Выездной семинар 08.02.2012г. Веды. Часть 4. Часть 5.

Выездной семинар 08.02.2012г.
Веды. Часть 4. Часть 5.
План:
1.Ответы на вопросы
2.Понятие Риты
3.Связь разума, логики, сверхлогики с понятием гармонии
4.Роль Амриты в понятии гармони

 

Вопрос: С какого языка переводила Т.Я. Елизаренкова Веды?

 

Веды написаны на ведийском языке. В дальнейшем возник санскрит, что в одном из вольных переводов означает «хорошо, совершенно сделанный», так что ведийский язык более архаичный. Ранее переводы Ригведы до Елизаренковой делались на европейские языки, в частности, было два перевода на немецкий язык, был перевод на французский язык. Безусловно, когда что-то переводится, то переводится непосредственно с языка–носителя. Но я уверен, что Елизаренкова пользовалась всем, что было сделано ранее, так как существует достаточно много ссылок на переводы других авторов.

 

Вопрос: Вы сказали, что когда читают Веды, то очень быстро говорят – почему? Действительно, из-за того, что текст большой и надо успеть, или это шутка?

 

На самом деле, в более поздние времена, например, в Тибете это считалось магической практикой. Считалось, что если в том или ином месте произнесен тот или иной священный текст, то место превращалось в подобие храма, или, говоря религиозным языком, освящалось молитвой то или иное действие или предмет. Логика тут простая: если ты начинаешь повторять тот или иной текст, ты невольно настраиваешься на волну этого текста, впадаешь в некое состояние и фактически как бы привлекаешь сверхсилы.

 

Это было востребовано, когда специально приглашали людей, чтобы они прочитали тот или иной текст. Или если говорить про Тибет, там были такие специальные люди, которые умели очень быстро читать. Так как тексты огромные, и попробуй их прочитай, то и прочитывали скороговоркой. В данном случае Ригведа очень большая, и поэтому просто ее озвучить – требуется много времени, а его всегда не хватает.

 

Вопрос: А теряется ли качество воздействия, если слишком быстро говорить? Или воздействие от этого не зависит?

 

Это очень сложный вопрос, на него нельзя однозначно ответить ни в ту, ни в другую сторону. Здесь как в Мантра йоге. Ведь задача Вед – выйти в такое сверхлогичное состояние, где в привычном смысле понятие времени начинает размываться. Главное, в каком состоянии ты находишься. Безусловно, если вы только начинаете практиковать те или иные мантры или гимны из Ригведы, то имеет смысл особенно не торопиться, прочувствовать, вжиться в то, что вы говорите.

 

Вопрос: Мантры, выложенные на сайте openyoga.ru на ведийском языке или на санскрите?

 

Смотря какие. Гаятри мантра – это размер стиха, который пришел с древних ведических времен, то есть это ведический язык. Но также очень много мантр, которые возникли в более поздние времена, на санскрите. Но Гаятри мантра – это соответствующий стих Ригведы, Махамритьюджая мантра – также соответствующий стих Ригведы.

 

Вопрос: У нас есть анекдот о получении знания: сначала мы должны волеизъявить получить знание, затем мы должны его услышать, затем мы должны его зазубрить, затем мы должны его осознать, после – озвучить, затем размышлять, обсуждать в кругу единомышленников, спорить, практиковать, наконец, преподавать, и только тогда мы, может быть, что-нибудь да поймем. Будет ли верно утверждение, что механизм, изложенный в этом анекдоте, применим в изучении Вед?

 

Конечно же, древнее знание Вед в оболочке стихов и гимнов несет сверхлогичное содержание, а суть этого содержания – в понятии Жизнь. Каждый из нас живой, значит, по сути, это знание есть внутри каждого из нас. Отсюда рождается следующая методика: черпать знания из источника – своего Высшего Я. С другой стороны, вокруг нас тоже всё живое, значит, суть ведического знания разлита и в окружающем нас мире. Мы можем черпать его из окружающего нас мира. Оно и внутри нас, и снаружи нас, но мы его не воспринимаем. Мы в состоянии иллюзии, майи, и нам нужны учителя и учительницы. Вот они придумали такую «таблетку», которая облегчает открытие знания – это Веды. Через нее мы лечимся от неведения, но суть одна и та же – это суть Высшего Я, суть Абсолюта.

 

Вопрос: В нашей стране стали создавать славянские Веды. Можете ли Вы что-то сказать по этому поводу?

 

Про славянские Веды ничего не могу сказать, может быть, это что-то стоящее, может быть, – нет, хотелось бы, чтобы было стоящее. Но жизнь меня не сводила с людьми, которые в этой теме, а я привык полагаться на персоналии. Книга – только оболочка, хотелось бы посмотреть на носителя традиции.

 

Есть упоминания о Велесовой книге, которая якобы была, потом пропала, но, вроде, успели снять копию. Но может быть много разных сценариев, может быть, традиция и сохранилась, но держится в тайне. То есть переписал, обнародовал, но источник не отдал.

 

Одно время в Древней Индии ходила рекомендация, если Веды услышал шудра, то поймать его и залить раскаленный свинец в его уши. Это было вызвано опасностью профанации знания. Считалось, что если знание попадается не в те руки, то оно превращается в страшный яд.

 

Знание Вед – очень мощное знание, и его легко извратить. Поэтому очень сурово предписывалось не давать посвящения в эти знания людям, которые не достигли определенной степени самоосознанности. Эта традиция сохранялась чрезвычайно ревностно и долго. Только с возникновением Тантр эта система взглядов была пересмотрена. Во-первых, когда эта сверхсекретность сохранения знания начала приводить к тому, что даже крохи знания стали теряться, была предпринята попытка изложить эти знания другим языком о том же самом. Во-вторых, была предпринята мощнейшая линия на обнародование этих знаний. После чего эти знания стали распространяться как внутри Индии, так и среди иностранцев.

 

Обычно повторяю шутку, написанную в одной книжке, о достижениях одного ашрама, который писал: «Мы по распространению знаний впереди планеты всей. В нашем ашраме буквально все люди могут получать знания вне зависимости от расовой принадлежности. А недавно мы пошли дальше. И теперь у нас могут учиться даже женщины и иностранцы!» Но все-таки индусы не совсем знали английский язык, все же он не родной для индусов. Знание очень ревностно охранялось так, что надо было очень постараться, чтобы даже услышать речитатив Вед. И вот, в 50-е годы прошлого века, когда спохватились, что все-таки исчезает традиция, стали искать носителей традиции. И далеко не все соглашались даже надиктовать их на магнитофон для записи. И сейчас есть носители традиции, которые ни под каким предлогом не соглашаются озвучить это знание для записи. Из поколения в поколение это знание передается только посвященным.

 

Несмотря на всю нашу славную и очень неспокойную для нашей страны историю: то Лжедмитрий, то смута, то завоевания, то эпидемия, где-то может быть и сохранились какие-то очаги знания, несмотря на гонения. Но рисковать и давать первоисточник, вероятно, не хотят. Может быть, копируют и дают в массы, чтобы люди знали, что эти знания есть, а ученые так и не смогут датировать. Можно было бы провести лингвистический анализ, но это тоже легко можно обойти. Ведь если написано на понятном современном языке, то это будет не совсем первоисточник. Поэтому вопрос о славянских Ведах остается открытым.

 

Вопрос: Правда ли, что йога – это наследие Вед ариев, а Тантра возникла в Индии?

 

Такая точка зрения стала пропагандироваться на Западе (вероятно, под влиянием фашизма) о том, что злобные арии вторглись в Индию, а там белые и пушистые аборигены носители древнего знания. Злобные арии всех перебили, но все-таки эти пушистые аборигены как-то внедрились в их стройные ряды, а Тантра – это больше местное явление.

 

Причем есть очень интересная и другая история, упомяну о ней. Дело в том, что были обнаружены две древнейшие цивилизации на территории Индии: Хараппы и Мохенджо-Даро. Действительно, две очень мощных цивилизации, очень высококультурные, которые были уничтожены каким-то варварским способом, чуть ли не ядерными бомбами, так как все было сожжено. Стали искать виноватых, и как-то всё совпадало, вроде как арии вторглись, и вроде как остались руины городов, и вроде как они завоевали. Но есть неувязочка: разница во времени между вторжением ариев и разрушением этих городов очень существенная. Это достаточно точно датируется археологами. Города были разрушены задолго до вторжения ариев, поэтому однозначно все-таки сказать нельзя. Я с этим сталкивался во французских и американских книжках, где политкорректность всё губит. Вместо того, что бы разобраться, надо всё запутать и наклеить ярлыки. Получается, что благодаря этому фашизм и развивается. Такая точка зрения время от времени всплывает и из-за своей несостоятельности исчезает.

 

Для нас же с вами самый надежный критерий это не раскопки Мохенджо-Даро; важна суть. Если вы достаточно серьезно вовлечетесь в древнюю ведическую традицию и получите какой-то результат, и потом или параллельно с этим, вовлечетесь в более позднее учение, в том числе, более поздние Тантры и получите тот же самый результат, то это и будет гораздо более надежный вывод о том, что Тантры – это, по сути дела, те же самые Веды, только изложенные другим языком, с другими образами и для других людей. А вот так сталкивать их лбами не стоит, потому что нет для этого оснований.

 

Вопрос: Когда-то давно был единый первородный язык, явно не ведический. Жил какой-то отдельный народ, то есть когда-то был единый пранарод. Соответственно, арии не всю землю захватили и расселились по всей территории Земного шара, а какие-то части остались. Я полагаю, что источник знания был единый. Но со временем, когда появились разные народы и страны, знания частично потерялись, и последние сохранившиеся знания были арийскими.

