Что делать? (Окончание)

Что делать? (Окончание)

Вопрос из зала: какое определение йога дает счастью и удовольствию? Как она отделяет одно от другого?

Начнем с аксиоматических премудростей. Наше естественное состояние, как учит йога, это состояние высшего наслаждения и высшей влюбленности. Высшее счастье — вот естественное состояние нашего Я, его природаПрошу обратить внимание, что это не искусственные реакции на внешние раздражители, а естественное состояние. Счастье не нуждается в поддержании, оно само является основой для всех состояний и чувств, которые мы переживаем, в том числе и для таких негативных состояний, как боль и пессимизм. Холст счастья – вот основа, на которой мы рисуем картину своей судьбы. Мы можем рисовать самые разные узоры, самые разные картины, но если копнуть в самый глубочайший низ, то там будет счастье. Так нас учит йога.

Но! Вероятно, все мы с вами испытывали чувства далекие от счастья и наслаждения. И вот вопрос — как они возникают? Возникают они из других аксиоматических принципов построения Вселенной – Майи и закона ассоциативных связей. Каким-то хитрым образом мы умудряемся брать свое естественное счастье, делить его пополам и сталкивать эти половинки лбами, в результате чего рождаются несчастья и страдания. В добавление к этому надо сказать, что все мы находимся под действием кармы, закона причины и следствия, благодаря которому все наши поступки, отправленные во Вселенную, через некоторое время к нам же и возвращаются. Все это запутывается и превращается в клубок, который мы называем жизнью. Нам кажется, что жизнь – это череда полос, но на самом деле это не так. На самом деле, жизнь — это, с одной стороны, эхо возвращающихся к нам наших же поступков, а с другой стороны, действие Майи — когда мы неправильно связываем одно с другим и совершает ошибки.

И задача йоги заключается как раз в том, чтобы помочь нам вернуться к нашему изначальному состоянию счастья. Все методы йоги, все упражнения и практики по большому счету ведут нас к этому состоянию. Иногда меня спрашивают: «В чем цель йоги?», «К чему приводит йога?», «Какая задача стоит перед йогой?», «Для чего человек занимается йогой?». И на все эти вопросы можно дать один ответ: «Йога делает нас счастливыми, счастливым по-настоящему! Йога дает нам такое счастье, которое не может быть разрушено» А для того, чтобы достичь счастья, которое не может быть ничем разрушено, нам надо вернуться к своему естественному состоянию. Мы помним, что наше естественное состояние – это состояние счастья. А что бы к нему вернуться, нам надо убрать Майю, преодолеть неведение. На самом деле и Майя вещь хорошая и закон ассоциаций – прекрасный закон, но до тех пор, пока мы не научимся пользоваться этими законами, наше счастье будет эфемерно и преходяще. А вот если мы преодолеем неведение, если преодолеваем Майю, если научимся всем этим пользоваться, то мы познаем свою природу, природу своего Высшего Я. Естественное состояние нашего Высшего Я – это счастье.

Вопрос из зала: есть ли разница между счастьем и наслаждением?

Примем, что наслаждение и удовольствие – это одно и то же. В нашем языке нет терминов, отражающих нюансы и полутона различных состояний. Если же необходимо будет сделать некий акцент, то можно будет либо воспользоваться английским языком (как сейчас принято делать в новомодных науках), либо подбавить чуть-чуть санскрита. Один из переводов слова «йога» — «союз» (можно было бы Советский Союз перевести как Советская йога).

Когда в какой-то момент времени мы ощущаем наслаждение или удовольствие, нет никаких гарантий, что это состояние останется с нами навсегда. Я сейчас говорю о наслаждение и удовольствие, получаемых через органы чувств. Например, я ем вкусную и сладкую конфету и получаю удовольствие с наслаждением, а ем что-нибудь горькое и невкусное – мне неприятно. Получая удовольствие и наслаждение, я могу испытывать счастье, а могу и не испытывать. Ведь порой у нас случаются такие проблемы в делах, что даже если один из органов чувств нам будет доставлять удовольствие, то это удовольствие будет что называется «не в радость». Это продолжение механизма счастья, который осуществляется через действия наших грубых органов чувств.

Иногда в среде йогов мне приходится слышать призывы, рожденные от непонимания этой темы, отказаться от удовольствий и мол только тогда можно обрести счастье. Это и так и не так. Иногда, действительно, чтобы достичь чего-то незыблемого, надо отказаться от преходящего. Но по большому счету, незыблемое и вечное не зависят от преходящего, поэтому на этот вопрос лучше всего отвечать с позиции практики, нежели теории.

Вопрос из зала: среди смертных жил реализованный Будда. В свое время он сбежал из семьи, из царства, отказался от удовольствий. В поисках счастья он обрел нечто большее, чем счастье. Он долго практиковал йогу, аскетизм и довел себя до такого состояния, что не смог перейти даже маленькую реку. После этого он понял, что занимался не тем, чем надо, что тратил свою энергию зря, что его искания были иллюзией. И на следующее утро, он испытал блаженство и Просветление. Как это у него получилось?

У меня есть хорошая отговорка – спросите у Будды. Я с йогой разобраться не могу, а вы меня приглашаете интерпретировать буддизм. Формально, я могу вообще не касаться темы буддизма. Помимо буддизма в Индии существует еще двести миллионов религий, разобраться в которых не представляется возможным. Но подоплеку вашего вопроса я понял. Так усиленно как это может показаться нам сейчас, во времена Будды йога не практиковалась, даже можно сказать, что она вообще там не практиковалась. Я напоминаю вам, что йога и религия – вещи разные. У буддистов был некий аналог йоги, сохранившийся в Тибете (шесть йог Наропы), но к тому времени, когда пришел Будда, у них тоже наблюдался духовный спад. Проводились многочисленные жертвоприношения, возлияния масла в огонь, чтение священных гимнов, но все это было лишь формой, лишенной содержания. Когда пришел Будда, он не стал воевать с этой формой, а начал говорить о Высшем другими словами, другими понятиями, другим языком. Поэтому его со временем стали обвинять в атеизме, якобы он не признавал Абсолюта как Высшую сущность, создавшую Вселенную. Будда же просто об этом ничего не говорил. Когда мы начинаем рассуждать как там все было во времена Будды, это не имеет под собой никакой реальной основы. Мы не знаем, что было во времена Будды.

Действительно, Будда был сыном одного из раджей (раджа – это удельный князь), у него было царство, большое или маленькое, мы не знаем, история об этом умалчивает. Будда, действительно, отказался от мира и начал практиковать аскетические методы, которыми довел себя до крайнего изнеможения. А затем с ним приключилось кое-что интересное. Вы рассказали нам один вариант этой истории, а на самом деле, сколько направлений буддизма, столько и баек относительно того, как Будда достиг Просветления. Бертолуччи снял очень красивый фильм, который называется «Маленький Будда», советую вам его посмотреть, в нем ставятся несколько иные акценты. На самом деле я ни слова не должен был вам говорить про Будду, потому что буддисты называют себя религиозной организацией, а йога и религия вещи разные. Йога – это система самопознания. Хотя в йоге вера тоже присутствует в определенном объеме. Например, когда маленький ребенок начинает изучать учебник математики, он верит, что учебник написан правильно, но на этом его вера заканчивается, дальше начинается переоткрытие. И дальше йога говорит нам, что все, что не переоткрывается, необходимо отбросить как ненужное. И правда, мало ли кто что написал. В религиях же подход несколько другой, но я сейчас не буду касаться этих тонких тем. Вы можете исповедовать какую угодно религию и при этом заниматься йогой или не исповедовать никакую религию и также заниматься йогой.

Будда вышел в своей практике на так называемый «срединный путь». Это хорошо отражено у его последователей, в более гуманистичном буддизме Нагарджуны. Нагарджуна заявил, что в те времена, когда проповедовал Будда, люди еще не отличались достаточным умом и сообразительностью, чтобы воспринять это знание, поэтому Будда якобы передал его нагам (наги – мифические существа). В момент смерти Будда сказал, что полностью передал свое учение и может смело уйти. А продолжение этой истории такое, что прошло время и наги передали эти знания Нагарджуне, и эти знания послужили толчком к развитию тантрического буддизма и возникновению шести йог Наропы. Смысл же этих учений заключается в следующем, что крайности абсолютно бесполезны. Будда понял, что крайность излишнего аскетизма, такая же безысходная, как и крайность наслаждения, неосознанного и необузданного. И в ночь, когда он понял, что настоящий духовный путь лежит посередине, Будда достиг Просветления. Это интерпретация буддизма Нагарджуны, а не того старого доброго буддизма, который был при царе Горохе и сохранился сейчас лишь в Шри-Ланке и кое-где в Юго-Восточной Азии.

Чем хороша эта ситуация? Эта ситуация хороша тем, что и как в буддизме Нагарджуны, так и в нашей школе йоги традиции Анандасвами, нас призывают отказаться от крайностей. У нас есть чудесный фильм, который называется «Хатха йога самоучитель», он снят по трактату «Повествование о Хатха йоге». Трактат описывает, как учительница йоги обучала своего возлюбленного юношу йоге. Юноша был, мягко говоря, балбес и учительница, знающая толк в йоге, постепенно обучала его уму-разуму. В конце повествования есть такая фраза: «Откажись от крайностей, в них нет результата». Существует два подхода к практике Хатха Йоги и к познанию Высшей истины. Один подход называется методом Сознания, в этом подходе необходимо себя очень сильно заставлять. Другой подход называется методом Энергии, в этом подходе рекомендуется отпустить ситуацию и уйти в чувства, радоваться жизни. И тот и другой путь, доведенные до крайности, ведут к тупику. Если вы начнете излишне изнурять себя аскетизмом, вы не преуспеете в йоге. Если вы будете вести праздный, разгульный образ жизни, вы тоже не преуспеете в йоге. Йогу определяют как союз между тем, где можно себе позволить и тем, где надо себя заставить и овладение любой йогой – это нахождение для себя срединного пути. Если вы будете лавировать между этими крайностями как по лезвию бритвы, вы достигнете успеха в йоге, в том числе и в Хатха йоге, в физической йоге. В физических йогах сейчас наблюдается перекос — йогу превратили в акробатику, сравнивают кто сильнее гнется, кто в три оборота завернулся, а кто в четыре. Какое отношение это имеет к йоге? Циркачи выполняют трюки на протяжении столетий, но йогой там и не пахнет, хотя гнутся они очень хорошо.

Вопрос из зала: что йога может дать самодостаточному человеку?

Если человек самодостаточен, йога ему ничего дать не может, потому что он и так все имеет. Но мы с вами еще очень далеки от самодостаточности, мы еще не вышли на уровень естественного состояния счастья. Малейшая неприятность в жизни, нервотрепка, неудовольствие и всё — нас понесло. Поэтому о самодостаточности пока речь не идет. Самодостаточность – это свобода и она наступает лишь после долгого и серьезного пути. Если же кто-то из людей считает, что он уже и так самодостаточен и счастлив, и что это счастье будет у него всегда, то что может дать ему йога? Йога в этом случае может лишь сказать: «Молодец, продолжай в том же духе!» Но согласитесь, что не каждый день мы встречаем таких людей, и йога нам нужна что бы как раз и подойти к этому состоянию, долго, постепенно, скрупулезно, шаг за шагом.

Ключевые моменты положения «Что делать?»

Итак, мы с вами остановились на последнем пункте описания образа жизни йогов и йогинь, на вопросе «Что делать?». Это самый трудный в объяснении пункт, здесь начинаются нюансы, здесь начинаются кармические особенности, здесь начинаются ограничения, накладываемые эпохами. Даже в течение того исторического периода, который мы можем отследить, были разные условия жизни: во времена Будды одни, в X веке – другие. Но, несмотря на то, что условия жизни претерпевали изменения, общие моменты все равно остались. Мы с вами уже касались чисто практических моментов. Цель — общаться с Высшим через все, что приносит нам жизнь и обязательное пребывание какого-то времени в одиночестве.

Золотая середина – отказ от крайностей в жизни. Вопросы благосостояния

Как же проходила жизнь среднестатистического йогина? Главное, чему учит нас йога, это тому, что крайности плохи не только при занятии йогой, но и в жизни. Если вы чрезмерно бедны – это серьезное препятствие в йоге, если вы чрезмерно богаты – это тоже серьезное препятствие в йоге. Если у вас слишком много свободного времени – это препятствие в йоге, если у вас его слишком мало – это также препятствие в йоге. Во всем необходимо искать золотую середину. По телевиденью умные дядечки говорят: «Надо, чтобы в нашей стране было как можно больше людей среднего класса». Я хочу сказать, что и йога именно за это, в стране должно быть как можно больше людей среднего класса. Средний класс — это тот уровень, на котором вы с наименьшими потерями будете, с одной стороны, жить – поживать и добра наживать, а с другой стороны, столкнетесь с минимумом ограничений, «крючков», препятствующим вашему духовному развитию. Понятно, что если денег слишком мало, то становится не до йоги, но и если их слишком много, возникают проблемы. Помните поговорку про огонь, воду и медные трубы? Гораздо легче пройти огонь и воду, чем медные трубы, друзья. Мы с вами так хитро сделаны, что пройти испытание богатством для нас неимоверно тяжело. И самое смешное, говорит нам учение йоги, что стать богатым гораздо легче, чем отказаться от богатства.

Что такое богатство? У богатства две составляющие: карма плюс внутренняя энергия, внутренний потенциал, внутренняя сила, с которой вы рождаетесь. Человек может родиться абсолютно бедным, но «сделать себя» в течение жизни. А может родиться богатым, но если у него отобрать это богатство, то сам он себя богатым никогда не сделает. Но в любом случае, то, что вы имеете — вы заслужили, это закон кармы. Все, что мы имеем, мы сами сделали. Конечно, предпочтительно, чтобы при рождении нам давали хоть какую-нибудь «подушечку», чтобы мы не бедствовали в детстве, чтобы у нас были родители, которые бы о нас заботились, но с другой стороны, мы должны уметь развернуться с нуля и достичь какой угодно высоты. Но иногда гонка за богатством становится самоцелью — человек переступает некую границу и продолжает зарабатывать деньги, хотя прекрасно понимает, что ему не хватит времени жизни их потратить. Более того, даже его дети не в состоянии будут их потратить, а если и начнут тратить, то тогда не выработают нужные качества, чтобы уметь зарабатывать. Это очень неоднозначные моменты. Когда же ребенок рождается среди низов общества, ему очень тяжело подняться. Представьте, кто окружают этого ребенка с самого его рождения? Бомжи и алкоголики. К чему это приводит? Он начинает думать так же, как они. И даже если он очень способный, но подняться на следующую ступень ему будет очень тяжело. Так же тяжело отказаться от высокого уровня. Говорят даже, что подняться с низкого уровня гораздо легче, чем отказаться от богатства. И то, и другое – серьезные препятствия на пути. Золотая середина – вот самый оптимальный вариант рождения.

