Выездной семинар 22.10.2010 г. Веды. Часть 1. Что такое Веды?

Веды. Часть 1. Что такое Веды?

 

План:
1. Причина приостановления изучения знания Вед.
2. Значение слова Веды. Четыре Веды.
3. Язык и материальные носители Вед.
4. Предыстория написания Вед.
5. Автор Вед и характер записи.
6. Глубинный смысл Вед.
7. Происхождение ведического знания.

 

В этом курсе мы рассмотрим тему «Веды и йога», как связаны эти понятия и что они из себя представляют. Несмотря на огромное количество литературы и экспертов в этой области, тема грандиозная и неоднозначная.

Печальный фактор, который буквально на десятилетия приостановил изучение Вед — Вторая мировая война. И вовсе не потому, что «когда пушки грохочут — музы молчат», а по причине того, что Веды, или ведическое знание было привнесено в Индию так называемыми ариями. Когда в Германии к власти пришли национал-социалисты, то они провозгласили себя потомками ариев и построили человеконенавистническую систему фашизма с притянутой за уши якобы «арийской» историей происхождения фашизма. Вторая мировая война унесла жизни гигантского количества людей, и она еще не до конца осмыслена поколениями. Как следствие, в подсознании огромного количества людей, так или иначе отвечающих за судьбу человечества, возникают серьезные опасения и страхи: а Бог его знает, может, это действительно как-то связано?Поэтому тема, связанная с происхождением ведического знания, не то что бы совсем тормозилась, но и не так явно поддерживалась, как это должно было бы быть. Причина одна – страх перед повторением фашизма. Хотя после того, как мы коснемся этого древнего гуманистического знания, вы поймете, что никакого отношения ни к фашизму, ни к экстремизму, ни к ксенофобии, ни к какому-то разделению людей на расы, национальности речи быть не может в принципе. Так сделаны Веды, что в них этого просто нет. Но есть вещи, которых люди просто боятся и лишний раз пытаются не трогать.

Такая же участь, к сожалению, постигла и всё то ведическое знание, которое, действительно, было принесено племенами ариев в Индию. И всё бы ничего, но последние несколько десятилетий, действительно, появились группы людей, которые пропагандируют лозунги или образ мыслей, образ действия, очень смахивающий на то, чего так боялись. Стали появляться группы людей, которые так или иначе пытаются связать свои националистические идеи с этим древним знанием. Появляются какие-то псевдофилософы, которые начинают на этом спекулировать.

Возникает вопрос: как же такое может быть? Почему, с одной стороны, Веды в принципе не могут трактоваться как какие-то фашистские идеи, а с другой стороны — находятся люди, пытающиеся их использовать. Ответ очень простой: Веды — это очень сильное знание. Как очень сильное лекарство в неправильных руках может превратиться в страшный яд, а в правильных руках дипломированного медика это может быть спасением человечества.Реальная сила ведического знания и есть причина того, что можно по-разному им пользоваться.

Опасность неправильного понимания ведических знаний в древней Индии осознали очень давно, причем настолько остро осознали, что были провозглашены некоторые положения, что даже нам, людям цивилизованным, ухо режет. Например, древние мудрецы на определенном этапе проникновения ведического знания вдруг явно осознали, что оно начинает извращаться, и было очень жестко определено, что только лишь люди определенного круга достойны слышать это знание. Всех остальных (недостойных) нельзя было к нему подпускать ни под каким видом, ни за какие деньги, ни за какие другие факторы, которые могли бы подкупить древних жрецов. Эти жрецы не должны были ни при каких обстоятельствах распространять знание. Более того, непосвященный не должен был даже случайно услышать хотя бы какой-то фрагмент знания. Были довольно суровые призывы к носителям ведического знания — к брахманам — по сохранению тайны этого знания. Вплоть до того, что если какой-то недостойный человек пытается овладеть знанием, то нужно чуть ли не расправиться с ним. Что, собственно, не характерно для такой гуманистической страны, как Индия, но опасность была слишком велика.

В свою очередь, таинственность чуть не погубила древнее ведическое знание. Точнее, произошло следующее: древние брахманы (носители знания) увидели, что, действительно, есть страшная опасность попадания этого знания в недостойные руки и использование его для причинения зла всему человечеству, начали ограждать непосвященных и вводить очень жесткие и строгие барьеры на пути к этому знанию. Но, начиная с какого-то времени, это сыграло дурную шутку с этим знанием – оно стало исчезать.

Вы должны понимать, что если во Вселенной что-нибудь происходит, это не само по себе. Иногда это действия разнонаправленных сил. Приходится постоянно находить узкую тропу, дабы пройти по ней самым рациональным образом. Поэтому было оправдано то, что знания держали в секрете. Тот факт, что знания исчезают – следствие этого секрета. На протяжении тысячелетий носители ведического знания как-то умудрялись балансировать между тайной и открытостью, между угрозой исчезновения знания, с одной стороны, и недопущения к этому знанию людей недостойных — с другой.

Когда к этому знанию прикасаются люди недостойные, получается то, что мы с вами очень хорошо видим на примере Второй мировой войны. Фактически произошло какое-то историческое чудо — вдруг ниоткуда взялась какая-то сила в лице одного человека, заставила все страны воевать, а потом так же внезапно исчезла со смертью Гитлера. Я постоянно привожу примеры: ни партизанской войны, ни долгих-долгих каких-то сопротивлений. Как только Берлин пал — как будто бы фашизма и не было.

Вот такая вещь, которую вы должны помнить при изучении ведического знания. Я заострил на этом внимание, потому что вы начнете интересоваться этой темой, начнете исследовать тексты в сети Интернет, какие-то публикации и столкнетесь с двумя прямо противоположными тенденциями во всем том, что касается Вед и ведического знания.

Одна тенденция будет академическая, пытающаяся проявить «отсутствие интереса» к этой теме. Точнее, сложными фразами, сложным языком тех или иных научных произведений завуалировать истинный смысл и все острые моменты, на которые не хотелось бы отвечать. Некий саботаж, причем со стороны некоторого количества людей из научной среды.

Вы встретите и другую крайность – это откровенная ксенофобия, национализм, какие-то достаточно агрессивные силы, которые будут, может быть, в пику, в противоположность первым силам громко кричать, что нас за дураков держат, какие-то злые силы от нас всё пытаются скрыть, в том числе и ведическое знание, за всем этим стоит какая-то рука, это чей-то заговор. Как правило, получается, что отчасти они правы – да, есть какая-то попытка несколько «не пустить» эту тему, но совершенно по другой причине. Не потому, что кто-то чего-то скрывает, а потому что боятся. Эта вторая сила (которая кричит, что да, действительно, за этими человеконенавистническими призывами, в том числе националистическими, мы увидим и древнейшее, якобы ведическое знание) при более близком знакомстве демонстрирует свою не совсем вменяемость. Есть категория агрессивных и не совсем адекватных людей, а в некоторых обстоятельствах даже очень опасных. Вы можете наткнуться и на таких последователей.

Эти две крайности никакого отношения к ведическому знанию не имеют. По сути дела, одна крайность порождает другую, потому что во Вселенной всё сбалансировано. И они друг другом занимаются. Боже вас упаси принимать ту или другую сторону. Вам это не надо, потому что ведическое знание – «над» крайностями. Существует очень-очень тоненькая прослоечка как в среде ученых, так и в среде обычных людей (в первую очередь, это те, кто занимается йогой), кто сбалансировано относится к ведическому знанию, как оно сейчас представлено, кто далек от этих крайностей, кто действительно хоть что-то понимает. Этот «серединный путь» — тот подход, который ближе всего к истинному смыслу ведического знания. Он не на поверхности, он в глубине, поэтому бывает тяжело до него добраться.