 

Даже ученые с этим согласны, что все мы от одной обезьяны произошли, и эта обезьяна давно просветлилась. Трудно сказать. Есть скандинавские знания, кто их изучал? В нашей стране очень много отголосков знаний, кто их изучал? На это нужно потратить очень много денег. Это этнографические, это лингвистические анализы, по затратам – как сделать ядерную бомбу.

 

Как говорят злые языки, во время Второй мировой войны американцы потратили столько же денег на создание ядерной бомбы, сколько фашисты на этнографические экспедиции по поиску якобы арийских следов. Это очень дорого. После Второй мировой войны все безумно боятся фашизма, а теоретического обоснования несостоятельности фашизма до сих пор нет, точнее, оно есть, только внутри Вед. А без этого каждый год в любой стране есть вероятность того, что родится очень сильная личность типа Гитлера, обладающая сверхспособностями, и пойдет вся эта эпидемия по новой. И вы глазом не успеете моргнуть, как в вас проснется этот дух, и вы пойдете всех бить.

 

Представьте, была чума, как с ней бороться не знали, боролись тупо, окружали города карантином, и пока все не вымрут, туда никого не пускали, и оттуда никого не выпускали. По сути, тело – большой карантин, все, в ком проснулось, должны умереть, пройдет какое-то время, и всё, ушла зараза. Это непостижимо, как возник фашизм, как он развивался, и как быстро он исчез. Но с другой стороны, как всегда после эпидемии чумы остается страх – лишний раз не трогай, оно и обойдет. Из той же истории чумы мы знаем, что чума с известной периодичностью ходила по Европе до тех пор, пока не была придумана вакцина.

 

И сейчас также нужна вакцина, чтобы не появился фашизм № 2. Делать нечего, надо идеологически находить, где ошибка, эту ошибку исправлять, и правильным образом воспитывать людей. На самом деле для быдла нужны вожаки, быдло самоорганизоваться не может. Нужны умные вменяемые люди. Если эти люди будут подвержены вирусу фашизма – всё, конец цивилизации. Поэтому среди умных людей надо разъяснять природу человека, но ведь этим никто не занимается. Для людей, превосходящих нас по уровню своего неведения, нужны другие средства. В первую очередь, контроль средств массовой информации: то, что покажут по телевизору, то они и будут делать. Для них всё, что снаружи, то и программа их действий.

 

Все боятся фашизма, лишний раз пытаются его не трогать. Фашизм когда-то был с ариями, и чтобы не повторилось, понятно, что исследований по этому поводу никто не ведет. Наследие культуры пущено на самотек. Стали всплывать какие-то лингвистические моменты, Аркаим откопали, но это всё же, скорее, урывки, фрагменты, поэтому сказать, была ли это единая працивилизация или нет, – информации нет. Как оно было на самом деле – неизвестно.

 

Итак, что мы имеем? Мы имеем следующую ситуацию: мы не знаем, откуда взялись древние ведические знания. Все те знания, которые до нас дошли вдруг из ниоткуда, были привнесены в Индию, точнее, не совсем в Индию. Сейчас это, скорее, территория современного Афганистана, Пакистана и часть той же Индии. И в Индии это знание сохранилось, закрепилось. На основе этого знания стали произрастать самые разные, иногда экзотические, религиозные, философские, политические течения и учения. Чем славна Индия? Там у каждого свой Бог, своя религия, своя точка зрения. Но с древних времен, еще до разделения на какие-то религиозные доктрины, до нас дошла система самопознания, в попытке воплотить это древнее знание в жизни. И эта система самопознания называется йога. Таким образом, фактически через тысячелетия до нас дошел этот импульс сверхцивилизации. Все упражнения, которые вы так или иначе практикуете в йоге – это попытка воплотить древнее знание, это попытка помочь через те или иные физические, ментальные, психические упражнения воспроизвести это сверхлогичное знание, которое, безусловно, содержалось в Ведах. Но, к сожалению, все хуже и хуже стало пониматься и дожило до наших дней в таком виде, что его вообще мало кто понимает.

 

Этим обусловлена и судьба ведического знания. Когда Веды стали распространяться в Индии, безусловно, это была доминирующая точка зрения на жизнь. Все другие не выживали, условия были очень страшные. Кто не обладал знанием Вед, не обладал правильными мантрами – не было тому победы в войне, не было защиты от неурожая, от болезни, не было потомства. Он вымирал.

 

Потом, когда жизнь стала более сытая, всё начало приходить в упадок. Во–первых, сами брахманы, жрецы превратили это в какое-то действие и стали терять суть. Не сказать, что растеряли всю суть, но это привело к тому, что люди, которые рождались и интересовались знанием, обращаясь к первоисточнику – Ведам, натыкались на коррупцию. В попытке его переосмыслить, они начали придумывать многочисленные религии, многочисленные другие учения, течения; на протяжении всей истории Индии всё это продолжается.

 

Йога, на самом деле, уникальная система, она себя прекрасно чувствует в любой религии, если, конечно, это вменяемые религии, и это всё дошло до наших дней. Основная суть Вед – это Жизнь. Каждый из нас живой, поэтому в любом из нас есть частичка этого знания. Один из методов переоткрытия древнего знания Вед – это познание самого себя. В то же самое время древнее знание – это жизнь, окружающая нас. И другой момент познания – это черпание снаружи. Какие-то крупицы знания до нас дошли через Веды, которые интерпретировать крайне тяжело, каждый шаг, каждое слово, каждый перевод – это подвиг. Поэтому что-то мы примерно знаем, что-то мы знаем, как работает в Ведах, но большую часть мы не знаем: поменялся язык, поменялись образы, всё поменялось. Поэтому хотим мы того или не хотим, мы должны переоткрывать древние знания. Нам просто другого не дано. Часть потеряна – мы должны переоткрывать. Это очень хорошо согласуется с концепцией знаний: если кто-то, когда-то, что-то открыл, значит, это можете сделать и вы в своей личной жизни прямо сейчас и прямо здесь. Надо над собой работать. Вся йога – это набор инструментов и практик, помогающих нам быстрее переоткрывать это древнее знание жизни.

 

Теперь мы должны подойти к тому, чтобы мы осознали следующую практику. Итак, фактически вы можете приближаться к древнему знанию ведическим путем внутреннего глубинного самоанализа. А можете через взаимодействие с окружающей Вселенной. Но для этого вы должны отказаться от тех извращений и искажений, которые господствуют в западной технологической цивилизации.

 

Действительно, для западного человека всё не так. Он не так чувствует окружающий мир. Он безжалостно вырубает леса, отравляет почву, фальсифицирует пищу. Если что-то ему не нравится, то он привозит бульдозер, и всё это сносится или взрывается. Во имя сиюминутной прибыли будут отравляться реки, озера, будет уничтожаться природа. Потому что западный человек – индивидуалист. Он на всё смотрит через прорезь прицела: вот, есть я, и есть окружающая враждебная Вселенная. Но с такими умонастроениями не преуспеть ни в чем и не видать счастья ни в этой, ни в следующей жизни.

 

И чтобы нам не делать таких ошибок, надо сразу же выработать правильное отношение к окружающему нас миру. Надо понимать, что всё вокруг нас живое: растения, микроорганизмы, неживые предметы, окружающие нас, в потенциале также проявления Жизни. Если вы научитесь относиться к окружающей вас Вселенной как к чему-то живому, вы начнете глубже понимать, как это всё работает. А если вы начнете лучше понимать, то вы сможете воспользоваться сильными сторонами и избежать возможных опасностей. Если вы знаете, как механизм работает, вы можете им пользоваться. И тогда многие моменты из агрессивных, отрицательных сперва превращаются в нейтральные, а потом в очень даже помогающие.

 

И так же окружающий нас мир иногда кажется нам злобным; мир капитализма, где каждый за себя и человек человеку волк. Это индивидуализм, это бодрит, это привносит в кровь адреналин. Только потом, после какого-то количества часов, дней, лет прожитых с таким умонастроением, что кругом враги, начинается истощение организма. Вы не можете всю жизнь жить с ощущением, что кругом враги. У вас нервная система перегреется и начнет давать сбой. И как следствие придут болезни, уже вполне конкретные, на физическом уровне. Поэтому от вашего мировосприятия зависит еще и физическое самочувствие – это еще один вывод, который вы должны очень четко осознать.

 

Знание Вед – это не просто абстрактная философия. Это та философия, которая косвенно влияет на действие ваших нервных механизмов, на реакции, скрытые соматические процессы и, как следствие, метаболизм, обмен веществ.И вы либо будете болеть, стареть, страдать от бессонницы и стрессов, либо, наоборот, радоваться жизни. От правильной установки и правильных взглядов на мир зависит ваше физическое здоровье. Поэтому надо избавляться от неправильных взглядов, а сделать это очень тяжело.

 

Мы слишком долго считали, что кругом враги. Как в рекламе, домохозяйкам: «Купите наше мыло, и у вас ни одного микроба не будет». Это фрагментарное мышление. Это очень опасно, когда у вас нет ни одного микроба, чрезвычайно опасно. Во-первых, снижается ваш иммунитет, приспособляемость, организм всегда должен быть в тонусе. Во-вторых, когда на руки попадает действительно страшный микроб, он прямехенько, по чистой дорожке попадает к вам в организм, а так бы ему еще сражаться со множеством себе подобных.

 

Западное шизофреническое, фрагментарное мышление – это когда мы копаем яму сами себе в будущем. Точно так же все эти антибиотики, эти технологии по быстрому выращиванию еды. Мы считаем, что кругом враги, надо защищаться, надо изменить мир под себя. Иногда надо изменять мир, но надо также менять и себя под мир. Надо заботиться не только о том, чтобы не было микробов, а также и о том, чтобы был сильный иммунитет.

 

Мы считаем, что кругом враги. Своими поступками мы, действительно, создаем такую ситуацию, что все начинают шарахаться и нас воспринимать как врагов. И с нашей точки зрения воспринимается, что снаружи, действительно, враги. Как в мультике: мы скорчили страшную физиономию окружающему миру, и эта гримаса отразилась в окружающей Вселенной и вернулась к нам, а мы – еще страшнее физиономию, и по нарастающей.

 

Надо когда-то остановиться! И для этого мы проведем практику под кодовым названием «Ручеёк». Смысл заключается в следующем: вы должны почувствовать, что вокруг всё живое. Мы слишком долго привыкли думать, что вокруг всё мертвое и злобное. Нам нужна подсказка, чтобы потом мы воспринимали всё окружающее как Жизнь и только потом как предметы, через которые эта жизнь проявляется. В голове эта жесткая, неправильная концепция Вселенной начинает от вас как грязь отваливаться, и вы по-другому начинаете воспринимать мир: с большим доверием, гармонией, начинаете его больше чувствовать, и подходите к тому, что называется в Ведах законом Рита, или законом гармонии. Это, по сути, некий ритм Вселенной. Если вы попадаете в него, то знаете, где напрячься, где расслабиться, где доверять, где обособиться, где идти вперед, где стоять. И главное, чтобы он выработался на подсознании, чтобы вы, не думая, ощущали гармонию Жизни.

 

Вопрос: Есть ли смысл в переводе, ведь в оригинале мы хоть и не понимаем, но это идет от первоисточника, а перевод может быть истолкован не так?

 

Есть, и очень большой смысл. Чтобы перевести то или иное духовное знание с одного языка на другой, необходимо взять духовное знание, разделить его на три вида мантр: мантру Энергии, мантру Сознания и мантру Имени. По отдельности переводите каждую, а затем переплетаете, как это было в первоисточнике. И в первую очередь задачей самой Елизаренковой было сделать хороший лингвистический перевод, или передать всю ту часть, которую можно было бы с той, формальной точки зрения передать. Есть, к примеру, знание языка ведического, есть набор слов, есть какие-то законы, правила, получается, что это – небольшая часть, которая отчасти соответствовала бы мантрам Сознания. Другая часть, которая там присутствует, это мантры Имен. О любимом нами древнем рише Васиштхе мы узнали благодаря тому, что это имя было перенесено так, как было в первоисточнике. То есть уже другая составляющая сохраняется. Что же касается третьей части, общекультурной, то, безусловно, тем и отличается академический перевод. А я хочу сказать, что это – академический перевод, который был выполнен, когда еще существовал СССР с мощнейшей Академией наук, с мощнейшими ответвлениями, которые занимались востоковедением. Это не современный эзотерический перевод, когда человек вчера переводил детективы, а сегодня сел переводить йогу, – нет! Это люди, которые очень глубоко изучали традицию, историю, общий культурный, религиозный, политический фон – всего по чуть-чуть. И ценность всего перевода очень большая.

 

К примеру, упоминаются предметы быта, которые сейчас уже не употребляются. Мое любимое сравнение, которое упоминается в Анандалахари, упоминается стрекало. Кто из вас знает, что такое стрекало? Есть другое латинское слово – «стимул». Знаете, что такое стимул? Это острая палочка для погоняния осла, называется стимул. Потом оно, безусловно, изменило свое значение и превратилось в некое средство, которое нас стимулирует, и это всё претерпевает какие-то метаморфозы и изменения. Поэтому эти переводы чрезвычайно полезны.

 

Другой разговор: чем плохой ученый отличается от хорошего? Плохой ученый всё знает. Хороший ученый аккуратненько высказывает гипотезы о том, что более или менее известно, и не заходит на территорию, где он «ни ухом ни рылом». Вот этим, в частности, и отличались переводы Академии наук СССР, касаемо этих знаний, – тем, что где они чувствовали, что от них что-то ускользает, оставляли эту часть нетронутой. А там, где, действительно, лингвистический анализ, изучение культурной среды однозначно позволяли говорить, что есть что-то, они это высказывали.

 

Мы говорили про комментарии к Ведам, где их взять, и где брать литературу. Я хочу вас уверить, что в научной среде вы встретите более адекватные комментарии, точки зрения, чем во многих религиозных течениях в той же Индии, где нет ни датировок, ни вообще ничего. Спроси их: «Что такое Веды?», – они ответят: «Веды, это – да». « А сколько им лет?», – «Как, сколько? 50 тысяч, нет, 60 тысяч». «А откуда взял?» – «Цифра понравилась». Никакого радиоуглеродного, лингвистического, сравнительного метода. Есть у нас такая хронологическая черта – буддизм 2500 лет назад. Понятно, что буддизм – достаточно молодая религия в этом смысле; нет даже малейшего упоминания. Даже тексты, связанные с буддизмом, используют другие слова, мысли и так далее. Вот в этом ценность огромнейшая.

 

Что же касается толчка передачи знания, с этим тяжело, друзья. Вот, мы здесь все собрались, изучаем древнюю традицию йоги на Западе. А в Индии (и это не сказки) прежде, чем в какой-нибудь ведический храм зайти, вас спросят вашу готру, к какому роду вы принадлежите. Для нас это как-то абстрактно, для американцев – еще более абстрактно может быть. Как – готра? А там очень-очень четко.

 

И наши подсуетились, и гиды, которые возят по Индии, нашли соответствующего риши, который отвечал именно за это направление, которое соответствует России. Нашли, соответственно, мудреца, где надо сказать имя, те закивают в знак согласия – заходи, а местного шудру на порог не пустят. Это не так: «Здрасьте, я Веды пришел изучать, где у вас брахман?» Во-первых, у вас спросят кто вы, к какому роду-племени принадлежите. Там это очень четко, очень важно. А чтобы столкнуться с первоисточником, к вам будут присматриваться очень долго.

 

В этом отношении сила и слабость. Сила в том, что остается сохранить хоть какие-то крупицы знания нетронутыми. А слабость в том, что обычному человеку с Запада получить практически невозможно. Что с этим делать, я не знаю. Поэтому любой вклад со стороны науки, хоть даже просто публикации, со стороны интереса к этой теме значительно позволяет сохранить и переоткрыть.

 

В вашем представлении, друзья, особенно у студентов Международного Открытого Йога Университета, особенно у тех, кто никогда не был на Востоке, Индия предстает такие академическим городком, где большой университет, типа МГУ, внутри сидит главный йог и совет директоров из глав брахманов, которые знают всё четко: по пятницам – посвящение, по субботам – посвящение в другие практики, всё расписано. Ничего подобного нет! На Востоке всё, что есть, это огромное количество религиозных течений, не совсем вменяемых, иногда даже реакционных. Полнейший развал, никакой датировки нет, всё перемешано. Есть, правда, такие подвижники, упоминаемые на этом семинаре; дядечка такой был, Дандекар. Так ему, бедолаге, досталось от местных националистов. Национализм – он везде национализм, и индусский национализм ничуть не хуже и не лучше, чем, к примеру, немецкий или кого-нибудь другого народа. К сожалению, так получается, что начинают под это дело эксплуатировать древнее знание Вед, которые к этому не имеют отношения.

 

Вопрос: Можно ли на свою интуицию полагаться во время изучения Вед, отточив логику. Или интуицию нужно тоже как-то логикой подкреплять?

 

Хороший вопрос! Что нам: белые пришли – грабят, красные пришли – грабят, куда бедному крестьянину податься? Там брахманы не дают знания, тут попса под видом знаний непонятно, что дает. Куда бедному йогу или йогине податься? В этом решении алгоритм достаточно простой и четкий. Первое: всё, что когда-то было достигнуто древними Учителями-риши, может быть достигнуто любым из вас. Каждый из вас может переоткрыть древнее знание Вед, или, по другому, – йогу. Более того, древнее ведическое знание в этом смысле должно быть переоткрыто каждым человеком. Никто за вас ваш путь не пройдет. Могут быть созданы благоприятные условия, чтобы вы размышляли, работали над собой, анализировали те памятники, в том числе и Веды, которые дошли до нас. Но никто вместо вас духовный путь по осознанию этого древнего наследия не пройдет. Поэтому ваша задача – переоткрывать древнее знание.

 

Собственно говоря, когда учитель передавал ученику посвящение в Веды, происходил (да и сейчас происходит) странный процесс. Достаточно двум людям какое-то время быть рядом, изучать какие-то общие концепции, как-то на одной духовно-ментальной волне оказаться, как, подобно тому, как один факел загорается от другого, что-то невербальное начинает перетекать. Или может быть по-другому: создаются благоприятные условия, чтобы человек сам, внутри себя переоткрыл духовное знание Вед. Очень трудно сказать, потому что это – невербальное знание. Поэтому даже если вас будут окружать брахманы, дважды рожденные, носители ведического знания, нет никакой гарантии, что вы получите импульс посвящения. В конце концов, огромное количество Учителей человечества только и делало, что учило, и, по идее, все должны были бы просветлиться. Однако мы видим, что даже ближайшие ученики иногда не дотягивают до Учителей. Здесь есть некие принципиальные ограничения устройства нашего мира. Поэтому, в первую очередь, вы должны внутри выработать очень четкое, жесткое, недвусмысленное отношение ко всем знаниям. Всё, что когда-либо было понято, открыто, вы можете сделать или переоткрыть. Если вы считаете по-другому, то у вас в голове есть фундаментальное препятствие на пути всего йоговского знания, и вас учить дальше бесполезно. Это очень серьезная внутренняя установка: повторить путь риши – переоткрыть йоговское знание. По-другому не бывает, даже если вас будет учить самый главный Васиштха.

 

Второе: всё знание делится на три составные части: глупость, логичное знание и сверхлогичное. Логика – частный случай сверхлогики. Все духовные знания, которые составляют часть жизни, – суть содержания Вед – не противоречат логике, а являются частным случаем сверхлогики. Поэтому необходимо всеми силами бороться со своей глупостью, мракобесием, сном разума. Вы должны бороться со всякой непоследовательностью, со всем тем, что делает вас слабым в интеллектуальном плане, как бы это ни называлось. Пусть это будет пятьдесят раз ведическое знание, но если вы чувствуете, что прёт мракобесием, – бросьте. Это не ведическое знание, это чушь собачья. Поэтому вы должны всячески развивать свой разум, логику. Вы должны трезво, здравомысляще подходить к решению вопросов, оттачивать свой разум, доводить его до совершенства. Не бояться логику своего разума направлять на всё. Ваш разум должен быть как собака натасканная, чтобы нелогичность, глупость порвала, чтобы пух и перья летели. Но разум ничего не сможет сделать со сверхлогичным знанием, он просто сломает об него зубы.

 

Мы, с одной стороны, боремся с мракобесием, оттачиваем разум. Но при этом, в отличие от западных людей, которые молятся на разум, понимаем, что есть явления во Вселенной, которые обычный логический наш разум понять не может. И не надо обожествлять свой разум. Это лишь хороший инструмент. Им необходимо научиться пользоваться, но никогда нельзя быть рабом своего разума.

 

И поэтому, когда к нам приходит то или иное знание через необычные каналы восприятия (тактильные, эмоциональные, художественно-поэтичные), мы должны понимать, что это всего лишь оболочка в виде красивого поэтического произведения, в виде красивой картины, в виде Ньяса йоги – в идее чего-то, что мы ощущаем. Иногда наши чувства являются контейнером сверхлогичности. И поэтому мы должны также с доверием и вниманием относиться к своим эмоциям, чувствам, переживаниям. Но в то же самое время подвергать их проверке на разумность, на логику.

 

Иногда с чувствами приходит глупость, а иногда с чувствами приходит откровение с небес. И как бедному крестьянину разобраться? Очень просто: отточить свой разум и направить его. Если ваш разум расправится, где была глупость, значит, это не было сверхлогикой. Если есть что-то сверхлогичное, оно всегда ускользнет от разума, вы никогда его не схватите. Поэтому оттачиваем свой разум, доверяем Вселенной, своим ощущениям. Отыскиваем сверхлогичное, которое будет приходить через образы, переживания, ощущения, воспоминания, сны и так далее.

 

Вот основная стратегия движения. Альтернативы нет. Если вы считаете, что кто-то за вас пройдет путь йоги, то вы ошибаетесь. Если вы думаете, что где-то в Гималаях есть величайший Гуру, который вас увидит, дотронется до вас и скажет: « Ого-го, ай-ай!» – и вы тут же просветлитесь и скажете: « О-о-о, я вижу!», то вы глубоко ошибаетесь. Помогать можно только тому, кто сам себе помогает. Ни один мудрец-риши, дважды рожденный, не пройдет за вас ваш путь; это невозможно. Во Вселенной нашей каждый живет своей жизнью.

 

Вопрос: Почему на каждой лекции мы приходим к аксиоматике йоги?

 

Аксиоматика йоги как высшая математика. Вот, есть высшая математика, без нее невозможна наука, невозможны автомобили, сотовые телефоны, цивилизация – вообще ничего невозможно без науки. А наука не может без математики. Аксиоматика – это логичное знание как высшая математика, применяя которое можно получить физику, химию, биологию и так далее. Если есть аксиоматика, и мы применяем ее в жизни, то мы можем, в принципе, вывести любое упражнение, начиная от стойки на голове, заканчивая тем, почему нужно попеременно дышать, то через одну, то через другую ноздрю; всё это выводится. Другое дело, что приходится человека обучать без объяснения, и не объяснять ему сложную аксиоматику. Пока он ее вызубрит, пока он дойдет, зачем нужно вдыхать через одну ноздрю, а выдыхать через другую, много времени уйдет. Поэтому где-то здесь присутствует момент доверия.

 

Вопрос: Откуда взялась йога?

 

Йога – это попытка воплотить древнее знание Вед в нашей повседневной жизни. Фактически йога – это когда берется невербальное знание, потом на какой-то момент превращается в какие-то логические построения, эти построения – в методики, методики – в упражнения. А упражнения мы все делаем на занятиях. Вот такая цепочка.

 

По сути дела, аксиоматика содержится в Ведах. Ей больше неоткуда взяться, друзья, у нас больше нет другого источника. Грубо говоря, Веды – самый древний, дошедший до нас источник знания. Читать их тяжело, там иносказательный, туманный язык. Много что поменялось, но с другой стороны, фактически все философские системы, которые дошли до нас, берут свое начало из Вед. Что было до Вед, мы не знаем. Ничего не сохранилось более старого, чем Веды. Не сохранились какие-то промежуточные источники знания, которые дали толчок для того, чтобы возникли Веды.

 

Представьте себе, вы – археолог. Вы начинаете копаться: древний слой – примитивные постройки. Далее, более сложные строения, еще – замки, еще – хрущевки. Мы видим, как эволюционировала мысль. Ситуация такая, что у нас нет никаких источников и памятников, которые были бы древнее, чем Веды. Елизаренкова приводит такой пример образный, что любая река начинается с источника. Сперва маленький ручеек, затем шире, шире, а потом полноводная река течет. В отношении Вед это не работает. Веды сразу являются полноводной рекой, как если бы эта река вытекала бы из гигантского озера. Мы не знаем, что это было за озеро. Ничего не сохранилось в качестве предыстории. Поэтому вся аксиоматика должна содержаться в Ведах.

 

Итак, мы сейчас будем практиковать Рита йогу. Кто не знает, что это такое? Концепция постижения Вселенной, которая наблюдается в древних знаниях Вед, говорит нам следующее: мы должны развивать разум, но в то же время не пренебрегать сверхлогикой, Жизнью. Понятие Жизни сверхлогично. Но это не значит, что нужно забыть про свой интеллект. Чтобы гармонично развиваться, мы должны как оттачивать свой интеллект, так и работать со своими переживаниями, ощущениями, так как они могут стать контейнерами, чтобы пришла сверхлогика.

 

Когда вы читаете в древних поучениях опыт йогический, такой, что после занятий человеку что-то открылось сверхлогичное, то, поверьте, это было обличено в конкретные чувства и переживания. Это были обычные чувства и переживания, но интерпретировались они совсем по-другому.

 

Поэтому мы должны быть гармоничной и сбалансированной личностью. Мы должны оттачивать как интеллект, так и чувства, ощущения прекрасного, ощущения поэзии, ощущения красоты, ощущения единства всего живого. Мы должны это чувствовать, шкурой чувствовать. Грубо говоря, быть на одной волне с окружающей Вселенной, в резонансе. Только лишь тогда начнет работать помимо нашего разума и нашей логики еще наша высшая интуиция, которая распознает сверхлогичность. Если мы приближаемся к сверхлогичности, мы начинаем понимать основной закон Вселенной, который назывался законом Рита, законом гармонии, законом уместности.

 

Есть такая связка, наблюдаемая древними мудрецами: как только древнее знание открывается вам, вы испытываете мощнейший эмоциональный толчок радости и счастья. Как правило, когда человек испытывает толчок радости и счастья, ему хочется танцевать, приплясывать. Поэтому есть практика от обратного: если вы найдете гармонию танца, гармоничных движений, где в едином порыве и ваше физическое тело, и ваши эмоции, и ваш разум сольются, то получится танец. Если вы будете вовлечены в этот танец, то поймете космический танец. Потому что всё вокруг вас – живое. Оно так же в этом танце экстаза проходит свои стадии трансформации. Зима уходит, приходит лето и так далее. Поэтому существует такое указание – танцевать. Но беда в том, что танцевать мы не умеем. Мы зажаты. Наш интеллект всего боится. Наш интеллект говорит нам: «Вот, начнешь танцевать, на тебя будут все пальцем показывать: вот придурок!» Это дело интеллекта. Человек, не отягощенный интеллектом, обычно таких проблем не испытывает. Ему захотелось потанцевать – он и погнал. А мы, люди разумные испытываем в этом отношении известный сдерживающий фактор интеллекта. Наш разум и наша логика начинают претендовать еще на сверхлогику. От этого всегда всем плохо бывает. Разум нужен, но он должен знать свое место.

 

И таким образом, чтобы вам научиться танцевать, вам нужно сделать обратную процедуру. Если танец называется у нас Рита йогой, то нужно сделать танец Амриты («ам» означает отрицание). Или по-другому: вы должны попробовать танцевать некрасиво, вызывающе, уродливо. Как только вы внутри себя ощущаете, что вам не всё равно, что о вас скажут, вы тут же начинаете танцевать некрасиво, сознательно – это танец Амриты. Это небольшое количество яда, которое, как ни странно, действует как лекарство. Танцевать Амриту крайне затратно. И рано или поздно, вы, даже не отдавая себе отчета, из состояния Амриты (некрасивого, негармоничного танца) незаметно для себя будете переходить в гармоничный танец. На этом построена практика Рита йоги. Что мы сейчас будем делать? Мы будем танцевать некрасиво, а затем незаметно для нас эта некрасивая часть будет переходить в красивую.

 

 

 

 

 

 

 

Вадим Опенйога

 

Текст напечатан и отредактирован: Светлана Гаятри, Ольга Манина, Алсу Зинченко, Дмитрий Кирсанов, Майя Постаногова, Лилия Воронкова

 

Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайт: www.openyoga.ru

 

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

 

 

Поделиться Тантра Йогой:

Добавить комментарий