Богатство – это аналог Шакти, можно сказать, что деньги в некотором смысле являются эквивалентом Энергии. Например, если вам необходимо выкопать яму, то при наличии денег вам необязательно это делать самому, вы сможете кого-нибудь нанять. В нашей стране нет деления по сословиям, а во многих, даже очень цивилизованных странах до сих пор существуют графы, князья и они очень гордятся своим положением. По большому счету, титул становится «чемоданом без ручки». Иной человек, может быть, хотел бы по-другому свою жизнь прожить, но груз традиций заставляет его проживать в соответствии с ними, а сил им противоречить хватает не у всех. В Индии еще хуже – кастовая система у индусов на подсознании, на уровне суеверий. Многие из них верят в приметы, например, в черную кошку, перебегающую дорогу. И если у западного человека есть противодействие этому, к примеру он может плюнуть на дорогу, то у индусов и этого нет. Если ты правоверный брахман, то лучше тебе вообще не встречаться с неприкасаемыми, а о браках между разными кастами до сих пор речи не идет.

Стадии жизни

Следующий пункт нашего рассмотрения – стадии жизни, которых придерживались в среде йогов и йогинь. Позднее они проникли в религиозные учения и превратились в своды правил. Почитайте, например, законы Ману! Волосы станут дыбом. Но для того времени и для тех людей, которые тогда жили, эти суровые законы были очень справедливыми и нужными.

Так вот, первую часть жизни рекомендовалось тратить на обучение. В это время необходимо было блюсти брахмачарью во всех смыслах этого слова, не растрачивать силы и энергию жизни ни на какие проявления, в том числе и на секс. В течении времени эти требования претерпевали изменения, в том числе и рекомендованный возраст. Самые древние источники из дошедших до нас сообщают, что мужчине надо блюсти брахмачарью до двадцати – двадцати четырех лет. До исполнения указанного возраста на девушек даже смотреть было нельзя. Это было самое подходящее время, чтобы наверстать недоделанное по прошлым жизням. На этом этапе крайне важно было не растрачивать понапрасну свою сексуальную энергию, а копить ее к моменту появления подружки, жены или партнерши в зависимости от школы.

Есть вещи, которые если не сделаешь с первого раза, то не сделаешь никогда. Я помню, поднимались мы как-то в гору, а гора была из глины и в ней были прорыты для удобства ступеньки. Прошел дождь, ступеньки размокли и если замешкаешься, то у тебя под ногами тут же образуется каток, по которому ты сползаешь вниз. Можно провести аналогию с сексом. В некоторых школах йоги считалось, что лучше вообще ни-ни, чтобы этот потенциал (бхаву) не растратить. Считалось, что мужчина должен жить целомудренной жизнью лет до двадцати. Как вы понимаете, мало кто в современном мире (даже в той же Индии) доживает до этого возраста, не коснувшись женщины. Но в школах йоги считалось, что толку тратиться на сиюминутное удовольствие? Лучше сохранить потенциал до того момента, когда сможешь его осознанно тратить. Для девушек этот возраст был меньше.

Как вы понимаете, современная цивилизация не способствует тому, чтобы юноши и девушки блюли брахмачарью. Напротив, в современном мире девственность считается чуть ли не пороком. Это противоречит подходу йоги, которая рекомендует лучше накопить, чем растрачивать не понятно где, не понятно с кем и не понятно на кого. Но с другой стороны, йога не лезет в эти дела, как у вас получилось, так и слава Богу, значит карма такая. Итак, мы рассмотрели первый этап жизни.

На втором этапе жизни следовало отдавать священный долг, плодить детишек. В некоторых традициях эта называлось «стадия домохозяина». В этот период жизни рекомендовалось практиковать любые практики, в том числе и сексуальные, по полной программе. Ты уже знаешь, что делать, как делать, все внутренние структуры и каналы тела у тебя уже сформированы. Этот период длился достаточно долго и в разных философских системах он очень жестко регламентировался.

И только лишь когда твои дети в тебе перестают нуждаться, когда они встали на ноги и в состоянии сами о себе позаботиться, ты свободен. Хочешь – уходи в монастырь, хочешь — практикуй экстремальные виды практик, хоть гвозди себе в голову забивай, если считаешь, что это сможет помочь открытию третьего глаза и Просветлению. Считалось, что заслужил. Обратите внимание: сначала изучи то, что накопилось за тысячелетия, затем отдай священный долг и лишь после этого делай, что хочешь. В третий период жизни йоги и йогини могли практиковать в том числе и опасные практики. Образ жизни йогов и йогинь постепенно проникал и в среду обычных людей, где начиналась складываться примерно аналогичная ситуация. Как вы помните, формально Будда бросил свою жену и ребенка. Я напомню вам, что у Будды была красавица-жена и сын. А он бросил их и рванул по святым местам искать Просветления. Хорошо еще оставил им царство, и они материально не нуждались. А если бы нуждались, то не видать бы Будде Просветления, как своих собственных ушей! Как можно эгоистично, во имя себя, бросить людей, которые на тебя рассчитывают, чтобы идти достигать личного счастья? В среде йогов такое поведение считалось некрасивым. Обычно для таких аскетических подвигов выбирался возраст, когда дети уже подросли. Вдруг ты сделаешь неправильную практику, Кундалини не в ту сторону пойдет и тебя разорвет на кучу маленьких кусочков? Если ты оставил после себя потомство, то даже если и умрешь после подобных экспериментов, тебя сразу родят и ты начнешь с того места, где закончил, только ошибок этих делать не будешь. Ты подготовил для себя плацдарм, первую часть жизни ты учился, вторую часть жизни отдавал священный долг, практиковал в социуме, в результате ты подготовил социум к своему возвращению и можешь рискнуть. А если достигнешь Высшего состояния, то вообще замечательно.

Итак, можно выделить следующие периоды жизни. Человеку молодому, полному сил и кипящих страстей, пока он не растратил этот порыв очень хорошо изучать йогу. Хуже когда йогу приходят изучать люди хоть и молодые, но с тусклыми глазами. Они не смогут понять самое главное – без бхавы, без запредельного благоговейного отношения к Высшему, Высшее не откроется. Можно сколько угодно изучать трактаты, учить их наизусть, но йога — на срезе чувств, на срезе однонаправленного отношения. В йоге все поставлено на карту. Естественно, что первую часть жизни пока вы созреваете и физически и умственно, вы не должны растрачиваться, напротив, все свое время необходимо направлять на подготовительную практику. А как только вы вступите в зрелый возраст, для вас начнется чудесное время для практики всех йог. Параллельно с практиками следует отдавать долги. И когда все долги отданы, тогда по полной программе можно практиковать любые методы. И самое приятное, что можно уже рисковать собой. Если же мы начинаем рисковать собой до этого, то можем породить дурную карму.

У людей, которые в древности занимались йогой, даже метаболизм работал несколько по-другому — зрелость у них наступала годам к тридцати пяти – к сорока, а до этого была бесшабашная юность. Жизнь была длиннее и, соответственно, периоды смещались. Для обычных же людей, напротив, жизнь укорачивается, все периоды у них идут быстрее. Вы помните, что хотя мы все выглядим одинаково, но находимся на разных уровнях внутреннего развития и самосознания своего Я. Есть люди, которые совершенно не интересуются духовными практиками, ничего не соблюдают и рано вступают в брак. В йоге подобное поведение считалось не совсем разумным, хотя оно и было оправдано – поколения должны были сменяться быстро, иначе цивилизация бы не выжила. Невидимая часть носителей традиции йоги жили своим определенным образом жизни, но тем не менее оказывали влияние на основную массу людей. Люди пытались копировать образ жизни йогов и йогинь и придумывали свои правила игры, отчасти похожие на те, по которым жили йоги и йогини, но со своими поправками. Время от времени все приходило в упадок, время от времени одно главенствующее учение или религия сменяла другую. Но тонкая ниточка древнего знания йоги неизменно проходила сквозь все века. Иногда в некоторых текстах слова «санатана дхарма» или просто «дхарма» переводились как путь, ниточка, дорога. Вечная ниточка, вечная струя знания, которая проходит через все эпохи, столетия и религии. Она практически неизменна, хотя по форме иногда меняется.

Итак, среди йогов и йогинь призывалось не растрачиваться пока вы молоды и полны сил, а изучать знания. А как только вы созрели, живите по полной программе, но без маргинальщины, без опасных практик. А уж когда отдали священный долг, можете делать всё, что угодно.

Вопрос из зала: что вы называете «маргинальщиной»?

«Маргинальщиной» я в первую очередь называю распространение практик, призывающих людей необдуманно использовать заключенные внутри них энергии. Все мы с вами как-то сделаны и если мы начнем неправильно практиковать, мы можем запросто навредить этому своему устройству. На Западе сейчас этот вопрос стал коммерческим. Что бы собирать на своих ретритах как можно больше людей, нужно давать практики, после которых остаются сильные ощущения. Поэтому там начинают вырывать из контекста упражнения йоги, миксовать их, делать «ёрш» и давать людям. Все ничего, главное, что бы ни у кого не случился эпилептический припадок и он прямо на семинаре «не дал дуба». При этом сами бы эти адепты никогда не придумали такое сочетание дыхания, поз, визуализаций, что бы довести людей до транса. Подчас, чтобы убрать сильные загрязнения, надо сосредотачивать усилия на определенных местах своего физического тела, но йога, друзья, наука сильная, а что если это пойдет в разнос? К сожалению, наиболее сильные практики стали давать из коммерческих соображений и именно это я и называю «маргинальщиной». Это опасно.

Вопрос из зала: необходима ли консультация врача перед практикой йоги, чтобы тот же эпилептический припадок не случился?

Здесь мы говорим с вами о разных йогах. Та йога, которую обычно преподают в фитнес клубах, абсолютно не опасна. Когда же я говорил про «маргинальные» практики, я подразумевал те, которые встретить достаточно сложно даже в Москве. Но даже перед тем, как посещать обычные практики, с врачом проконсультироваться не лишнее. Вдруг у вас смещение позвоночника или перелом был?

Вопрос из зала: практика Рейки – это «маргинальщина»?

Я не знаю, что такое Рейки. У нас в школе есть правило, на подобные вопросы отвечать: «Без комментариев». Я могу отвечать только за школу йоги традиции Анандасвами. Возможно, вы спрашиваете про что-то очень хорошее, а может быть и про очень плохое, для того, что бы это понять, мне надо самому пройти через эти практики, а у меня на это нет времени. Насколько я знаю, явная «маргинальщина» встречается редко. Почему я на этом заострил внимание? Потому что порой приходится слышать теоретические рассуждения о том, что необходимо осуществить для достижения Самадхи. Мол, надо каким-то особым образом энергию Кундалини разбудить, через третий глаз ее вытащить, а потом обратно вставить. И приводят такие подробности, за которыми чувствуются достаточно сильные моменты.

Это я еще не говорю про психотропные вещества! Вы просто не представляете, полным полно людей, которые заигрывают с этой темой. Они говорят, что наркотики помогают им лучше концентрироваться и достигать высоких состояний. А на самом деле наркотики — это прямая дорога в могилу. И не стоит тешить себя иллюзией, что они нужны для последнего рывка, для открытия Просветления. В йоге важно не больше делать, а правильно. Бесполезно раскачивать качели, если ты не попал в такт, ты просто отобьешь себе руки.

Вопрос из зала: я заметил, что в основном йогой занимаются девушки, а мужчин недостаточно. Как вы это можете объяснить?

Ну у меня такого не наблюдается. А как объяснить, я не знаю. Может карма, а может еще какие-то моменты. Допустим, написали в модном журнале, что йога — это круто, что какая-то певица известная или актриса занимается йогой. Это пиар, люди начинают приходить и заниматься йогой. Самая первая волна йоги была очень давно, в тридцатые годы. Тогда в Голливуде была одна тетечка, которая преподавала там йогу. Я как-то с ней разговаривал, кстати сказать, она русского происхождения. Может кто-то о ней и слышал, ее зовут Индра Деви. Когда я ее встретил, ей было много за девяносто. У нее была сложная судьба, по миру ее поносило. И вот она рассказывала, что одно время среди звезд возник интерес к йоге, и она стала ее преподавать. Это было модно, это был перекос. А кстати сказать, бывает и так, что только одни мужчины приходят. По-разному бывает.

Логика и сверхлогика в йоге

Итак, сегодня мы рассматриваем последнюю тему из цикла лекций «Образ жизни йогов и йогинь». Изучаем мы образ жизни йогов и йогинь не для того, чтобы слепо его копировать, а для того, чтобы понимать практики, которые до нас дошли с этих древних времен. Не зная контекста, мы не в состоянии их понять. А от непонимания рождаются мифы, случаются перекосы, рождаются иллюзии. Со временем все эти перекосы и иллюзии подхватываются и несутся дальше, в результате этот «испорченный телефон» убивает йогу. Поэтому чтобы избежать подобных ситуаций, крайне полезно знать как передавалось это знание.

Я хочу подчеркнуть, что древнее знание йоги невыразимо и при всем желании невозможно передать словами ядро этого знания. Оно выше, чем слова, оно даже выше, чем мысль. Йога начинается на уровне сверхразума, на уровне интуиции. Только лишь на этом уровне можно ухватить то, что называется йогой. В то же самое время на уровне обычной логики, обычного разума то, что мы называем «сверх», превращается в систему очень логичных взглядов. Эта система также логична, как Высшая математика, в ней прекрасно просматривается причина и следствие со всеми вытекающими моментами. Поэтому наше отношение к постижению йоги должно быть следующее: йога никогда не будет издеваться над нашим здравым смыслом, даже в попытке передать сверхучение. Сверхучение всегда будет облекается в форму предельной логики. Йогу можно изучать как математику, где любое положение выводится из базисных положений. Эти базисные положения в йоге называются Аксиоматикой йоги. Из Аксиоматики йоги логически выводится любая практика, любая поза в йоге, любое дыхательное упражнение. Игнорирование логики в йоге играет ей очень дурную службу, потому что начинают плодиться разные средства, объяснения и пояснения того, как надо выполнять то или иное упражнение. А начинаешь копать и понимаешь, что в лучшем случае это плохо понятые слова Учителя, которые как в «испорченном телефоне» ученик передает дальше. Но, слава Богу, что хоть так идет и на том спасибо.

Мирское и духовное знание

Итак, строго говоря, любое положение в йоге выводится логически, при этом, я еще раз это подчеркиваю, понятие йоги и цель йоги выше логики. Ядро йоги, ядро Высшего знания невыразимо, но в то же самое время на уровне логики оно выглядит крайне логичным. В древних йогических текстах все знания, которыми обладал человек, делились на два вида — знание духовное и знание мирское. Духовное, высшее знание ведет нас вверх, мирское знание – это наши повседневные знания. Например, все, что касается коммерции и ведения бизнеса – хорошее мирское знание. То, что вы станете богатым, не предполагает, что вы станете духовным. В то же самое время, обращаю ваше внимание на то, что высшее знание никогда не противоречит мирскому знанию.

Иногда я слышу призывы отказаться от зарабатывания денег, от коммерции, от карьеры, от учебы и все свое время посвятить Высшему. Строго говоря, если вы от всего этого откажетесь, то это не является ни необходимым, ни достаточным условием для того, чтобы вам открылось Высшее. Высшее на то и Высшее, что оно ни от чего не зависит. Другое дело, что иногда полезно отказаться от тех или иных своих заблуждений и оградить себя от того, что отвлекает. Но это другой разговор, это уже технология пути.

Высшее, запредельное, сверхлогичное знание никогда не противоречит знанию обычному повседневному. И если какой-нибудь очередной учитель йоги учит вас якобы Высшему знанию, которое сталкивается лбом с знанием обычным, жизненным, надо разбираться либо мы неправильно его интерпретируем, неправильно понимаем, либо дан неправильный перевод. Здесь очень интересная вещь. Обычное знание является своего рода пробным камнем для Высшего знания. Знаете, как отличить золото от фальшивки? Бывает очень обидно, когда выступают «адепты тайных наук» от йоги и начинают пороть откровенную ахинею, которая противоречит и современной науке, и современной медицине. Вот они начинают заниматься мифотворчеством, придумывать какие-то нереальные вещи, ссылаться на факты, которые никто никогда не видел и не слышал. Да, пока это все проходит, пока народ все это съедает, потому что ни в чем не разбирается. Но пройдет совсем немного времени и люди начнут разбираться, тогда вся эта глупость станет для всех очевидной. Друзья, если при изучении йоги мы сталкиваемся с нелогичностью, это должен быть для вас серьезный вызов и указание на то, что здесь нужно серьезно разбираться.

Развитый, отточенный разум — плацдарм для Высшего

Высшее никогда не противоречит мирскому! Обратная сторона — мирское знание является мертвой водой, которая убивает все нежизнеспособное и больное. Вспомните Ивана-царевича. Когда с ним случилось что-то ужасное, его сначала поливали мертвой водой, а только потом живой. А не наоборот — обратите внимание! Примерно та же ситуация и у нас с вами. Для того, чтобы познать суть Высшего запредельного и невыразимого знания йоги, нас сперва надо вылечить от наших ран. Помните, когда Ивана-царевича мертвой водой полили, все его раны залечились. И только когда тело готовое, хорошее, но не живое, можно лить воду живую. Точно так же и в йоге. Как правило, Высшее открывается тогда, когда для него есть сосуд, когда человек в состоянии его воспринять. Лишь когда человек отполировал свой разум в долгой работе над собой, лишь когда он твердо стоит на ногах, он в состоянии увидеть проблески запредельного.

К сожалению, порой мы наблюдаем обратную ситуацию. В йогу частенько приходят люди невменяемые, иногда придурковатые, а иногда буквально пациенты психиатрических клиник, начитавшиеся эзотерических и мистически-космических книг. И их несет, они считают, что это все йога. Хотя самое опасное даже не в этом. Самое опасное, что иногда у таких «мистически-космически-шизофренических» людей случаются проблески Высшего. Конечно, как правило, когда у людей с мозгами не очень хорошо, и они начитываются «эзотерически-космических» книжек, они начинают видеть духовные горизонты там, где ими даже не пахнет. Но с другой стороны, случаются и реальные проблески Высшего. В результате такие люди впадают в иллюзию, что разумом заниматься не надо, потому что Высшее и так время от времени открывается. Это очень сильно тормозит их духовный путь. Многие целители, колдуны, волшебники, которых сейчас хоть пруд пруди, целиком и полностью подпадают под эту категорию. Хотя не все, порой среди них встречаются и достойные люди, и форменные негодяи. Но как говорится, если в этом мире что-то есть, значит, это для чего-то надо. Если есть плесень, значит и она нужна, хотя бы для того, что бы разъедает все ненужное. И волки лесу тоже нужны, они санитары леса. Все в этом мире взаимосвязано. Моя любимая поговорка: «Если кто-то где-то оглох, значит, кто-то где-то охрип».

Итак, в пункте «Что делать?» йога по большому счету призывает нас развивать разум, оттачивать его, тем самым готовя плацдарм для запредельного.

Вопрос из зала: вы противоречите сами себе, потому что практика предполагает изменение Сознания!

Стоп! Давайте помедленнее и поспокойнее. Вы сейчас употребляете весьма неоднозначные термины: «измененное сознание», «практика».

Продолжение вопроса: я к вам обращаюсь без лишней театральщины, потому что там где сцена всегда театр.

Безусловно, я – клоун, а это театр одного актера. Эти лекции я читаю не для того, чтобы отвечать на вопросы, хотя делаю и это, а для другой цели. Из всего множества людей я хочу отобрать тех, кто понесет древнее учение йоги дальше. Причем я на этом не зарабатываю ни денег и ни имени. Все это я делаю для того, чтобы ко мне пришли те люди, которые мне нужны. Не все люди, а только те, которые мне нужны.

Продолжение вопроса: мне кажется, что вы знаете, что я имею в виду под термином «измененное сознание» и просто притворяетесь. Допустим человек выпивает алкоголь, после чего у него изменяется Сознание. Или йогу попрактиковал, дыхательные упражнения и у него тоже изменяется Сознание.

Да, я в курсе, что такое пранаяма. Что вы подразумеваете под Сознанием?

Продолжение вопроса: обычное восприятие.

Восприятие и Сознание — это одна вещь или разные?

Продолжение вопроса: одна.

Хорошо, что порождает Сознание?

Продолжение вопроса: это вопрос еще не изучен до конца.

А о чем же мы с вами тогда говорим, если этот вопрос еще не изучен до конца? Вам надо изучать Аксиоматику йоги, те базовые логические знания, на которых строятся все остальные положения йоги. В Аксиоматике йоги сказано, что есть две вещи…

Продолжение вопроса: мне кажется, что есть противоречие между рационализмом, который принят в обычном мире, и опытом «измененного сознания».

Я отвечаю на вопросы по йоге и другой опыт, если честно, мне «до фонаря». Но давайте я все-таки отвечу на ваш вопрос, раз он прозвучал. Итак, согласно Аксиоматике йоги все объекты и явления во Вселенной создаются взаимодействием двух основополагающих факторов, на санскрите таттв или таковостей. Это те вещи, с которых все начинается. Одна из них Энергия (Шакти), другая Сознание (Чит), причем вещи эти друг от друга независимые, самосущие. Далее, в Аксиоматике йоги подразумевается, что Сознание в принципе не может изменяться. Поэтому, когда вы говорите про измененное Сознание, я хочу выяснить, что вы имеете в виду. Видимо мы просто не понимаем друг друга. Вы берете термины или из психологии, или из медицины, а я оперирую терминами из йоги. Поэтому возникает недопонимание. Если хорошо разобраться, то на ваш вопрос я в принципе ответить не могу. Возьмем, к примеру, состояние человека, который выпивает стакан водки: сначала он был трезвый, а потом, бац, и упал. Но Сознание, как у трезвого, так и у пьяного, функционирует одинаково. Только в одном случае Сознание высвечивает трезвый разум, а во втором случае, когда человек пьян, разум его пребывает в измененном состоянии. А поскольку именно разум отвечает за все наши психомоторные реакции, то мы говорим, что человек пьяный. Сознание же, как у трезвого, так и у пьяного человека абсолютно идентично.

Вопрос из зала: какой результат йоги? Хорошее здоровье?

Результат йоги следующий. Люди, склонные к алкоголизму, бросают пить.

Продолжение вопроса: а еще какие результаты?

Вам этого мало? Какие еще результаты вы хотите?

Продолжение вопроса: допустим, достижение душевного равновесия.

Будете невозмутимы, как удав! Но только для того, чтобы этого достичь придется пройти серию испытаний.

Продолжение вопроса: я всегда буду невозмутимым или только временами?

Молодой человек, если хотите стать невозмутимым как удав, то вы действительно сможете этого достичь. Но это будет нескоро (я имею в виду не конкретно вас, а вообще человека). Сначала, напротив, реакция на внешние раздражители очень сильно обострится, затем она дойдет до предела и лишь после этого внутри вас возникнет островок незатронутости. После этого вы можете демонстрировать любое поведение: вы можете бить посуду, кричать и ругаться, но внутри вас будет оставаться этот островок незатронутости, в котором вы можете спрятаться. А у человека, который не занимается йогой, этого островка незатронутости нет, поэтому он является легкой добычей для эмоций и чувств.

Продолжение вопроса: это мне близко!

Вперед! Займитесь Хатха йогой, Крия йогой, Пранаяма йогой.

Продолжение вопроса: я где-то слышал, что дыхательные упражнения вредны для сердца. Якобы они могут вызвать аритмию сердца.

В текстах по йоге сказано еще более свирепо: «Занимаясь дыхательными упражнениями, будь так же аккуратен и внимателен, как дрессировщик, который укрощает диких зверей, тигров и львов. Если чуть-чуть поспешишь, эти тигры тебя разорвут». Понятно, что полным полно людей (к вопросу про маргинальщину), которые прочитали трактат по йоге, в котором написано, что если будешь заниматься пранаямой, по воздуху полетишь и их эта перспектива весьма обрадовала. Машину покупать не надо, в метро толкаться не надо. И вот эти люди начинают заниматься дыхательными упражнениями интенсивнее, чем им позволяет их организм. В результате — те плачевные явления, о которых вы упомянули. Но я здесь говорю не о двадцати — тридцати минутах в день обычных упражнений, а о форсировании, когда практикуют по несколько заходов в день, часа по два. Знаете, как это предписывается: утром, вечером, в обед и в полночь. Вот это и есть «маргинальщина». Человек еще не готов к такой усиленной практике, а накачивает себя по полной — результат получается отрицательный. Здесь очень жесткие правила игры!

Вопрос из зала: богатство и йога совместимы?

Да! Еще раз: Высшее знание никогда не противоречит мирскому знанию. Йога и богатство совместимы. Так же как совместимы йога и бедность. Йога совместима со всем.

Вопрос из зала: как со всем? И с убийствами?

Нужно соблюдать первый принцип йоги, который призывает нас не причинять вреда ни одном живому существу без крайней на то необходимости. Но если вы с автоматом в руках защищаете родину, если это ваш долг, то тут уже ничего не попишешь — долг превыше. Значит, такая у вас дурная карма, что приходится с автоматом в руках убивать людей. А может и наоборот — очень благая карма. Как правило, настоящие профессиональные военные — это йоги высшего среза, потому что от них зависит жизнь или смерть. Понимаете, никто не знает, какой мир! Мир таинственный! Для кого-то он поворачивается так, а для кого-то — эдак. Но всегда и за всем стоит Высшее. Мы же сами ткем нашу Вселенную — что мы хотим видеть, то мы и формируем.

Добавить комментарий