Введение в аксиоматику йоги. Заключение.

Введение в аксиоматику йоги. Заключение.

План:

  1. Понятие бхавы: вдохновение, вера, влюблённость.

  2. Опасности, связанные с быстрыми методами.

  3. Переход к быстрым методам йоги через классические.

  4. Предпосылки для быстрых методов.

  5. Для кого предназначено учение йоги.

  6. Краткое обобщение по курсу.

 

Шаг 12. Введение в аксиоматику йоги. Заключение

В заключение курса лекций по введению в аксиоматику йоги мы рассматриваем, что из себя представляют быстрые методы в йоге. Быстрые методы опираются в большей степени на сверхлогичные законы Вселенной, в которой мы живем, и поэтому их суть трудно объяснить обычными словами. Часто для объяснения быстрых методов используется понятие «бхава».

Термин «бхава» (भव, bhava — санскр.) имеет огромное количество вариантов перевода и самые разные смысловые оттенки значений. В качестве примера можно привести некоторые варианты перевода этого слова: с приземленной точки зрения под бхавой обычно понимают «состояние», «вдохновение», «чувство бытия» или «бытие в его истинном проявлении»; иногда, более механистично, слово «бхава» переводят как «интерпретация». Но все эти толкования — лишь часть множества разных граней значения этого термина. Одна из таких граней — понятие «вера», которое также многозначно и имеет, в том числе, и очень глубокий смысл. Феномен веры во многом выражает суть быстрых методов йоги, основанных на фундаментальных принципах устройства Вселенной. У Вселенной, в которой мы живем, есть свойства, о которых на нашей стадии духовной эволюции мы пока еще не догадываемся — они ускользают от нашего понимания и остаются скрыты от нас. Но время от времени, хотя и не достигнув еще высоких духовных уровней, мы приближаемся к их пониманию и ощущаем необычные состояния, которые могут переживаться как состояния вне времени, вспышки интуиции или состояния нового видения.

Иногда эти необычные состояния могут приходить как вдохновение. Вдохновение само по себе очень интересный термин, обозначающий нечто неуловимое. Если вдохновение присутствует у поэтов, художников, ученых или обычных людей, то всё, что они делают под порывом вдохновения и сама жизнь вокруг них приобретают качественно новые грани, хотя при этом ничего нового, казалось бы, в мир не привносится. Известно определение вдохновения, данное великим русским поэтом и прозаиком А.С.Пушкиным: «Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных».

Вместе с тем, под определение состояния «бхава» попадает и состояние влюбленности. Все эти три чувства: вдохновение, вера, влюбленность — грани одного состояния, которое мы называем «бхава». Через понимание этих состояний, мы можем косвенным образом составить себе представление о состоянии бхавы, даже если его еще не испытывали.

Рис.1. Вдохновение, вера, влюбленность — это все грани одного состояния, которое мы называем «бхава».

С другой стороны, эти состояния, в свою очередь, сами с трудом поддаются описанию. Когда мы переживаем вдохновение или влюбленность, сложно передать их понимание кому бы то ни было, даже друзьям и близким людям. Слова при объяснении используются старые, а содержание в них вкладывается уже новое, и смысл ускользает от понимания.

Таким образом, быстрые методы в йоге в целом, как уже говорилось, крайне тяжело поддаются объяснению. Практикующий их человек как бы «выпадает» в новое состояние, со стороны при этом создается впечатление, что он как бы переключается на другую волну. При этом, при появлении проблесков понимания фундаментальных законов Вселенной, могут проявляться перегибы и отрицательные последствия, особенно среди людей, еще не до конца уравновешенных. Опасности быстрых методов имеют ту же природу, что и опасности, которые появляются, когда слепым чувством веры заражены огромные массы людей, которые в дальнейшем часто используют энергию этого чувства совершенно не в правильном направлении.

На первый план в настоящее время выходит опасность того, что те или иные техники и практики быстрых методов (задействующие более сильные энергии, переживания, впечатления, вызывающие сильные эмоциональные всплески) могут попасть в руки людей неуравновешенных, а иногда и просто психически нездоровых. Это настоящий бич современного западного мира, в который, наряду с классическими методами йоги, начали проникать и быстрые методы. Большой процент среди первой волны людей, проявляющих интерес ко всему новому, в любом обществе составляют, как правило, люди, падкие на всё необычное, еще не осознанное до конца основной массой человечества. Это, в основном, представители маргинальных слоев населения, стоящие на грани общественных норм поведения. Иногда это связано с выбранным ими образом жизни, иногда, что гораздо печальнее, с психическими расстройствами. Этим объясняется и то, что изучением быстрых методов йоги в первую очередь стали интересоваться недостаточно адекватные и маргинальные люди. Получив доступ к быстрым методам и воспользовавшись полученными знаниями, такие люди вырывают из контекста отдельные практики и начинают их самостоятельно практиковать, в результате чего происходит обострение скрытых психических заболеваний, которое приводит к множеству проблем и перекосов. Как правило, эти люди склонны совершать странные поступки: кто-то сводит счеты с жизнью, у кого-то случаются параноидальные припадки. Несмотря на то, что такие люди начинают вести себя асоциально из-за обострения собственных психических заболеваний, винить во всем будут именно быстрые методы йоги. Классическая йога с этой точки зрения более безопасное, предельно выверенное учение. При занятиях классической йогой очень сложно как-то себе навредить, для этого нужно быть явно невменяемым. А в быстрых методах эта опасность существует.