Итак, две тенденции, две противоположные силы в отношении Вед наблюдаются большей частью в Европе. А в Индии мы встретим совсем другие ответвления, направления, которые, так или иначе, используют Веды, или ведическое знание. Деление этих направлений приобретает уже другой окрас. Если мы рассмотрим Индию, то внутри Индии есть также разные философские, религиозные течения, которые претендуют на то, чтобы называться ведическим знанием. Они заявляют, что Веды – это неотъемлемая часть их философских доктрин. Но на поверку вдруг оказывается, что там тоже не всё так прозрачно и понятно.

Сложность этого вопроса заключается в том, что все учения, которые присутствуют: религиозные и философские, которые сохранились до наших дней в Индии, можно было бы разделить на две группы. Так называемые ортодоксальные и — есть такое слово, оно несколько режет слух — «еретические». Обычно, когда говорят «ересь» или «еретик», у нас сразу же возникают ассоциации: костры инквизиции, где очередного бедолагу жгут. Но это в другом ключе, в ключе признания или непризнания. Огромную часть философского наследия Индии можно разделить на течения, учения, которые признают авторитет Вед, признают, что в Ведах содержится высочайшая истина, и те учения и течения, которые не признают этого. Тех, которые признают, больше, и они фактически составляют основу всех учений и течений Индии. А тех, которые не признают, значительно меньше.

Хочу назвать течение, которое с формальной точки зрения не признает Веды — это буддизм. Но если вы начнете более глубоко копать в изучении того же буддизма, то вы поймете, что он не то что бы не признаёт, он просто пытается передать все те же знания, которые находятся в Ведах, другим языком. Поэтому для человека знающего, для знающего буддиста, нельзя даже сказать, что буддизм в оппозиции к Ведам. Буддизм в одно время был в оппозиции к касте жрецов, которые прикрывались Ведами, хотя, вероятно, уже перестали их понимать. Вы не найдете ничего нового, чего не было бы в Ведах, если вы начнете изучать буддизм.

Остальные системы, или, как их иногда называют, даршаны (философские взгляды на мир) все признают авторитет и справедливость Вед, но трактуют многие положения Вед исключительно по-своему. Здесь еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается европеец, который хочет изучать Веды. Очень часто вы встретите представителя той или иной религии или той или иной секты Индии, который приехал на Запад и начинает с полным основанием или с полной уверенностью заявлять, что он принес ведическое знание, что именно его течение или секта, или какая-то философская школа – единственная правильно понимает Веды, ведическое знание. Всё бы хорошо, но только таких представителей приезжает на Запад громадное количество. Самое печальное, одна традиция (учение) иногда прямо противоречит другому, и у человека неискушенного сразу возникают подозрения — как же так может быть, вроде бы в Индии, вроде бы — родина Вед, вроде бы приезжают люди из самого сердца этого знания, но каждый начинает говорить что-то свое. Более того, их положения не состыковываются друг с другом – это также большая проблема.

Поэтому когда мы сталкиваемся с понятием «Веды», будь то какие-то интерпретации на Западе, будь то какие-то интерпретации, пришедшие из Индии, мы всегда очень сильно рискуем, что под видом каких-то локальных пониманий нам пытаются выдать более глобальное знание. Это делает цель нашего семинара чрезвычайно сложной. Но, с другой стороны, если мы этого не сделаем, то мы как бы приблизим тот момент, когда истинное знание Вед начнет исчезать, когда всякого рода сектантские, полуполитические или еще какие-то направления начнут навязывать свою интерпретацию этого древнего знания.

Как изучается это древнее наследие в современную эпоху? Что такое Веды? Первый подход – сугубо научный. Когда представители западной науки начинают анализировать те или иные исторические памятники, в частности Веды. Они основывают выводы не на мнении индусов или на мифах и байках, которые могут присутствовать в группах людей, которые якобы сохранили это знание, а исключительно строгим образом на факторах, которые применяются в истории. То есть современный ученый говорит: «Если есть Веды, то покажите-ка мне этот материал, эти листы, где это знание записано». После чего ученый с помощью радиоуглеродного метода датирует возраст этих записей, этот манускрипт. Эта копия Вед была написана тогда-то, соответственно, появляется хоть какая-то датировка.

Затем ученый, безусловно, пытается вчитаться в смысл Вед и анализирует какие-то географические, исторические названия, те или иные предметы быта и начинает их сравнивать. Скажем, присутствует то или иное географическое название. Из других источников известно, что оно находилось там-то и в такое-то время. Есть такие факторы, которые можно сопоставить, сравнить. В отношении Вед есть очень четкая граница, что кто бы чего ни говорил о том, когда Веды были написаны, они в любом случае были написаны до буддизма. Соответственно, появляется еще какая-то датировка.

Наконец, существуют более интересные анализы, методы, сравнения, например, анализ языка, слов, каких-то инородных включений. Если же вы встречаете в Ведах слово, явно не принадлежащее к индоевропейской группе языков, то есть основание полагать, что во времена написания или формирования Вед жрецы-брахманы как-то соприкасались с другими народами или другим языком, и это получило свое отражение.

Очень интересен лингвистический метод реконструкции, анализ языка. Чрезвычайно интересно сравнение разных исторических текстов, манускриптов, философских доктрин. Веды очень близки к Авесте. Авеста – это древнеиранское наследие. Таким косвенным образом ученый начинает реконструировать: что возникло, когда возникло и какой в этом смысл. Это один подход, и надо сказать – один из самых перспективных, вменяемых и заслуживающих уважение.

Есть другой подход в изучении и сохранении Вед. Это когда многочисленные представители философской или религиозной школы, которые опираются в том числе и на Веды, начинают провозглашать те мифы, которые сохранились внутри их школ. Каждая философская система желает приписать себе возраст. Мы иной раз сталкиваемся с утверждениями о том, что Веды возникли за такое-то количество тысячелетий. Это вызывает только лишь улыбку среди ученых. А вот в среде той или иной секты, того или иного религиозного учения, которое якобы претендует на понимание Вед, это проходит на ура. Сказано где-то в мифах, сказаниях, что так-то и так-то, значит, так оно и есть. И, как вы понимаете, это простор для всякого рода мракобесия. Там каждый, кто во что горазд, то и начинает придумывать.

В современное время есть и более сбалансированный и осмысленный подход к изучению Вед. Это те немногочисленные группы исследователей, которые, в первую очередь, пытаются понять суть ведического знания и только лишь потом пытаются интерпретировать формальный текст Вед в ту или иную сторону. Если Веды сохранились, если это, действительно, грандиозное знание, то в первую очередь, как считают эти исследователи, надо понять смысл этого знания и только потом, как современные ученые, интересоваться всякого рода датировками или сравнениями. Если вы знаете смысл, то вам всё равно, какие мифы или байки вертятся вокруг Вед. Если это будет явная глупость, то вы это незамедлительно отбросите. Если в этом есть какая-то крупица чего-то ценного, вы это оставите.

Еще один фактор, самый таинственный. В Индии до наших дней сохранились группы людей, которые также считают, что они носители знания Вед, но держат это в абсолютной тайне. До сих пор есть жрецы–брахманы, которые пользуются Ведами. Но они абсолютно не склонны передавать это знание никакой из вышеперечисленных категорий исследователей: ни ученым, ни сектантам, ни исследователям, которые пытаются понять суть этого знания — никому. Они как бы держат сами Веды, понимание, интерпретацию, пользование инструментами этих Вед в очень узком кругу посвященных, проникнуть в который невозможно. Как правило, эта тайна передается по наследству. Эта преемственность, по всей видимости, сохранилась до наших дней через тысячелетия. Это своего рода как бы неприкосновенный запас, эталон, который до какой-то степени позволит сохранить это знание.

