Выездной семинар 22.10.2010г. Веды. Часть 2. Суть ведического знания

Часть 2. Суть ведического знания.

 

План:

1.Ведическое знание – наследие могущественной цивилизации.

2.Великое перемещение цивилизации с севера на юг.

3.Где сохранилось ведическое знание.

4.Образ древних риши.

5.Суть ведического знания.

6.Как переоткрыть древнее знание в себе самом?

 

Предыстория ариев весьма загадочна и неоднозначна. Возможно, в будущем нас ждут какие-то новые открытия и интерпретации. То, о чём я говорю, это как бы внешняя сторона, сторона учёных, которые исследуют этот памятник. Также есть внутренняя сторона – суть ведического знания или суть Вед. Здесь мы переходим к совершенно другой точке зрения, которая сохранилась до наших дней и которую я озвучу с позиции той йоги, которую мы изучаем.Вы должны сразу же очень чётко понимать, что всё то, что я буду сейчас говорить, может до какой-то степени соотноситься, а может и не соотноситься с точкой зрения учёных на предмет Вед на сегодняшний день. Более того, всё, что я буду сейчас говорить, может соотноситься, а может не соотноситься с точками зрения тех или иных представителей философских школ в той же Индии или на Западе. Это вопрос очень скользкий в том плане, кто лучше понимает Веды, а кто хуже, у кого лучше сохранилось знание, у кого хуже сохранилось. С одной стороны, это накладывает свои ограничения. Но, с другой стороны, у меня есть возможность понятным языком попытаться объяснить ту же самую картину с возникновением, сохранением и распространением ведического знания, самих Вед до наших дней, и чего следует ожидать.

Начнём с мифов и баек. В любой среде людей, приверженных той или иной деятельности, как правило, есть какие-то истории, мифы, байки, посвящённые предыстории, каким-то курьёзным или любопытным моментам из прошлого. Это своего рода мифология. Есть она непосредственно и в нашей Школе йоги традиции Анандасвами, касающаяся именно осмысления происхождения Вед. Байки не претендуют на какую-либо историческую достоверность или истину в последней инстанции. Это всего лишь толчки разуму, чтобы вы обрели ключи понимания и расшифровки смысла ведического знания.

В тех или иных философских школах принято рассказывать притчи или исторические анекдоты из жизни каких-нибудь отцов-основателей. Анекдот анекдотом, но он подталкивает разум в нужную колею. Поэтому надо относиться к тому, что я буду говорить, с известной долей иронии, но при этом стараться ухватить смысл, который за этим может прослеживаться.

Самое первое, с чего начинается повествование, это с того, что ведическое знание – действительно, наследие какой-то очень серьёзной цивилизации, наследниками которой мы являемся. Когда-то жили люди, эти люди достигли крайних высот в познании Вселенной, в познании себя. Соответственно, у них открылось множество способностей, более того, возможностей по изменению мира вокруг. Эти люди дошли до какой-то высшей точки своего пути, которая только возможна на планете Земля. А в дальнейшем ушли с нашей планеты, оставив нам Землю в наследство. Ведическое знание – это малая часть того наследия, которое было подарено этой предыдущей цивилизацией.

Возникает вопрос: а что это за цивилизация, и где она была, и кто были эти люди? Здесь очень интересное заявление, которое целиком и полностью соответствует так называемой Родовой школе йоги. По сути дела, это наши Предки с большой буквы. Были живые существа, души которых прожили славную жизнь в телах людей и достигли всего, чего только можно достигнуть на Земле, и сделали они это при помощи тел людей. Считается, что тело человека принципиально отличается от тел животных, и требуются колоссальные усилия, чтобы довести тела людей до совершенства, воспользоваться этими телами и, как следствие, достигнуть высших состояний в своём духовном самопознании и в познании Вселенной. В древности были такие живые существа, которые сформировали наши тела, предельно их отточили и затем, вероятно, перешли в какое-то другое состояние. Но оставили после себя возможность другим душам, менее развитым, менее искушённым, находящимся в большей степени неведения, или в меньшей степени самоосознающими своё Высшее Я, воспользоваться подарком – жить в телах людей, которые подарили предки. Если совсем образно говорить, то в тот момент, когда наши предки жили в телах людей и достигали высот в йоге, мы, по всей видимости, жили в телах животных. Но наши предки дали нам возможность родиться в телах людей. Это для каждого из нас в прошлом был величайший шанс. Жизнь в теле человека может либо значительно ускорить эволюцию и поднять нас до уровня наших предков, либо, наоборот, человек может не воспользоваться этим шансом и направить жизнь в теле человека на деградацию, фактически опуститься ещё ниже, чем было до этого.

3-1

Рис.1. Правильно воспользоваться возможностью жизни в теле человека

Величайшая цивилизация, которая дала нам толчок ведического знания, фактически состояла из наших предков, независимо от того, к какой расе, национальности мы принадлежим.В дальнейшем были какие-то переходные процессы, которые приводили к тому, что в этих телах первое время рождались более или менее достойные души, которые находились под опекой предков. Древние предки, которые сделали им этот подарок, в Ведах называются «риши» – мудрецы. Они какое-то время присматривались, какие процессы идут с телами и с теми живыми существами, которым они подарили (где-то даже немножко незаслуженно) счастье жить в телах людей. То есть наше тело – это величайший прибор для того, чтобы заняться самопознанием.

Сначала всё было замечательно. И мы читаем многочисленные мифы о Золотом веке. Затем пошло дальнейшее распространение возможности рождаться в телах людей для душ, которые ещё не дотягивают до статуса человека. Риши дали возможность родиться другим нашим предкам не столь высокого уровня – это вторая группа достаточно достойных наших предков, но они немножко не дотягивали до уровня риши. По всей видимости, они как раз и образовали древнейшие центры цивилизации.

В нашей Школе йоги традиции Анандасвами также есть намёк на северное происхождение цивилизации, где сохранялось древнейшее ведическое знание. Возможно, это было где-то за Полярным кругом, так как по описанию полгода день, полгода ночь, долгие зори – всё то, что наблюдается в этом месте. Вероятно, в то время там был другой климат, не такой суровый, как сейчас. Считается, что цивилизация жила где-то на севере. Но наступила какая-то трагедия или должна была наступить – мы этого не знаем. И души наших предков, которые воспользовались возможностью рождаться в телах людей, знали об этой трагедии. Более того, наиболее учёные и знающие среди них в виде касты жрецов, или брахманов, очень чётко дали указание мигрировать в сторону современной Индии. Импульс миграции стал следовать с севера на юг. Миграция была сопряжена со многими трудностями: постоянно надо было селиться в разных местах, какое-то время там проживать, потом несмотря ни на что бросать всё и перемещаться дальше. Не все выдерживали такой натиск. Какая-то часть людей стала оставаться на местах, потому что тяжело было передвигаться дальше. А какая-то часть людей продолжала движение на юг.

Такие байки приходят нам со стороны Родовой йоги в отношении Вед. В этих мифах, байках и анекдотах объясняется, во-первых, происхождение большого количества разных языков с общими корнями. Во-вторых, общность культур, общность каких-то факторов, которые мы находим в древних скандинавских мифах, в древних славянских мифах, в германских и в ведийских мифах. Складывается впечатление, что поток пошел из единого центра, от которого начали ответвляться разные по количеству группы людей и останавливаться на тех или иных территориях по непонятным причинам. Откалывались эти многочисленные группы то ли по причине, что было очень тяжело двигаться дальше, то ли по причине, что они стали уже в меньшей степени верить брахманам-жрецам, что надо двигаться на юг во что бы то ни стало. И, согласно этим мифам и байкам, так возникли фактически все народы, населяющие Европу.

Возникает вопрос: а почему было такое указание – двигаться на юг? Всякого рода объяснения, которые мы можем почерпнуть из тех или иных косвенных свидетельств, говорят о том, что ведическое знание было много больше в практическом применении, чем то, которое дошло до Индии. До Индии, вероятно, дошла теория и много практического применения, но это всё равно мало по отношению к тому, что было до этого. Вероятно, древние жрецы до какой-то степени могли прогнозировать развитие человечества на ближайшие тысячелетия. Не спрашивайте, как они могли это делать, – я вам не отвечу. Смысл заключался в том, что будет такое понятие «центр циклона». Будет место, вокруг которого начнёт формироваться новое человечество или новая культура – место относительного спокойствия, а вокруг будет циклон хаоса, войн, эпидемий. Эти мудрецы, жрецы как раз и указывали людям найти этот центр, поселиться там, дабы сохранить высочайшее древнее знание, наследие ещё более грандиозных, древнейших времён, времён легендарных риши – наших легендарнейших предков. Эта миграция была вызвана необходимостью найти «центр циклона», центр безопасности, центр наибольшего баланса духовных сил, где бы можно было сохранить знание. Именно этим объясняется, что племена ариев – это самая основная масса тех людей, которая донесла это знание до Индии. Все остальные народы, которые отпочковались (это может касаться и ариев, о которых мы читаем в Авесте, и других многочисленных народностей), остались на своих местах. И какое-то время у них также было это знание. Но потом началось то, о чём предупреждали древние мудрецы: войны, эпидемии, разруха, взаимная ненависть, взаимная вражда, дробление народов на более мелкие группы, вражда между ними.

Есть такая наука – геополитика – это когда наука сочетает политику и географию того места, где эта политика осуществляется. Если вы попадаете в те или иные условия, вы обречены на то, что у вас пойдёт раскол. Вы начнёте что-то выяснять, если вы находитесь на определённом уровне технического развития или материального благополучия. По всей видимости, случилось то, что предсказывали древние мудрецы. Небольшая часть людей всё-таки дошла до Индии и сохранила знания. Основные отколовшиеся от них группы людей не дошли, как следствие, погрязли в войнах и потеряли знание. Действительно, несколько поколений войн, эпидемий, разрухи – и от культуры не остаётся ничего, кроме каких-то туманных легенд о Золотом веке, который был давным-давно.

Получается, что фактически ведическое знание, которое пришло в Индию и сохранилось, когда-то принадлежало вообще всем народам, населяющим оставшиеся страны, но в дальнейшем было потеряно. Это знание, вероятно, как предсказывали древние мудрецы-риши, должно вернуться. По всей видимости, сейчас это и происходит: Запад вдруг заинтересовался йогой и другими философскими течениями и доктринами, которые сохранились в Индии.

Такое впечатление, что древние мудрецы сказали: «Сохраните знание, пока человечество не поумнеет». А процесс «умнения» человечества был связан с тем, что ему подарили возможность рождаться в телах людей – тела людей совершенны. Но души, которые начали рождаться в этих телах, по степени самосознания были самые разные. В результате они не смогли справиться с навалившимися на них проблемами и отчасти стали деградировать в том плане, что возникли войны, распри, в том числе межнациональные.

С точки зрения науки, это одна из возможных гипотез, не лучше, не хуже, чем другие, но эта гипотеза даёт нам возможность лучше понять предысторию этого знания, суть этого знания, и именно тот момент, что мы не имеем предыстории Вед. Веды возникли внезапно, целиком и полностью.

Теперь другой фактор, который также приоткрывает глаза на дошедшие до нас четыре Веды, – это фактор выживания. Как вы понимаете, мигрировать очень тяжело. Когда вы иной раз приезжаете из одной точки Земли в другую, у вас, как минимум, начинается акклиматизация. Если же это какие-то неблагоприятные условия, то вас могут поджидать самые разные болезни, дикие звери, какие-нибудь полудикие племена или одичавшие люди. Они хоть и имеют совершенное тело человека, но в этих телах давно уже живут души животных, людоедов. Всё это моментально порождает эпоху войн, голода, плохих условий жизни. Конечно, в первую очередь, в Ведах сохранилась та часть знания, которая обеспечивала выживание. Например, когда началась Вторая мировая война, то на заводах стали делать танки, пулемёты, оружие, а вовсе не зонтики, кастрюли, швейные машинки, потому что не до этого было. По всей видимости, такая же ситуация произошла и с Ведами. Даже те четыре Веды, которые дошли – это далеко не всё знание, которое должно было быть сохранено, а только лишь часть. Та часть, которая в первую очередь обеспечивала выживание, благополучие, преуспевание, процветание. И в гораздо меньшей степени сохранились вопросы, связанные с мироустройством, космогонией, с какими-то вещами, которые лучше идут в мирное время.

Таким образом, ядро ведического знания, вероятно, дошло без искажения. Но практическое применение ведического знания, нашедшего своё выражение в конкретных мантрах, гимнах той же Ригведы, было в первую очередь заточено на решение самых насущных проблем. Какие это проблемы, мы уже упомянули – это победа во всякого рода стычках, как правило, с теми, кого в Ведах называли Даса или Дасью. Создаётся впечатление, что это были совершенно дикие люди, у них не было элементарной культуры, они находились на очень низком уровне развития, совершенно зверином уровне. Хотя очень трудно судить по прошествии стольких времён.

Следующий чрезвычайно важный фактор – потомство. Причём не просто потомство, а потомство мужского рода. Нужны были мальчики. В эпоху войн, эпидемий, неразберихи в первую очередь гибнут мужчины. Женщины без мужчин становятся беззащитными. Красной нитью проходит тема призыва к рождению в роду ариев мужчин. Но больший акцент – не просто мужчин, а славных, сильных отпрысков. Уже тогда они понимали, что тело-то человека, но в качестве наследников могут рождаться самые разные души. В первую очередь призывали, чтобы в роду рождались сильные, харизматичные, смелые, яркие, предприимчивые дети. Самым высшим благом было, если в качестве потомков рождались древние риши, которые породили древнее знание, дали толчок человечеству и которые формально вроде как уже предки. Если в том или ином семействе рождался не просто яркий представитель семейства, а тот, кто подобно древним риши мог слагать мантры-гимны и эти мантры-гимны употреблять в обычной жизни, то это был предел мечтаний.

Безусловно, ещё есть узконаправленное применение древнего ведического знания в виде обращения к тем или иным то ли божествам, то ли стихиям, которые надо умиротворить, утихомирить либо победить и доминировать. Но, несмотря на это, в Ведах сохраняются гимны, целиком и полностью отвечающие за основу и суть ведического знания, в первую очередь за суть того, как эти мантры-гимны работают. Это многочисленные гимны-загадки, гимны-диалоги и так далее.

Получается, что древнее знание Вед дошло до нас как бы целиком, без предыстории и с явно выраженным акцентом в сторону выживания. Характерно и сильно этот акцент прослеживается в Атхарваведе. С этим даже связывают гипотезу, что Атхарваведа пользовалась наибольшей популярностью в самых первых, ранних волнах миграции ариев, которые сталкивались с серьёзными проблемами. И только вслед за ними шли другие волны, более сильные, с большим подкреплением.

Также следует, что невыразимое знание Вед является той невидимой силой, которая поддерживает все многочисленные силовые связи места, где хранится это знание. Получается, что судьба Индии целиком и полностью зависела от фактора сохранения этого знания. Ради сохранения этого знания Индия законсервировалась. Более того, начал существенно деградировать образ жизни, отношение к жизни в сторону ухудшения в сравнении с тем, что мы видим в древних Ведах, даже в отголосках Ригведы. Всё было поставлено на карту сохранения знания до тех пор, пока оставшаяся часть человечества не победит своё скотство, до тех пор, пока в оставшейся части человечества в совершенных телах людей не начнут рождаться души, способные воспринять древнее знание. Индия – это своего рода хранилище, или гнездо. Как только люди на Западе и в других местах будут способны воспринять это знание, жрецы-брахманы должны будут обнародовать знание для всех, чтобы каждый мог воспользоваться им. То есть хранить в секрете до определённого момента, а потом всем его раздать. Вырисовывается картина миссии Индии. Индия заплатила чудовищную цену за сохранение знания. По всей видимости, это должна была бы быть сверхдержава, которая нам и не снилась. Но мы видим, что уже к 20 веку там стало совсем плохо и в плане сохранения этого наследия.

Сейчас, по всей видимости, предсказания древнейших риши, которые жили бог знает когда, сбываются. Наступает момент нашего активного интереса, мы интересуемся этим. Таким образом, круг замыкается, и к нам возвращается то, что у нас и так было. Но за тысячелетия эволюционного процесса, когда, получив в подарок от наших древнейших предков совершенные тела людей, но до известной степени не справившись с ним (а может, и справившись, раз мы выжили), мы должны взять ещё один подарок в виде того знания, которым обладали древние мудрецы.

У каждого предмета есть свой окрас. Если мы говорим про математику – это чёткость, строгость, здравый смысл. Если мы говорим про искусство, то это ощущение образов. Возникает вопрос: что представляла собой жизнь древних риши, которые сохранили ведическое знание в Индии, которое мы сейчас реанимируем? Кто были эти люди? Как они жили? Что они собой представляли? Самое интересное, что эту картину практически невозможно воссоздать по жизни современной Индии. Современная Индия сформировалась с одной целью – сохранить знание. Даже не пользоваться им, точнее, пользоваться только лишь до определенной части, но в основном – сохранить. Это наложило серьезный отпечаток на ментальность, на образ мыслей, образ действия. Обычно, в викторианскую эпоху индуса считали в лучшем случае абстрактным мечтателем. Кругом всё плохо: разруха, все голодные, умирают, а он сидит в самадхи. Ему совершенно всё равно, что вокруг творится. Создался образ человека, обладающего высшим знанием, которому абсолютно всё равно, что вокруг. Вокруг иллюзия, майя, мучаешься – сам дурак, у тебя карма плохая. Создается впечатление, что от этих философий веет эгоизмом, эгоцентризмом.

Этого вы абсолютно не встретите в среде древних ариев. Это настолько явно сквозит сквозь Веды, что не вызывает никаких сомнений. А уж если, действительно, погрузиться в смысл ведического знания, так это становится очевидным. Эмоциональный посыл жизни древних ариев, донесших ведическое знание, выражался в предельной радости жизни, восторге, жизни на все сто процентов, когда ты восхищался и делал всё, что ты хочешь. В том плане, что ты имел счастье и наслаждение: и чувственное, и интеллектуальное, и духовное, и всё это сочеталось в одном. То есть ты должен был прожить жизнь по полной программе, насладиться всем, что только есть в жизни возвышающего, и потом в конце жизни достичь сверхнаслаждения, или сверхвысот через обретение духовного знания. Всё с гигантским знаком плюс!

Люди, обладавшие древним ведическим знанием, и, как следствие, колоссальными способностями и могуществом, которые нам сейчас даже не снились, были очень жизнерадостными, смотрящими с полнейшим оптимизмом в будущее.

3-2

Рис. 2. Люди, обладавшие ведическим знанием, жизнерадостны

Это полнейший контраст со многими представителями других, в том числе и философских знаний, которые возникли в Индии позднее. Я специально в свое время решил поинтересоваться мнением самих индусов о Ведах и начал с Джавахарлала Неру и его книги «Открытие Индии». Он охарактеризовал суть этого знания очень хорошей фразой – погоня за истиной. Есть истина и стремление к этой истине. Если ты стремишься к истине – ты всемогущ. Если начинаешь придерживаться не истины, то становишься слабее, и тебя побеждают. Это стремление к истине, подкрепленное лозунгом: «Живи сам и давай жить другим», полнейший оптимизм, полнейшая жизнерадостность, полнейшее ощущение радости, силы, которое плещет через край.Это совсем не то, что мы вы видим в некоторых современных «хиндуобразных» течениях или учениях, которые вроде и придерживаются Вед, но что-то, вероятно, они упустили.

Когда-то величайшего учителя Вивекананду, который был духовным сыном грандиознейшего, запредельного Рамакришны, спросили на предмет того, когда было самое лучшее время в истории Индии. Вивекананда сказал фразу, которая звучит оскорбительно в среде ортодоксальных брахманов: «Когда четыре брахмана могли съесть одну корову за один присест». Я расшифрую эту фразу. Корова в Индии – священное животное, коров не убивают. Говядину есть считается страшным грехом. И множество коров, которые перестали доиться, бродят по Индии, пока не умрут естественной смертью. Возникло выражение, которое стало международным – «священная корова», то есть это какое-то табу, что трогать нельзя. И в Индии оно было доведено до предела. Самыми первыми, кто придерживался этого правила, были брахманы, носители древнего ведического знания. И вдруг такое заявление. Сразу перед глазами встают четыре здоровенных брахмана, любители поесть, которые уплетают эту корову. Опять же, создается ощущение радости, новизны жизни, когда всё ново, всё интересно, жизнь полна раскрывающихся возможностей, и ты обладаешь знанием, чтобы этими возможностями воспользоваться.

В дальнейшем мы видим, что знание начало как бы сжиматься. Этой радости жизни стало всё меньше, меньше и меньше, а больше каких-то наслоений, суеверий, поверий. Многие из них сформировались на основе тех или иных положений тех же Вед, потому что корова – это одна из сакральных тем во всех Ведах, причем сакральный смысл подразумевается и в прямом смысле слова, и в иносказательном. Более того, эти смыслы перемешаны. Иногда, когда говорят «корова», – это корова, а иногда подразумевают под этим совсем другое. И мы коснемся, что же подразумевается иной раз в том или ином гимне.

Если вы усиленно занимаетесь йогой, то вам надо питаться. Если вы брахман, изучающий высшие законы Вселенной, то вам надо держать очень серьезный рацион питания. В этом отношении продукты коровьего молока – вещь абсолютно незаменимая. До сих пор практически во всех рекомендациях по йоге есть упоминание, что в рационе должно быть такое-то количество топленого масла. Особенно, если вы занимаетесь пранаямой. Корова была универсальной фабрикой еды, и поневоле она стала священной. Потом это превратилось в какое-то мертвое обожествление. Из анализа в том числе и Вед, которые до нас дошли, следует, что древние арии могли и говядиной полакомиться, если уж на то пошло.

Импульс жизнерадостности, жизнеутверждающий импульс – это как раз то, что должно быть, когда человек обладает высшим знанием йоги или высшим знанием Вед. Как только вы осознаете суть толчка высшего знания – для пессимизма не остается места. Словами это не выразить, а вот эмоционально можно почувствовать. Получается, что за счастье сохранить древнее знание пришлось расплатиться непониманием. В недрах Индии до сих пор есть очаги этого понимания. Иначе мы бы сейчас об этом не говорили.

Суть ведического знания – это некое невыразимое, сверхлогичное знание. Можно смело поставить знак равенства между импульсом жизни и тем знанием, которое называется высшим ведическим знанием. Как следствие, поставить знак равенства между знанием своей природы, высшим ведическим знанием и знанием живой окружающей Вселенной. Если вы начнете анализировать текст Ригведы даже с позиции современных ученых, вы не будете знать, куда его отнести. Это не религиозная доктрина, хотя упоминаются какие-то мифологические персонажи, имена богов. Это не материалистическая доктрина, хотя есть какие-то положения и конкретный толчок для разума. Это то, что иногда называется санатана дхарма, или вечная дхарма – импульс жизни, который может появляться в разных формах, в разных оболочках, но это – жизнь. В разные эпохи он может трансформироваться в самые разные течения, учения, философии. Это некий невыразимый толчок-импульс, который исходит от основ Вселенной, когда Вселенная зародилась, который находится в каждом из нас и который находится в окружающей Вселенной. Если вы прикоснетесь к этому источнику, в ваше распоряжение попадают неограниченные силы. Это вещи достаточно абстрактные, конкретнее не скажешь.

Возникает вопрос: а как можно практически это использовать? Ригведа и есть попытка практически использовать это невыразимое знание – санатана дхарму. Способ предлагается такой: в первую очередь через управление тем, что там называется речью.

Любой гимн Ригведы – это не просто передача какой-то информации. Например, бог Агни и все его эпитеты, какой он замечательный, чудесный, как он всё может сделать – это еще и звучание тех мантр, из которых состоит это обращение. Это игра слов, игра звука, игра интонаций, определенное мыслесостояние, которое приводит к тому, что человек, произносящий этот гимн, пробуждает внутреннюю скрытую силу, силу жизни, силу Абсолюта, сверхсилу. В дальнейшем, много позднее, всё это оформилось в разные йоги.

Одна из таких йог называется Мантра йога, другая называется Кундалини йога. Их еще много можно перечислять. То, что было скрыто в едином флаконе действа, затем превратилось в разные йоги. Если вы знали, как правильно произносить те или иные гимны (с правильной интонацией, с правильным настроением, состоянием), то подобно тому, как мы это видим в таком направлении, как Мантра йога, вы от вибрации голоса переходили к вибрации мысли. От вибрации мысли – к вибрации своих внутренних структур. И доходили до вашей единственной энергии, которая в более поздних йогах называется энергией Кундалини. Энергия Кундалини ничем не отличается от всей космической энергии, породившей эту Вселенную. Таким образом, вы целиком и полностью подходили к возможности активно управлять энергией Кундалини, тело которой – мантра. Действие, которое можно охарактеризовать как понятие Махамайя. Иногда не совсем адекватно переводится как «великая иллюзия». Это не великая иллюзия, это великая потенциальная возможность.

Если вы – брахман, осознаете санатана дхарму (жизнерадостный импульс жизни, а фактически и вашу собственную суть) и начинаете правильным образом рецитировать, или повторять те или иные гимны вместе с теми или иными действиями, то вы, говоря языком физики, начинаете раскачивать систему своих тел. Нам от наших предков достались тела с гигантским потенциалом, о котором мы даже не подозреваем. И тут вдруг включается то, что уже давным-давно в нас было отработано нашими предками: возможность легко и просто включать творческий импульс энергии Кундалини, который начинал в буквальном смысле кроить окружающую Вселенную.

Вторая очень интересная концепция, что не любая речь могла управлять Вселенной, а только лишь определенные фразы и определенные стихи – мантры. Древние риши, которые впервые восприняли, услышали, какой речитатив в мантрах и к каким результатам приводит, именно они и составили объем текста Ригведы. Были какие-то задачи. Для выполнения этих задач ученые-мудрецы риши настраивались на видение знания Вселенной. И находили именно ту формулу, которая позволяла очень-очень быстро активизировать внутренний скрытый потенциал, заключенный в каждом из нас. Если человек умел это делать, он был брахманом, «дважды рожденным»: первый раз рождение ему дали мама с папой, второй раз – когда он через посвящение осознал эту возможность – духовную возможность управлять всем вокруг. После этого, если он начинал использовать гимны более древних риши, он мог легко и просто влиять на окружающий мир. Мог влиять на процессы, которые происходят в окружающем мире по той простой причине, что всё едино. Это практическое применение высшего ведического знания. Само ведическое знание было так же зашифровано в виде тех или иных мантр-гимнов.

Некоторые из гимнов звучат как загадки, вопросы без ответов. Но если вы понимаете, и вопрос, и ответ вам раскрываются.

Наконец, самое интересное – считалось, что только лишь у обладателя силы живого слова, истинного, правдивого слова могут возникать способности сохранять жизнь, лечить, приумножать богатства. Вы распространяли такую невидимую ауру, которая заставляла всё идти так, как надо, и обеспечивала вам доминирование и выживание. В первую очередь выживание, так как у ариев это было первой среди задач.

Но рецитация, или повторение гимнов – это всего лишь одна из частей практик, которая позволяла приобщиться к внутреннему потенциалу, энергии Кундалини, силе Высшего Я или потоку Брахмы, или как угодно можно его называть. Давались еще вспомогательные действия. Во-первых, должно было быть место правды, или место закона, иначе говоря, алтарь, который представлял собой место, где зажигался жертвенный огонь. И именно произнося те или иные речитативы, в этот жертвенный огонь надо было что-либо подбрасывать. Как правило, это было топленое коровье масло. Но это также могли быть какие-то зерна, злаковые. Это всё превращалось в такое действо: сидит жрец, произносит речитатив-гимн и при этом подбрасывает что-то в огонь. На первый взгляд – детская игра, а если отследить, то на этой детской игре в течение тысячелетий сохранялась жизнь, сохранялось знание, благополучие, здоровье. Каким-то невидимым способом – как ключ к замку – все эти действия заставляли включаться внутренние источники силы.

И произошла такая ситуация, что в древности каждый брахман, или каждый «дважды рожденный», или каждый представитель касты брахманов не только чувствовал истинность, не только умел этим пользоваться, но и шел дальше, в сторону переоткрытия, переосмысления.

В дальнейшем пошла волна деградаций. То ли брахманы купились на какие-то взятки, то ли, действительно, в семьях брахманов зачастую стали рождаться души, не дотягивающие до статуса брахмана. Наступил второй этап, когда уже мало кто что понимал, но все очень четко знали, что если ты вспомнишь о том или ином риши, произнесешь так же, как и он, гимн с такой-то интонацией, с таким-то речитативом, сделаешь такое-то и такое-то возлияние в огонь, то ты получишь результат. Мы видим стадию деградации древнейшего ведического знания. Стадию, когда стали заниматься отчасти попугайством, но это попугайство работало. Никто уже не понимал – что, как? Но работало. В Яджурведе мы находим намеки на то, что человек управляет божествами: он сейчас произнесет мантру, что-то подольет, что-то сделает. Это как первобытная магия. И это начало деградировать в первобытную магию.

Затем ситуация ухудшилась. Ритуалы уже стали срабатывать через раз. То ли ошибку какую-то сделали, то ли совсем некомпетентный, продажный жрец попался, то ли еще что-нибудь. В результате древнейшее ведическое знание стало потихоньку терять силу, а прослойка жрецов-брахманов, якобы обладающая им, расти. Самое смешное, что это случилось уже после того, как после долгой миграции племена ариев осели в Индии. Вероятно, жизнь стала более спокойной, и эти огрехи оставались не замеченными. Пока в войнах продвигались вперед, если брахман ошибся, то всех воинов перебили и его вместе с ними, – ошибки не прощались. Жизнь стала более сытая, и это сослужило дурную службу. Тяжелее было проверить – работает знание или нет. Получилось, что жреческая каста стала деградировать.

Это в дальнейшем и привело, во-первых, к обширной литературе, объясняющей Веды, той литературе, которая стала возникать позднее, а во-вторых, к революции. На определенном этапе развития индийского общества число этих псевдобрахманов возросло – тех, которые что-то из себя изображали, что они Веды читают, возлияния делают. Толку от них никакого, а они богатство себе требуют. Случилась революция, одна из хорошо известных – буддизм. Революция, которая решила реанимировать эту санатана дхарму (вечную истину), но уже совершенно с другой стороны, чтобы не раздражать жрецов. Затем эта же самая участь постигла и самих буддистов. Они перегнули палку в сторону пессимизма. Если изначальные представители ариев были жизнерадостными, то брахманы, которые деградировали, не были жизнерадостными, но богатства любили, и это, конечно, бросалось в глаза. На этом контрасте буддизм шел в другую сторону. Шел в сторону аскетизма: от всего надо отказаться, только Высшее есть. Это был другой перекос, в другую сторону, который отчасти вернул санатана дхарму – вечную истину Вед – на определенный момент. А потом так же в другую сторону пошел перекос, когда все вообще забыли про древний оптимизм. Наоборот, все стали упирать на то, как всё плохо было вчера, а сегодня еще хуже, а завтра вообще все умрем. Когда такой пессимизм долго присутствует, он мало того, что действует всем на нервы, он еще и деморализует. Это и произошло с буддизмом, слишком уж много пессимизма стало.

Возникла контрреволюция – буддизм исчез на территории Индии, его практически не осталось. Были реанимированы подходы Вед, в первую очередь, через учение веданты. Веданта, с другой стороны, – конец Вед – это как бы другой разворот, возвращение к истинности этого пути. Опять начался перекос. В Веданте мы видим всплеск тантризма, в другую сторону.

Духовная линия выживания древнего ведического знания, на самом деле, проходит через все системы: и через буддизм, и через веданту, и через тантризм, и через все остальные, каждый раз компенсируя отсутствие этого древнего осмысления – толчка жизни. Поэтому в наше время возникает проблема для всех. Мы в Индии ничего не изучали, мы в России думаем, как бы нам всё переоткрыть, осознать это древнее знание Вед. Тут нам на помощь приходит само знание Вед. Оно нам говорит: «Если ты ищешь знание где-то там, то знай, что оно в этот момент внутри тебя самого». Получается, что фактически древнейшее знание находится в нас самих. Если мы правильным методом, пользуясь вдохновением, переоткроем его в себе, то в этом смысле мы приобщимся к знанию древних риши и станем, с официальной точки зрения, дважды рожденными.

3-3

Рис.3. Переоткрыть йогу в себе.

Возникает вопрос: а как его переоткрыть, реанимировать или поддержать? Много чего мы не знаем, не умеем. Мы не воспитывались в среде брахманов, тем не занимались и этим не занимались, пятым, десятым. Тут возникают более конкретные дисциплины, помогающие переоткрыть это знание в самом себе. Одна из таких дисциплин называется йогой. У этого слова очень много значений, в том числе и «упряжка», и «колесница», и «объединение», и «союз», и бог знает что еще можно найти. По сути дела, это набор методов, как переоткрыть или поддерживать невыразимое древнее ведическое знание. Когда это происходит, человек достигает высшего состояния, эквивалентного состоянию риши – древнейшего мудреца. Поэтому получается такая вещь, что все многочисленные йоги, которые сейчас известны, помогают привести нас в порядок: наше тело, разум, чувства, речь, помогают очистить структуры, о которых мы сейчас не догадываемся, помогают приобщиться к этому знанию, переоткрыв его в самом себе или переоткрыв его в мироздании, окружающем нас.

Обратите внимание – очистить свое тело, а не перестроить. Потому что тела нам достались уже готовые к тому, чтобы реализовать древнее знание. Они достались нам от наших предков. Не знаю, на каком уровне всё это происходит, генетическом или каком-то другом, но если долго не пользоваться человеческим телом по назначению из поколения в поколение, то, как и любой предмет или агрегат, оно обрастает пылью. Поэтому столь существенны в йоге упражнения, очищающие те или иные каналы. То же самое мы встречаем в упоминаниях ведических практик: надо сделать сначала какие-то очищающие мероприятия, а уж потом приступать к пользованию той способностью, которая и так в нас заложена. А ключик к этой способности находится в этих речитативах Вед.

Теперь совершенно интересная вещь. На самом деле студенты Международного Открытого Йога Университета давным-давно приступили к этой практике реанимации, или пробуждению той силы, которая заключена в ведическом знании Ригведы. Приоткрою небольшую тайну: третья мандала, гимн шестьдесят второй, стих десятый вы все знаете – это Гаятри мантра. Вы уже давным-давно идете по пути пробуждения древнего знания риши, только вы об этом ничего не знаете. Потому что иногда легче человека сначала чему-то научить, а потом объяснить ему, что он делает, – получается быстрее. Так вот, третья мандала, гимн шестьдесят второй, стих десятый – это один из десяти тысяч шестисот стихов, которые еще остались. Если есть одна мощнейшая Гаятри мантра, то остается догадываться, что же там еще осталось.

На самом деле, вы знаете еще одну мантру, которую также почерпнули из Вед, – это Махамритьюнджая мантра. Даю вам домашнее задание – узнайте, какая это мандала, какой гимн и какой стих. Чтобы написать такой стих, нужно множество факторов. Один из них – это звучание. Когда вы произносите те или иные буквы вслух, ваши структуры даже чисто физически начинают как-то содрогаться, если угодно, дребезжать. Вы можете голосом повторять какую-то фразу, но вибрации чисто звуковые начинают пронизывать все ваше тело.

Напомню, что знаменитый певец Шаляпин обладал способностью своим голосом дробить граненые стаканы. Он ставил стакан и начинал петь на таких вибрациях, что стакан начинал резонировать сильнее, сильнее и сильнее, а потом, как говорят, рассыпался.

Вадим Опенйога

Текст напечатан и отредактирован: Евтухович Галина, Семенова Татьяна, Федосеева Лариса, Сим Наталья, Абрамова Светлана, Баязитова Ирина, Пушкарская Валерия, Печорин Эдуард, Федосеева Лариса, Семенова Татьяна, Анна Молохова, Светлана Гаятри, Майя Постаногова, Мария Каданцева, Олеся Сорокина

Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайт: www.openyoga.ru

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

Поделиться Тантра Йогой:

Оставьте комментарий