Важно понимать, что психически нездоровые люди тоже могут впадать в своеобразные состояния наития, восторга или мистического переживания. При этом глаза у них светятся, и можно заметить, что с человеком происходит что-то особенное. Это состояние со стороны очень легко спутать с тем состоянием бхавы, о котором говорится в быстрых методах, так как проявления крайностей в состоянии человека зачастую похожи. На самом деле, между состоянием параноика и состоянием бхавы — непреодолимая пропасть. К сожалению, процент неадекватных людей в современном обществе достаточно велик, поэтому при обучении быстрым методам следует быть внимательным и осторожным. Если человек, будучи не вполне психически уравновешенным, захочет овладеть знаниями йоги, то ему нужно вначале привести себя в порядок обычными классическими методами, уравновесить свой разум и свои чувства и только лишь после этого подходить к изучению быстрых методов.

В Древней Индии психически нездоровые люди отсекались еще на подходе к изучению быстрых методов йоги. Сейчас, когда вся информация легкодоступна, очень тяжело это контролировать. В современном мире, живущем по законам современной цивилизации, многие психологические заболевания обостряются постепенно, и не совсем вменяемые личности начинают появляться везде, где только можно. Зачастую они образуют целый пласт маргиналов, который составляет основу различных сект, маргинальных религий, новомодных течений или учений, будь то в психологии или где-либо еще. Психически неуравновешенный человек может дискредитировать любую организацию, в которую он попадает. Например, приходит он на психологический тренинг, а после него начинает совершать непотребные поступки и обвиняет, что в этом виноват тот или иной учитель или метод в области психологии.

Безусловно, йога также не защищена от появления таких людей. Бывает, что человек со скрытым психическим заболеванием не знает, чем ему заняться, и вдруг ему попадается возможность изучить быстрые методы йоги. Такой человек начинает их практиковать, его психические расстройства обострятся, поведение станет неуправляемым, но винить в этом будут, опять же, быстрые методы йоги. Поэтому мы очень серьезно присматриваемся к людям, которые приходят изучать йогу: при малейшем подозрении на наличие у пришедшего человека паранойи или невменяемости, мы этого человека стараемся выделять или отмечать. Мы не имеем права не допускать людей до изучения йоги; не имеем права определять, кто достоин, а кто не достоин изучать ее. Но если есть малейшие отклонения в психике, то, безусловно, никакие быстрые методы этому человеку не даются (это общее правило, действующее всегда и везде). Для обычных нормальных людей опасности в изучении быстрых методов нет, а для людей маргинальных, которые ведут себя неадекватно, которые не совсем себя контролируют, опасность большая.

Действительно, иногда такие люди легко впадают в экзальтированные состояния, которые похожи на прорывы в нечто Высшее. Но, как правило, у них за такими взлетами идут депрессии и провалы вниз, настолько страшные, что предшествующие взлеты после них легко забываются. Эти взлеты и падения обуславливаются психическим заболеванием и не имеют никакого отношения к быстрым методам. Плацдарм для быстрых методов – это классические методы йоги. Классические методы йоги предполагают, что человек полностью себя контролирует, не позволяет себе каких-либо эмоциональных срывов, непонятных поступков.

Бывает, что при занятиях йогой обостряется чувствительность, и иногда человеку очень тяжело себя контролировать. Например, человек становится очень чувствительным к шуму — любой шум начинает его раздражать, или к запаху — запах сигарет, к примеру, может выводить его из себя. Но это объясняется обострением органов чувств, а не психическим заболеванием человека. Поэтому в ситуации, когда обычный человек начинает заниматься йогой и становится перевозбужденным и более раздражительным, это говорит, скорее, о том, что у него обострилось восприятие органов чувств, а не о том, что у него обострились какие-либо психические расстройства. Вместе с тем, существуют люди, у которых кармически так складываются обстоятельства жизни, что у них имеются скрытые психические заболевания. Не будем сейчас анализировать, что является причиной этих психических заболеваний. Йога – это не медицина, а система самопознания. Если есть возможность помочь людям с отклонениями в психике какими-то упражнениями йоги – очень хорошо. Если такой возможности нет, то йога, собственно, и не претендует на то, чтобы всех вылечить.

Другая опасность быстрых методов заключается в том, что иногда образуются группы людей, объединенные отдельными параноидальными личностями. Есть два совершенно разных типа личности: «харизматичный» и «параноидальный» (в плохом смысле этого слова). Когда ту или иную организацию, будь то политическая партия, предприятие или что-то иное, возглавляет харизматичный лидер, то он заряжает всех энергией, работой. А когда во главе какой-либо группы людей оказываются люди параноидального склада, то они заражают всех нервозностью, возбужденной психической атмосферой. Истории известно множество примеров таких людей, которые за счет вечного ожидания конца света, проявления неадекватных эмоций и реакций, впадали в психически неуравновешенное, полутрансовое состояние и создавали вокруг себя атмосферу срыва обычного, психически нормального, «покрывала мира». Все люди, которые находятся рядом с ними и попадают под воздействие такого лидера, приходят в измененное состояние сознания. Находясь в этом измененном состоянии сознания, люди иногда косвенно касаются быстрых методов и приходят в состояние замешательства: с одной стороны, им открывается что-то большое и светлое, а с другой стороны, параноидально-неприемлемое одновременно. Такое состояние характерно для участников всех так называемых братств, сект и других маргинальных религиозных объединений. Все эти маргинальные групповые объединения существуют и живут за счет какой-то энергии, природа которой непонятна. Психотерапевты и медики, которые пытаются помочь таким людям, бессильны. Приверженцы этих сект могут лечиться какое-то достаточно долгое время, но потом опять возвращаются в прежнее состояние. Как к этому относится йога? Любое проявление невменяемости, безусловно, достойно сожаления. Но почвы для появления и распространения подобных сектантских организаций не было бы, если бы всегда четко соблюдались Первый и Второй принцип йоги.

Очень важно всегда придерживаться Первого и Второго принципов йоги. Первый и Второй принципы йоги можно сравнить с чистотой, которая не дает никакой плесени возможности размножаться. Так, например, если у вас на кухне чисто, то никакая плесень вам не страшна. А если вы на кухне не подметали два года и у вас полным-полно объедков, то будет соответствующий запах и вид. Поэтому в йоге существует добрая традиция: приходить в быстрые методы йоги через классические. При этом надо быть готовым потратить бесконечное количество жизней на совершенствование себя шаг за шагом,с соблюдением Первого и Второго принципов йоги (принципа непричинения вреда и принципа здравого смысла), чтобы в итоге возникли предпосылки для спонтанного перехода в высшее состояние.

Часто в течение жизни приходится встречаться с не очень адекватными людьми, которые в результате своей болезни «вываливаются» в определенные состояния, которые близки к высшим состояниям. На самом деле, между такими состояниями психически неадекватных людей и высшими состояниями в йоге — пропасть. Но, тем не менее, существование таких людей сыграло свою роль, и часто приходится сталкиваться с ошибочной точкой зрения, что шизофрения и гениальность близки, и где-то даже совпадают. Иногда приходится слышать, что великие ученые, композиторы и певцы — это не совсем вменяемые люди. Действительно, часто те люди, кто делает или создает что-то, что вдохновляет других людей или меняет их жизнь в лучшую сторону, — не совсем обычные люди и по своим внешним, часто эксцентричным, проявлениям (по своему поведению, реакциям) бывают похожи на людей из психиатрической лечебницы. Но учение йоги четко и однозначно говорит, что гениальность не может сосуществовать с шизофренией: любое дерево определяют по плодам, а шизофрения дать таких плодов не может. Все предпосылки для создания чего-то большого, чистого, светлого и вдохновляющего опираются, в соответствии с аксиоматикой йоги, на первые два основополагающие принципа йоги. По существу, Первый и Второй принципы — это проявление свойств нашей Вселенной, главным принципом которой, в свою очередь, является нечто большое, чистое и настоящее. А любая болезнь является отклонением от этих принципов, своеобразным перекосом.

Рис.2. Переход к быстрым методам йоги через классические.

Несколько слов необходимо сказать о практиках и методиках в быстрых методах йоги. Порой эти практики и методики достаточно странно выглядят и внешне похожи на череду различных действий, больше всего напоминающую ритуалы. Но сравнение с ритуалом сразу же вызывает в памяти что-то пугающее, связанное, скорее, с церковными ритуалами. На деле, практики быстрых методов больше чем-то напоминают детскую игру: когда маленькие дети сидят в песочнице и строят замки. В этот момент они видят не кучу песка, а настоящие стены и башни, они спонтанно генерируют целый мир своего воображения. При этом сложно сказать, является ли этот мир, созданный детьми, только лишь их воображением или это реальность. Для детей это — подлинная реальность, для них куча песка это что-то внешнее, на что накладывается их воображение, после чего оба эти фактора, сливаясь один с другим, становятся единым целым.

Примерно по такому же принципу работают те или иные практики быстрых методов. Иногда они тоже отчасти напоминают волшебную, очень добрую и захватывающую детскую игру. Так же, как играющие дети, люди, практикующие эти методы, не ожидают результатов от того, что делают. Обычно мы живем будущим: сначала что-то делаем, а потом ждем, что получим за это результат. Так, например, мы строим здание для того, чтобы потом его продать, в надежде получить какую-то прибыль. Когда мы рассчитываем на получение результата, этим мы, сами того не понимая, сами для себя в своей личной вселенной волеизъявляем закон кармы. Согласно аксиоматике йоги, каждый из нас создан по образу и подобию Абсолюта: что хотим — то и получаем, куда смотрим — туда и идем. Обычно, сделав что-либо, мы начинаем ожидать какого-то выгодного для нас результата; или, наоборот, мы начинаем делать что-либо из-за страха перед наказанием. Часто мы не столько думаем о будущем, сколько думаем о том, чтобы наше негативное прошлое нас не накрыло. Тот же бизнесмен, построивший здание, продает его не только для того, чтобы насладиться прибылью, но и для того, чтобы рассчитаться по кредитам, отдать долги. То есть в нашей жизни, как правило, постоянно присутствуют надежда и страх, и мы всеми способами волеизъявляем их поддерживать. В то же время, маленькие дети, когда играют в песочнице, меньше всего рассчитывают продать свое произведение, свой замок из песка и обогатиться за счет этого. Дети не строят свои замки из страха наказания, они просто живут во время своей игры и, тем самым, исключают для себя волеизъявление закона кармы (закона причины и следствия).

Таким образом, мы подходим к еще одной грани понимания практики быстрых методов как состояния, в котором нет надежд (то есть, ожиданий чего-либо) и нет страха. По сути дела, при практике быстрых методов игнорируется в своей жизни закон причины и следствия — закон кармы, или закон разворачивания времени (который говорит о том, что вчера было вчера, сегодня есть сегодня, а завтра будет завтра). Все мы знаем, что разворачивание времени всегда идет только в одну сторону — вперед, и невозможно представить себе, что может быть как-то иначе. Тем не менее, фактор причины и следствия (или фактор разворачивания во времени) полностью игнорируется в быстрых методах. Состояние человека, практикующего быстрые методы, можно сравнить с состоянием маленького ребенка, поглощенного своей работой — игрой в песочнице. Для такого ребенка день проходит незаметно в его собственном мире с его собственными правилами игры, и ребенок счастлив. Потом, по мере того как ребенок взрослеет, у него появляются надежды и страхи — и былое счастье исчезает. Игнорирование привязки к результатам своего труда – это один из основополагающих методов, ядро учения Карма йоги (одного из направлений йоги, которое дает знания, как избавиться от отрицательной кармы и, если необходимо, накопить положительную карму, а в идеале — выйти на уровень вне кармы).

В качестве другого примера для описания быстрых методов йоги можно привести состояние влюбленности. Когда влюбленный юноша обнимает свою любимую девушку, все его мысли растворяются, или «поглощаются» в ней, в этот момент у него отсутствуют мысли о завтрашнем или вчерашнем дне. Это состояние можно определить как состояние счастья вне времени, без мыслей.

Рис.3. Если ты приближаешься к истинной влюбленности, то все мысли растворяются.

Иногда можно услышать, как спрашивают: «Как узнать, действительно ли я влюблен?» Есть очень простой способ понять это: стоит только обнять своего любимого человека и почувствовать, остаются ли в этот момент еще какие-то мысли, кроме мыслей о любимом человеке. Если появляются другие мысли — значит, человек только приближается к состоянию влюбленности. Таким простым действием можно многое поставить на свои места и ответить себе на те дилеммы, которые обычно возникают — жениться или не жениться, выходить замуж или нет, есть любовь или нет.

В изучение аксиоматики йоги не входит детальное изучение быстрых методов, в Открытом Йога Университете эта тема изучается только на втором цикле обучения при условии, что первый цикл полностью пройден. Причина этого в том, что целью Открытого Йога Университета является, в первую очередь, помощь вполне конкретным людям в овладении классическими методами йоги. В сегодняшнем положении с изучением наследия йоги уделять слишком много времени быстрым методам – это то же самое, что обсуждать вкус деликатесов в стране, где нет хлеба и люди умирают от голода. Современное состояние человечества в духовном плане показывает, что многие люди потеряны, они лихорадочно цепляются то за одно, то за другое, чтобы найти в жизни какую-то опору. Такая ситуация часто усугубляется проблемами со здоровьем, с психической уравновешенностью, влиянием стрессов и тому подобным. Этим людям лучше всего было бы заняться обычной, классической Хатха йогой, и тем самым решить их первоочередные задачи, а предлагать им деликатесы быстрых методов просто нерационально.

Быстрые методы сами по себе рассчитаны на достаточно узкую прослойку людей. Человечество устроено так, что людей, которые в состоянии сразу же понять и воспользоваться быстрыми методами, безусловно, меньше. А людей, которые делают свои первые шаги в йоге, значительно больше, и они-то, в первую очередь, как раз и нуждаются во внимании. Конечно, лучше помочь большему количеству людей и теми методами, которых можно достичь простыми средствами. По этой причине фактически во всех странах, во всех учениях всегда присутствовало деление учения йоги на базовые, открытые представления и тайные, или закрытые, поучения. Это можно увидеть в районах сегодняшней и древней Индии (Пакистан, Афганистан), в районе Тибета, отчасти в Китае, Японии и на Ближнем Востоке: есть учения для общей массы людей, а есть практики для немногих. Но такое разделение возникает не потому, что какая-либо часть людей недостойна быстрых методов; причина в том, что люди нуждаются, в первую очередь, в хлебе, а не в черной икре. Поэтому в Открытом Йога Университете существует достаточно жесткий подход к обучению быстрым методам: если приходит человек с улицы и начинает просить, чтобы ему дали быстрые методы — ему ничего не дают. Потому что желание овладеть сразу же быстрыми методами — исключительно проявление эгоизма этого человека, так как воспользоваться он ими всё равно не сможет, если никогда не практиковал классические методы. При этом, если это окажется психологически неадекватный человек, обучение его быстрым методам может привести, как уже говорилось выше, к очень серьезным проблемам.

С другой стороны, если человек делает первый шаг и начинает хотя бы немного реально помогать людям, тем самым он как бы покупает билет для изучения быстрых методов. Основополагающий принцип быстрых методов согласно аксиоматике йоги — устранение страданий, в том числе устранение своих собственных страданий, а также помощь в устранении страданий всем живым существам. А так как корень всех страданий заключен в неведении, неведение следует устранять посредством распространения знаний. Поэтому до тех пор, пока человек не включился в работу по распространению знаний йоги, то мы на него и внимания не обращаем. Это правило возникло не в стенах Открытого Йога Университета, это древняя традиция учения йоги. Считается, что у человека есть предпосылки для быстрых методов, если в нем отсутствует эгоизм или есть хотя бы первые проблески его отсутствия. Отсутствие эгоизма можно определить по тому, что человек хочет сделать что-то не для себя лично (достичь просветления, самадхи, сжечь свою негативную карму, а вокруг — хоть потоп), а для окружающего мира, в котором он живет. Это может проявиться у человека во внезапном волеизъявлении переделать мир к лучшему, переживаемому как своеобразный, очень серьезный внутренний толчок. По сути дела, такой, возникающий из ниоткуда, внекармичный толчок — это спонтанная попытка человека переоткрыть быстрые методы самому, в соответствии с известным афоризмом йоги из древних текстов: «Йоге нельзя научить, йоге можно научиться».Когда в человеке зарождается это желание сделать мир лучше, он сразу же бросается активно что-то делать, в том числе старается попадаться на глаза учителям, которые могут его посвятить в быстрые методы йоги. Если же он не демонстрирует этой энергии, то с ним и работать нельзя.

Иногда быстрые методы сравнивают с обработкой алмаза. В среде буддийских направлений йоги, имеющих много параллелей с индийскими направлениями, быстрые методы часто называют «алмазными методами». Известно, что для того, чтобы получить бриллиант, нужно отшлифовать алмаз; но если у тебя в руках кусок стекла, то бесполезно его шлифовать. Точно так же и быстрые методы – это возможность очень быстрым способом отшлифовать алмаз. Но, как вы помните, йога поддерживает свободу во всем, и пока человек волеизъявляет быть кусочком стекла — бесполезно его шлифовать. Человек должен самостоятельно волеизъявить трансформировать свою личную вселенную вокруг себя, и это волеизъявление целиком и полностью попадает под действие Третьего принципа йоги. Поэтому Третий принцип является своеобразными фильтрующими воротами: если человек через эти ворота не прошел — значит, он еще не волеизъявил соответствующего намерения; значит, человек внутри — еще кусочек стекла. Если же человек прошел через ворота Третьего принципато он ясно осознает, что намерен исключить страдание и неведение из своей жизни, а также помочь исключить его из жизни всем тем живым существам, кто его об этом попросит. И такой человек готов активно работать в этом направлении, помогать каждому, кто хоть в малейшей степени в этом заинтересован. Таким образом, человек очень быстро сам трансформирует себя в кусочек алмаза и этот кусочек уже можно подвергать обработке быстрыми методами йоги, чтобы быстро выйти на новый уровень.

Другая грань понимания быстрых методов йоги это то, что волеизъявление о изучении быстрых методов должно быть сделано человеком с позиции силы. Не с позиции загнанности, когда кажется, что весь мир против тебя, а ты, как мышка, забился в норку, и ждешь, когда очередная кошка твоей негативной кармы тебя съест. Волеизъявление с позиции силы это совершенно другое, качественно иное состояние. Иногда в условиях большого стресса такое состояние может быть вызвано чувством любви к Родине. Можно привести много случаев, когда во время Второй мировой войны человек в одно мгновение осознавал свое всемогущество и бессмертие. Сейчас, когда говорят о любви к Родине, многим даже непонятно, о чем идет речь. На самом деле, любовь к Родине это очень сильное чувство, которое, к сожалению, в последнее время сильно опошлено. В то же время, если обратиться к мировой истории, то можно увидеть подтверждение тому, что часто во время самых страшных войн люди погибали во имя любви к Родине. Это были вполне вменяемые, обычные люди, но эта высочайшая мысль подняла их, превратила их из состояния смертных в богов, равных Абсолюту. Эти люди волеизъявили, что не будет зла, не будет страданий, этим они стали готовы к быстрым методам и фактически уже в этот же момент начали их практиковать.

Чувство любви к Родине это тоже одно из состояний, которые можно описать как состояние бхавы. Находясь в этом состоянии, безоружный воин может идти на вооруженную до зубов армию, не испытывая страха и не думая о смерти, потому что он чувствует, что за ним правота, сила, смысл этой Вселенной, а всё остальное – недоразумение, даже если ему противостоит супер-армия. Возникновение такого чувства мгновенно трансформирует человека; с точки зрения аксиоматики йоги, именно в этот момент он начинает активно жить. У человека исчезают страхи и ожидания, появляется ощущение справедливости, высшего смысла и высшего принципа этой Вселенной. Когда сталкиваешься с таким человеком, он сразу же бросается в глаза.

Во многих текстах по быстрым методам самых разных школ йоги дается классификация того, как определить, что человек готов для изучения быстрых методов. В первую очередь, это должен быть преуспевающий человек. Когда человек преуспевает в любых делах, которыми он занимается, то он будет преуспевать и в йоге. В то же самое время, это должен быть человек предельно скромный, наделенный смирением и способностью к покаянию за свои ошибки. Поэтому когда для изучения быстрых методов приходят люди, стремящиеся решить этим свои финансовые или межличностные проблемы, эти люди просто не понимают, что они не готовы к быстрым методам. С помощью быстрых методов они не смогут решить свои проблемы, инструменты для их решения есть именно в классических методах йоги.

Учения быстрых методов считались долгое время закрытыми не потому, что кто-то параноидально засекречивал эти практики, а потому, что если человек не готов к быстрым методам, он их не воспримет. Даже если он нос к носу столкнется с обучением быстрым методам, он просто не поймет, о чем ему будут говорить. Человек, который не принял Третьего принципа йоги, в своей внутренней вселенной волеизъявляет жить по правилам, не совместимым с изучением быстрых методов. Пытаясь обучиться им, он стремится, с одной стороны, раствориться в них, а с другой стороны, сохранить свое маленькое эго, а это взаимоисключающие вещи (так же, как невозможно зайти в воду и не намокнуть). Поэтому у такого человека ничего не получается, а если проблемы, которые он стремился решить, были вызваны психическими расстройствами, то эти расстройства обостряются.

В качестве примера можно привести популярные в наше время попытки заниматься практиками, связанными с пробуждением энергии Кундалини. Энергия Кундалини сама по себе очень сильная энергия. Как учат древние тексты, когда она начинает пробуждаться, то она начинает расплавлять все наши внутренние структуры. Если же мы держимся за эти структуры мертвой хваткой, то энергия Кундалини начинает их выдирать. Это можно сравнить с ситуацией, когда маленький ребенок хватает гранату и начинает размахивать ею, вцепившись в нее настолько крепко, что забрать гранату невозможно. И чем больше вырывать у него эту гранату, тем крепче он будет за нее держаться. Так же действуют и взрослые люди — размахивают ручной гранатой эгоизма и тут же пытаются разбудить энергию Кундалини, которая этот эгоизм будет у них вырывать. Но избавляться от эгоизма они еще не готовы, а энергия эта очень сильная — не отдал гранату, оторвет вместе с рукой. И всё равно, конечно, это будет лучше, чем граната в руках.

Рис.4. Не отдал гранату — оторвет вместе с рукой. И все равно это будет лучше, чем граната в руках.

В быстрых методах задействованы очень мощные энергии, но суть не в том, насколько эти энергии сильны, а в методе, как эти мощные энергии использовать. Если просто раскачать эти мощные энергии и не знать, что с ними делать, то очень легко можно приобрести себе большие проблемы. Если в нас живут эгоизм, несдержанность, зависть, гнев, ревность, подлость и другие негативные чувства, а мы при этом еще начинаем накачивать себя энергией, то все эти негативные качества вырастут до фантастических размеров. Если у вас был и есть страх, и вы не победили его, а при этом пробудите энергию Кундалини, то она увеличит ваш страх до вселенских размеров.

Поэтому главным в изучении быстрых методов, так же, как и в овладении всеми другими методами и практиками йоги, остается неукоснительное соблюдение Первого и Второго принципов йоги: непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости (Первый принцип) и соблюдение здравого смысла (Второй принцип).

Для кого же предназначено учение йоги? Для высоко продвинутых йогов и йогинь, совершенных, без негативных качеств и негативной кармы? Нет, учение йоги предназначено для обычных людей, таких, как мы с вами, со всеми нашими недостатками, со всеми нашими недоделками, со всей нашей кармической ситуацией. Людям высокопродвинутым йога не нужна, они уже и так достигли духовных высот. Она нужна для нас с вами, чтобы подняться до этого высокого уровня. Йога — для тех, кто пока до конца сам еще не понимает своих проблем.

Древние Учителя йоги оставили нам отправные точки, подсказки, знаки на пути, которые помогут облегчить нам самотрансформацию. Это основополагающие аксиомы учения йоги, которые мы на нашем уровне развития не можем еще понять до конца. Эти аксиоматические положения подарены нам Учителями йоги. Но при этом дается указание на то, что хотя мы и не можем сразу же понять всей грандиозности отправных точек аксиом йоги, нам следует максимально применять здравый смысл, логику и пытаться максимально осмысленно и логически идти по пути познания, свято придерживаясь принципа непричинения вреда.

Для этого необходимо постоянно повторять, внушать себе, практиковать Первый принцип: принцип непричинения вреда — это залог успеха. Если не будет этого, не будет ничего. Какие бы самые утонченные практики и быстрые методы вы ни практиковали, но если у вас нет осознания Первого принципа йоги, то результата вы не получите. Точнее, при первом же испытании в жизни вы разрушите все, ранее вами созданное.

Итак, первая опорная точка, полученная от Учителей йоги, — Первый принцип, принцип непричинения вреда. Вторая опорная точка — Второй принцип, принцип применения здравого смысла. И третья — аксиомы, из которых эти принципы выводятся. Тем самым Учителя призывали нас не игнорировать свой разум, а развивать его. Не впадать в «священную шизофрению» и объявлять, что есть непознаваемые в принципе вещи, отодвигая свой разум на второй план, а наоборот, всячески оттачивать разум, применять здравый смысл. В качестве опорной точки, необходимой для применения своего разума, нам даны аксиомы — базовые положения йоги. Если мы опираемся своим разумом на эти аксиомы и при этом, как бы авансом, применяем основные принципы йоги (которые значительно позже также будут логически выведены из аксиом), то, строго говоря, мы можем логически подойти к любой йоге и обосновать ее методы. Но учение йоги предупреждает нас, что всё-таки с помощью логики и здравого смысла мы не сможем до конца понять основные принципы йоги. Разум нужно оттачивать, но то, что нам впоследствии откроется в результате применения отточенного разума, будет выше, чем то, что способен понять разум. То есть отточенный разум – это первая, но необходимая, ступенька в изучении йоги. Действительно, с одной стороны, основные выводы уже сделаны за нас, и нам предлагают только лишь ими воспользоваться. Но, с другой стороны, нас призывают размышлять над положениями йоги, повторять с помощью логики все эти основные выводы. Или можно сказать, нас призывают самостоятельно переоткрывать методы йоги с позиции логики (не говоря уже о том, что у методов йоги есть сверхлогичный аспект, который открывается при дальнейшем изучении).

В рамках этого курса лекций мы уже рассмотрели некоторые аксиомы. Учителя древности понимали, что с позиции формальной логики в рамках одной системы аксиом невозможно описать такую сложную систему, как наше мироздание. Поэтому в качестве отправных точек нам были даны две системы аксиом, на первый взгляд совершенно отличающиеся друг от друга, и, хотя в чем-то и перекликающиеся, но друг от друга независимые. Соответственно, методы, вытекающие из первой группы аксиом (методы аксиом Микрокосмоса) и методы, вытекающие из второй группы аксиом (методы аксиом Макрокосмоса) могут быть совершенно различны, но должны приводить к одной цели. При этом обе группы методов предполагают последовательное оттачивание человеком всех своих интеллектуальных, физических и психических возможностей — всего, чем мы располагаем. Достижение этого предполагается исключительно в рамках здравого смысла и логики, без какого-либо заигрывания с шизофренией, без ослабления своего разума. Способ применения методов используется очень изящный: чередование методов, в которых нужно себя напрягать (методов Сознания), с методами, в которых можно себе позволять (методами Энергии). На современном языке, можно назвать это «методом гармонии работы и отдыха», то есть, в соответствии с классическими методами йоги, чередованием работы над собой с отдыхом для себя.

Таким образом, продвижение по пути йоги классическими методами предполагает пошаговое приближение к совершенству своего тела, своего разума и всех проявлений, которые у нас есть. При этом вырабатывается такое качество, как терпение. В результате, если человек достаточно долго развивается с помощью классических методов йоги, то рано или поздно он действительно дорастает до состояния, когда он готов встать на путь быстрых методов йоги. Когда человек идет в йоге классическим путем, то он проживает свою жизнь, занимаясь обычной йогой, и совершенно отдает себе отчет, что в следующей жизни он опять родится и будет продолжать заниматься йогой, и также будет во многих следующих жизнях. И когда, рано или поздно, в результате таких занятий йогой из жизни в жизнь, у человека вдруг вырабатывается состояние, что он счастлив уже самим фактом, что он просто занимается йогой, тогда вдруг создаются предпосылки для быстрых методов. То есть, когда человеку становится безразлично сколько жизней (одну, десять или бесконечное количество) он будет заниматься йогой, и внутри у него не возникает никаких разочарований и переживаний по этому поводу — в этот момент происходит исключение фактора времени. Тогда человек начинает подходить к состоянию «бхавы без времени», то есть к состоянию, когда образуются предпосылки к тому, что цель и средства достижения цели начинают сливаться. В результате, появляется шанс, что это состояние бхавы вдруг спонтанно само откроется и снизойдет на него, а в дальнейшем начнут подключаться и все остальные быстрые методы: и пробуждение энергии Кундалини, и возможность открывать и закрывать чакры, и всё, что только захочешь, можно будет применять. Но это возможно только лишь с твердой позиции, когда человек опирается на классические методы йоги.

Занимаясь очень долго классическими методами йоги, человек очень быстро устраняет все свои кармические недоработки в виде тех или иных психических или физических заболеваний и создает очень надежный фундамент для быстрых методов. Если что-то не так пошло в практике быстрых методов, он всегда может опереться на классическую йогу. В результате занятий классической йогой, у человека к этому времени уже достаточно накоплено положительной кармы, и даже если будут случаться ошибки, он сможет безболезненно и быстро их устранять, не причиняя вреда и соблюдая здравый смысл. Если же человек не имеет фундамента в виде классических методов, то и опереться ему будет не на что.

Можно привести следующий, достаточно наглядный пример: представьте джунгли в бассейне реки Амазонки как олицетворение нашей дурной кармы, нашего неведения, нашей дури, агрессии, нашего заигрывания с шизофренией или даже, не дай Бог, употребления каких-нибудь наркотических веществ (ведь ничего в нашей жизни бесследно не проходит, всё оставляет свои отпечатки, которые всего лишь ждут своего часа). И вот, вы начинаете проходить, прорубаться через эти джунгли, долго и мучительно. Наконец вы вырубили площадку, выровняли ее и готовы рубить эти джунгли и дальше. Но вдруг вам на помощь прилетает реактивный самолет быстрых методов и садится на вашу ровную площадку, как на посадочную полосу. И вы садитесь в этот самолет, разгоняетесь по взлетной полосе и улетаете туда, куда вам надо. А можно представить и другую картину: случайно, по стечению обстоятельств вследствие благой кармы, человеку вдруг достается реактивный самолет. Он садится в него и взлетает! Дай Бог, ему повезет, и он долетит. А если вдруг что-нибудь не так пойдет, то и приземлиться некуда, потому что аэродром-то он и не вырубил.

Рис.5. Классической йогой вы готовите взлетную полосу для самолета быстрых методов.

Итак, у каждого человека есть огромная необходимость утвердиться в классических методах. Классические методы – это потребность всех людей, так как прежде, чем заниматься быстрыми методами, нужно научиться себя контролировать хотя бы в какой-то минимальной степени.

Первый шаг к этому в том, что вы должны быть готовы ежедневно работать над собой длительное время (в идеале бесконечно), чтобы тем самым исключить фактор времени и быть довольным тем, что уже просто идешь по пути йоги. В этот момент, когда средство достижения цели и сама цель начинают сливаться, возникают предпосылки для спонтанного выхода в особое состояние «бытия, как такового», соответствующее основному принципу Вселенной, говорящему о том, что в каждой точке пространства Вселенная уже просветлена. Если такой проблеск случается и человек волеизъявляет жить по-новому, а формально это означает, что он волеизъявляет принятие Третьего принципа йоги (отказ от страданий и оказание помощи в преодолении страданий всем живым существам), то тут уже можно безопасно и в полном объеме использовать быстрые методы йоги.

На этом завершается цикл лекций введения в фундаментальную аксиоматику йоги. Материал курса излагался современным языком, с приведением различных аналогий и притч из современной жизни и минимальным использованием санскрита. Конечно, можно было использовать и формальный язык, понятный лишь узкому кругу специалистов. Изложение простыми словами было сделано в целях облегчения понимания материала, достаточно сложного для современного человека, что, безусловно, не означает, что рассматривались несерьезные темы. Аксиоматика йоги несет в себе глубокий смысл и требует серьезного и глубокого подхода. Для подготовки преподавателей йоги выбранного уровня изложения вопроса достаточно, но каждый может при желании изучать это более глубоко самостоятельно.

Добавить комментарий