Вы знаете, что в любой стране есть коллекция семян тех или иных злаковых растений на тот случай, если тот или иной вид исчезнет, поэтому в специально охраняемых помещениях держат небольшое количество семян тех или иных растений. Во Франции есть эталон веса, эталон длины, признанные во всем мире. И все остальные единицы сверяют по этим эталонам, чтобы не было расхождений. Понятно, что к этим эталонам доступ очень ограничен. Только в крайнем случае можно получить доступ во Франции к эталону одного килограмма – единице массы.

Точно так же и эти круги жрецов–брахманов содержат, сохраняют это знание Вед до наших дней. Они стараются полностью не пересекаться с окружающим миром, с цивилизацией, которая сейчас очень сильно влияет на образ жизни людей, живущих в Индии (нас интересует, прежде всего, Индия).

В первом приближении я обрисовал ситуацию, которая существует на настоящий момент. Как видите, всё очень сложно, всё абсолютно неочевидно. Все мои слова должны быть для вас очень хорошим толчком. Если вы хоть что-то знаете про Веды и попытались в первом приближении переосмыслить, откуда к нам пришли эти знания, а не прошли ли они через одну из групп, о которых я упомянул, не стали ли они заведомо искаженными. Это ложка дегтя в будущую бочку меда, которую мы с вами будем рассматривать.

Начнем с предмета нашего рассмотрения и тех источников, на которые мы будем опираться в рассмотрении ведического знания и Вед. Когда вы слышите слово «Веды», что очень понятно нашему уху, рождается какой-то образ: «Веды» – «ведать», или, по-другому, «знать». Слово «Веды» имеет тот же самый смысл на древневедийском языке, как, скажем, и в русском языке, что само по себе поразительный и удивительный факт. В дальнейшем таких пересечений будет встречаться величайшее множество.

У слова «Веды» много оттенков смысла, одно из них – «знание», или другое слово – «видение», то есть когда вы что-то полностью осознаете, видите, знаете. Вы взглянули на какую-то картину и познали ее, увидели, осознали. Веды – это знание, видение, понимание. Если мы говорим в более узком смысле слова «Веды», то имеются ввиду те тексты, в которых были переданы эти знания с древнейших времен до наших дней, имеются ввиду некие манускрипта, книги, тексты.

2-1

Рис.1. Веды — это знание, видение, понимание; это тексты, в которых были переданы эти знания с древнейших времен до наших дней: манускрипты, книги, писания.

Известно четыре Веды. Одна из самых древних – Ригведа – является основной. Оставшиеся три: Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа так или иначе подчинены и находятся в зависимости от Ригведы. По времени происхождения они более поздние. Строго говоря, если вы слышите выражение «ведическое знание» или «знание Вед», то должно подразумеваться, что это знание, содержащееся в этих четырех Ведах.

В дальнейшем в истории Индии стали появляться другие писания, трактаты, манускрипты. Они ссылаются на Веды или пытаются расшифровать смысл этих четырех Вед, но, по сути дела, являются, скорее, комментариями или пояснениями к этим четырем Ведам. Как вы понимаете, комментарии и пояснения могут быть самыми разными: и вменяемыми — ответственными, и невменяемыми — безответственными. Но формально люди, которые придерживаются этих комментариев, считают, что в них также ведическое знание. С этим тоже связано много путаницы. Иногда тот или иной «комментарий на комментарий на комментарий» выдают за ведическое знание и экспортируют на Запад. Иногда это очень сомнительные интерпретации. И с этим надо быть очень осторожным.

Если мы говорим про Веды, про ведическое знание, то мы должны оперировать, в первую очередь, этими четырьмя Ведами. Все остальные трактаты, пояснения, исторические произведения и так далее, как бы они хорошо ни были написаны, или как бы они ни цитировались теми или иными философскими и религиозными деятелями, – это вещи вторичные.

Следующий тяжелый момент. Мы перечислили, что есть: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Но и здесь все непросто. Все непросто с четвертой – Атхарваведой. Атхарваведа, очевидно, возникла много позднее, чем первые три Веды и, безусловно, имеет подчиненное значение. Но по структуре, стилистике и целям, а также по прикладному использованию, она стоит отдельно.И что самое любопытное, до сих пор в Индии сохранились те или иные школы, те или иные традиции ведического знания, которые не признают Атхарваведу Ведой. Они считают, что это более позднее включение, не имеющее отношения к ведическому знанию. Итак, есть группы носителей традиций, которые признают четыре Веды, а есть группы, которые признают только три Веды.

Обычно на вопрос, на каком языке были написаны Веды, отвечают, что на санскрите. Нет, не на санскрите. Веды были написаны на ведийском языке. Ведийский язык достаточно существенно отличается от санскрита. Санскрит возник много позже ведийского языка. Более того, исследователи отмечают, что ведийский язык ближе к языку Авесты (древнеиранское наследие), чем к современному санскриту. Добавился еще один усложняющий фактор – язык, на котором написаны Веды. Санскрит сейчас худо-бедно изучается. На Западе достаточно большое количество людей его знает, в Индии. А про ведийский язык так не скажешь, он очень архаичный. Это также накладывает серьезные ограничения на исследование и понимание Вед и ведического знания.

Ведийский язык (иногда называемый ведическим санскритом) как язык принадлежит группе индоевропейских языков, куда в том числе входят: русский язык, языки стран Прибалтики, германские языки – это достаточно большая группа. Именно этим объясняется то, что, как ни странно, многие термины ведийского языка мы можем лучше понять и интерпретировать, если будем иной раз вдумываться в фонетическое звучание того или иного ведийского слова. Вдруг может оказаться, что оно чрезвычайно созвучно тому или иному русскому слову. Иногда совершенно непостижимым образом до вас лучше начнет доходить тот или иной смысл той или иной ведийской мантры, если вы взглянете с позиции славянских языков (русского, например) и отследите общий корень индоевропейских языков.

В материальном виде Веды – это тексты, записанные на листах достаточно большого размера. Каждая Веда представляет собой весомый, толстый труд, где достаточно много материала. В разных интерпретациях, в разных источниках иногда называются несколько разные цифры, например, Ригведа – в районе 1028 гимнов (это наиболее популярная цифра). Каждый гимн состоит из стихов – мантр. Ригведа содержит более 10 тысяч стихов (мантр).

Есть совершенно уникальное и заслуживающее самых высоких отзывов русское издание Ригведы. В 1987 году закончилась работа над переводом Ригведы. Подвиг перевода Ригведы на русский язык сделала женщина. Звали эту женщину Татьяна Яковлевна Елизаренкова. Это человек, который положил фактически всю свою жизнь, чтобы перевести на русский язык все четыре Веды. К сожалению, она недавно умерла, но мы сейчас имеем возможность читать перевод всех четырех Вед на русский язык, причем перевод этот выполнен на очень хорошем уровне. В одной книжке около 770 страниц – и это только 1/3 часть Ригведы, а еще есть Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа.

Следующий момент, который следует помнить: тексты Вед, которые сохранились до наших дней и датированы, в том числе, современными научными методами, относительно поздние, написанные в нашей эре. Прежде чем Веды были записаны, они передавались исключительно устно и запоминались на память. Основой ведического знания, о котором мы будем говорить, по смыслу, структуре, основным положениям является речитатив, или стихи — мантры, которые в течение нескольких тысячелетий не записывались, а передавались от учителя к ученику устно. Вероятно, когда возникла опасность потерять знание, были сделаны первые попытки записать Веды на какой-то материальный носитель.

С этим связана еще одна чрезвычайно сложная проблема. Дело в том, что любая мантра древних Вед в первую очередь должна быть правильно воспроизведена с помощью голоса. Самое главное было сохранить звучание, а вот как вы будете эти звуки записывать – дело десятое. Поэтому возник интересный феномен, который в дальнейшем перешел и в санскрит – одно и то же слово может быть записано разными буквами.

Это в какой-то степени прямо противоположная ситуация той, которую мы имеем в западной цивилизации, к которой мы привыкли еще со школы. Если вы в школе писали диктант и не дай Бог поменяли «и» на «е», «е» на «и», какое-нибудь окончание неправильно написали по принципу «как слышу – так и пишу», то вы могли гарантированно получить двойку, и с позором вам это могли поставить «на вид». В ведийском языке и в дальнейшем в санскрите не было таких проблем. Самое главное – передать звучание, а передавать его можно было разными способами. Это до сих пор приводит в недоумение многих исследователей в области Мантра йоги, когда они берут текст одной и той же мантры, написанной в разных школах, и видят: там – одно количество букв, и они как-то по одному выглядят, в другой – другое. У бедного западного исследователя всегда возникает подозрение, что кто-то чего-то напутал, что где-то какая-то ошибка вкралась. Нет, может быть так, что никакой ошибки нет. Просто главным было передать звучание.

Как вы понимаете, когда текст разучивается, передается от учителя к ученику устно – это одна ситуация. А когда его пытаются записать – это совсем другая ситуация. Так как Веды были записаны много-много позже, чем сотворены, то фактически мы с вами в большей степени вынуждены в современных условиях пользоваться тем вариантом, который был записан. Так, в связи с этим возникает еще одна серьезная трудность — а правильно ли мы читаем то, что было написано тогда-то.

Вы, вероятно, видели, просматривая те или иные книжки по йоге, изображения древних пальмовых листьев и, в частности, те или иные фразы на санскрите. Как правило, это огромный набор значков, а сверху единая черта, объединяющая большое количество этих значков. Так вот, это не одно большое слово, это несколько слов, объединенных таким образом. Как следствие, возникает еще одна засада на пути исследователя: а как же разбивать этот единый текст на составляющие? Ведь от того, как вы разбиваете, возникает самый разный смысл.

В современной науке есть такое понятие – палиндром. Чтоб вы поняли, такое выражение: «Несу разное или несуразное». Если вы напишете «несуразное» единым словом, то получится одно значение, если вы разделите его – «несу разное» — то совсем другое значение. Достаточно интересное направление. Сейчас книжки выходят, в Интернете всякого рода статьи появляются. Рекомендую ознакомиться, чтобы лучше понимать еще одну засаду, которая будет стоять на пути исследования ведического знания. Или знаменитое выражение «А роза упала на лапу Азора» — туда и обратно можно его читать. Получается, что прежде чем даже прочитать тот или иной текст на ведическом санскрите, надо правильно разбивать на отдельные слова – и от этого еще смысл меняется.

Веды очень долго передавались устно. От ученика требовалось зазубрить их наизусть и уметь воспроизводить наизусть гигантские количество стихов — мантр. Еще раз, одна Ригведа состоит из 10 книг, по-другому – 10 мандал, и представляет собой 10600 небольших мантр/стихов/текстов. Это только Ригведа. А еще осталась Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа, которые также должны были быть выучены наизусть. Как вы понимаете, в древности, да и в современности — это достаточно серьезная задача. Хотя, конечно же, разум у древнего человека был почище. Наверное, он смотрел поменьше рекламы по телевизору, меньше всякого мусора было у него в голове. Наверное, и жизнь была попроще – ближе к природе. Но всё равно — это очень серьезная задача: не просто запомнить, а запомнить без малейшего искажения.

Для того, чтобы действительно не потерять ничего, были придуманы самые разные способы запоминания. Один из них – это когда длинное предложение делится на слоги и потом запоминается по слогам. Затем запоминается, когда, скажем, два слога меняются местами. Например, слово состоит из слогов А, В, С, запоминается А-В, В-С, А-С. Другой способ: А-В, В-А, то есть меняется местами. Запоминалось гигантское количество разного рода комбинаций из этих текстов, дабы исключить малейшую ошибку, малейшую потерю в звучании Вед. Надо сказать, что древние мудрецы, учителя и ученики достигли в этом гигантских практических результатов. Несмотря на все тысячелетия, тексты Вед до нас дошли практически без искажения в своем фонетическом звучании, но с написанием могут быть варианты.

Следующий момент: фактически Яджурведа и Самаведа – это Веды, подчиненные Ригведе. И в большей степени в них определялось, как использовать Ригведу. В своем составе они имеют практически те же гимны, мантры, что и Ригведа.

А что касается Атхарваведы, то она резко выделяется на фоне первых трех Вед. В большей степени это практическая Веда. Если взглянуть свежим взглядом, если не знаешь, что это Веда, то создается впечатление, что это сборник заговоров, причем самых разных: и добрых и не совсем добрых. Это, кстати, значительно выделяет ее среди Вед. Но, по всей видимости, это был какой-то рабочий инструмент той эпохи.

Кто автор Вед? Тут нас ждет сюрприз, который значительно отличает жизнь древних от жизни современных людей. Сейчас, в современном мире на Западе надо, как говорят, «пиариться», или кричать о своей личности направо и налево на каждом углу. В этом отношении наши друзья-американцы – молодцы, на поток поставили: чихнул, а завтра написал книжку «Мой спиритический опыт по чиханию». Он что-то там увидел или какой-то минимальный опыт получил, и уже раструбил на весь мир. А мы заходим в книжный магазин и читаем уже переведенное на русский язык мнение эксперта, в том числе и по йоге, и по Ведам. А ему, может, в колледже делать нечего было, он книгу какую-нибудь пролистал и сам написал, стал себя пропагандировать, кричать на каждом углу, что он высочайший учитель, адепт тайных наук.

Так вот, этого вы абсолютно не встретите в ведическом знании. Очень скромно себя вели те люди, которые донесли и сохранили до нас это знание.Вы иногда найдете очень скупые намеки на древних мудрецов, которых называли «риши». Риши – это древние мудрецы, которые передали нам ведическое знание. О себе они практически не оставили ни малейшей информации. Они считали, что это знание им передали Высшие сферы. Не они его сидели и придумывали. Иногда создается впечатление, что сидит философ и придумывает новую философскую доктрину, как бы человечество осчастливить. Ничего подобного – древние мудрецы как бы непосредственно услышали это знание от Высших сфер, а потом зафиксировали его сначала в устной передаче, а потом в письменной. Поэтому, все четыре Веды называются на ведическом языке «шрути», или «услышанное». Это такой класс знания – не сотворенное какими-то людьми, а услышанное, или воспринятое от Высших сфер древними мудрецами риши.

Мы сталкиваемся еще с одной большой загадкой, и, может быть, ключевым моментом как в понимании ведического знания, так и в умении им пользоваться. Интересный пример: как на древневедическом языке, звучит слово «невежественный» — «дурведа».

Веды представляют из себя сборники мантр, которые оформлены в некие гимны. Это когда несколько мантр идут друг за другом и объединены в наборы, соединенные какой-то одной мыслью. С формальной точки зрения, если дать человеку непосвященному просто прочитать эти мантры-гимны, то они вряд ли покажутся ему чем-то интересным. Это на первый взгляд выглядит как восхваление тех или иных божеств, стихий, каких-то природных явлений, и еще чего-то.

Основных тем в той же Ригведе не так уж много. Это гимны, обращенные к Агни – стихия, или Бог огня; к Индре – мифическое то ли божество, то ли проявление какой-то силы, ответственное за весь этот порядок, с явно выраженными антропоморфными чертами. Индра покровительствует победе: победе в войне, скачках, том или ином состязании, или во всем том, что связано со сражением с темными силами. Огромный интерес представляют гимны к так называемой Соме – такому странному напитку, который употребляли жрецы во время каких-то практик, ритуалов. Это могут быть гимны-загадки — одни из самых странных гимнов, где чувствуется, что вот этим тайным языком излагали те или иные намеки на те или иные практики.

2-2

Рис.2. Веды — это гимны, обращения к Богам.

Иногда это гимны космологического характера – происхождения Вселенной. Иногда это гимны-диалоги, которые несут в себе внешний смысл. Но, по всей видимости, этот внешний смысл является контейнером для чего-то очень глубинного, чего мы и понять не можем.

Когда европейцы впервые познакомились с Ведами, безусловно, была попытка быстро перевести их на европейские языки. Были сделаны переводы на французский язык. Интересно, что самая серьезная работа по переводу Вед была сделана на немецком языке. Фактически на русском языке эта работа была закончена практически уже в нашем, 20-м столетии. Еще раз хочу упомянуть людей, с которыми вы обязательно столкнетесь, если начнете интересоваться вменяемой интерпретацией, вменяемыми текстами Вед. Среди русскоязычной литературы вы, конечно же, столкнетесь с именем Татьяны Яковлевны Елизаренковой (она умерла совсем недавно, в 2007 году) и ее супруга, Владимира Николаевича Топорова. Затем, очень интересный подход, сочетающий в себе строгость современной науки и в то же самое время ощущение этой тайны, которая скрыта за внешними стихами, вы найдете у Павла Александровича Гринцера.

К слову сказать, сейчас, что называется в годы развала науки, в годы засилья какого-то мусора, мы не видим, что есть по-настоящему какие-то кладези знаний. Раньше в Академии наук СССР (Восточное отделение, Институт Востоковедения) переводили, адаптировали, давали комментарии на совершенно чудесные тексты. Давали на высочайшем научном уровне, который и не снился любым другим, в том числе, европейским странам. Издавались совершенно уникальные философские произведения. Потом, с развалом Советского союза, это уже стала Российская Академия Наук, где сохранились эти книги, издаваемые на протяжении большого количества десятилетий. В Москве были когда-то дома академической книги, настоятельно рекомендую – поинтересуйтесь, может, остались жалкие остатки этих домов (в районе Цветного бульвара, в районе Ленинского проспекта). Там вы встретите и купите такие тексты, которые вы ни в одном эзотерическом магазине не встретите, а если и встретите, то это очень часто будет лабуда.

Чем хорош советский подход? Вы помните, что после революции была чистка мозгов, со всеми ее положительными и отрицательными сторонами. Уничтожили очень много духовного: пострадали и религия, и философия, и эзотерические учения, какие-то нетривиальные взгляды на жизнь. Всё это марксистско-ленинская идеология прополола, как трактор поле перепахал. Конечно же, пострадали и достойные растения этого поля. Но, к радости, было перепахано огромное поле сорняков, мракобесия, суеверия, невменяемости и так далее, чего вы не найдете в той же Индии. Вы не найдете там такого четкого и осмысленного взгляда на те или иные вещи, который мы здесь имеем. Некоторые люди говорят: «Ой, я что-то буду изучать в Индии». В Индии вы можете натолкнуться на мракобесие, даже не подозревая, что это мракобесие. Именно по причине того, что не было там такой гребенки, такого плуга, который всё это перепахал. Очень много хорошего было уничтожено, но и, действительно, очень много сорняков сознания было устранено.

Понятно, что потом возникла острая необходимость в изучении восточных культур (чрезвычайно острая необходимость, а не досужий интерес) хотя бы по причинам геополитики. Скажем, вы посла в Непал посылаете, вы же должны знать, что там за культура, что за знания, традиции. Или с Индией решили заключить какой-то договор, или с какими-то арабскими странами. Вы должны вариться в этом менталитете. В советские годы это прекрасно понимали и худо-бедно финансировали направление по изучению всего, что связано с Востоком, и этих исторических основ, на которых произрастают все философские, религиозные учения и течения. Причем делали это с позиции здравого смысла, с позиции жесткой логики, с позиции принятия решений глобального характера. Это создало беспрецедентный конгломерат ясности, свежего взгляда на древнейшие пласты культуры человечества.

В то же самое время, безусловно, люди, которые начинали погружаться в изучение этих текстов, этих трактатов, вдруг на себе начинали ощущать, что марксистско-ленинская философия хоть в чем-то и права, но другие стороны жизни она абсолютно не раскрывает. И вот, эти люди как бы переоткрывали для нас множество тех положений, которые иной раз в странах-носителях не так уж хорошо понимают.

В первую очередь я буду опираться на тексты вышеперечисленных авторов, потому что я тоже продукт советской эпохи со всеми сильными и слабыми сторонами. Я получил образование и прожил жизнь здесь. Мне наша ментальность дорога как память, поэтому даже если я очень захочу, я всё равно не стану индусом (меня иногда спрашивают: «А почему бы Вам не взять псевдоним, какой-нибудь «Абвгдейжзк-ананда»; ну, друзья, что ж кого-то дурить, какой я «ананда»).Поэтому со стороны фактического материала, мне очень нравится всё то, что было сделано нашей академической наукой. Безусловно, есть тексты, до которых наши академические круги не добрались. И тут мне приходится идти, так сказать, обходными путями, маневрами. Это с одной стороны.

Теперь с другой стороны. Все те академические издания очень красивы и выверены. Это до известного смысла оболочка, хотя и были очень серьезные попытки разобраться в невербальном. У Павла Александровича Гринцера совершенно уникальные статьи, где он анализирует тайный язык Ригведы. Человек, который исследует Веды, рано или поздно начинает понимать: да не могло это быть тривиальными какими-то стишками-восхвалениями, там был какой-то тайный смысл. И он с чисто научной, академической позиции делает первые шаги и, действительно, получает подтверждение. Вне зависимости от какой-нибудь традиции (в восточном смысле слова) как, скажем, ученик какой-то школы йоги или какого-то философского или религиозного учения. Это в некотором смысле подвиг переоткрытия! Вот то, о чем я мечтаю, что в будущем было бы в йоге.

Но, несмотря на то, что я продукт советской эпохи, я всё-таки представитель школы йоги. И помимо тех высших учебных заведений, которые я закончил, в которых учился и работал у нас в стране, мне довелось учиться у Учителей и Учительниц, носителей традиции йоги. И они дали мне что-то очень важное, то, что называется обычно ключами к пониманию, или ключами перевода, — импульс; если угодно, это красивое слово – посвящение. Поэтому изучать и излагать Веды мы будем следующим образом: за основу брать каркас, который дает нам наука и ее наиболее уважаемые представители, в том числе философской мысли Индии, а интерпретировать ведийское знание я буду так, как это дано в нашей школе йоги.

К сожалению, в этом моменте есть и сила, и слабость. Сила в том, что есть невербальное понимание. Слабость заключается в том, что всегда найдется другая школа йоги, которая скажет мне: «А ты уверен, что ваша школа йоги понимает всё именно так, как оно есть на самом деле? А то, может быть, вы тоже чего-то не понимаете?» Здесь, к сожалению, я им ответить ничего не смогу. Если бы я нашел более вменяемую школу йоги, где мне дали бы больше знаний, то, вероятно, я бы там у них и остался. Но так как я до сих пор ничего более вменяемого нигде не нашел, то мне приходится это всё говорить с позиции той школы йоги, которой я привержен. Но то, что я не нашел, может вовсе не значить, что этого нет, может быть, меня туда не пустили – этого тоже нельзя исключать. Но здесь есть еще один момент: вне зависимости – пустили, не пустили. Мои же Учителя меня к себе пустили и передали знания, даже если это, действительно, крупицы, а где-то хранятся огромные объемы. Могу с уверенностью сказать только об одном — даже этих крупиц на нашем уровне понимания предмета более чем достаточно на всю жизнь непрерывного изучения. Это в известном смысле делает мою совесть спокойной в том плане, что надо с чего-то начинать, даже если потом откроются более грандиозные перспективы, чем те, с которыми мы познакомимся с вами здесь.

