Выездной семинар. Веды. 04.02 — 08.02.2012.

Текст семинара:

 

  • Сегодня 4 февраля 2012г. Меня зовут Вадим Запорожцев. Это десятая часть семинара «Веды и йога». Только что мы ознакомились с беглым анализом хронологии Вед. Предыстория этого вопроса очень серьезная. Когда по-настоящему стали известны Веды на Западе? Как ни странно, это связано с кризисом духовной мысли в самой Индии. Все вы, вероятно, знаете, что Индия была сначала под влиянием и властью Португалии, а затем под властью Англии, которая очень изящно, тихо и спокойно прибрала к рукам огромную территорию с огромными богатствами и заняла доминирующее положение. Индия к тому моменту была похожа на большое пепелище от древнего костра знаний, от древней философской и религиозной мысли. И когда англичане стали сталкиваться с традицией, с культурой того, что осталось, они встретились с неприглядными явлениями: грязь, нищета, чудовищное социальное расслоение. Существовал институт нищих каст, но еще хуже было быть неприкасаемым. Моря мрачных суеверий, которые как паутина окутывают человека, и нет сил, чтобы от них освободиться. Люди живут, страдают и умирают в этих невидимых нитях предрассудков, таких, как подчиненное положение женщин, разделение людей на высшее сословие и неприкасаемых, фактически недочеловеков. Безусловно, англичане сначала преследовали геополитические цели, цели обогащения и здорово в этом преуспели. Но потом, на смену военным и торговцам стали приходить ученые и представители религий. Первое, что они стали делать – это заниматься экспортом своей религии на территорию Индии. Потому что перед их глазами была просто ужасающая картина. Тем не менее, в недрах этого пепелища все еще тлели угольки истинного знания, но их было очень тяжело найти. Западные люди долго считали, что никакой культурной ценности все эти религиозные доктрины не представляют. Это года 1700, 1800, 1900, года очень серьезного духовного кризиса внутри самой Индии, когда основная масса населения Индии не понимая тех или иных философских или религиозных доктрин, в лучшем случае их воспроизводила не думая. Когда пришли христианские миссионеры, с более – менее вменяемыми гуманистическими догматами, они тут же начали пользоваться большой популярностью. Хотя, несколькими столетиями раннее, такой же популярностью в Индии пользовались мусульмане. Они не признавали деление на касты и люди – представители низших каст автоматически переходили в мусульманскую веру, где их не притесняли. И фактически, начался серьезный духовный кризис, когда знающие люди, брахманы, представители той или иной философии видели, что страна умирает, исчезает. Вероятно, тогда было дано высочайшее благословение, чтобы популяризировать древние знания. Нас это касается в первую очередь с точки зрения йоги. Именно с этого момента 1700-1800 годы мы имеем возможность знакомиться с многочисленными трактатами, за разглашение которых до этого периода была, чуть ли не смертная казнь. Или, во всяком случае, большое недовольство, если ты пытался передать это знание иностранцам, женщинам и так далее. И когда возникла эта опасность, что англичане привносят новую культуру и новую религию, а все старое что у них хранилось тысячелетиями на глазах начало исчезать, это была очень болезненная для них ситуация. Она подобна той ситуации, когда развалился Советский Союз и все вдруг оказались без идеологии, смысла жизни, осмысления что хорошо, что плохо, что правильно, что неправильно. Тогда любой заезжий фермер из Соединенных Штатов воспринимался как учитель жизни, потому что он – представитель капитализма. Если в советские времена торгаши считались низшим сословием, то ситуация мгновенно поменялась и владелец ларька стал получать денег больше, чем профессор математики, философии или физики. Все поменялось и у всех людей каша в голове. Аналогичная ситуация была в Индии и это был страшно болезненный период. Именно тогда стали появляться философы, которые пытались объединить страну, пытались доказать что внутренняя культура – гораздо более древняя, более гуманистичная и более ценная чем то, что пытаются привнести с Запада. Возникают такие имена как Рам Махам Рой, но он был скорее светским лидером. Или в большей степени религиозный лидер как Ионанда Сарасвати. Возникает целая плеяда других учителей. Нас, в первую очередь, должны интересовать корни тех людей, которые принесли йогу на Запад. Если вы будете заниматься этим вопросом, вы вскоре поймете, что мощнейшее проникновение йоги на Запад началось со Свами Вивекананды, который в 1896 году прибыл в Америку на всемирный религиозный конгресс. Он произвел настоящий фурор, когда все с удивлением обнаружили, что Индия содержит такой мощный гуманистический пласт. До Вивекананды на Западе большей популярностью пользовалось теософское общество, которое было образовано Еленой Петровной Блаватской и американцем, полковником Хоккальдом. Блаватская родилась в Екатеринославе ( нынешний Днепропетровск). Но налет оккультизма и мистики сыграли дурную службу с Блаватской и последователями теософии. Их перестали серьезно воспринимать в научных кругах, слишком они были скандальные фигуры. Более того, когда Свами Вивекананда начал в открытую распространять знание йоги на Западе, как ни странно, он получил очень серьезное сопротивление со стороны философских кругов. Они страшно испугались, что такие таинственные знания на Западе так просто провозглашаются. Между ними были очень серьезные трения в один период. Если мы попытаемся проследить, откуда взялся Вивекананда, мы рано или поздно встретимся с такой фигурой как Шри Рамакришна. Это его учитель. Отыскать корни учителей Рамакришны не удается. Это, скорее, типичное явление, а не исключение, поскольку он учился у многочисленных, в том числе у странствующих учителей, которые были не склонны афишировать свою личность. Это была попытка сохранить знания в Индии и потом она дала успешный импульс на запад в лице Свами Вивекананды. А после него к йоге стали относится более серьезно. Не так как к теософскому обществу, у которого, к сожалению, было много заигрывания с потусторонщиной. Это легко проследить, если вы почитаете их труды, где ценные и интересные вещи перемежаются не совсем проверенными. Но, вероятно, теософское общество тоже было необходимо, чтобы хотя бы создать интерес у публики ко всему восточному, иначе даже Свами Вивекананда не получил бы в дальнейшем такую поддержку на западе. После этого восточным учителям йоги стало гораздо проще проникать на запад и публиковать свои книги, учения и фактически передавать это знание западному человеку. Я хочу обратить ваше внимание, что только в последние 200 – 300 лет это знание стало общедоступным в самой Индии, и было переведено на языки, доступные обычным людям. В этой попытке объединить разношерстную Индию, которая содержала разные течения и учения все пытались найти общий знаменатель. И все интуитивно чувствовали, что этим общим знаменателем могут быть Веды. Но беда в том, что Вед в своем большинстве к тому моменту никто уже не понимал. Их зазубривали наизусть разными способами, в том числе и теми, которые вы практиковали вчера вечером. То есть, фонетически Веды сохранились, более того, какое-то поверхностное значение содержания Вед сохранилось, а внутренние глубинные иносказательные пласты, в том числе духовно-сакральные, невыразимые начали теряться. Получилась такая ситуация что многие религии, учения в Индии провозглашают непревзойденный авторитет Вед. А если копнуть чуть глубже и спросить что там ценного, вряд ли кто-то что-то скажет. Вам в лучшем случае продекларируют ту или иную мантру. Причем мантры, действительно, сопровождают всю жизнь ортодоксального индуса, начиная с рождения, когда произносятся определенные мантры и так до самой смерти. То есть существуют мантры, которые повторяют в разные периоды жизни, но никто не понимает что это, никто не понимает и более глубинный смысл. И тогда, 200-300 лет назад встала задача хоть как-то реанимировать смысл ведийских мантр. Потому что индуизм, как образ жизни и социального устройства очень сильно отличается от ведических времен. Это фактически две разные системы. Некоторые люди, которые приезжают в Египет, смотрят на местных жителей и удивляются, как египтяне могли построить такие сооружения. А ответ простой – люди, который населяют Египет, имеют очень опосредованное отношение к древним египтянам. Через эту территорию прошел не один этнос, одна культура сменяла другую, потому что были войны, завоевания, и, фактически, то, что сейчас – это не то, что было. Аналогичная ситуация с Индией с той лишь разницей, что какие – то угольки истинного знания сохранились до наших дней. Это то, чего нет в том же Египте, который, вероятно тоже был очень могущественной цивилизацией. И Индия сделала попытку реанимировать это духовное знание. И, в первую очередь, с целью объединения и возрождения наций и противостояния западным влияниям. Одни последователи комментировали Веды вкривь и вкось в угоду сиюминутным политическим интересам. Другие комментировали более последовательно, осмысленно, углубленно. То есть, возникла волна псевдопонимания Вед, и она докатилась до наших дней, и сейчас выражается в виде индийского национализма. Ситуация чрезвычайно запутанная, и если индус называет себя приверженцем древнего ведического знания совсем не значит, что он что-то в них понимает. Такая ситуация, к сожалению, очень опасна, потому что на волне интереса ко всему восточному, индийскому западные люди хотят докопаться до первоисточников: — откуда взялась йога, та или иная философия, и, рано или поздно, все доходят до Вед. Подобно тому, как все дороги ведут в Рим, все религиозные учения Индии ведут к Ведам. И вот вы наталкиваетесь на Веды и хотите хоть что-то понять в них. Вы начинаете искать комментарии и натыкаетесь на националистические комментарии тех же индусов. И вы окончательно сбиваетесь с толку. С одной стороны – древнее гуманистическое знание, каким мы его видим со стороны йоги, с другой – махровый национализм. Это вызывает очень серьезный шок. А так как это востребовано, то не приходится долго ждать, когда такие адепты появятся на Западе. Есть ли вопросы?
  •  
  • Андрей Нефедов, группа «Чатур»:
  •  
  • Как же все-таки сохранилось истинное знание Вед е смотря на такие кривотолки?
  •  
  • Вадим Опенйога:
  •  
  • Вы должны понимать, что есть массовая культура, а есть истинное знание. Сейчас в России открываешь любую газету, журнал и там много околонаучных статей. Вроде: «ученые нашли инопланетянина», или «на военной базе в США лежит «законсервированная летающая тарелка», а попытки сделать на базу запрос ни к чему не привели». В Америке пишут про Россию: « В России нашли инопланетян, и их держат на базе в Сибири за колючей проволокой как в Гулаге, где они ходят стройными рядами и их не выпускают, они лес валят и снег чистят». Все показывают друг на друга пальцем, и не проверишь. Или еще одна публикация: « Мы, группа энтузиастов, обнаружили, что военные что-то сделали не так. На все наши попытки обратиться в министерство обороны они нам не ответили». А теперь представьте ситуацию, когда вы подходите к министерству обороны, стучите в дверь и говорите: « ответьте мне, что там у вас творится?». А потом вы пишите: « они проигнорировали все мои запросы. То есть, можно из пальца высосать все, что вы хотите. Такая же ситуация сейчас творится с йогой. Мракобесие на мракобесии, желтая пресса на желтой прессе. Какие-то чудеса про ауру, про глаз, порчу, энергетических вампиров. Этой информации вы найдете с избытком. Но это не имеет никакого отношения к йоге. А истинную йогу не видно и не слышно, так как ее забивает этот мусор, этот сорняк. Аналогичная ситуация и с Ведами. Очень небольшое количество последователей и вменяемых школ, которые хоть что-то понимают. Я не хочу сказать, что они все понимают. Я не хочу сказать, что в Индии есть место, где находится истина в последней инстанции. Во-первых, вы этого места не найдете. Во – вторых, если найдете вас туда, скорее всего, еще и не пустят. А если пустят, то может выясниться, что они сами еще не все знают, а только частично. И вот на фоне этого мракобесия, отупляющего заигрывания с потусторонщиной теряются крупицы хоть какого-то понимания. Я ухожу в самадхи, кто садиться на мое место? Какие еще есть вопросы?
  •  
  • Иван Дубовик, вольный слушатель, город Минск.
  •  
  • Как стоит относится к Упанишадам, Пуранам, как к комментариям Вед или различным индуистским течениям, которые пытались со своей стороны выразить свою религиозность.
  •  
  • Ольга Часовских, группа «Астра», заочный студент.
  • Хочу уточнить вопрос: с какой целью необходимо это разделение?
  •  
  • Иван Дубовик, вольный слушатель, город Минск.
  • Стоит ли углубляться в изучение Пуран, Упанишад, стоит ли тратить время на их изучение.
  •  
  • Минакова Анастасия, группа «Чатур» Международный Открытый Йога Университет, город Москва:
  • На прошлом семинаре этот вопрос задавала одна из студенток и насколько я помню, Вадим ответил что да, можно изучать, потому что в Упанишадах в более доступной, иносказательной форме даются какие-то положения из Вед. Но это не значит, что они заменяют Веды.
  •  
  • Анна Полякова, группа «Три» Международный Открытый Йога Университет, город Санкт-Петербург:
  •  
  • Как уже неоднократно говорилось что знание йоги со времени Вед постепенно терялось, терялось понимание этих текстов и писались другие, более детальные, приземленные тексты. Даже Атхарва Веда содержит более конкретные советы, чем другие Веды. А Упанишады еще более конкретные, чтобы людям было лучше понятно. Они писались под определенную культуру, и это накладывало свой отпечаток. И, с моей точки зрения, они могут содержать налет индуизма.
  •  
  •  
  • Анастасия Кырмызыгруппа «Астра» Международный Открытый Йога Университет:
  •  
  • Я считаю, что как минимум, стоит попробовать. Насколько бы это не было сложно, насколько бы то казалось нереальным, потому что всегда проще использовать чьи-то мысли для последующего комментария и потом развить свою. Их можно использовать как мостик, поскольку всегда сложнее работать с первоисточником. Как пример, приведу изучение иностранного языка, который ты изучаешь не по учебнику, а литературному произведению, например, стихам. С одной стороны, стих может быть старый, и когда ты пытаешься его понять, осмыслить – это очень трудно вначале. Ты используешь словарь, пытаешься понять, о чем оно, соотнести с собой, со своим языком. Проходит какое-то время и тебе начинает казаться, что это – бесполезная работа, которая ничего не дает. Ты не учишь новых слов, применимых к жизни, и не можешь это использовать прямо сейчас. Но проходит какое-то время, приходит другое переосмысление, и ты понимаешь, что это тебе дало некий трамплин, что понять суть явления, которое ты изучаешь.
  •  
  • Ольга Часовских, группа «Астра», заочный студент:
  •  
  • Резюме из услышанных ответов: ответы на эти вопросы, насколько я помню, уже звучали в рамках этого семинара. Это первое. Во – вторых, список очень широкий: Упанишады, Пураны, Упаведы и так далее.
  •  
  • Вадим Опенйога:
  •  
  • Действительно, слишком разношерстный список. Упанишады, Брахманы, Араньяки – очень серьезные тексты. А если мы говорим про Упаведы, под ними может пониматься что угодно. Даже более поздние трактаты чисто ремесленнического характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *