безусловно, имеет вполне конкретное обоснование: любой йог учится полностью брать над собой контроль. На пути же быстрых методов йоги человек использует буквально всё, что способна подарить ему жизнь: эмоции, мысли, переживания, которые начинают складываться в механизм взаимодействия со Вселенной. Это настолько захватывающе и невыразимо, что сложно объяснить словами. При этом для всех остальных мир остается таким же, каким был. Мир меняется только для нашего индивида: обычное, скучное окружение превращается в фантасмагорическую, высокодуховную область; Вселенная начинает отвечать и реагировать на эмоции и мысли: трезвые или безрассудные, чётко сформулированные или расплывчатые. Многие стремятся к этому состоянию, но достичь его можно лишь пройдя долгий путь самоконтроля, аскетизма и работы над собой.

Следует очень чётко понимать и помнить: любая йога может стать быстрым методом. Важно, не что человек делает, а как он это делает, и какими принципами руководствуется. Нужно помнить Первый и Второй принципы йоги и использовать методику «где нужно себя заставить и где можно себе позволить». Тогда базовые йоги: Хатха йога, Крийя йога, Пранаяма йога, Мантра йога могут стать ареной действия для быстрых методов.

Исторически сложилось, что на Запад в классическом виде дошли Хатха йога и Крия йога, а также Тантра йога, подход в которой больше ориентирован на быстрые методы. В Бхакти йоге и Карма йоге тоже идет упор на быстрые методы. Но, строго говоря, такое деление неправомерно. Во многих древних трактатах, где пытались объяснить быстрые методы, за основу брались Хатха йога или Пранаяма йога (дыхательные практики).

Итак, вопрос быстрых методов – это вопрос того, с какой стороны смотреть на этот мир и на каком уровне пользоваться всем тем, что он нам предоставляет. Если используем классические установки – получаем классические методы. Если мы добавляем что-то тонкое, неуловимое – вдруг возникают быстрые методы в йоге. Хочу вас предупредить, что я слабо разбираюсь в быстрых методах йоги. Тот факт, что я излагаю аксиоматику йоги, связан с двумя моментами. Первый – нам необходимо готовить преподавателей йоги, которые будут преподавать конкретные йоги. Второй фактор, более печальный, – то, что я слышу на эту тему от окружающих, говорит о том, что многие высказывающиеся еще меньше понимают, чем я. Это очень сложные темы.

Классическую йогу мы с вами разобрали. А как же быть с быстрыми методами? И здесь мгновенно материализуются такие понятия, как благословение, посвящение, передача. Имеется в виду передача чего-то невыразимого подобно тому, как один факел загорается от другого. Всякие попытки разобраться в вопросе, что именно передается, ни к чему не приводят. Некоторые говорят, что передается мантра, которая допускает ученика к определенным практикам, но это не совсем верно: передается не часть энергии, а, скорее, сосуд для содержания чего-то неуловимого. Сама по себе мантра не является основой для толчка в быстрые методы, она всего лишь контейнер, содержащий этот толчок. Я не знаю, как это происходит, не понимаю, почему человек сталкивается с проявлениями Высшего и получает невидимый толчок. Но тот, кому он передан, тоже становится носителем, причем сам может передавать дальше. Странная может быть ситуация: иногда промежуточное звено само может не реализовать этот толчок. То есть Учитель передал ученику, а ученик оказался с какой-то странной кармой и не смог этим воспользоваться, но передал своим ученикам, а те воспользовались на сто процентов. Интерпретировать эти моменты с точки зрения «передается – не передается» неуместно.

С точки зрения аксиоматики йоги, естество нашего Высшего Я – это суть всей Вселенной, которая нас окружает, суть Абсолюта, спрятанного под покровом Майи. Получается, и внутри, и снаружи нас Абсолют. Классические методы предлагают нам пошагово приближаться к соединению Абсолюта внутри и Абсолюта снаружи: сначала методами из системы Микрокосмоса, затем методами из системы Макрокосмоса, то есть один шаг оттуда, другой шаг отсюда. Быстрые методы выглядят так, как если бы движение началось сразу и одновременно, не методами последовательных шагов, а двумя одновременными тенденциями, которые уравновешивают друг друга, причем происходит это на вневременной основе.

Я привожу в качестве примера современную науку, потому что йога не пытается ее подменить. Наука дает наиболее близкие аналогии того, о чем говорили древние йоги, в ней используются те же методы. Так, в квантовой физике нет понятия траектории частицы. Если мы бросаем мяч, то видим, как и куда он полетел – его траекторию. В квантовой физике же говорят о плотности и вероятности обнаружения. Этот маленький мяч будто размазан по всей Вселенной, но с большей вероятностью можно обнаружить его там, куда мы бросили. Хотя материализоваться он может, где угодно. Мы привыкли к нашему обычному представлению о Вселенной, но, если взглянуть под иным углом, Вселенная себя ведет так, как мы даже не ожидаем. В быстрых методах та же ситуация: нет понятия шагов, нет самого понятия, что вначале одно, а потом другое. «Вначале» подразумевает время, а быстрые методы пытаются выйти из плоскости времени.

Есть эмоциональный акцент, характеризующий отличительные стороны быстрых методов. Если йогин или йогиня садятся медитировать, то стараются направить свое сознание по одному выбранному направлению и придерживаться его, но внешний мир пытается всячески отвлечь, к примеру, обещая повышение и прибавку к зарплате. И йогин или йогиня встает перед выбором: целиком сосредоточиться на духовности или же погрузиться в обычный мир, сделать карьеру, заработать денег; либо в Гималайские пещеры – медитировать, либо в бизнес – миллиарды зарабатывать. Всякая попытка объединить эти две устремленности ни к чему хорошему не приводит: если слишком долго думать о духовных вещах – работа страдает, если уйти в работу и каждодневные дела – йога начинает страдать. И на первый взгляд кажется, что две эти тенденции объединить нельзя.

Суть быстрых методов как раз и заключается в объединение невозможного. Более того, быстрые методы единственные дают возможность двум прямо противоположным тенденциям поглотить друг друга, и результат достигается и там, и там. Это очень тяжело выразить словами, на санскрите существует термин «праврити», который означает, что мы живём, вовлекаясь в мир. Эволюция не только развивает тело живого существа, но и ведёт к расширению интересов, которые привязывают к внешнему миру. У человека спектр интересов очень широк – миллион факторов, которые засасывают нас, как воду песок. А йога учит, наоборот, нужно вытянуть себя из мира и направить на источник бытия, на то, проявлением чего мы являемся. Единственный способ покинуть плоскость времени – выходить, одновременно вовлекаясь.

Я, как художник, с разных сторон мазками обрисовываю быстрые методы, глядишь – физиономия начинает появляться. Есть такое свойство у картин: близко подходишь – кажется, что мазня на картине, а издалека посмотришь – пейзаж. Теперь с другой стороны попытаюсь обрисовать.

Быстрые методы предполагают, что мы как бы выпрыгиваем из плоскости времени. Но это выпрыгивание является не нарушением законов причины и следствия, а ускорением этих законов. Если суть Я – это Абсолют, и вся окружающая Вселенная – тоже Абсолют, то мы начинаем идти навстречу друг другу и используем на этом пути самые разные факторы. Этим и славятся быстрые методы. Если у вас возникает наслаждение от вкусного обеда, то в рамках быстрых методов наслаждение поглощением пищи будет поднимать вас на новый духовный уровень. Во многих трактатах говорится о том, что йогин должен быть независим от вкуса еды. А в быстрых методах, наоборот, если он энергию наслаждения правильным образом направит, то будет одновременно и наслаждаться едой, и выходить из мира обусловленности и зависимости от вкусовых рецепторов. То есть, наслаждаясь и осуществляя, выходить; вовлекаясь, выходить.«Всеядность» быстрых методов: всё, что бы ни преподнесла нам жизнь, используется для духовного роста.

Рис. 3. Быстрые методы используют абсолютно всё, что даёт жизнь.

Из быстрых методов наиболее популярна Тантра йога, потому что в ней задействована тема секса. У йоги очень здоровое отношение к сексу, считается, что ничего плохого в сексе нет при условии соблюдения Первого и Второго принципов, то есть, если от этого не страдают третьи лица и вы не растрачиваетесь по мелочам. К сожалению, по сравнению с Древней Индией современное общество еще недостаточно культурно в отношении секса. А ведь в Тантра йоге секс используется как возможность духовного роста; вовлекаясь в секс, становиться от него свободным. И это касается любого проявления человека: и наслаждений, и неприятных ощущений, которые мы можем с вами испытывать. На пути быстрых методов работает всё.

Есть такое живое существо, которое живёт в воде и имеет форму шарика, вместо рта у него дырочка. Питается оно тем, что заглатывает проплывающие рядом массы и переваривает их. А если случается, что кто-то съест само это существо, то оно выворачивается наизнанку и начинает пожирать этот объект. Таким образом, сам быстрый метод – использовать в быстрых методах всё, что бы тебе жизнь ни преподнесла.

«Всеядность» быстрых методов йоги заключается в том, что для достижения своей цели они используют любую кармическую ситуацию. Кульминация самой неудачной кармической ситуации – это смерть; только получил быстрые методы, и надо же такому случиться – умер, но если перед этим успел получить йоги Умирания, которые тоже относятся к быстрым методам, то не всё так печально. Всё, накопленное в нас за время жизни, распадается в процессе смерти (Высшее Я бессмертно, а структуры тела распадаются): физическое тело разлагается, уровни тонкого и причинного тела распадаются, при этом выделяется колоссальное количество энергии, и если правильно направить эту энергию, то можно сделать намного больше, чем за предыдущие пятьдесят жизней. Но есть одно маленькое «но»: перед смертью человек должен получить эти практики и потренироваться в них, потому что, говорят, момент смерти – это страшно и необычно.

Быстрые методы используют всё, что только есть. Иногда возникают ошибочные точки зрения, например, считается, что быстрые методы Тантра йоги основаны на энергии секса, или что быстрые методы Кундалини йоги основаны на пробуждении энергии Кундалини или на энергии какой нибудь тайной янтры или мантры. На самом деле движущая сила быстрых методов – это сила Абсолюта. С помощью чего приходит в движение автомобиль? Колес? Водителя? Нет, машину заставляет двигаться двигатель. В йоге таким мотором является Абсолют, а различные мантры, энергия Кундалини, секс и так далее – это лишь форма, через которую Он проявляется. Суть быстрых методов заключается в использовании первоосновы бытия, в аксиоматике Микрокосмоса и Макрокосмоса всё сводится к Абсолюту: Абсолют внутри и снаружи. Поэтому многие практики бывают утонченными настолько, что даже не совсем понятно, как они работают, они больше похожи на ритуалы, чем на практики. Абсолют – вот мотор, который заставляет практики работать. В некоторых практиках делается упор на Абсолют, который является сутью Высшего Я, в других – на Абсолют в виде окружающей Вселенной, в некоторых практиках – на взаимодействии того и другого. Но именно Абсолют оживляет все мантры и янтры, именно проявление Абсолюта посредством сексуальной энергии превращает сексуальную энергию в инструмент духовного восхождения. Будь это секс или отсутствие секса, наслаждение или страдание, рождение или умирание – движущей силой является Абсолют. 

Человек, который входит в состояние быстрых методов, начинает пользоваться тем, что у него есть под рукой в каждый момент времени и в каждой точке пространства. В некоторых философских системах не любят термин «Абсолют», к примеру, буддисты и даосы используют термин «пустота», иногда встречается термин «таковость бытия», то есть то, что не является порождением чего-либо, а самим тем фундаментальным принципом, на который опирается всё остальное. Человек, который не спешит многого в жизни достигнуть и идет классическими методами, имеет большой шанс столкнуться с быстрыми методами и воспользоваться ими. Другой человек, который не идет классическими методами йоги, также имеет шанс столкнуться с быстрыми методами, но практически не имеет шанса ими воспользоваться.

В традиции нашей школы йоги Анандасвами наиболее ярко характеризует быстрые методы так называемая Триада: йога Союза, Тантра йога и йога Влюбленности. Йога Влюбленности как никакая другая принадлежит к быстрым методам, потому что когда человек влюблен, у него цель и средства достижения цели сливаются. Влюбленность внекармична, Влюбленность выводит человека на уровень вне времениКаждого посещали проблески Высшего, которые мы называем влюбленностьюоднако, мы имеем тенденцию терять эти проблески, потому что не занимаемся собой. И если вы когда-нибудь влюблялись, значит, подходили к быстрым методам, но не сумели ими воспользоваться, потому что для этого нужно было долгие жизни себя готовить.

Действительно, применение быстрых методов йоги дает колоссальное могущество, основа которого – Абсолют. Но, как говорит древняя литература, обладающие этим могуществом йоги предпочитали не пользоваться им вообще. Если человек настраивается на волну Абсолюта, ощущает Абсолют в себе и в мире, то он словно копирует состояние и возможности Абсолюта, как если бы тот дал ему немного поуправлять каким-то явлением, как папа, который дает своему маленькому ребёнку покрутить руль автомобиля. Часто человек не понимает, что руль дали на время, да ещё и под присмотром папы. И чем меньше человек понимает, тем больше начинает гордиться. Такое часто случается с адептами в быстрых методах.

Основа могущества заключается в том, что человек становится всеми объектами и явлениями одновременно. Представьте, что ваше тело увеличилось, представьте, что оно включает в себя весь этот зал со всеми приборами и предметами, и точно так же, как вы сейчас можете шевелить пальцами, также вы сможете изменять всё вокруг. Но здесь есть и обратная сторона: любая боль, которую испытывают окружающие в зоне вашего «расширения», становится вашей личной болью – возникают очень острые ощущения и страдания, и наслаждения. Но зато мы умеем этим управлять, как своим телом.

Если вы проанализируете ситуацию, то вскоре поймёте, что всё в этом мире уравновешено, и вмешиваться не нужно; вы начнете смотреть как бы одновременно с двух сторон и увидите игру кармы, к которой вы не имеете никакого отношения. Более того, эта игра очень замысловатая: при разворачивании кармыв каждый момент времени в любой точке пространства есть шанс мгновенно выйти из ситуации. Что бы ни происходило, Абсолют всегда дает возможность очень быстрой духовной трансформации.

Часто, чувствуя реальный результат от практик и огромный прилив праны, человек начинает думать, что все эти способности, состояния у него теперь насовсем, что йога ему больше не нужна – и без неё всё хорошо. Такой человек склонен очень быстро из состояния саттвы скатываться в лень, тамас, скотство: начинает пропускать занятия, перестает прислушиваться к своим наставникам, а то и вовсе начинает их оспаривать, вовлекается в ненужные дела и мысли. Понятно, что довольно быстро он теряет весь наработанный потенциал, а вместе с ним и бхаву, перестает видеть Высшее, и могущество уходит. А к нему снова возвращаются страдания, только увеличенные многократно его же собственной негативной кармой. А падать вниз очень больно, когда ты находился на самом верху! Ещё вчера казалось, что высшая свобода и влюблённость у тебя на блюдечке, а теперь приходится подниматься с самых низов: каждый день йога, аскетизм, рутинная размеренная жизнь. Многие на этом этапе вообще уходят из йоги, так и не разобравшись, что к чему. Поэтому доверие, преданность наставникам, школе и делу йоги – крайне важны!

Итак, отличительная сторона быстрых методов – вера. Феномен веры – излюбленный термин религиозных учений. Напомню еще раз, что йога дистанцируется от всех религий, считая, что все религии одинаково хороши и заслуживают глубочайшего уважения. На феномене веры держится множество философских и религиозных объединений, но его очень трудно объяснить, он дается нам в ощущениях. Хочу подчеркнуть, что порой феномен веры недооценивают, считая возможным насильно заставить поверить в то или иное. Но это не вера, друзья, это уже какая-то мозговая или ментальная акробатика. Феномен веры возникает внезапно, всеохватывающе, даже без особых умственных усилий, при этом становится мощной силой, которая начинает творить чудеса. А по сути дела, это проблеск тех инструментов и сил, которые открываются человеку, когда он вступает на путь быстрых методов.

У веры есть одно неприятное свойство: она может в мгновение ока превратиться в фанатизм и нетерпимость, и совсем плохая ситуация, когда кто-то начинает использовать это в собственных интересах. Все мы празднуем День Победы, но осознать его мы до конца не можем. Движущей силой в минувшей войне был слепой фанатизм, и порожден он был верой, причем вера эта возникла совершенно непостижимым образом, из ниоткуда. В бедной стране внезапно появился лидер с потрясающей харизмой, который моментально зажег веру в людях настолько сильную, что она начала творить чудеса. Гитлер пришел к власти в 1933, за двенадцать лет развил экономику Германии до одной из самых передовых в мире, создал одну из самых сильных и мощных армий, играючи завоевал Европу и весь ее экономический потенциал. А ведь немцы – цивилизованный, культурный народ, но нашелся человек, который обладал очень странными способностями, и весь народ обезумел. А когда за несколько дней до нашей победы человек этот покончил жизнь самоубийством, то развалилось буквально всё, что он создавал. Вера улетучилась и система мгновенно развалилась, как будто её и не было. Обратите внимание, на территории Германии не было партизанского движения. В йоговских кругах считается, что Адольф Гитлер был наделён очень большими духовными способностями, но в этом и заключается феномен быстрых методов: с одной стороны, он может творить чудеса, но точно так же может из йогина сделать монстра. Гитлер вёл себя как ученик-недоучка: усвоил Третий принцип йоги и все методы, а про Первый и Второй принципы не слышал. Эта опасность ждёт любого человека, который прыгает в быстрые методы, не пройдя закалку классической йогой: вначале появляется вера, потом слепой фанатизм, а потом человек сам себе уже не отдаёт отчёт в том, что начинает творить зло.

Чем больше я изучаю историю, тем сильнее меня интересуют два вопроса: во-первых, почему Гитлер нас не завоевал, ведь у него для этого были все шансы. Абсолют за нас вступился. А во-вторых, это цена нашей победы. Называют разные цифры, но, даже если я ошибусь в разы, это всё равно очень большие цифры. Суточные потери: 1941г. – 16 000 человек, 1942г. – 8 900 человек, 1943г. – 6 400 человек, 1944г. – 4 800 человек, 1945г. – 6 200 человек. Это абсолютно чудовищная цифра, которая в голове не укладывается. Еще больше меня удивляет то, что солдаты знали, что сегодня или завтра их убьют, но шли в бой. Я шапку снимаю перед ними, это люди, которые вышли на уровень быстрых методов: им было плевать на себя, плевать на смерть. Я еще раз хочу подчеркнуть, что это касается и нашей стороны, и немецкой, потому что немецкий рядовой солдат не лез в политику, ему сказали, что Сталин собирается напасть и нужно первыми нападать. Это две свирепые силы, которые со страшной силой начали друг друга убивать, и в результате уничтожили страшный вирус фашизма.

У людей не выработан иммунитет к фашизму, и противоядие только одно – это духовное развитие. Человек с детства должен знать основы гуманизма, чтобы они в нём проросли, целиком впитались им и служили как хороший иммунитет. По этой причине, как мне кажется, многие материалы, относящиеся ко Второй мировой войне, не разглашаются – противоядия нет. Гитлера уничтожили чисто физически – всё развалилось. И не нужно думать, что фашизм далеко от нас, друзья, вы даже не представляете, какие в нас дремлют силы. В определенных обстоятельствах, когда вера присутствует, а разум где-то в сторонке, вы можете с ужасом наблюдать, что в вас возникают эмоции ненависти, гнева, злобы. Это очень опасно.

Чтобы этого не случилось, когда вы войдете в быстрые методы и у вас начнет кружиться голова, нужны Первый и Второй принципы йоги. Очень страшно, когда не знают или игнорируют Первый и Второй принципы. Такое часто встречается в сектантских организациях: группа единомышленников собралась, начала что-то практиковать, и вдруг у них всё открылось, с ними Вселенная разговаривает, им уже разум не нужен. Когда группа начинает разваливаться, то руководители решают, что нужно строго карать и ограничивать свободу, чтобы секта не распалась – так проявляется нарушение Первого и Второго принципов йоги, и это очень опасно. Поэтому и не бывает Третьего принципа без первых двухбыстрых методов не бывает без классических. Представьте себе, что в цирке акробат выступает под самым куполом, а внизу сетка натянута, если он упадёт – останется живым. Точно так же и мы должны натянуть сетку из классических методов, а затем уже прыгать в быстрые методы.

За победу в Великой Отечественной войне мы заплатили страшную цену. Сколько людей не родилось, сколько всего не было сделано. Есть мысль, что система сталинизма была не лучше фашизма, но согласитесь, что всё-таки добра было больше в системе коммунизма, чем в системе фашизма, раз она победила. Заметьте, где возникает вера – тут же колоссальные пропасти падения, поэтому вера должна всегда идти с Первым принципом йоги: не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. То же и со Вторым принципом: если его нет, то вера превращает человека в безумца.

В быстрых методах йоги есть другой, более глубокий термин, нежели термин веры – «бхава», очень сложный термин для перевода, перевести его на русский язык я сегодня не берусь, скорее всего, он так и останется на санскрите. Вообще, мы противники использования санскрита там, где можно объяснить русским языком или, на худой конец, иностранным (например, слово «медитация» имеет латинское происхождение). В случае со словом «бхава» очень сложно заменить его аналогичным русскимчастный случай состояния бхавы – вера: бхава – всеобъемлющее понятие, вера – более плоское. Слово «вера» вызывает огромное количество ассоциативных связей. Обычно с ней мы ассоциируем фанатиков, которые отключили разум и начинают творить непотребства, причем искренне это делают. Ужас эсэсовца, который расстреливал военнопленных, в искренней вере в правильность своих действий. Сила гипнотического воздействия была такова, что потом даже генералы, которые у Гитлера служили, на вопрос: «Вы ведь вменяемые люди, куда вы смотрели?» признавали, что они находились под гипнотическим воздействием. Иногда Гитлера пытаются представить исчадием ада, чем, судя по его поступкам, он и был, но люди видели в нем проблески высшего духовного, это их и подкупало. Представьте себе ситуацию: смесь прогрессивных воззрений с мрачными, животного уровня инстинктами.

На духовном пути человека такие ситуации часто встречаются. Многие встречают Учителей: на первый взгляд ангелов, а смотришь по последствиям – что же натворил? Это очень серьезная опасность. Бороться с ней можно одним способом – добротой. Победить фашизм можно не так, как мы победили, теряя по 16 000 человек в день, а идеологически, на тонком уровне, только лишь делая вакцины доброты – другого способа нет.

Чтобы прельстить вас какими-либо чудесными практиками йоги, вам могут пообещать «практики достижения просветления за три дня» и тому подобное. Если вы сталкиваетесь с подобными практиками, то, с точки зрения быстрых методов йоги, это не означает, что вас обманывают. Однако, если вы перед этим не практиковали основополагающие принципы йоги, то для вас это крайне опасно. По этой причине, прежде чем человек приступает к быстрым методам йоги, он должен освоить медитацию в классических методах.

Медитации проводятся в разных школах по-разному. Приведу пример медитации, которую мы применяем в нашей школе. Да будут все живые существа счастливы: мы желаем счастья всем тем, кого мы любим и кто нас любит, затем мы желаем счастья всем тем, кто нам безразличен и кому мы безразличны, и, наконец, мы желаем счастья нашим недоброжелателям, кто нас не любит и не понимает. Этой практикой вырабатывается иммунитет. Если иммунитет выработался, вы никогда не попадете ни под какое зомбирующее влияние. А если даже попадете, то, имея иммунитет, вы сможете, не отяготив свою карму, выйти из-под этого влияния.

И в завершение – моя личная точка зрения, не претендующая на аксиоматику йоги: все самые славные религии, которые сделали добро для человечества (еще раз повторю, что йога дистанцируется от вопросов религии), были попыткой использовать принципы быстрых методов, но с течением времени это переставало работать. Многие ритуалы, над которыми мы сейчас смеемся в тех или иных религиях, являются таинствами, они даже могут быть отголосками вполне конкретных методов для конкретных людей определенной эпохи с определенным иммунитетом, которые действительно позволяли сделать духовный рывок.

Поделиться Тантра Йогой:

Добавить комментарий