Откуда к нам пришли Веды? На первый взгляд ответ очевидный – из Индии. В нашем представлении всё, что связано с Ведами, с ведическими знаниями – это порождение Индии. Здесь нас ждет самая первая историческая тайна, связанная с происхождением Вед. Заключается она в том, что в Индию Веды и ведические знания принесли арии. Арии — это название определенных родственных племен, которые проникли на территорию Индии, уже обладая знанием Вед.

Об этом в первую очередь нам говорят современные ученые. Они методами, не опирающимися ни на какие религиозные доктрины, мифы, байки той или иной школы, просто начали, как Шерлок Холмс, по разным косвенным признакам анализировать Веды. Вырисовалась такая ситуация: арии — очень интересный, странный народ — проникли на территорию Индии через перевал Гиндукуш. То есть прошли по территории современных Афганистана и Пакистана и только затем попали на территорию Индии, которую мы видим на карте наших дней. Современные ученые говорят нам, что эти волны ариев проникли со стороны нашей Средней Азии (то есть районов между реками Амударья и Сырдарья), и что, по-видимому, туда они попали из какой-то более широкой зоны, простирающейся от районов Урала с одной стороны чуть ли не до Южного Кавказа с другой стороны.

Методы реконструкции языка, обычаев, упоминания тех или иных географических объектов (рек, гор и так далее), мифов других народов (в том числе славянских), анализ древнеиранского наследия Авесты говорят о следующем: арии пришли в Индию с севера. Фактически получается следующее – ведическое знание не было сотворено на территории Индии, оно было привнесено на территорию современной Индии. Это само по себе несколько разворачивает акцент, нашу точку зрения на то, что мы изучаем. У современных ученых достаточно много точек зрения на этот предмет, и они достаточно сильно разнятся. До сих пор идут ожесточенные дискуссии (эти дискуссии отягощены смутным опасением: а не получим ли мы фашизм, так как Гитлер называл себя арийцем).

Существует множество факторов, которые совершенно не очевидны, но более или менее признанные моменты следующие: на территории современных Индии и Пакистана до вторжения ариев была какая-то древняя цивилизация. Остатки этой цивилизации были обнаружены в виде артефактов – развалин городов. И название эта цивилизация получила Мохенджо-Даро и Хараппа. К моменту вторжения ариев эта цивилизация почему-то исчезла. Одно время господствующей точкой зрения было то, что именно арии вторглись и уничтожили эту цивилизацию. Но археологические раскопки и другие косвенные сведения показали, что есть промежуток времени между гибелью этой древнейшей цивилизации на территории Индии и вторжением ариев. По каким-то причинам эта цивилизация исчезла, это одна из серьезнейших тайн истории. До сих пор спорят о причинах: некоторые называют резкое изменение климатических условий, некоторые — какие-то экономические катаклизмы, связанные с экологическими катастрофами, эпидемии и еще Бог знает что. Но это явно не было завоеванием ариев. Одно время пытались представить ариев агрессорами, но это не выдерживает никакой критики, от этой концепции ученые сейчас отказались. Но что представляла эта цивилизация до прихода ариев, мы не знаем. Сохранились очень хорошие города, красивые, с такими атрибутами, которых мы и в современной Индии не наблюдаем: кое-где было централизованное водоснабжение и канализация, а с канализацией, насколько мне известно, в Индии не везде хорошо. Но по какой причине эта цивилизация сошла на нет, неизвестно.

По прошествии времени с территории Афганистана, Пакистана вторглись арийские племена. Их отличительной особенностью была крайняя мобильность. Основным ноу-хау, или технологическим прорывом на тот момент были колесницы. Если вы будете читать гимны и Веды, то основная тема, вокруг которой всё вращалось, — это колесницы: сотворение и управление колесницей, скачки и так далее. На тот момент это были высокотехнологичные колесницы. Поэтому отношение к ведическому знанию и к носителям ведического знания как к каким-то интровертам, людям, которые не интересуются внешним миром, не выдерживает критики. Это сложилось гораздо позднее в Индии. В племенах ариев вы не нашли бы «печальных философов».

2-3

Рис.3. Схема переселения ариев.

Племена ариев вторглись на территорию Индии сначала через территорию современного Пакистана и начали потихоньку ассимилироваться. На территории, куда они вторглись, конечно, остались местные жители, остатки предыдущей цивилизации – народа, который там жил. Приходилось враждовать. Это не была какая-то сверхцивилизация, которая рухнула до этого. Судя по реконструкции событий, это были какие-то полудикие племена, назывались они «даса» или «дасью» (причем непонятно, то ли это вариант одного и того же названия, то ли это были разные племена).

Эти племена значительно отличались от племен ариев, в первую очередь, внешним видом. Если читать косвенные описания арийских племен, то это были люди ближе по типу своего внешнего облика к европейцам: светловолосые, светлоглазые. Местные племена, куда вторглись арии, относились к другой расе и отличались темным цветом кожи.

Здесь возникает один из моментов, который вызывает подозрения: а не были ли арии предвестниками фашизма? Вот, мол, вторглись белокурые бестии к бедным аборигенам. Но, на самом деле, ничего подобного. Хоть арии и воевали с племенами даса и дасью (причем это были серьезные войны), произошло неизбежное – они в них растворились.Если мы видим современного индуса, у которого цвет кожи отличается от европейца, то сколько бы этот индус не говорил нам, что он чистокровный ариец, этот факт смешения произошел, и надо сказать, еще в достаточно древние времена.

Во времена самих ариев, когда создавались гимны и мантры, не было четко выраженных каст. Именно с момента смешения ариев с местными племенами мы наблюдаем возникновение кастовой системы. Это касты брахманов – жрецов, кшатриев – воинов и вайшнавов – земледельцев, торговцев, ремесленников (земледельцев в большей степени). Судя по реконструкции этого знания, человек мог запросто перейти из касты в касту.

Более того, знание было доступно женщинам. Вообще, права женщин и мужчин были на удивление равными. Были, конечно, свои особенности – женщина не будет на колесницах сражаться, ей больше к лицу детей рожать. Но в плане доступа к знаниям, в плане причастности к Высшему знанию, мы не видим никаких жестких ограничений, которые в дальнейшем возникли и сохраняются до наших дней в современной Индии.

Когда племена ариев вторглись, они стали смешиваться. Постепенно возникла очень жесткая кастовая система, связанная с тем, что появилась реальная угроза раствориться и потерять знания. Именно тогда возникла четвертая каста, известная как шудры – во всех смыслах слова подчиненная каста.

Хочу обратить ваше внимание, что это было самое гуманистическое решение, которое вообще на тот момент могло возникнуть на той земле. В то же самое время, когда, как мы знаем, другие племена обращали в рабство всех неугодных, Индия не пошла по пути рабства. Рабства там практически не наблюдается. Когда пытаются представить ведическое знание каким-то человеконенавистническим, это означает, что люди не разобрались в этом вопросе. Вместо того чтобы обращать людей в рабов, они просто прочертили линию, дабы не смешиваться и не потерять свою самобытность, и, как следствие, сохранить высшее ведическое знание. До этого кастовой системы в том ужасном виде, от которой содрогаются все европейцы, мы не наблюдаем. Это была вынужденная мера.

Параллельно (или в каком-то другом промежутке времени) с ариями, вторгшимися на территорию Индии, был аналогичный процесс, который задействовал территорию современного Ирана. Название «Иран» на политической карте мира возникло совсем недавно, до этого страна называлась «Персия». Как ни странно, немалую роль в этом переименовании сыграла тема арийского происхождения населения современного Ирана. Были какие-то родственные племена, вероятно, тоже арийского происхождения, но которые пошли не в сторону Индии, а в сторону других стран, в том числе современного Ирана. Из реконструкции их жизни можно видеть, что в дальнейшем мы имеем как общность, так и некое противопоставление каких-то элементов этих культур. В Индии это ведическая культура, на территории Ирана — культура, связанная с Авестой. Язык чрезвычайно близкий, более того, как отмечают специалисты, иногда кажется, что это фактически одно и то же. Вы можете взять гимн Авесты, перевести, и у вас получатся Веды. Это дает мощнейший инструмент по сравнению и расшифровке тайн. Мы что-то не понимаем в Ведах, можно сравнить аналогичное место с Авестой. Но с Авестой тоже не все хорошо. Она вообще не сохранилась как живая традиция в том объеме, как Веды.

Более того, мы видим даже враждебное отношение в каких-то параметрах между этими двумя ветвями ариев. Среди ариев, вероятно, тоже было не всё в порядке.В более позднюю эпоху мы наблюдаем интересную вещь. В авестийской традиции был бог Ахура Мазда. Если согласно лексической реконструкции перевести те или иные буквы и звуки авестийских ариев в ведические буквы и звуки, то получится слово, связанное со словом «асура». В древних Ведах «асура» – это божество положительного характера. В более поздних текстах, в особенности послеведических, мы имеем под названием асура существо, которое противостоит богам индийского пантеона, которые именуются «дэвы». Самое интересное, что это как слово «девица», «девушка», что-то божественное. Продолжение этой истории очень любопытное: если для представителей Индии асура – это что-то такое непросвещенное и враждебное, то со стороны традиции Ирана есть понятие «дэвы», или, по-другому, «демон». Получается, что эти две культуры своих высших богов обожествляли, а богов соперников, наоборот, всячески принижали.

Веды на сегодняшний момент самая древняя дожившая до наших дней традиция, самое древнее философское учение. Все сказания, мифы древнегреческие, древнееврейские и так далее — уже более поздние. Это совершенно уникальный случай, что до нас дошли практически в неизменном виде настолько древние знание и культура. Это даже в голове не укладывается! Они прошли сквозь огромное количество смен образов жизни, эпох, людей — прямо диву даешься.

Возникает вопрос датировки Вед – это один из самых острых вопросов. Существуют различные точки зрения. Западные ученые говорят, что Веды сформировались и были кодифицированы в очень широкий диапазон – 2500-1500 лет до нашей эры. Это подход современных ученых, которые на основе своих исследований называют такую цифру. Некоторые другие ученые, в том числе ученые Индии, называют более древнюю цифру – 4500-5000 лет до нашей эры. Наконец, большое количество разного рода религиозных течений и учений, которые используют Веды или претендуют на то, что они являются носителями знаний Вед, называют совершенно фантастические цифры, например, 10 тысяч лет до нашей эры.

Как оно есть на самом деле — вопрос, который с позиций современной науки, вероятно, будет решаться еще очень долго. Много затормаживающих факторов. Хотя бы то, что остатки цивилизаций Хараппы или Мохенджо-Даро находятся на границе Индии и Пакистана, там постоянно идет война, поэтому раскопки невозможны. И такого плана гуманитарным наукам выделяется очень мало денег. Этим просто никто не занимается. Удивительно даже, что мы имеем хотя бы то, что сейчас есть – это поистине подарок.

В западной науке вы встретите более умеренную датировку. С точки зрения ученых Индии – более древнюю, цифры порой совершенно фантастические: 10 тысяч лет – это достаточно большой срок, иногда называются цифры 40 и 50 тысяч лет до нашей эры. У современных ученых это вызывает скептическое отношение.

Есть еще одна таинственная вещь. Хочу о ней упомянуть хотя бы потому, что это свидетельство ученых. Приведу пример, который привела в предисловии к Ригведе Т.Я. Елизаренкова, он мне очень понравился. У всего есть предыстория. Скажем, если вы начнете изучать эволюцию развития современной техники, вы увидите современный мерседес. Вы можете найти на свалке запчасти от более ранней версии, в музее — самые первые машины, и так до самых примитивных самодвижущихся повозок, то есть существует некая эволюция. Подобную эволюцию мы сплошь и рядом наблюдаем при изучении культурного и исторического наследия. Есть венец творения той или иной культуры, и есть долгое приближение к этому. Это касается любых стран: Греции, Римской империи, Египта и так далее. Веды в этом отношении представляют таинственное явление — они в большей степени являются венцом, а всё остальное на фоне Вед выглядит более блекло. Все последующие культурные произведения, которые мы видим в Индии, и которые, в первую очередь, ссылаются на Веды, не такие яркие, как Веды.

Аналогию Т.Я. Елизаренкова привела следующую. Представьте, что прежде чем возникнуть, большая культурная река начинается с маленького ручейка и затем растет и растет. А вот в отношении Вед и ведических знаний мы имеем такую загадку, как если бы сначала было гигантское озеро, из которого что-то выливается. Мы не имеем предыстории Вед. Они дошли до нас уже в совершенном, готовом, сложившемся виде. Мы не видим никаких факторов, как они формировались. Веды вдруг пришли. Это соответствует концепции «услышанного», или шрути. Фактически всё остальное в индийской культуре – это расшифровка или до известной степени интерпретация Вед. Иногда в форме поддержания, иногда в форме протеста, как мы видим в течениях буддизма, джайнизма, сикхизма. Но, по сути дела, это не протест, а попытка выразить ту же самую концепцию Вед, но с другой стороны, когда уже с обычной, традиционной стороны среди жрецов-брахманов люди перестали что-либо понимать.

Получается, что Веды как будто пришли в готовом виде, передавались из уст в уста, затем были записаны, но также продолжали передаваться из уст в уста. Какие-то изменения, вероятно, всё же происходили. В частности, с этим связана тайна происхождения Атхарваведы. Но самый первый импульс нам не известен. Об этом нам говорит современная наука.

С точки зрения мифологии различных школ, которые претендуют на то, что они являются носителями ведического знания, мы сталкиваемся иногда с совершенно парадоксальными, интересными и захватывающими интерпретациями версий, откуда произошло ведическое знание. Гипотезы приводятся самые разные. Я сталкивался с гипотезой о том, что ведическое знание имеет внеземное происхождение: якобы прилетели инопланетяне, передали знание и улетели. Как правило, люди, занимающиеся палеоконтактом, любят приводить выдержки в том числе из Вед. Особенно, те места, где описываются летающие по небу колесницы, чудо-оружие, похожее на лазерные пушки, что очень многое смахивает на продукт какой-то высокоразвитой технологичной цивилизации. И все думают, что это инопланетяне прилетели, пару летающих повозок оставили, знание передали и улетели.

Есть более «земные» гипотезы. Был такой интересный человек по фамилии Тилак — индус, брахман. Он получил европейское образование, поэтому мог достаточно нетривиально взглянуть на всю картину происходящего. Имея доступ к сокровенному знанию Вед, выдвинул в конце 19-го — начале 20-го веков интересную гипотезу об арктическом происхождении Вед. Проанализировав текст и сопоставив различные упоминания, он пришел к выводу, что Веды произошли за Полярным кругом. И что племена ариев принесли это знание непосредственно с территории, которая сейчас совпадает с территорией современного Кольского полуострова и чуть дальше на запад и на восток, где якобы была прародина ариев. Потом по какой-то причине они стали мигрировать на юг и добрались до территории современной Индии. Тилак выпустил книгу «Арктическая прародина ариев», ее при желании можно найти. Она привлекла большое внимание к этому вопросу.

Но эти годы пришлись на период, предшествующий возникновению фашизма. Поэтому отчасти некоторые идеи арийского происхождения как чего-то Высшего через западную печать просочились в среду будущих фашистов. После прихода к власти Гитлера тема арийского, или нордического происхождения сверхчеловека была очень актуальна. Фашистская Германия отправляла и финансировала экспедиции в Тибет, Индию, другие места «по следам ариев», тратила на это фантастические финансовые средства. Мне попадалось упоминание, что якобы на эти изыскания эзотерического характера Третий рейх потратил сумму, сопоставимую с суммой, которую американцы потратили на «манхэттенский проект» по созданию атомной бомбы.

Честно говоря, не знаю, как относиться к этой информации. Но факт, что эти идеи стали зарождаться до Первой Мировой войны и получили развитие в дальнейшем. Почему современные ученые и боятся этой темы: а мало ли что там, если начнем копать. У Кира Булычева есть произведение про Алису, где на какой-то планете были обнаружены вирусы войны, агрессии. Если поковыряться в древних захоронениях, так и сам подцепишь какую-нибудь заразу. Очень стало похоже на то, что «арийская тема» опасна – деление людей на «сверхлюдей» и «недолюдей». Сам факт, что современный индус не выглядит, как европеец, говорит о том, что эти опасения несостоятельны. Арийцы никогда не были националистами в том смысле, который им приписывают злые языки.

Когда вышла гипотеза Тилака и стала распространяться по территории Индии, вдруг последовала неожиданная реакция со стороны многих правоверных брахманов. Они с резким негодованием и осуждением стали опровергать эту теорию. Они считали, что ведическое знание – это целиком прерогатива индусских жрецов, что всякая попытка сместить центр ведического знания — это постановка под сомнение их сверхстатуса. Жрецы – они везде жрецы. Как сказал Ландау: «Жрец происходит от слова жрать», а жрать всегда все хотели. Поэтому, когда Ландау назвали жрецом науки, он сильно обиделся.

И до сих пор большое количество ортодоксальных индусов, фанатиков не приемлют точку зрения Тилака. Хотя, наоборот, это повышает статус древнего знания и уводит на более ранний срок датировку. Но фанатики — везде фанатики. Даже фанатики от ведического знания такие же тупые, как фанатики от любой религии и любого другого вида деятельности. Поэтому будьте внимательны: иногда под маркой чего-то «сверх» откровенный фанатизм и тупость. Не только индусы, но и западные ученые к этой гипотезе очень скептически отнеслись и до сих пор продолжают относиться.

Вы встретите практически во всей культуре современной Индии сакральное направление севера (северное направление считается каким-то особым). Расположение алтаря или места для медитации всегда соотносилось со сторонами света, в первую очередь — с северной стороной. Не вполне понятно, имелось ли ввиду место Гималаев или место за Гималаями (территория Средней Азии, России и дальше). Но так как основной импульс ведического невербального знания был порожден не на территории Индии, а на территории севернее Гималаев, то это заставляет не так уж безапелляционно отбрасывать «арктическую» гипотезу. Хотя это моменты деликатные.

Много дилетантов, которые кричат: «Конечно же, арии – Север. У нас в России – родина слонов! Арии из России!» Как оно на самом деле — это вопрос будущих археологических, лингвистических, культурологических, антропологических и прочих исследований. Я специально о нем (Тилаке) упомянул, чтобы вы составили представление о том, что происходит, но не о том, как оно есть на самом деле.

Еще один серьезный фактор в копилку северного происхождения ведических знаний – Андроновская культура. Обнаружение города Аркаима в Челябинской области, а так же множества других городов, которые очень хорошо подпадают под концепцию происхождения ведического знания в местах много севернее, чем принято считать.

Гипотеза Тилака в конце позапрошлого – начала прошлого века подвисла в воздухе по причине отсутствия артефактов: если была цивилизация, то она должна была что-то после себя оставить, а мы ничего не можем найти. И другой разговор, как должна вести себя культурная цивилизация. Сейчас мы считаем, что если была культурная цивилизация, то должны были быть построены дворцы, фабрики, заводы и оставлены горы мусора. А представьте, что это была сверхцивилизация, что эти люди умели убирать за собой. Не так, как мы – приходим на природу на пикник, а после нас — горы мусора. Представьте, что это была цивилизация с божественным отношением к космическому порядку. На ведическом языке это называется Рита: что-то сделал – убери за собой, как в анекдоте: «Покушал – убирайся сам». Это могла быть другая цивилизация с совсем другим менталитетом, она просто не оставляла после себя каменных изваяний. Вся сила этой цивилизации проявлялась в ведическом знании, в умении владеть словом, мантрой, в умении создавать и рушить структуры силами, которые нам сейчас непонятны. Это уже похоже на фантастику.

Но, так или иначе, в 1987 году решили построить крупное водохранилище на территории Челябинской области. По закону, который действовал тогда в СССР, обязательно должна была быть проведена археологическая экспертиза, дабы не рушить памятники культуры, если они есть. Все относились скептически: ну, что такое эта территория? Там никто ничего не ожидал найти, но для порядка надо было галочку поставить, букву закона соблюсти. И вот, одна из археологических групп, если не ошибаюсь, под руководством археолога Баталова, начала исследовать эту местность. И вдруг наткнулась на артефакт – развалины древнейшего города. На самом деле, он впервые был обнаружен при аэрофотосъемке задолго до этого, еще после войны. Но тогда была атмосфера тотальной секретности, в особенности во всем, что связано с картами. Эту тему прикрыли. Летчик наблюдал с высоты полета и видел концентрические сооружения, но посчитали, что это военные что-то сделали.

Когда пришли археологи, все схватились за голову, потому что нашли город, который ни по каким параметрам там находиться не должен был. Все парадигмы исторического развития, которые были господствующими до этого времени подвисли в воздухе. Факт – откопали город. Причем с высокоразвитой культурой. Интересно, что он концентрической формы. Кое-какие упоминания о нем можно найти в Ведах, где описывается так называемый «пур» — город. Он тоже был сделан концентрической формы и представлял собой некое временное жилище. Стены города были сделаны из песка и дерева, высотой около 8 метров. Экологически чистое строительство: дерево сгнило, песок разровнялся, только с аэрофотосъемки видно.

Когда этот город нашли, всё начало собираться в единую логическую картину. Авеста говорит о северной прародине, Веды говорят о северной прародине. На одном из возможных участков пути, по которому могли бы мигрировать Арии, находим достаточно серьезный город.

Но ученая среда – это своеобразная группа людей. Там тоже множество репутаций и связей. Представьте, вы защитили диссертацию на тему, что таких городов там не может быть никогда, и вдруг город откопали. 1987 год – Советский Союз — сверхдержава, и ученые с ужасом осознали, что это всё скоро затопят. Плановая советская экономика тогда на такие сантименты не особо реагировала. Потом случилось чудо – Советский Союз развалился, и стало не до водохранилища. Благодаря этому мы до сих пор имеем в своем распоряжении это наследие. Конечно, большой вопрос: относятся ли эти города именно к ариям, либо может к каким-то другим представителям других племен, народностей, цивилизаций. Это вопрос открытый, и пусть им занимаются ученые.К сожалению, с археологическими раскопками там до сих пор не очень хорошо – денег нет. Это с одной стороны, с другой стороны, может быть, страх тех групп, которые боятся возрождения фашизма, что, может быть, действительно откопают прародину ариев. Поэтому не спешат это делать, тем более в наше неспокойное время, когда жизнь плохая. Ведь под этими лозунгами можно поднять большое количество маргинальных слоев населения, и это может привести неизвестно к чему. Я не знаю, в чем причины, не знаю, относятся ли эти города к наследию ариев, либо они относятся к наследию другой культуры. Но факт остается фактом, что создан прецедент – нашли то, чего никак не ожидали найти.

 

 

Вадим Опенйога

 

Текст напечатан и отредактирован: Евтухович Галина, Семенова Татьяна, Федосеева Лариса, Сим Наталья, Абрамова Светлана, Баязитова Ирина, Пушкарская Валерия, Печорин Эдуард, Федосеева Лариса, Семенова Татьяна, Анна Молохова, Светлана Гаятри, Майя Постаногова

 

Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайт: www.openyoga.ru

 

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *