В чём заключаются опасности приобретения свободы, когда мы к ней не готовы?
{youtube}https://www.youtube.com/watch?v=UhZ1R8tMAaY&index=125&list=PLX2rCf2Cw0hb11R2uq23eKE00VtA8TEne{/youtube}
|
Напомню идею, которая заключается в опасности того, что вы будете обретать свободу раньше, чем будете в состоянии грамотно ею воспользоваться. Когда вы находитесь в плохих условиях жизни, то многие проблемы вы просто не осознаете, их просто для вас нет, и, как ни странно, на фоне негатива легче выстроить отношения мужчины и женщины. Собственно говоря, на протяжении столетий так и происходило, не было времени заниматься какими-то там противоречиями или крючкотворным коварством проявлений закона 4 и 5, когда уровень продолжительности жизни был лет 40-50. Считалось, что это уже бывалый пожилой человек. Да и условия, то чума, то голод, то война, то еще что-нибудь, поэтому не доходило до таких неочевидных проблем.
Эта проблема так же неочевидна в развивающихся странах, в странах третьего мира, даже в развитых странах среди людей, у которых нет достаточно средств к существованию. Но, со временем, жизнь становится все лучше и лучше, нас заливает волна изобилия и, казалось бы, этому надо бы радоваться, а с этой волной изобилия приходят такие проблемы, к которым мы не готовы. Как следствие начинается распространение всякого рода допингов, наркотиков, потому что человеку чего-то не хватает, а вот чего он понять не может. Возможность есть, свобода есть, а вот как ею воспользоваться он не знает. И вот это испытание свободой и испытание возможностью самое страшное.
Я часто встречал разные традиции йоги (в частности Хатха йоги), где была очень жёсткая палочная дисциплина, где культивировался дух казарменного положения. Считалось, что ты должен себя заставлять, во что бы то ни стало заниматься Хатха йогой. Даже неимоверными усилиями ты должен себя заставлять, даже когда тебе плохо превозмогать нежелание и боль. То есть где-то внутри вырабатывается надсмотрщик, который тебя гоняет, этот надсмотрщик подпитывается внешним надсмотрщиком в виде устава этой школы Йоги или какого-то там главного гуру. Такая тоталитарная система как в советском союзе, где все работают из-под палки и действительно показывают какие-то чудеса мобильности, чудеса производительности труда и прочее.
И вот вдруг весь этот карточный домик рушится, как если бы куда-то этот внешний надсмотрщик делся и тут выясняется, что человек не способен жить без внешнего надсмотрщика. Ему не охота рано вставать, ему не охота шевелится, работать, и он нехотя погружается в такую сонную одурь и ему уже тяжело заниматься не то что Хатха йогой, а просто хоть одно упражнение делать и в дальнейшем все тяжелее и тяжелей и человек вообще бросает заниматься йогой.
То есть наблюдается такая картина, человек не занимался йогой и вот он попал в жёсткие, казарменные условия, где его гоняют. Он вдруг сделал колоссальный рывок, потом внешний надсмотрщик куда-то делся, а внутреннего стимула заниматься дальше, нет, человек скатывается и деградирует в ноль, а иногда еще и ниже. И все по той простой причине, что самое трудное – это вырабатывать жизнь с позиции свободы, когда нет внешнего надсмотрщика, когда вы сами себе надсмотрщик, когда вы делаете все, не насилуя себя, так как насиловать себя, вы долго не сможете.
Если вас кто-то извне сподвигает, т.е. всякое насилие, всякое давление извне какое-то время работает, а потом все разваливает. По этой же причине много чего развалилось. Вот почему во многих серьезных школах йоги считается, что, выполняя упражнения йоги или идя путем йоги, вы должны испытывать радость, радость от преодоления себя, иногда радость от выполнения того или иного упражнения. То есть, когда на заднем плане у вас нет надсмотрщика вы сами себе надсмотрщик. Это гарантия того, что вы будете стабильно идти путем йоги. Всякое насилие на время спасает ситуацию, а потом все разваливается.